C 22:00 до 02:00 ведутся технические работы, сайт доступен только для чтения, добавление новых материалов и управление страницами временно отключено

Рецензии на произведение «Марина Цветаева. Космос поэзии. Монография»

Рецензия на «Марина Цветаева. Космос поэзии. Монография» (Наталья Анатольевна Шлемова)

Семь с лишним лет назад в мою жизнь вошёл Цветаевский период. Я читала всё, что могла найти, ходила по музеям и встречам, писала заметки. Никак не получалось уловить суть поэта при всей её открытости. Тогда впервые прочитала монографию "Космос поэзии". Сильно, но сложно, не хватило философской базы для понимания. Осенью этого года после победы в конкурсе попала в литературную резиденцию, где за три недели собрала свои записи вместе и добавила новые главы - "Марина Цветаева - сквозь время" http://proza.ru/2022/12/10/1095. Но суть Цветаевой не стала ясней. Куратор посоветовал убрать слово Энергетика, не распыляться и ограничиться одним периодом жизни, но я не последовала советам. Сегодня во второй раз дочитала "Космос поэзии" и комментарии. Со 2 главы пошло легко, хотя язык для меня тяжёлый. Жаль, что не попала на лекцию в 16 году. Последнее прочтение монографии совпало с моим восприятием творчества Марины Цветаевой, которое сложно выразить словами. Она гений, крупнейший поэт 20 века, соединила поэзию, музыку и Запредельное. Её строки действуют на подсознание. Цветаева опередила своё время. Её жизнь описана достаточно подробно. Не хватает только главы "Духовный путь Марины Цветаевой". Основной главы.

С уважением, Елена_RS

Елена Разгон-Скорнякова   29.12.2022 18:28     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Елена!
Я рада, что в Полку Цветаевой - прибыло! :-)

Марина - это Духовная тропа, длинною в Жизнь. Начав идти по ней, с каждым шагом становится всё трудней! Но, сойти уже невозможно. И верность Ей сохраняется навсегда.
(я обязательно прочту Вашу работу, но не обещаю скоро - перегружена.)

Глава о Духовном пути...несомненно нужна. Но кто стоит на нем? когда все толпятся на астральном плане. Чтобы войти в источник Огня, надо самому быть огненным существом. А пока - все вокруг источника... вокруг да около.
И тем не менее, любое приобщение к этой Великой Душе - плодотворно.

Спасибо!
С уважением,

Наталья Анатольевна Шлемова   30.12.2022 06:28   Заявить о нарушении
P.S. Моя работа о МЦ, что Вы прочли, написана тридцать лет назад...
Надеюсь, новая работа о Ней будет написана простым языком о сложном. На этот язык я уже перешла. ))

Всех Благ!

Наталья Анатольевна Шлемова   30.12.2022 06:32   Заявить о нарушении
Видео: лекция о МЦ и пр., см. здесь - http://www.youtube.com/channel/UC9JBi8evSVgV7lf7nQdzoDQ/videos
(только звук плохой и не весь объем записан).

Наталья Анатольевна Шлемова   30.12.2022 06:38   Заявить о нарушении
Наталья, благодарю! Действительно, Цветаева - это навсегда. Я чувствую, что она изменила мою жизнь, и это здорово. Задумалась, о чём же я писала 30 лет назад. Рассказ о студентке, сделавшей аборт, который вернуло издательство. У каждого своя Цветаева. Она возникает в нужное время и задевает тонкие струны.
С наступающим Новым годом!

С уважением, Елена_RS

Елена Разгон-Скорнякова   30.12.2022 13:33   Заявить о нарушении
С интересом прослушала отрывок лекции. Тема понятная, отзывается

Елена Разгон-Скорнякова   30.12.2022 13:54   Заявить о нарушении
С Наступающим, Елена!
Пусть Марина хранит нас, а мы - Её! Аминь
Да, она берет душу за "руку"... и ведет далеко-высоко.

С теплом,
Наталья.

Наталья Анатольевна Шлемова   30.12.2022 14:21   Заявить о нарушении
Елена, добрый день!
Осилила я Вашу работу.
Коль Вы претендуете на "исследование", то почему в конце текста в Примечаниях не даете список использованной литературы? - ведь это признак хорошего тона.
У меня впечатление от текста - пересказ от прочитанного, нарратив. Исследование предполагает анализ. Так что в Вашем случае мы имеем дело с очерком или дневниковыми записками.
Вам трудно работать с текстами МЦ, Вы пошли от биографии, отношений...Вы психолог? - нет ведь. :-)
Меня не оставляет ощущение, что за Вами стоит - Ирина... и дух бессознательной претензии сквозит между строк... Этот субъективизм надо снять, если Вы и дальше продолжите писать о М.И.Ц. Именно так, а не о "Марине" - никакого панибратства с Посвященными быть не должно. :-)
Вы верно уловили природный эзотеризм Цветаевой.
И еще верно в последних строках интуитивно сравнили Ее с Иоанном Богословом - любимым Учеником Христа. Так и есть. Это - Ваше прозрение.
Многословие в тексте мне очень мешало, много повторов.
Работа Ваша может быть интересна самому широкому читателю, незнакомому ни с текстами МЦ, ни с библиографией о Ней - как первое приближение.
Цветаева - ментальна. Это понимают и ценят на Западе, особенно во Франции, и не понимают у нас. (Лично для меня - лучшее философское Эссе-исследование о Ней - И.А.Бродского: Бродский И. О М. Цветаевой// Новый мир, №2, 1991.)
И еще, цельность МЦ уникальна: не подписала ни одного письма в стране хронических доносчиков! не донесла ни разу...как это случилось даже с Ее "великими" современниками...
НКВД помогло залезть Ей в петлю, толкнуло попросту туда...приходя к Ней не раз даже в Елабуге (есть еще люди, в Париже, которые знают об этом), принуждая к сотрудничеству.
В начале работы Вы допускаете стратегическую, на мой взгляд, ошибку, говоря, что в стихах не сама личность МЦ, а ее "представления о жизни".
МЦ - наиредчайший случай полного, без зазора, равенства между Душой и глаголом. Ее стихи и есть Ее суть, а не "представления"... Суть, как пружина, раскрывающаяся изнутри под натиском жизненных испытаний.
Рвала отношения... - а кто мог долго находиться в Ее Огненной ауре? разве только Рильке, равновеликий Ей. (Общение с МЦ - это бег по минному полю.)

Итак, будем потише и поскромнее...целомудреннее что ли, беря на себя смелость писать о Поэте, Человеке и Посвященном, писать снизу вверх.
Удачи Вам, с уважением,

Наталья Анатольевна Шлемова   18.01.2023 12:30   Заявить о нарушении
Наталья, благодарю! Для меня Ваше мнение очень ценно.
С уважением, Елена_RS

Елена Разгон-Скорнякова   18.01.2023 18:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Марина Цветаева. Космос поэзии. Монография» (Наталья Анатольевна Шлемова)

Прочитала с огромным интересом. Спасибо, уважаемая Наталья!
Есть огромное желание- иметь бы на руках такую книгу!
Такое счастье - идти долгие годы почти рядом с Мариной, почти жить ее внутренним миром.
От всего сердца - еще раз спасибо!
Удачи Вам! Ангела - хранителя!
С уважением,
Раиса Коротких

Раиса Коротких   06.08.2017 18:46     Заявить о нарушении
Уважаемая Раиса, благодарю Вас!..

Взаимно, удачи и Ангела-Хранителя Вам,
а еще - дуновения вдохновения всегда!:-)

С теплом,
Наталья.

Наталья Анатольевна Шлемова   06.08.2017 20:03   Заявить о нарушении
За скобками.
За эту книгу, как и за все остальные свои книги, я НЕ получила ни копейки...
лишь авторский экз., да и тот подарила.
Но надеюсь, книга будет с дополнениями, в расширенном варианте, переиздана в России. Ом.

Тогда и поговорим.
Всех благ.

Наталья Анатольевна Шлемова   06.08.2017 20:07   Заявить о нарушении
Рецензия на «Марина Цветаева. Космос поэзии. Монография» (Наталья Анатольевна Шлемова)

Здравствуйте - Наталья!

Великолепно!

Скопировал, ибо нужно читать не спеша.

Среди составленных электронных сборников на основе Высоких Посланий, есть и перекличка с поэтами России, Индии, Китая, Кореи, Вьетнама, Японии.

Если дадите мне свой электронный адрес - то вышлю.

А пока немного - из переклички:
поэтическая перекличка

Владислав Стадольник

ЧЕРЕЗ ВРЕМЕНА

«Простота, Красота и Бесстрашие». Так заповедано. Бесстрашие есть наш водитель. Красота есть луч постижения и возвышения. Простота есть ключ от врат Тайны грядущей.
Н.К.Рерих Из книги: Шамбала

ПРОПИСКА В ВРЕМЕНИ
Коротко время на Земле,
мы здесь в разбеге, чтобы умчаться
далеко – за пояс Веги,
до Ориона долететь, в Кассиопею…

Земная нам нужна здесь твердь,
я в это верю. Она нужна –
набраться сил, собрать здесь опыт,
чтоб различать – добро и зло,
и тишь и рокот…

Нам дале – странствовать
в Мирах, и знать – вернёмся,
к планете голубой – Земля,
и в океаны и моря здесь окунёмся… 2007

«Каждый человек, читающий литературные произведения, совершает мысленное путешествие. И чем более сильный и яркий образ создан писателем, тем более мощная энергия вложена в него, тем красочнее представления читателя. Многие стихотворения выводят сознание на уровень абстракции, где нет связанной сюжетной линии, но есть чувство в его первородном состоянии – можно сказать, всеначальное ощущение жизни, неразделенное, неиспытанное и неущербное, явленное как отдельные вехи от Великого Древа Любви, которое охраняет Мать Мира» Константин Устинов. Поцелуй Богини. Из § 127. 10 октября 2007 - 11 декабря 2007 www.znakisveta.ru/gorst.html

Сквозь душу порой проносятся
Неведомых волн колебания…
Каждый в себе вмещает
Вечное мироздание. Рабиндранатх Тагор

М И Р Ы
Молились мы – остались слёзы,
они – о близких, о Мирах,
что в наших встали вдруг глазах.
Глаза просохли, очи распахнулись –
и в Беспредельность окунулись.
И там – узрели мы потоки,
где вверх и вниз проходят токи;
те токи лепят вещество,
и – размывают вновь его.
Витают духи, слышат духи
Голос космических глубин,
и понимаешь: не один,
нет, не один ты в этом Мире…
Раскрой же душу свою шире,
глазами новыми взгляни, –
Миры вне нас, миры внутри… 1998

Я вышел в ночь – узнать, понять
Далёкий шорох, близкий ропот…
Александр Блок 1902

В НОЧЬ – УЗНАТЬ…
Мы в ночь выходим – распознать,
что рядом, или чуть далече,
и звукам гулким в тиши внять, –
дана нам – встреча…

Всё в преломлении ином,
и сердце чутко к отголоскам,
и едва верим – толь ни сон?
Иль – заповеданная встреча…

И в снах – проходим в Далеко
грядущее с былым сплетаем,
и Там – в отраду нам окно,
и мир – иной мы наблюдаем.

И в тех участвуем делах –
где сердце зову отдаётся, –
не посещают – горечь, страх,
и Красота во днях куётся… 2.1.2007
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Марина Цветаева Январь 1916 Москва

ДВЕ РОЗЫ
Летят слова, написанные наспех,
«горячие от горечи и нег», между
Небесным и земным – распятье,
где из крови стремлений – снег…

Горячий снег, что сыпет в изобильи,
и трудно сразу различить – с земного где
касание снежинок, иль вязь –
с небесного кружит…

И кружат, кружат миги в Вечность,
и словно в снах – дан переход, –
то боль – с земного колет сердце,
или – совсем наоборот?..

Две розы: в плотном мире, в Тонком,
их нужно сердцем различать,
чтобы шипы – земные видеть,
Небесное – не забывать. 9.7.2004

Поэтов путь. Развеянные звенья
Причинности – вот связь его!
Марина Цветаева Поэт. 8 апр.1923

П О Э Т
Поэт заводит речь –
не вписана что в рамки,
она нисходит –
с сфер иных,
и то – что следствия
в земном нам –
причинностью –
с других орбит.

«Поэтов путь.
Развеянные звенья…»
Путей поэта –
в точности не повторить.
Первопроходцем, пионером –
в Вышних Сферах,
в земном же –
тяжело его любить… 9.6.2004

Чистейшего звука
Высокая власть,
Как будто разлука
Натешилась всласть.
Анна Ахматова Путём всея земли

ВЛАСТЬ – СВЕТА И ЗВУКА
Чистейшие звуки спадают с Небес,
из Космоса – гимны, торжественна Весть!
Мы входим в иные сейчас времена, –
утихнут пожары, воспрянет Страна…

Земля в оборотах – в Галактик полёт, –
широты, долготы – в иной разворот…
Весна Новой Эры! И можно ли спать?!
И сердце к Высотам, и миру – сиять…

Мечты улетают в безбрежную Даль,
под Светом – тень сходит, спадает печаль…
И – минет разлука, и зло опадёт…
В Единстве у Мира – из Радуг Покров… 26.4.2005

Мы же, милый, только души
У пределов света.
Анна Ахматова 1956

ВИДЕТЬ ВСЁ БЫЛОЕ
У пределов Света
души повстречались,
мир иным представив,
словно с изначалья.

Все, что было в прошлом –
в миге промелькнуло,
но – с другим сознаньем
в память нам вернуло.

Целостность чрез грани –
видится впервые,
фокусы смещает
давнее событье.

И как в сон вступили –
видя всё былое,
и сменить не можем –
в былях наносное.

У пределов Света –
души всё проявят,
что таили, спрятав, –
сразу же покажут.

В Мире Тонком видно –
что задумал, сделал…
Всё как бы телесно,
но – насквозь там видно… 25.9.2003

Когда человек умирает,
Изменяются его портреты.
Анна Ахматова 1940

«МОЯ ДОГАДКА ПОДТВЕРДИЛАСЬ»
Когда душа от тела отлетела –
сменяют образы портреты,
запечатлённые где жили –
души в земном явив пометы.

Глаза глядят в них - по другому
улыбка на устах – иная,
замечено, и не однажды, –
жизнь духа – началась другая.

Другие связи вошли в силу,
и дух – витает в отдаленьи,
и наполняемость – другая,
на отражениях всех прежних. 26.9.2003
Всего вам светлого - Наталья!

Владислав Стадольник   25.01.2014 14:27     Заявить о нарушении
Мы движемся в 5 измерение!
"Измерение — это некий уровень, через который проходит наша душа, а вернее ДУХ для своего развития, и повышения вибрационного уровня. Также оно представляет из себя направление, в котором Вы движетесь.
Во Вселенной, в частности на планете Земля, есть множество измерений, и нельзя со 100% точностью сказать, сколько их. Важно то, что раньше все мы жили здесь в третьем измерении, где все формы, соответственно и наши тела достаточно плотные. Многие и по сей день продолжают жить на третьем уровне. В основном, это люди-материалисты. Но сейчас всего 20% населения планеты перешло на более высокий уровень — четвертый. Эти люди живут и здесь, и там. Они взаимодействуют с внешним привычным всем миром, но обладают высоким уровнем осознанности, вспоминают прошлые жизни, открывают способности телекинеза, телепатии и многие другие способности сверх человека. К примеру, я общаюсь со своими родными телепатически, даже с полумысли. Также вся моя жизнь синхронизирована со всей Вселенной. Все чем бы я ни занимались или не думала, сразу же проявляется в моей жизни. Вспышки яркого энергетического Света, общение с другими сущностями с нашей Галактики, подтверждают, что мой мир на данный момент — это четвертое измерение. Сюда же можно добавить и трансформацию тела.

Человечество действительно движется в пятое измерение, но, к сожалению, не в полном составе. Всего 20% населения планеты осуществит этот квантовый скачок, без которого невозможно совершить переход в новое измерение.
Пятое измерение — это измерение Света, Любви и Гармонии. Человек там будет «Со-Творцом». Это высокий уровень, вибрации которого смогут выдержать только те, кто уже сейчас работает над собой. Хотя здесь скорее нужно очистить свой разум, голову от мыслей, ум от стереотипов, шаблонов и привязанностей.
Наши возможности станут безграничными. Не будет прежних материальных желаний, интересов, и всего того, что было здесь. Это будет похоже на беспрерывный АКТ ТВОРЧЕСТВА И ЛЮБВИ. Мы будем пребывать в Телах Света, бессмертных кристаллических структурах. Там нет Смерти, утраты и боли.
Возможно, у Вас возникают сомнения по поводу того, что я пишу здесь, и это не плохо. Значит, Вы будете проходить еще циклы перерождения на этой же Земле, пока не поймете, что есть намного большее за ее пределами, и оно является достижимым.
В комментариях поделитесь своими ощущениями от прочитанного.
С любовью, Юлия.http://100jelanii.ru/blog/2...".

Совершенно верно!

Наталья Анатольевна Шлемова   07.07.2015 13:52   Заявить о нарушении
Поэтическая программа Аллы Демидовой: "Цветаева. Ахматова". 01.11.2015. Зал Чайковского: http://meloman.ru/concert/ahmatova-cvetaeva/ - видеозапись концерта.

Наталья Анатольевна Шлемова   02.11.2015 11:27   Заявить о нарушении
ПЛАВАНЬЕ (Le voyage)
Максиму Дю Кан
1
Для отрока, в ночи глядящего эстампы,
За каждым валом - даль, за каждой далью - вал.
Как этот мир велик в лучах рабочей лампы!
Ах, в памяти очах - как бесконечно мал!
В один ненастный день, в тоске нечеловечьей,
Не вынеся тягот, под скрежет якорей,
Мы всходим на корабль, и происходит встреча
Безмерности мечты с предельностью морей.
Что нас толкает в путь? Тех - ненависть к отчизне,
Тех - скука очага, еще иных - в тени
Цирцеиных ресниц оставивших полжизни -
Надежда отстоять оставшиеся дни.
В Цирцеиных садах дабы не стать скотами,
Плывут, плывут, плывут в оцепененье чувств,
Пока ожоги льдов и солнц отвесных пламя
Не вытравят следов волшебницыных уст.
Но истые пловцы - те, что плывут без цели:
Плывущие - чтоб плыть! Глотатели широт,
Что каждую зарю справляют новоселье
И даже в смертный час еще твердят: - вперед!
На облако взгляни: вот облик их желаний!
Как отроку - любовь, как рекруту - картечь, -
Так край желанен им, которому названья
Доселе не нашла еще людская речь.
2
О, ужас! Мы шарам катящимся подобны,
Крутящимся волчкам! И в снах ночной поры
Нас Лихорадка бьет, как тот Архангел злобный,
Невидимым бичом стегающий миры.
О, странная игра с подвижною мишенью!
Не будучи нигде, цель может быть - везде!
Игра, где человек охотится за тенью,
За призраком ладьи на призрачной воде...
Душа наша - корабль, идущий в Эльдорадо.
В блаженную страну ведет - какой пролив?
Вдруг среди гор, и бездн, и гидр морского ада -
Крик вахтенного: - Рай! Любовь! Блаженство! - Риф.
Малейший островок, завиденный дозорным,
Нам чудится землей с плодами янтаря,
Лазоревой водой и с изумрудным дерном.
- Базальтовый утес являет нам заря.
О, жалкий сумасброд, всегда кричащий: берег!
Скормить его зыбям иль в цепи заковать, -
Безвинного лгуна, выдумщика Америк,
От вымысла чьего еще серее гладь.
Так старый пешеход, ночующий в канаве,
Вперяется в Мечту всей силою зрачка.
Достаточно ему, чтоб Рай увидеть въяве,
Мигающей свечи на вышке чердака.
3
Чудесные пловцы! Что за повествованья
Встают из ваших глаз - бездоннее морей!
Явите нам, раскрыв ларцы воспоминаний,
Сокровища, каких не видывал Нерей.
Умчите нас вперед - без паруса и пара!
Явите нам (на льне натянутых холстин -
Так некогда рука очам являла чару) -
Видения свои, обрамленные в синь.
Что видели вы, что?
4
- Созвездия. И зыби,
И желтые пески, нас жгущие поднесь.
Но, несмотря на бурь удары, рифов глыбы, -
Ах, нечего скрывать! - скучали мы, как здесь.
Лиловые моря в венце вечерней славы,
Морские города в тиаре из лучей
Рождали в нас тоску, надежнее отравы,
Как воин опочить на поле славы - сей.
Стройнейшие мосты, славнейшие строенья, -
Увы! хотя бы раз сравнялись с градом - тем,
Что из небесных туч возводит Случай-Гений...
- И тупились глаза, узревшие Эдем.
От сладостей земных - Мечта еще жесточе!
Мечта, извечный дуб, питаемый землей!
Чем выше ты растешь, тем ты страстнее хочешь
Достигнуть до небес с их солнцем и луной.
Докуда дорастешь, о древо, кипариса
Живучее?..
Для вас мы привезли с морей
Вот этот фас дворца, вот этот профиль мыса, -
Всем вам, которым вещь чем дальше - тем милей!
Приветствовали мы кумиров с хоботами,
С порфировых столпов взирающих на мир,
Резьбы такой - дворцы, такого взлету - камень,
Что от одной мечты - банкротом бы - банкир...
Надежнее вина пьянящие наряды,
Жен, выкрашенных в хну - до ноготка ноги,
И бронзовых мужей в зеленых кольцах гада...
5
И что, и что - еще?
6
- О, детские мозги!..
Но чтобы не забыть итога наших странствий:
От пальмовой лозы до ледяного мха,
Везде - везде - везде - на всем земном пространстве
Мы видели все ту ж комедию греха:
Ее, рабу одра, с ребячливостью самки
Встающую пятой на мыслящие лбы,
Его, раба рабы: что в хижине, что в замке
Наследственном: всегда - везде - раба рабы!
Мучителя в цветах и мученика в ранах;
Обжорство на крови и пляску на костях,
Безропотностью толп разнузданных тиранов, -
Владык, несущих страх, рабов, метущих прах.
С десяток или два - единственных религий,
Все сплошь ведущих в рай - и сплошь вводящих в грех!
Подвижничество, так носящее вериги,
Как сибаритство - шелк и сладострастье - мех.
Болтливый род людской, двухдневными делами
Кичащийся. Борец, осиленный в борьбе,
Бросающий Творцу сквозь преисполни пламя:
- Мой равный! Мой господь! Проклятие тебе!
И несколько умов, любовников Безумья,
Решивших сократить докучной жизни день
И в опия морей нырнувших без раздумья, -
Вот Матери-Земли извечный бюллетень!
7
Бесплодна и горька наука дальних странствий.
Сегодня, как вчера, до гробовой доски -
Все наше же лицо встречает нас в пространстве:
Оазис ужаса в песчаности тоски.
Бежать? Пребыть? Беги! Приковывает бремя -
Сиди. Один, как крот, сидит, другой бежит,
Чтоб только обмануть лихого старца - Время.
Есть племя бегунов. Оно как Вечный Жид.
И, как апостолы, по всем морям и сушам
Проносится. Убить зовущееся днем -
Ни парус им не скор, ни пар. Иные души
И в четырех стенах справляются с врагом.
В тот миг, когда злодей настигнет нас - вся вера
Вернется нам, и вновь воскликнем мы: - вперед! -
Как на заре веков мы отплывали в Перу,
Авророю лица приветствуя восход.
Чернильною водой - морями глаже лака -
Мы весело пойдем между подземных скал.
О, эти голоса, так вкрадчиво из мрака
Взывающие: - К нам! - О, каждый, кто взалкал
Лотосова плода! Сюда! В любую пору
Здесь собирают плод и отжимают сок.
Сюда, где круглый год - день лотосова сбора,
Где лотосову сну вовек не минет срок!
О, вкрадчивая речь! Нездешней лести нектар!..
К нам руки тянет друг - чрез черный водоем.
- Чтоб сердце освежить - плыви к своей Электре! -
Нам некая поет - нас жегшая огнем.
8
Смерть! Старый капитан! В дорогу! Ставь ветрило!
Нам скучен этот край! О Смерть, скорее в путь!
Пусть небо и вода - куда черней чернила,
Знай - тысячами солнц сияет наша грудь!
Обманутым пловцам раскрой свои глубины!
Мы жаждем, обозрев под солнцем все, что есть,
На дно твое нырнуть - Ад или Рай - едино! -
В неведомого глубь - чтоб новое обресть!

(© Шарль Бодлер, перевод с франц. - М.И. Цветаева)

Наталья Анатольевна Шлемова   01.04.2017 13:11   Заявить о нарушении
"Все, что любила, — любила до семи лет, и больше не полюбила ничего.
Сорока семи лет от роду скажу, что все, что мне суждено было узнать, — узнала до семи лет, а все последующие сорок — осознавала".
Марина Цветаева

Наталья Анатольевна Шлемова   12.04.2017 09:41   Заявить о нарушении
Мари́на Ива́новна Цвета́ева (26 сентября (8 октября по новому стилю) 1892[5], Москва — 31 августа 1941, Елабуга) — русская поэтесса, прозаик, переводчица, один из крупнейших поэтов XX века.

"Марина Цветаева — ночь с 8 на 9.10.1892 н.ст., Москва. Время рождения упоминается в одном из писем (в 1937 году) Цветаевой: “... родилась я ровно в полночь с субботы на воскресенье...” (т.е. около 21-30 GT). Известна ректификация на 21-53-23 GT".

время установили 0-05.

Наталья Анатольевна Шлемова   16.04.2017 17:19   Заявить о нарушении
Что значит «понять» художественный текст?
Автор Порус В.Н. http://vphil.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=1430&Itemid=52

Наталья Анатольевна Шлемова   14.05.2017 22:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Марина Цветаева. Космос поэзии. Монография» (Наталья Анатольевна Шлемова)

"ФЕДРА" Марины Цветаевой. Читает Алла Демидова: http://www.youtube.com/watch?v=6wCvPQSOif4&spfreload=10

http://jezmmm.ru/philosophy/shlemovana/2020/09/26/marina-czvetaeva-poema-vozduha-analiz-m-l-gasparova/#comment-2377

********************

Алла Демидова
1 ноября 2015 года

Концертный зал имени П.И. Чайковского.
Марина Цветаева. Анна Ахматова.
*********************************************************************************
Рецензия на «М. Цветаева - не поэт, считает Д. Быков» (Лариса Савельева 2)

Уважаемые, здравствуйте!

Можно я тут вступлюсь за "Диму Быкова", как вы тут его в рецензиях называете.
Сегодня мало, кто имеет собственное мнение, вот Дмитрий Быков его имеет, у меня это вызывает уважение.
Просто Дмитрий Быков - не поэт, но, заметьте, сильный профессионал, интеллектуал, эрудит, честный журналист и очень хороший учитель литературы и вообще, смелый человек, с гражданской позицией.
Лекцию я его не слушала и слушать вряд ли буду, о поэте всегда лучше когда говорят поэты, а не критики и просто читатели, слишком уж сложное и противоречивое это явление - большой, настоящий Поэт.

Вы, уважаемая Лариса, процитировали Бродского и Пастернака, и это убедительно и больше уже ничего не надо.

Художественный универсум Марины Цветаевой вовсе не нуждается в алиби. Широкая аудитория не так глупа, чтобы не заподозрить великое.:)

Анастасии Ивановне я искренне завидую, в 90 лет коньки! - это высший пилотаж, с нашей-то гиподинамией. Здорово!

Спасибо Вам, Лариса!
С уважением и теплом,
Наталья.

P.S. http://www.proza.ru/2014/01/21/1959 - также о М.И.Цветаевой.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 09:56 • Заявить о нарушении / Редактировать / Удалить

+ добавить замечания

Уважаемая Наталья Анатольевна, спасибо Вам большое за труд - что сообщили своё мнение, развёрнутое и аргументированное.) Если не возражаете, отвечу Вам завтра, чтобы тоже - подробно, с аргументацией.

С теплом, уважением и благодарностью,
Лариса С.

Лариса Савельева 2 07.07.2015 21:59 Заявить о нарушении / Удалить

Да, конечно, не беспокойтесь.
С теплом.

Наталья Анатольевна Шлемова 07.07.2015 22:59 Заявить о нарушении / Удалить

Доброго дня, уважаемая Лариса! (простите, не знаю Вашего отчества)

Я просмотрела все рецензии на Вашу публикацию и позволю себе еще пару реплик.

Дмитрий Быков - профессиональный филолог, чтобы не было сомнений. Среди филологов много дураков, это правда. Это только в древности Филология была матерью всех наук, нынче она очень обмельчала. В ней слишком мало Ментальных, оригинально мыслящих людей. Я это говорю, потому что сама из этой среды, не в первом поколении. Посему о профессионализме Дмитрия Быкова беспокоиться не приходится. Это первое.

Второе. Вы приводите цитаты из поэзии МЦ раннего периода, когда М.И. была еще несколько подражательна, зависима от некоторой стилизации, что совершенно естественно для юности.

Но, ведь настоящая Цветаева началась в 1921 - 23гг. и до конца 30-х гг. И в этот период творчества - она первый поэт России. И до сих пор остается первым Поэтом 20 века, аккумулировав в себе все достижения русской и мировой поэзии трех веков. В отличие от других наших гениев, МЦ еще и возможности Языка раздвинула, обновив поэтический язык. Чего не смог в 20 веке сделать больше никто.

Но, лично для меня Поэзия - даже не язык, не форма, даже не содержание/мысль (хотя последнее считаю основным), а ЭНЕРГЕТИКА, качество Энергии.
Марина - это Огонь и потому ей равных нет. Огненная энергия определяет собою всё. Марина обжигает, как никто другой. (И здесь уж Дм.Быкову ее не догнать ни в каком аспекте, вот и все.)
Да и сегодня второй такой Энергии, как у Поэта Марины Цветаевой, больше ни у кого нет.

С уважением,
Наталья.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 10:11 Заявить о нарушении / Удалить

Касаемо отношения к дочери Ирине, Марина за всё уже заплатила/рассчиталась.

Да, гении - эгоисты, как пить дать. И по карме Ирина ей была далека, Аля - ее Кровь, ну а Мур вообще...Альтер Эго, Двойник.

Знаете, мне довелось работать в Доме-Музее Цветаевой в Москве, с Катаевой-Лыткиной, с Эсфирь Семеновной Красовской, правда, совсем недолго, но довелось, в 95-ом году. Да и сейчас есть контакты с Домом. Надо поинтересоваться не вышел ли третий том Писем МЦ, вот где настоящая проза-то, и поэзия и философия.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 10:20 Заявить о нарушении / Удалить

P.S. Из сегодняшних критиков-профессионалов мне очень импонирует Наталья Иванова (журнал "Знамя"), у Игоря Волгина далеко не всегда интеллектуалы собираются:). Как-то Женщины сегодня сильнее мужчин, как в исконные времена, матриархата.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 10:40 Заявить о нарушении / Удалить

... СЛОВО О М.И.ЦВЕТАЕВОЙ: http://olrs-glagol.ru/3137/garmoniya-mariny-cvetaevoj/ - 26.10.13. :)) - спонтанно, импровизация, не лекция.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 12:05 Заявить о нарушении / Удалить

И еще один важный момент.
О Марине Цветаевой говорить только как о поэте - явно недостаточно, Она была Духовным Учителем. А поэзия - способ, специализация, так сказать, доносить живое Знание.

Наталья Анатольевна Шлемова 08.07.2015 19:02
_____________________________

http://www.youtube.com/watch?v=vmE4--m6HLE - Поэтический спектакль. Алиса Фрейндлих читает стихи Марины Цветаевой, 2018.

Поклон!
_________________________________

Наталья Шлемова
http://vk.com/videos157194396... - мое слово о Марине Цветаевой. Поклон!
______________________________________

Мои видеоматериалы о М.И. Цветаевой см. здесь: http://vk.com/n.shlemova

Наталья Анатольевна Шлемова   08.10.2020 09:21     Заявить о нарушении
Добрый день, уважаемая Наталья Анатольевна!

Благодарю Вас за подробную рецензию, что нашли для неё время.) Пожалуй, удобнее отвечать построчно, не уходя далеко от Вашего текста.

- Лекцию я его не слушала и слушать вряд ли буду, о поэте всегда лучше когда говорят поэты, а не критики и просто читатели, слишком уж сложное и противоречивое это явление - большой, настоящий Поэт.

Уважаемая Наталья, моя публикация касается именно лекции Д. Быкова о Марине Цветаевой. Вы, как я понимаю из сказанного выше, считаете, что М. Цветаева - "большой, настоящий Поэт". То есть ПОЭТОМ её Вы признаёте, правильно я Вас понимаю?

Тогда почему возникает заступничество?

- Можно я тут вступлюсь за "Диму Быкова", как вы тут его в рецензиях называете.

Мой акцент и главное возражение Быкову - в том, что он лишил М. Цветаеву звания ПОЭТА и перевёл её в нишу прозаиков. Более того, выдел всего пару её ценных произведения - "Поэму о Сонечке и "Крысолова" ("Крысолова" - понятно: политический подтекст интересен и близок Быкову).

Не могу поверить, что Вы с этим согласны: несовместимо , например, с этим принципиальным для Вас суждением и характеристикой поэзии М. Цветаевой, а именно:

- Марина - это Огонь и потому ей равных нет. Огненная энергия определяет собою всё. Марина обжигает, как никто другой. (И здесь уж Дм.Быкову ее не догнать ни в каком аспекте, вот и все.)
Да и сегодня второй такой Энергии, как у Поэта Марины Цветаевой, больше ни у кого нет.

И, возвращаясь к Вашему тексту:

- лучше когда говорят поэты, а не критики и просто читатели...

Мнение поэтов - Бродского, Пастернака, Брюсова и А. Саакянц я привела - вот только насчёт Саакянц не помню, не забыла ли разместить её цитат, - и что же? Вы одновременно истинным поэтам и Быкову доверяете? Но у них мнения противоположные. Все великие считают, что ОНА - ПОЭТ, и что нельзя резко делить Цветаеву - на "юную" и "зрелую" - она с первого слова уже ПОЭТ, и никто более. Постоянно совершенствовалась, день ото дня, от события до события. Делить можно лишь условно, для детального анализа - лингвистического или литературоведческого (Вы знаете, что лингвистику ныне вывели из филологии, она стала самостоятельной областью).

Вы тоже пишете - ПОЭТА. Так к чему тогда Ваши возражения? Получается странное противоречие: лекцию Быкова "слушать не буду", но заступлюсь, хотя он и не считает Марину ПОЭТОМ... ПО-ЧЕ-МУ? Он из близкого Вам круга? Или по другой причине:

- Дмитрий Быков - не поэт, но, заметьте, сильный профессионал, интеллектуал, эрудит, честный журналист и очень хороший учитель литературы и вообще, смелый человек, с гражданской позицией.

И в другом посте добавляете:

- Дмитрий Быков - профессиональный филолог, чтобы не было сомнений. Среди филологов много дураков...

Мысль понятна, но НЕ ДОКАЗАНА! Приведите, пожалуйста, на примере его анализа или образования, что он - истинный филолог, владеет инструментарием и методами анализа художественных произведений. Не есть ли его аналитика - пример бега "по верхам", с артистизмом и чисто субъективным мнением? Дворник Вася тоже может выразить СОБСТВЕННОЕ МНЕНИЕ, тоже весьма субъективное, хотя и с лексикой иного характера, но за самостоятельность суждения - мы должны его признать и принять?

А Быков профессионал в какой области? Если Вам нравятся его стихи или ВЫ восхищены его рассказами и романами - приведите, пожалуйста, - какие, это интересно. Или может его книга "Б.Пастернак" Вам очень нравится? Думаю, Вы не тот автор, чтобы заблудиться в его двух премиях за эту книгу и ею очароваться. По мне, так сам великий поэт просто утонул в ней на почти девятистах страницах - в не всегда нужных и абсолютно второстепенных деталях, не несущих смысловой нагрузки.... А вспомним, что пару раз в публикациях и почитаемая Вами Наталия Иванова (моя - тоже) публично прокомментировала причину премий этих. Пусть и осторожно, зашифрованно наполовину, но смысл понять понятливым людям вполне можно. По сути она сказала, что премии эти получил сам Борис Леонидович. Короче, ставки Быковым на Пастернака были сделаны. О Леонове он не стал писать - не коммерческая это тема, и эдак, по-бесовски хитро, подсунул эту тему Прилепину, который корпел над ней 4 года, но написал глубоко и честно. Много чего нарыл, хотя материалов почти не было. Это о Пастернаке - их пруд пруди: отксерил, скомпоновал и пиши грамотно: "ж"-"Ч" пишется через "И", как в школе учили. То есть изложи грамотно.

- мне довелось работать в Доме-Музее Цветаевой в Москве, с Катаевой-Лыткиной, с Эсфирь Семеновной Красовской, правда, совсем недолго, но довелось, в 95-ом году.

Это, конечно, радость, что Вы работали там. Сейчас там работает поэтесса, кандидат филологических наук, Галина Данильева. Она как раз участвовала в дискуссии пару лет назад, в программе И. Волгина "Игра в бисер", посвящённой Марине Цветаевой. Просто очарована я ею: как властно и страстно, аргументированно она защищала М. Цветаеву, и сразила мужчин словом, что Марина - это КОСТЁР, не гаснущее пламя. Какая умница, и какая любовь к поэзии и творчеству Марины!)

Вы, Наталия, тоже написали очень интересную монографию о Марине Цветаевой. Спасибо большое за ссылку. Я посмотрела и немного прочитала. Но, к сожалению, я не философ, как Вы, а филолог, и мне очень трудно читать и воспринимать работу в терминах Восточного учения. Но я стараюсь. Вы, как я поняла из части прочитанного, специалист по агни-йоге. На всякий случай прошу уважаемых авторов обратить внимание на Вашу ссылку в конце Вашей рецензии. А я выведу Ваш анонс, вполне возможно, что кто-то очень этой работой заинтересуется:

ЭСТЕТИКА ТРАНСЦЕНДЕНТНОГО В ТВОРЧЕСТВЕ МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙ

Монография

"В монографии рассматривается философский аспект поэтического творчества великого Поэта 20 века Марины Ивановны Цветаевой. Книга предназначена для всех, интересующихся Поэзией М.И. Цветаевой, метафизическими истоками её творчества, своеобразием поэтической гармонии, проблемой трансцендентного, являющейся смысловым ядром эстетики Цветаевой. Разрабатываемое автором направление в философии - эстетика трансцендентного".

Ещё раз благодарю Вас за Ваш труд - обширную рецензию!
С уважением и теплом, -

Лариса Савельева 2 09.07.2015 12:58

Наталья Анатольевна Шлемова   09.07.2015 17:33   Заявить о нарушении
Доброго дня, уважаемая Лариса!

Знаете, я тоже филолог по базовому университетскому образованию, писала на 3 курсе сначала курсовую работу по поэзии МЦ, потом - дипломную, последнюю оценили и дали направление в аспирантуру, так я, после года стажировки, это был 1992г., оказалась в очной основной аспирантуре ИМЛИ РАН, в отделе теории литературы у А.В.Михайлова, ныне покойного. Это был для меня очень плодотворный опыт, а взяли меня туда также по факту работы о М.И.Цветаевой, той работы, которая на моей странице выложена.

И Галина Васильевна Данильева, ныне моя хорошая подруга, года три назад прочла эту работу, так мы и познакомились, только Галя никогда не защищалась:), она ст.н.с. Дома-Музея, да, поэтесса, книги ее у меня есть. Видела я эту передачу об МЦ у Волгина, мне понравилось, Галя умеет защитить.

Касаемо Дм.Л.Быкова, я ничего у него не читала и монографию по Пастернаку не читала, но я его много раз слушала по радио и по ТВ. Для меня этого достаточно.
Эту тему я развивать не хочу, человеком моего круга он также не является.
Мой круг крайне узок.:))

Нет, моя монография о М.И.Цветаевой только в самом начале опирается на Восточную философию, а так она выдержана в духе европейской философии. Герменевтика, феноменология, компаративистика - мои методы.

Да, я специалист по философии Живой Этики, кандидатскую защищала по эстетике Агни Йоги (это новаторская работа, т.к. вообще первая работа по эстетике Живой Этики в отечественной, и не только, философии. Мне было очень трудно, а писала я ее на базе сектора Эстетики ИФ РАН, у первого эстетика РФ - проф. В.В.Бычкова, лауреата гос.премии России, он сдирал с меня три стружки. Вот такая история. ИФ РАН был моей второй аспирантурой. Возможно, и докторскую буду там же писать. Время покажет.).

Благодарю Вас, уважаемая Лариса, за беседу.
Всего светлого Вам!
С теплом,
Наталья.

Наталья Анатольевна Шлемова 09.07.2015 13:50 Заявить о нарушении / Удалить

...я по одной причине вступилась за Д.Быкова, не люблю, когда все на одного!)) Вот и все.
Я готова врага защищать, когда он один противу всех, так уже было не раз. Правда, потом, когда враг оправлялся, он нападал сам на меня.))) Это жизнь.

Всех Благ!

Наталья Анатольевна Шлемова 09.07.2015 14:07 Заявить о нарушении / Удалить

Спасибо, очень уважаемая мною Наталья!

Как славно и светло всё прояснилось. Скажу честно, очень порадовали Вы меня: и своим рассказом, и темами в филологии - что о Марине писали свои работы уже в вузе.
И ещё тому, что Галина Данильева, оказывается, Ваша подруга: какая неожиданная добрая весть.) Теперь понимаю - откуда у неё в программе были речи об ОГНЕ в защиту Марины (общение с Вами - впитала многое?)

Признаюсь - мне эта лексика, когда так сгущена, даётся сложно для мгновенного понимания и восприятия, хотя и читала о Елене Рерих читала не так уж и мало, лет пять назад, в популярном изложении, правда. Интересно было - да! Но я слишком много времени посвятила изучению христианства на Кураеве.ру, поэтому насыщенный терминами Востока текст и труден мне. Но, знаете, не могу сказать, что там были какие-то примитивные у нас беседы и споры на Кураеве, очень даже сложные: все учения святых, всех толкователей Писания "толковали"... Были и есть там разделы индуизма, буддизма - да кого только нет! Они ходили к нам, мы к ним, по-дружески общались, и поясняли сложности своих верований без научной терминологии, потому легко всё и воспринималось.

Спасибо, что пояснили истинную причину Вашего заступничества. Вас теперь очень даже понимаю. Надеюсь, мы уже не оппоненты, хотя бы потому, что любим ПОЭЗИЮ, всю великую нашу литературу, потому, надеюсь, мы - единомышленники!)

Спасибо Вам огромное за радостные вести.) Передайте, пожалуйста, мой поклон Галине Д. Помню, как она ткнула пальцем в стол и сказала, вопреки мнению мужчин об удалении предмета исследования для его понимания, что надо находиться в одной точке, - в той самой, где сам автор, и что только так можно его понять. Какая умница! - оставила мужичков в растерянности...

Всего Вам самого счастливого, Наталья, - в жизни, всех трудах Ваших, и крепкого здоровья, конечно!

С сердечным теплом и радостью, -

Лариса Савельева 2 09.07.2015 15:03 Заявить о нарушении / Удалить

"Надеюсь, мы уже не оппоненты, хотя бы потому, что любим ПОЭЗИЮ, всю великую нашу литературу, потому, надеюсь, мы - единомышленники!" - вне сомнения.

Буду с Галиной говорить по телефону, передам Ваш привет.

Спасибо!
До встреч!
С уважением и теплом,
Н.

Наталья Анатольевна Шлемова 09.07.2015 16:32

Наталья Анатольевна Шлемова   09.07.2015 17:34   Заявить о нарушении
"Хотя отпевание самоубийц в православии запрещено, в 1990 году патриарх Алексий II дал благословение на отпевание Марины Цветаевой, которое состоялось в московском храме Вознесения Господня у Никитских ворот. На вопрос: «Что позволило сделать исключение для Цветаевой?» — патриарх ответил: «Любовь народная»".
*
Было ли это самоубийство (или дело рук НКВД) - это еще вопрос.

Наталья Анатольевна Шлемова   03.09.2015 21:09   Заявить о нарушении
Е.А.Камбурова. "Я бы хотела жить с Вами...": http://www.youtube.com/watch?v=x_mGTLlr8DQ&feature=share

Наталья Анатольевна Шлемова   08.10.2015 21:21   Заявить о нарушении
http://znamlit.ru/archive.html?id=254 - ПОДБОРКА ЦВЕТАЕВСКИХ МАТЕРИАЛОВ. 09.2017.

Наталья Анатольевна Шлемова   10.10.2017 09:41   Заявить о нарушении
"Авангардная и откровенная
Литературовед Михаил Шапошников — о значимости и современности творчества Марины Цветаевой

15 августа 2017

"Осенью исполняется 125 лет со дня рождения Марины Ивановны Цветаевой. Мы начинаем отмечать юбилей уже сегодня: с 15 по 25 августа в Гостином дворе пройдет цикл лекций, посвященных жизни и творчеству поэта и ее знаменитых современников.

Марина Цветаева — одна из самых ярких звезд на поэтическом небосклоне эпохи Серебряного века. Единственная, неповторимая творческая индивидуальность. Но уникальность этого явления еще и в том, что мы, сегодняшние читатели, воспринимаем ее лирику, прозу и даже дневники так, как будто мы сами всё это пережили, поняли и, наконец, написали и опубликовали.

По слову Беллы Ахмадулиной, жизненная трагедия поэта и ее творческое воплощение нераздельно слиты, поэтому «судьба Цветаевой совершена дважды». И сама Ахмадулина, и бесчисленное множество поэтесс менее известных на протяжении десятилетий пытались творить «под Цветаеву», которая для них была, да и остается вершиной недостижимой. Книги Цветаевой стали своеобразными «молитвенниками» нескольких поколений. И сейчас Цветаева близка современному читателю, а благодаря книгам-биографиям литературоведов, факты ее личной жизни известны буквально каждому, как будто это история близкого человека.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ
«Фильм нужен, чтобы молодые знали: есть на Руси такой поэт — Цветаева»
Музей Марины Цветаевой будет работать 30 июля в поддержку фонда «Вера»
«Мегаполис» поделился поэтичностью
Узнаете ли вы стихотворение Маяковского?
Марина Ивановна Цветаева остается одним из самых популярных поэтов. Но, что интересно и в чем можно поспорить с Ахмадулиной, судьба Цветаевой как раз и не совершена — она продолжает вершиться. Этот феномен объясняется тем, что Марина Цветаева — один из самых младших по возрасту поэтов Серебряного века. Так, Анна Ахматова переняла еще последний отблеск культуры пушкинского Царского Села, она вышла из XIX века. А сама Марина Цветаева признавалась не раз, что она человек века XX, вся устремленная в будущее. Смелая. Авангардная. Откровенная.

Поведение ее не всегда находило одобрение, например, у консервативной части русской читающей публики. Кстати, Цветаева подчеркивала свою естественность, «настоящесть» даже внешне: не носила драгоценностей, мехов, шляп с перьями, платьев со шлейфами, курила, стриглась, как тогда говорили, «под курсистку», что, в общем, тоже выглядело не совсем приемлемым… Именно в этом и заключается взаимный интерес и необычное сближение Марины Цветаевой и нашего современного общества. Ее и до сих пор одни безумно любят — и таких большинство, но есть и те, кто относится к ней нетерпимо и враждебно.

Кроме того, в творчестве своем Марина Цветаева не избегала тем, нелюбимых поэтами ее поколения, например вопросов быта: непростые условия, в которых она вынуждена была жить, особенно в послереволюционные годы и период эмиграции, становились неотъемлемой частью ее лирики. Тогда как большинство представителей эпохи Серебряного века понимали поэзию как «песнь Орфея» — «послание в вечность», где нет места повседневному.

Марина Цветаева не могла бы сказать, как Анна Ахматова, «я научила женщин говорить», но сама магия ее стихов — чувственных и даже эротичных, как бы выковывающих все грани земной любви, — облекла в словесную ткань то, что давно уже требовало творческого воплощения.

И еще один парадокс — именно у Цветаевой встречаются мощнейшие стихи с грубо-мужской лепкой, например, «Молодец», «Челюскинцы» или «К Чехии». Но когда в 1950-е годы с ее стихов и прозы постепенно стали снимать запрет, возникло огромное множество ее страстных поклонниц-женщин. Для них Цветаева — навсегда лучший поэт (именно поэт — не поэтесса!) России.

Что делает столь близкой для современного читателя любовную лирику Цветаевой, ее прозу и дневники? Пожалуй,то, что интимный друг в них — равный. Не романтический или символический, а вполне реальный человек из плоти и крови: «гордец и враль», «случайный певец захожий с ресницами нет длинней», «первый Арлекин за жизнь, в которой не счесть — Пьеро». Быть может, это любовник, легкое увлечение. Но в то же время у Цветаевой звучит и тема верности единственному избраннику. Так, в одном из стихотворений, посвященных мужу, Сергею Яковлевичу Эфрону, есть лозунг: «В вечности — жена, не на бумаге». И это не просто слова! Марина Цветаева и в жизни, а не только в стихах, идет за избранником вопреки всему — возвращается из эмиграции в Советскую Россию.

И еще об одном свойстве цветаевского влияния на современников стоит сказать: каждый, кто любит творчество Марины Цветаевой, уверен абсолютно, что только он ее понимает, только он постиг ее код или подобрал к ней тот самый, заветный ключ... Для эпохи Серебряного века вообще весьма характерна тема интимности, «своеструнности», субъективизма. Подобные темы близки и современной поэзии, которая, как это ни парадоксально, во многом остается преемницей Серебряного века. Поэзия, как определяла Зинаида Гиппиус, — «отражение мгновенной полноты нашего сердца». Лирика, проза и дневники Марины Цветаевой — литература, пронизанная чувственностью, неким даже исповедальным пафосом. Именно это и оказывается по-настоящему родным для многих наших современников. Но для каждого — единственно и по-своему.

Автор — заведующий отделом литературы Серебряного века Государственного литературного музея

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции". 08.2017.

Наталья Анатольевна Шлемова   14.10.2017 07:26   Заявить о нарушении
Вам, критики М.И. Цветаевой, я скажу — НИКОГДА НЕ СУДИТЕ ТЕХ, У КОГО ЕСТЬ ЖИЗНЕННАЯ МИССИЯ.

ОМ.

Наталья Анатольевна Шлемова   30.08.2020 20:55   Заявить о нарушении