C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рецензии на произведение «Нравственность»

Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Николай, советские песни - классика, единство поэзии и музыки, хорошо, что Вы "Гармонью" собрали их в один строй. Такие песни не стареют, они для души, для семейных праздников, для дружеского общения. В конечном счете, они славят советскую эпоху, которую нас призывают забыть.
Желаю СЧАСТЬЯ! Лариса

Коршуниха62   15.02.2016 15:54     Заявить о нарушении
Спасибо,и Вам желаю Счастья.
С уважением.

Николай Мурашев   15.02.2016 18:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Внимательно прочитал очень интересные, справедливые и актуальные
Ваши размышления о нравственности и понял, что и для меня важно
сформулировать своё отношение к такой категории человечности.
"Нравственность - убеждения не для удобства проживания человечества,
а для жизни достойной человека". Наверное, как-то так...
Спасибо Вам,Николай, что дали возможность ещё раз задуматься над этой
категорией. С Искренностью.

Евгений Ханкин   30.01.2014 17:12     Заявить о нарушении
Евгений, рад знакомству. Спасибо за добрые слова. С уважением.

Николай Мурашев   31.01.2014 01:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Актуальная статья, уважаемый Николай. Пояснение относительно морали и нравственности очень полезно для многих. Обратимся к словарю Ожегова, авторитетному толкователю русского языка. " НРАВСТВЕННОСТЬ. Внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами." "МОРАЛЬ. 1.Нравственные нормы поведения, отношений с людьми, а также сама нравственность. 2. Логический, поучительный вывод из чего-нибудь. (например, мораль басни Л.Б.) 3. Нравоучение, наставление (разг.)" У Вас же развёрнутые размышления о природе нравственности и, как синониме её, морали. Ожегов же немного расширяет определение морали, из которого, думаю, следует, что абсолютного тождества здесь нет. Я, благодаря Вам, буду более осторожно относиться к применению этих терминов. Попытаюсь только внести одно замечание." Человек как единица населения не представляет нравственного начала, поскольку его бытие определяет и его мировоззрение, и его поведенческий кодекс. Нравственность возникает только, когда человек находится среди людей, то есть общество представляет нравственные начала для его членов." Пишете Вы. Думаю, это не совсем точно. Тот же Робинзон Крузо, читал сохранившуюся на корабле Библию, на чём и складывалось его понимание нравственности. И поступал он в соответствии с этическими нормами морали к Природе, животным и растениям. И главным, судя по всему, в его в поведении была любовь к окружающему миру, благодаря которому он и остался жив. В соответствии с теми правилами он и спас Пятницу и обрёл преданного друга.
И ещё. Я как-то написал миниатюру о нецензурных словах, в которой указал, что для многих издателей, редакторов да и авторов нецензурными стали и, в частности, такие слова как нравственность, мораль. К великому сожалению. А потому наше общество серьёзно больно.
Рад, что не ошибся в своём прогнозе, сделанном на основе Вашей рецензии: творчество Ваше интересно и познавательно.
С уважением и добрыми пожеланиями,

Латиф Бабаев   22.02.2013 14:08     Заявить о нарушении
Латиф, спасибо за добрые слова.
Определение термина "нравственность» в словаре С.И. Ожегова основано на словосочетаниях: «внутренние духовные качества», «этические нормы», «правила поведения». Каждое из них представляет понятийную туманность. В первом случае резонно заметить, что при наличии «внутренней духовности» непроизвольно пытаешься представить образ «внешней духовности», при этом шалея от туманности понятия термина «духовность». Когда говорят «нормы», понимаешь – то, что достаточно или то, что дозволено. Но, что значит – достаточно? Кому? Но, что значит дозволено? В современном праве всё, что не запрещено – разрешено, то есть, нормы – это то, что за границами права. При этом их множество не опубликовано и не известно. Из правил поведения опубликованы лишь правила дорожного движения, «Клятва Гиппократа», «воинские уставы», да технологические инструкции. Исходя из этого, можно приведенное определение «нравственности» признать наукообразным и не научным.
В отношении термина "мораль» как «Логический, поучительный вывод из чего-нибудь». Не более чем вычурное замещение терминов: «итог», «резюме», «вывод». Нравоучение и наставление – средства воспитательного воздействия. Их направленность подчинена цели воспитателя. Называть их «моралью» можно, если только очень хочется. Но, латинский термин “moralis” в русском языке соотносится с термином «нравственный». Ну и, если словарь толкует мораль как «сама нравственность», то только это понимание и нужно считать научным. С уважением.

Николай Мурашев   22.02.2013 20:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

А можно узнать на какую возрастную группу людей или на какой круг людей ориентирована эта статья?

Морис Федо   05.12.2012 15:51     Заявить о нарушении
На любознательную, Морис. Находящую в тексте не только повод для возбуждения эмоций, но и для анализа, для формирования своего суждения, для испытания его в дискуссии, для тех, кому интересно ознакомление с туманностью русского языка, так показавшуюся мне. Хочется, чтобы читатель к любой информации подходил критически. С уважением.

Николай Мурашев   06.12.2012 21:03   Заявить о нарушении
Тогда, если вы рассчитываете на любознательную аудиторию (а это преимущественно молодое поколение), хотелось бы чтобы текст не был сухим и наполненным слишком бюрократическими фразами, как из нудного школьного учебника где нет картинок и где сплошной текст. Постарайтесь заинтересовать читателя. Попробуйте описать словами картину что такое нравственность в современной жизни, и побольше таких простых и наглядных примеров, и ХОРОШИХ примеров. Вот я, честно говоря, так и не понял из всей статьи что такое нравственность туман так и остался. Статья ваша кричит, крик оглушает, понятно что есть крик но о чём крик - так и не понятно.
Вот если бы вы написали статью так же как сказку о молекулах, то это было бы гораздо интереснее. А особенно если бы вы раскрыли как объяснить ребёнку что такое нравственность - цены бы вам не было. Вот приходит ребёнок и спрашивает: что такое "нравственность"? Про выборы ему не расскажешь, про крепостное право и инквизицию с пытками тоже.
Со своим произведением "Сказка о молекулах" вы стали на путь объяснения на доступных понятиях. Не сворачивайте же с этого пути!

Морис Федо   06.12.2012 21:25   Заявить о нарушении
Морис, спасибо. Обещаю подумать и улучшить статью с учётом Ваших предложений. Хотя, я - сухарь, и в этом Вы абсолютно правы. Нравственность - это качество отношений. Другого понятия у термина я не нашел. Отношения, с которыми мы сталкиваемся, разные по качеству. Объяснять их ребёнку только на примере благостных её проявлений, значит, дурачить его. С уважением.

Николай Мурашев   06.12.2012 23:25   Заявить о нарушении
Я тут подумал как упростить понятие нравственность. Мне кажется что нравственность = что такое хорошо, что такое плохо. Есть даже стихотворение на эту тему.

Морис Федо   08.12.2012 15:15   Заявить о нарушении
Морис, мне приятно Ваше отношение к поиску сути. С Вашим предложением можно было бы согласиться в такой редакции: нравственность - это то, что хорошо или плохо в человеческих отношениях. Отношение к себе не имеет оценки нравственности. С уважением.

Николай Мурашев   08.12.2012 20:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Очень хорошо и необходимо.
И вывод верный – о словарях и околонауках…
Но характерно только для "брошенных" - и человека, и общества, и государства.

«Нравственность – это набор законов и принципов поведения, задаваемых с рождением человеку, независимо от его расовой, религиозной и государственной принадлежности, которые позволяют ему формировать жизненное пространство и улучшать образ жизни, т.е. выживать, но в соответствии с идеалами и высшими интересами, согласованными с Богом (Планом, Замыслом). Поэтому нравственность может противоречить морали. Нравственности не обучаются, но она при наличии ответственности и свободы воли проявляется в процессе жизни через склонность к прекрасному, благу и добру с угодничеством. Сопричастность совести позволяет утверждать нормы поведения, основанные на наследовании уважения морали и обычаев предков, на которых держится общество. Нравственные нормы - это, по сути, знаки безопасности на жизненном пути человека, которыми снабдила его Природа, чтобы предупредить об опасностях решений, которые могут привести к потере и уходу (разврату) от Пути.

«Совесть - это одно из духовных тел, которое отражает законы проявления воли Бога в виде комплекса требований и критерия естественного развития человека». Совесть является одним из проявлений Божьего влияния на сердце человека. Это заданность, служащая мерой и эталоном проверки значимости происходящего и правильности выбираемого направления излияния духа, как основы жизненного пространства человека. Использование совести позволяет проверить мотивацию, цели, мысли, чувства, переживания и волевые действия, которые соотнесённые с Замыслом, позволяют трезво оценивать производительность и плодовитость нашего труда. Совесть – это критерий, эталон того идеального, на что человек должен ориентироваться при формировании своей реальности. Совесть нередко бывает непрошенной гостьей и при непонимании или нежелании слушать ее голос, происходит убегание от возникающих при этом мук, которое проявляется в разных формах – от пьянства до незатейливых влечений в виде рыбалок, филателий и т. п. Попытка «растворить совесть>> приводит к тому, что человек или заболевает, или превращается в преступника, или в импульсивного психопата. Часто «больную совесть» заглушают страх и стыд, пытающиеся возместить ее повышенным вниманием к ритуалам. «Преувеличенная совесть» - приводит к моральным срывам, а «сверхсуровая совесть» - связана с патологической преступностью. Совесть не следует путать с убеждениями. Но есть ложная совесть - как самооценка человека, зависящая не от воли Бога, а от отношения окружающих людей. Человек, действуя по принципу "не пойман - не вор", не терзается угрызениями совести до поры, пока его не "поймают", да еще и устыдят, и подвергнут позору. А если, будучи невиновен, он случайно оказался в глупом положении, свидетелем которого стали люди, то только тогда он чувствует стыд и сразу же начинает извиняться и оправдываться, но перед людьми, а не перед Богом. Человек с ложной совестью, постоянно успокаивая совесть от Бога, пытается выглядеть благочестиво в глазах окружающих его людей. Потому он испытывает раздражение и ненависть по отношению к обличителям и вместо того, чтобы радоваться обличению, которое могло бы помочь ему увидеть себя со стороны и получить для своих дел оценку Бога.
Кстати – это одно из разграничений человека, от нелюдя.

«Мораль – это свод правил поведения и набор ценностей, выработанные сообществом людей на основе многолетнего опыта, которые способствуют выживания социума и с которыми каждый человек вынужден соглашаться под нажимом извне». Причём у разных сообществ могут быть разные моральные ценности, которые в одинаковых ситуациях определяют различные поступки людей. Первый известный моральный свод дан людям Моисеем. Мораль позволяет гармонизировать отношения между людьми. Запрещение аморальных поступков и действий входит в обычай людей и со временем становится законом. Часто служит характеристикой душевного состояния. Проявляется в храбрости, дисциплине, верности, терпимости, уважении, открытости, преемственности, энтузиазме или желаниях переносить лишения.
«Моральные нормы – это принципы правильного или неправильного поведения, введенные в общество для разрешения проблем с вредными последствиями, которые не могут быть объяснены или на которые нельзя подействовать рациональными мерами».
«Мера – это своего рода зона, в пределах которой данное качество может изменяться, сохраняя при этом свои существенные характеристики». Критерием нарушения границ служат такие чувства как стыд, боль, страдание, восторг или восхищение, с последующей неудовлетворенностью и потерей силы и энергии. Но это свойственно лишь Человеку…

«Закон – это форма проявления Бытия (духовный импульс, побудительный мотив), которое, координируя усилия, последовательно и настойчиво приводит План к завершению». Есть Высшие и низшие законы. Высшие законы не отменяют низшие, но, действуя в иной плоскости (измерении), создают впечатление самостоятельности. Поэтому объяснение происходящего как случайное событие, происходит не из-за ошибочности или отсутствия Высших законов, а из-за недостатка сведений о них. Закон, лишенный связи с побудительным мотивом, превращается в обременительную обязанность, незаметно переходя и - подменяясь «понятиями».
Возникает 2 основных вопроса.
1. Почему «всё так туманно» - о необходимом?
2. И кто и для чего создаёт «туман».

Солнца Г.И.   22.10.2012 15:33     Заявить о нарушении
Уважаемая Солнца Г.И., спасибо за рецензию. Прочитал с интересом. По поводу некоторых приведенных понятий терминов хочется сказать следующее:
1. По термину «нравственность». Набор законов и принципов поведения, формируемых человеком в процессе жизни с рождения, которые позволяют ему формировать жизненное пространство и улучшать образ жизни, т.е. выживать, в моём представлении есть «Поведенческий кодекс человека». Оценка же качества законов этого кодекса, применительно к отношениям человека к другому человеку, а в целом к обществу, государству и природе, даваемая сторонним оценщиком является суждением об их соответствии его мировоззрению и именуется «нравственность».
2. Нравственность свойственна не только человеку, но и нравам общества, и законам государства. Это проявляется в оценках людей, в оценках их отношений к обществу и государству.
3. В отношении морали и нравственности показательна следующая информация из ВИКИПЕДИИ:
Нравственность — термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики[1]. В более узком значении нравственность — это внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести и свободной воле — в отличие от морали, которая, наряду с законом, является внешним требованием к поведению индивида[2]. Этика же — название науки о морали.
/Мой комментарий: любое действие человека по этому толкованию характеризует его нравственность. Это справедливо. А оценка качества этих действий другим человеком, может быть как положительной, так и отрицательной. Но всё равно она будет называться нравственностью/.
Не существует единства мнений по поводу соотношения нравственности и морали. Нередко нравственность трактуется как синоним морали, но со времени Гегеля принято различать мораль (нем. Moralität, англ. moral, morality) и нравственность (нем. Sittlichkeit, англ. morals, virtues). Согласно разделению этих понятий, нравственность является внутренней установкой человека — в отличие от морали, которая (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида. При таком взгляде на мораль, она признается «протезом нравственности».
/Мой комментарий: в любом случае нравственность и мораль – качество отношений человека, общества и государства, оцениваемое на основании мировоззрений людей, нравов общества, законов государства, редко прибегающих к трактатам этики./
С уважением.

Николай Мурашев   23.10.2012 08:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Мораль и нравственность - зыбкие, субъективные и неоднозначные понятия.
В критических ситуациях человек вкорне меняется и отбрасывает эту облочку морали, если она ему мешает. Во время гибели Титаника это ярко проявилось - мужчины лезли на спасательные лодки и плоты через женщин и детей, а моряки по ним стреляли.
Двуличие, ложь, обман в человеческом обществе - распростраенное явление и какая тут может быть мораль? Мораль - фиктивная оболочка для прикрытия пороков человеческих и всего-то!

Алекс Савин   29.08.2012 21:53     Заявить о нарушении
Саша, говоря, что « Мораль и нравственность - зыбкие, субъективные и неоднозначные понятия, Вы меня заинтриговали. Дайте, пожалуйста известные Вам определения.
Далее. Вы пишете: « В критических ситуациях человек в корне меняется и отбрасывает эту оболочку морали, если она ему мешает. Во время гибели Титаника это ярко проявилось - мужчины лезли на спасательные лодки и плоты через женщин и детей, а моряки по ним стреляли». Убеждён, что краткость времени, уделённого Вами статье и рецензии, не позволили Вам вспомнить про Александра Матросова, Зою Космодемьянскую, Молодогвардейцев, имена погибших пионеров-героев (это из времён Великой Отечественной войны), героев лётчиков, погибших на территории ГДР, спасая жителей немецкого города от падающего самолёта, а также космонавтов СССР и РФ, а также замечательных имён граждан СССР и России.
Нет, убеждён – Вы поспешили с резолюцией. Потом, документалисты свидетельствуют, что в панике во время крушения Титаника много лодок отошло от парохода полупустыми.
Вы спрашиваете: «Двуличие, ложь, обман в человеческом обществе - распространённое явление, и какая тут может быть мораль?» Да, мораль бывает разной, но она – мораль.

Николай Мурашев   31.08.2012 19:37   Заявить о нарушении
Жизнь любит разнообразие - в ней есть то и другое. Матросов и Зоя - единичные явления, а подлость и ложь - массовое.

Алекс Савин   31.08.2012 20:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

О, Николай, всегда считала "нравственность" производным от "нрав" - характер, о чем, впрочем, говорите и Вы.
Нрав - бывает кроткий, голубиный (разг), крутой нрав, норов. Нравственность же - характЕрность, совокупность морально-этических норм поведения, жизненного уклада как отдельного человека, так и социума, отрезка времени (О, времена! О, нравы!).
В Вашем понимании нравственность – это особое качество отношений. Вы же совершенно логично подкрепляете свои доводы о нравственности примерами.
И, все-таки, в этом случае, расхождение в понимании некритично: Вы делаете вывод "Нравственность – это производное общественно-экономической формации (ОЭФ), отражающееся в политической организации общества и качестве государственной власти". С огромным удовольствием соглашаюсь!
Спасибо, Николай, статья очень интересна, не удивляйтесь, если буду вновь к ней обращаться - за одно прочтение Ваши статьи мною воспринимаются с трудом.
Но, коль у меня прозвучала крылатая фраза "О, времена! О, нравы!", которой не одна тысяча лет, остается надежда, что постепенно люди и политический строй, все-таки, становятся не столь кровожадными и жестокими. Не пройдет и тысячи лет, как коррупция, уродливый прагматизм и недальновидность государственных мужей будет искоренена.

С улыбкой,

Нэля Березная   21.07.2012 23:26     Заявить о нарушении
Нэля, Ваша уверенность «Не пройдет и тысячи лет…» призывает к долголетию. Уж очень хочется увидеть мир без уродов. Будем жить!

Николай Мурашев   22.07.2012 19:36   Заявить о нарушении
Без вариантов, Николай!

Тоже хочу предложить Вам удивительного поэта Михаила Болдырева http://www.proza.ru/avtor/mboldyrev Читаю его стихи уже по второму кругу. Дар от Бога - словно родник животворный его образы.

Николай, если вдруг сейчас прочтете - взгляните на небо: никогда еще не видела такой луны! Молодой месяц, огромный, словно призрачный. Такая красота!

Нэля Березная   23.07.2012 22:12   Заявить о нарушении
Везёт же людям!!! А у меня небо затянуто облаками. Эх!

Николай Мурашев   23.07.2012 22:36   Заявить о нарушении
Расстроилась сильней, чем Вы, наверное. Такое чудо просто необходимо было увидеть!

Нэля Березная   23.07.2012 22:56   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Нрав, норов, нравственность и отношение к этому понятию - все это эффекты биохимии мозга, которая в наше время успешно управляется теми, кто это понял. Коррупция - один из инструментов. Знания - в основе и управления и контруправления. Опять приходим к проблеме образования: позволить или не позволить обществу быть образованным?

Светлана Будяшкина   20.07.2012 01:25     Заявить о нарушении
Светлана, спасибо за рецензию. Давно не общались, Рад встрече. С улыбкой.

Николай Мурашев   20.07.2012 22:20   Заявить о нарушении
Николай, мне бы хотелось поделиться с Вами некоторыми мыслями об образовании по е-почте. Мой адрес на сайте:http://astrogenetika.narod.ru/ Если не против, сообщите свой. Через Прозу письма не доходят.

Светлана Будяшкина   21.07.2012 12:00   Заявить о нарушении
Светлана, наверно, я плохой собеседник, так как мне нужно многие термины разъяснять, из-за чего ровного и результативного течения беседы не получится. Вот термин «Астрогенетика». В моей башке он моментально вызвал понимание по формуле «Астрогенетика = Астро + Генетика». В ней «Астро» связано с понятием звезда (от греческого astron), а «Генетика» - наука о законах наследственности, изменения организмов и управления этими изменениями. То есть «Астрогенетика» - это то, что рассматривает или генезис космических объектов, или воздействие космоса на наследственность живых организмов. Генезис космических объектов – область астрономии. А воздействие космоса на наследственность живых организмов, мне представляется, областью астрологии. Я не вдохновлён астрологией, мои базы познания её ничтожны, и я полагаю, что поздно в 70 лет пускаться в неизведанное – старческий консерватизм, знаете ли.
Ну, это всё "лирическое отступление". По существу. Мой адрес эл.почты: nikolay.murashev@mail.ru С уважением.

Николай Мурашев   23.07.2012 13:37   Заявить о нарушении
Николай, спасибо за ответ, но я "астрологию" не заявляла как тему для обсуждения. Подробнее напишу в письме.

Светлана Будяшкина   23.07.2012 17:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Нравственность» (Николай Мурашев)

Если бы первые лица государства грешили только этим, а не сутью, им можно было бы простить многое.

Влад Матин   19.07.2012 22:42     Заявить о нарушении
Влад,возникновение религии, вероятно, было вызвано необходимостью установления таких общественных отношений, которые бы не вели к самоуничтожению человечества. Религия становилась идеологическим фундаментом управления массами людей, исполнителем же управленческих функций становилась церковь с её жесткой вертикалью власти. Видимо, поэтому в наставлениях много шокирующих рекомендаций, преследующих цель блокирования конфликтных ситуаций. Но, говоря о любви к врагу своему, составители наставления не понимали того, что термин «любить» не обозначает ничего кроме испытания особенного чувства. Сущность же этой особенности в наставлениях не конкретизировалась. Скорее всего, подразумевалось оставить врага живым. Хотя, это только моё суждение. С уважением.

Николай Мурашев   20.07.2012 21:56   Заявить о нарушении
И этого тогда было уже достаточно.

Влад Матин   20.07.2012 22:03   Заявить о нарушении