Рецензии на произведение «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя»

Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Здравствуйте! Прочитайте, пожалуйста мою работу:proza.ru/2022/08/21/1249

Станислав Бахрушин 2   24.08.2022 13:51     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Замечательно написано... И фильм "Мёртвые души" - великолепен...
http://www.youtube.com/watch?v=r0ZiEXe5IsE&t=2701s

Но всё же в романе "Мёртвые души" - странно, что литературоведы называют его поэмой - как скучны, как однообразны, как тяжеловесно-серы практически все действующие персонажи, как и в очень многих произведениях других авторов XIX века, и отнюдь не только русских, и лишь одно-единственное действующее лицо производит приятное впечатление - имеется в виду босоногая девчонка Пелагея, крепостная у помещицы Коробочки, которая показывала Чичикову дорогу. Несмотря даже на то, что Пелагея, по прихоти Гоголя, не знает, "где право, где лево"...

Принц Андромеды   26.05.2017 03:21     Заявить о нарушении
Поэмой назвал сам Николай Васильевич, а мы уважаем его мнение и не можем называть по-другому. Дело в том, что у Гоголя в этом произведении немало лирических отступлений, и они замечательны. Эти размышления и высказывания писателя поэтичны, эмоциональны, будто песня льётся из души автора. Особенно те описания, которые касаются Руси и её будущего (птица-тройка). И всё это в противовес той прозе, где речь идёт о деградирующих помещиках, их быте и нравах.
Однако не соглашусь с Вами, что эти лица "тяжеловесно-серы"... Нет, там каждый портрет - это особый и яркий тип, хотя приятного впечатления не вызывает. Зато понимаем, как уродуют человека те социальные отношения, где есть несправедливость, алчность, эксплуатация и стремление к НАЖИВЕ за счёт труда подневольных людей.
Спасибо за прочтение и отклик! Мне понравились Ваши размышления, хотя и несколько противоречат моему пониманию.
Всего Вам доброго!
С уважением

Зоя Орлова   26.05.2017 10:02   Заявить о нарушении
Александр, и ещё одна неточность, на мой взгляд:
не по прихоти Гоголя Пелагея не знает, "где право, где лево". Ведь крестьяне образования не получали, даже в церковно-приходских школах нужно было платить, а денег и на соль не хватало. Думаю, сатирик имел право подчеркнуть темноту, навязанную помещичьим обществом.
Перед революцией 70% населения России не умели читать и писать, и только с помощью ликбеза в 20-х годах ВСЕХ научили писать, читать, "право-лево" различать. Безграмотность за несколько лет была полностью устранена!

Зоя Орлова   26.05.2017 14:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Не выдержал.. решил тоже показаться умным.. И потому добавлю своё мнение.. Кто такой Чичиков и вызывает ли он симпатию у читателя? Наверное нет.. тут уж Николай Васильевич постарался, не захотел этого... как там у него - " не красавец, но и не дурной наружности, не слишком толст, не слишком тонок, нельзя сказать, чтобы стар, однако ж и не так, чтобы слишком молод.." Короче скользкий тип, похож на нынешних олигархов (шучу).. Нет не вызывает он симпатии!! Вот Остап Бендер тоже из того же племени, но любят его читатели и всё тут.. Вот ведь загадочная Россия...

Василий Бабушкин-Сибиряк   22.08.2016 13:15     Заявить о нарушении
О Чичикове именно это и хотел сказать Гоголь.
А вот к Остапу Бендеру хоть и нет такого же отношения, но и симпатию он вызывает далеко не у всех людей. Оправдать его делишки можно, если кто-то и сам способен к подобному "предпринимательству". Сейчас развелось немало любителей легко "деньги делать".
А я его просто жалею, как человека, ни к чему не пригодного, кроме разного рода махинаций...

Зоя Орлова   22.08.2016 15:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Здравствуйте, Зоя.
Думаю, еще не раз обращусь к Вашим работам - в них ценная аналитическая мысль настоящего русского литературоведа. Спасибо.
А не хотите "раскрыть" "Шинель" Гоголя? Заключительная часть этого произведения очень актуальна. Недавно мне пришлось вспоминать Акакия Акакиевича, будучи в одном из министерств Беларуси. Уму непостижимо, насколько жив чиновничий беспредел. Очень трудная для "отпетого чиновника" задача - войти в положение просителя, принять его как себе подобного, разобраться в проблеме и помочь. На кону деньги, а потому человеческие отношения просто гибнут.

Василий Азоронок   12.10.2015 18:32     Заявить о нарушении
Спасибо за отклик и лестное мнение, Василий.
Вы правы, чиновники тверды в своих традициях.
А по рассказу "Шинель" у меня есть работа, надо посмотреть. Я не всегда размещаю на сайте те работы, что давно написаны, не успеваю, потому что есть пока занятия с детьми, также правка текста иногда. Но если появляется время, то читаю работы авторов, выходящих на мою страницу, и публикую свои.
Спасибо, что напомнили.
Удачи Вам! С уважением

Зоя Орлова   12.10.2015 18:51   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Зоя, очень интересная и познавательная статья. Очень интересно проводится анализ главного героя, а также литературные и смысловые ходы Гоголя как писателя в этой поэме. Думаю, очень полезный текст для школьников, которые изучают эту поэму и думают над ней, а также, для тех, кому нравится творчество Гоголя.
Мне понравилась статья. Большое спасибо Вам.

Творческих успехов.

С уважением,

Игорь Ко Орлов   03.05.2015 22:56     Заявить о нарушении
Детям нужны материалы, написанные человеческим языком, в учебниках ведь до смысла иногда не добраться. Поэтому и пишу, хоть какая-то помощь.
Спасибо, Игорь. Всего хорошего.

Зоя Орлова   03.05.2015 23:47   Заявить о нарушении
Да, Игорь, взрослые тоже читают, потому что вспомнить хочется и узнать чужую точку зрения по какому-либо произведению. Поэтому обмениваемся мнениями.

Зоя Орлова   03.05.2015 23:50   Заявить о нарушении
Зоя, спасибо за статью. Я так тоже подумал и отметил: школьникам, потому что им может быть понятен Ваш язык, а взрослым тем, кто любит Гоголя. Вы пишите просто и понятно. Вас интересно читать. Большое Вам спасибо.

Любви и творческих успехов.

С уважением,

Игорь Ко Орлов   04.05.2015 06:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Замечательная работа!
Литературная статья должна давать повод задуматься. Она не должна давить(подчёркиваю-давить)мнением и уж тем более самомнением автора. Она должна преломлять взгляд читателя с одного угла зрения на произведение и описанные в нём события, на другой. Или просто, "открывать глаза" на подтекст.
Дорогая Зоя, Вы очень хорошо, и тактично, затронули тему "душ", в поэме Николая Васильевича, и сделали главный акцент, на том, что Чичиков - это сложный, загадочный персонаж. И кто он, - решает сам читатель.

Как-то я здесь же, на сайте Прозы, встретил большую (огромную) статью, в которой автор, на полном серьёзе, доказывала, что Чичиков - чёрт, сатана. Делала это Автор с таким воодушевлением, проводила такие параллели, что я даже скопировал данный текст, что бы в "ридере" почитать. Но не одолел и четверти текста.Фактов интересных "натыкано" много, а общая картина - не живая, мёртвая. Какой же он чёрт? ))) Глупость!

Мёртвые души - это болезнь человечества, которая, как рак, поражает современную цивилизацию! И Гоголь , в своём обращении, к Птице - тройке, спрашивает, куда ты, Русь, несёшься, и чем станешь в "светлом будущем". Мёртвой, прагматичной, как Европа, или сохранит свою живую душу....
Тема очень сложная, и в то же время, очень простая! )))
Спасибо!

С уважением и любовью,

Евгений Белкин   16.12.2014 13:26     Заявить о нарушении
Евгений, мне очень понравились Ваши разумные советы по анализу текстов. Действительно, трудно оставаться на нейтральной или хотя бы деликатной позиции, ведь необходимо и свою точку зрения высказать. Я пытаюсь делать это не навязчиво, не грубо, но иногда (в полемике) всё-таки срываюсь на "борьбу за справедливость", если вижу желание оппонента исказить правду. А правда почему-то бывает у некоторых не та, какую писатель предлагает, а совсем уж "своя", Вы пишете о таком примере. Почему они не видят ничего за строчками, не понимают сказанных слов? Вот с такими сложно, некоторые откровенно гордятся тем, что они выполняют в интернете роль "вампиров и троллей".
Ваше видение гоголевского образа Руси-тройки - самое правильное: есть факты, что именно так думал великий писатель, надеясь на самобытность русского народа, на его способность "сохранить живую душу". И не надо нам подражать Европе в её вытравливании всего живого, идущего из глубины веков, с целью заменить на что-либо искусственное, насаждая новые ценности.
Спасибо за солидарность. И чувства симпатии у нас взаимны!

Зоя Орлова   16.12.2014 08:49   Заявить о нарушении
Мы ведь живые. И реагируем, когда видим несправедливость.
А если это, ко всему прочему, - хамство, то иногда можем и могучий русский язык в его "гендерном формате" использовать. )))

А то, что "не видят"...
Люди видят сердцем и ДУШОЙ. А если мёртвая душа, то и видят как мертвецы.
Их всегда было достаточно!

Очень рад встречи и общению.
С уважением и любовью,



Евгений Белкин   16.12.2014 13:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Спасибо, Зоя. Какое счастье, что у нас есть Гоголь. Его феноменальный талант раскрыл силу и мощь русского языка, его богатство и глубину. Гоголь придал сокровищам народной речи окончательную огранку, ослепительную красоту совершенства, которую может создать только гений. Гоголя нам читать - не перечитать. Век живи - век читай Гоголя.

Петр Елагин   06.11.2014 20:56     Заявить о нарушении
Да, Пётр, это понимают те люди, которым дорого наше прошлое, кто любит свой родной язык и ценит талант писателя.
И Вам спасибо.
С теплом и уважением

Зоя Орлова   06.11.2014 21:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Зоя здравствуйте! Посылаю Вам единственный отрывок, сохранившийся от второго тома ,,Мертвых душ".
Может быть он Вам известен. Как он актуален сегодня!
,,Князь остановился, как бы ожидая ответа. Всё стояло, потупив глаза в землю. Многие были бледны. (…)

- Само по себе, что главным зачинщикам должно последовать лишение чинов и имущества, прочим - отрешение от мест. Само собою разумеется, что в числе их пострадает и множество невинных.
Что ж делать? Дело слишком бесчестное и вопиет о правосудии. Хотя я знаю, что это будет даже и не в урок другим, потому что на место выгнанных явятся другие, и те самые, которые дотоле были честны, сделаются бесчестными, и те самые, которые удостоены будут доверенности, обманут и продадут, несмотря на всё это, я должен поступить жестоко, потому что вопиет правосудие.
Знаю, что меня будут обвинять в суровой жестокости… Я должен обратиться теперь только в одно бесчувственное орудие правосудия, в топор, который должен упасть на головы виновных.
Содроганье невольно пробежало по всем лицам.

Князь был спокоен. Ни гнева, ни возмущенья душевного не выражало его лицо.

- (…) Вот моя просьба. Знаю, что никакими средствами, никакими страхами, никакими наказаниями нельзя искоренить неправды: она слишком уже глубоко вкоренилась.
Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и потребностью даже и для таких людей, которые и не рождены быть бесчестными. Знаю, что уже почти невозможно многим идти противу всеобщего теченья. Но я теперь должен, как в решительную и священную минуту, когда приходится спасать своё отечество, когда всякий гражданин несёт всё и жертвует всем, - я должен сделать клич, хотя к тем, у которых ещё есть в груди русское сердце и понятно сколько-нибудь слово «благородство».
Что тут говорить о том, кто более из нас виноват! Я, может быть, больше всех виноват; я, может быть, слишком сурово вас принял вначале; может быть, излишней подозрительностью я оттолкнул из вас тех, которые искренно хотели мне быть полезными… (…) Но оставим теперь в сторону, кто кого больше виноват. Дело в том, что пришло нам время спасать нашу землю; что гибнет уже земля наша не от нашествия двадцати иноплемённых языков, а от нас самих; что уже, мимо законного управленья, образовалось другое правленье, гораздо сильнейшее всякого законного. Установились свои условия; всё оценено, и цены даже приведены во всеобщую известность. И никакой правитель, хотя бы он был мудрее всех законодателей и правителей, не в силах поправить зла, как ни ограничивай он в действиях дурных чиновников приставленьем в надзиратели других чиновников. Всё будет безуспешно, покуда не почувствовал из нас всяк, что он так же, как в эпоху восстанья народ вооружался против врагов, так должен восстать против неправды. Как русский, как связанный с вами единокровным родством, одной и тою же кровью, я теперь обращаюсь к вам. Я обращаюсь к тем из вас, кто имеет понятье какое-нибудь о том, что такое благородство мыслей. Я приглашаю вспомнить долг, который на всяком месте предстоит человеку…»

Александр Разный   09.10.2014 14:28     Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Так уж получилось, ещё в школьном возрасте, что я сначала прочёл "12 стульев" Ильфа и Петрова, а потом "Мёртвые души" Гоголя и понял, что Чичиков - это более ранний Остап Бендер. А вот ваше произведение только укрепило это сравнение.
С уважением

Анатолий Малык   17.09.2014 13:19     Заявить о нарушении
Сходство в том, что они оба - изобретательные и предприимчивые люди, делающие дела ради собственной выгоды, только в Чичикове мы немало неприятных черт видим (его и автор назвал подлецом), а в Остапе Бендере можно что-то даже симпатичное найти. Так что Вы правы, в основном.
Спасибо за прочтение.
С уважением

Зоя Орлова   17.09.2014 13:32   Заявить о нарушении
Вы знаете Зоя, а мне Чичиков больше импонирует нежели Бендер. Он конечно подлец, но циничного, как в Бендере, в нём мало. Он (Чичиков) более человечен что ли, и ничто человеческое ему не чуждо, да и размышления его о людях, с которыми он имел дело, тоже не лишены доброты. Впрочем это чисто моё субъективное мнение.
С уважением

Анатолий Малык   17.09.2014 17:30   Заявить о нарушении
Может, Вы и правы, Анатолий, я не думала над этим, честно говоря. Для этого надо перечитать "Двенадцать стульев".

Зоя Орлова   17.09.2014 17:39   Заявить о нарушении
Анатолий наглядно доказал Ваши ошибки, Зоя. Не существует единой реальности уже даже для двух собеседников. А для трёх и более собеседников нашу личную реальность следует считать всего только вероятной, чтобы не выглядеть тем самым Гоголем, сжегшим от малодушия второй том,
или даже его же героем Чичиковым,
и не сдавать(ся) "редиской" из "Джентельменов удачи", хоть и условно, при первой же опасности, как Вы пять дней назад здесь.
Это на самом деле очень вредная и опасная работа - предприниматель, в том числе и литературный критик, коим Вы себя позиционируете. Писателей и поэтов знаменитых очень много и из поза-позапрошлых веков, и из современных. И живут они иногда довольно долго. А объективный общепризнанный критик на всю русскую литературу всего один - Белинский. А прожил он меньше, чем мне сейчас лет. И у Вас, Зоя, судя по Вашим комментариям, очень много не обязательных ожесточённых споров со своими же читателями всё по той же причине, желанию сделать Вашу, пусть и самую справедливую, на Ваш взгляд, реальность не вероятной, а единственной. А ведь даже если Вы и правы в споре с кем-то, то это лишь относительное большинство, а не абсолютное. Вы повторяете ошибки большевиков, подчистую уничтоживших всякую оппозицию, и легальное предпринимательство. Результат мы все знаем. В СССР не нашлось прививки предпринимательства, чтобы обмануть обманщиков извне. В результате появились диссиденты, которые легко и просто стали реальными критиками социалистической системы, хотя уродств капиталистической системы "редиски" извне не объяснили даже им. А вот официальная пропаганда из-за отсутствия альтернативы обесценилась до "утопической реальности". Сейчас реальной оппозиции уже на западе нет, а советская пропаганда для людей в возрасте уже не выглядит самой лживой. Сегодня легче доказывать торгашеское уродство продажи "мёртвых душ", но Вы уподобляетесь уже китайским коммунистам, которые недооценивают реальность Ильфа и Петрова, - предпринимателя по убеждениям,
а не вынужденного предпринимателя Чичикова, стремящегося попасть в совершенно не предпринимательскую среду элиты, среду дворян. Дворяне никогда не были серьёзными предпринимателями. Но и не мешали купцам торговать. Чичиков их всего-лишь просвящал, а Бендер шантажировал в корыстных целях. И даже он, Бендер имеет право дорисовать нашу реальность своим присутствием в нашей жизни. Для того, чтобы какой-нибудь новый шулер Рейган не обьявил новый крестовый поход против "империи зла", всего-только из-за того, что их минусы многочисленнее и разнообразнее.

Владимиров 3   22.09.2014 19:24   Заявить о нарушении
Никому я не уподобляюсь, у меня на всё своя точка зрения. Могу с кем-то согласиться, а чью-то точку зрения не принять. Особенно же не хочу воспринимать мнения злых и неделикатных людей, которые всё видят как-то искажённо.
Успехов!

Зоя Орлова   22.09.2014 19:53   Заявить о нарушении
Наверно по-русски "уподобляться" звучит "зло". Я этого не учёл. В нашем языке "падабаецца" - означает "нравиться", а "бляха - муха" не ругательство, а вполне себе обычное междометие, типа "ёлки-палки". Машинально получилось. Согласен, я должен был написать "вам нравятся те же самые тактические приёмы, которые привели к временному успеху современный Китай. Но только переговорами невозможно доказать главное - "хорошо-плохо".

Владимиров 3   22.09.2014 22:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «Тема живой и мёртвой души в поэме Н. В. Гоголя» (Зоя Орлова)

Любопытная тема, Зоя, вполне достойная обсуждения...
Душа народа жива изначально, как я надеюсь, а остальные
мысли очень интересные!:)
С улыбками и уважением, Юрий.

Юрий Рыбка   28.08.2014 21:48     Заявить о нарушении
Да, Юрий, у Гоголя в поэме интересные лирические отступления с иносказанием, поэтому и о душе сказано с глубоким подтекстом.
Спасибо за прочтение, зайду и на Вашу страницу.
Всего доброго!

Зоя Орлова   28.08.2014 22:19   Заявить о нарушении
Прекрасная публикация! Жду Ваших статей.
Гоголя с юности любила какой-то особенной любовью и продолжаю читать и любить его произведения.
Вопрос: было ли в самом ТЕКСТЕ у Николая Васильевича сказано о цели приобретения мёртвых душ. Представьте, я забыла. Как давно я не перечитывала! Вы пишете, что землю в аренду можно было приобрести, владея душами.
Если бы я была дома, то сама полистала бы, но я далеко. Спасибо Вам, Зоя.
Наталья

Наталья Мезенцева Тайна   12.09.2014 18:42   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Наташа! Да, в одиннадцатой главе рассказывается (это возвращение к прошлому героя), как Чичиков узнаёт от одного из чиновников про ревизские списки, в которых крестьяне и после смерти могли долго числиться в живых. И тогда его осеняет мысль, как провернуть эту аферу с мертвыми душами. Мало того, он мог в Опекунском совете получить деньги на переселение крестьян, на прочие нужды (кредит, вроде), а земли, как он говорил, даром отдаются под крепостные души. Это называлось купить крестьян "на вывод", то есть переселить крестьян на новые земли.
Спасибо за Ваш интерес! Всего хорошего!

Зоя Орлова   12.09.2014 19:21   Заявить о нарушении
Большущее спасибо. Напомнили, осежили в памяти некоторые детали.
Надо еще перечитать, это же в удовольствие!
Всех Вам благ. Учите, пишите!
Наталья

Наталья Мезенцева Тайна   12.09.2014 19:26   Заявить о нарушении