Рецензии на произведение «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля»

Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

В третьей части уже появилось это жуткое ощущение беды, думала, рванёт там, на свадьбе...
Великолепное произведение — как Вы владеете языком!

Мария Гринберг   02.09.2022 12:12     Заявить о нарушении
Мария, огромное спасибо за прочтение и доброжелательные отзывы. К сожалению, конфликт не решается. Это, когда писал, так расставлял факты, так хотелось, чтобы мысль родилась у читающих "Доколи?". Проходят десятилетия, и новости - все те же старости, что и пятьдесят лет назад. Сейчас, когда идет украинская война, у меня оба конфликта интерферируют между собой...
Мария, если Вам понравилось, рекомендуйте прочитать другим...
Мир Украине и на Ближнем Востоке!
С уважением, Михаил.

Михаил Древин   02.09.2022 18:41   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Вы понимаете, что у каждого времени в обрез, поэтому, надеюсь, извините, что я не смогу дать литературный анализ повести (ещё и потому, что для такого анализа надо вдумчиво вчитываться и обстоятельно формулировать). Знакомясь с текстом первых частей, я не особо следил за деталями развития событий, хотя успел заметить параллель с толстовским Холстомером. Интересная и животрепещущая аллюзия.
А вот в конце 4-й части, я не мог не сосредоточиться, потому что события стали захватывать стремительностью развязки.
Но я хотел бы отвлечься от литературы: меня, как и всех, волнует тема терроризма. И сколько бы ни ахали по этому поводу, важнее, мне, кажется, искать причины для устранения и способы предотвращения, насколько возможно.
Ну, причина политическая, укоренённая глубоко и нам, грешным, неподвластная. Каким международным силам выгодно стравить народы и на этом наживаться — тема долгого разговора — не нам на это повлиять.
А вот бдительность - это в нашей власти.
Сколько ни смотрел видео о случаях терроризма, каждый раз поражаюсь.
Вот стоит на остановке группа солдат, готовится к посадке в автобус. И в них врезается грузовик араба-террориста. Много жертв.
Вот, думаю, возможно ли такое ротозейство в российской армии? Нет: по уставу, если идёт (даже в баню) рота солдат, то со всех краёв её окаймляют. А в стране с угрозой терроризма надо было за 50 метров до группы поставить автоматчиков. И нетрудно догадаться, что ехал этот грузовик здесь тоже не случайно, не спонтанно, а заранее знал — куда и когда ехать. Кто сдал своих? Почему рассекречена информация о передвижении военнослужащих?
Вот смотрю видео: на контрольный пункт к охраннику подходит террористка, что-то ему говорит, он, раззява, слушает, вступает в разговор, уши развесил, отвечает ей, она руку в сумку засовывает, он, не обращая внимания, болтает языком; вдруг она выхватывает нож и кидается на него. Поразительное ротозейство. К охраннику на посту можно подходить вплотную! Если он не может визуально определить араба, то что он за охранник? А если видит, что к нему приближается араб (а он — на посту!), то почему позволяет подходить и заговаривать? Ограничительная полоса за 10 метров и только шаг за неё — огонь!
Ещё видео: Подъезжает к блок-посту автобус и вместо проезда блок-поста резко сворачивает и наезжает на парня-инспектора, сбивает его с ног. Пока тот поднимается, из-за руля выскакивает водитель-араб и кидается на парня с ножом; парень с автоматом в ужасе убегает, а тот бежит за ним. Ну, наконец-то опомнились лохи-напарники, которые стояли напротив и лясы точили, и побежали за ними.
Возможно ли такое в российской армии? Нет. Да что там в армии? Я работал в России в охране химического завода; у нас отрабатывали все ситуации, которые могут возникнуть в случае (даже не терроризма!) просто несанкционированного проникновения на территорию предприятия (с целью хищения). А здесь на человека, охранника, инспектора можно просто наехать, повернув руль. И перед ним нет защитного сооружения! И эти несколько секунд, пока лохи очухаются, могли стоить охраннику жизни. Да они должны были сразу стрелять по нападавшему. У них есть инструкция по действиям в конкретных ситуациях?
Что-то не видно профессионального подхода. Ещё что-нибудь умеем, кроме как бегать и орать?
Это я к тому, что меня не очень увлекают бесконечные стенания по этому поводу. Я считаю, что лучше задуматься, кто и где недоглядел. Как сказал Гоголь, тому не надо ходить искать чёрта, у кого чёрт за плечами. Надо взглянуть на самих себя и понять, что причина проблемы — прежде всего, в нас самих.

Евгений Орлов 5   04.05.2020 18:54     Заявить о нарушении
Ой, что вы! Жалко только что галопом пробежались. Но все равно, я уже капаю, растаял. Жена озобоченно крутится, как такую дылду в холодильник засунуть? Благодарю.

Михаил Древин   18.09.2019 20:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Это точно: надо жить в Израиле, чтобы понять эту страну. Еще лучше - в ней родиться. Она - не для чужих, не для посторонних. Ее можно или любить, или ненавидеть, а равнодушных она просто отторгает.
Читаю, когда то, что вы написали, актуально, как никогда.
Наверное, надо поприсутствовать при теракте, или броситься ничком на землю, когда звучит предупреждающая сирена и нет поблизости, куда заскочить, чтобы понять, что так жить нельзя, но так живут 8 миллионов наших соотечественников, и умеют ценить каждый спокойный миг жизни.
Мне очень понравился ваш "Мерс")) Он - не посторонний, он даже не ватик - он сабра.
Кому лень читать все комментарии, тому просто не нужен местный колорит. Да ему, вообще побоку все, что не в его стране. Так ему и надо!))) А мы продолжим жить в нашем сумасшедшем мире, с нашими обезумевшими двоюродными братьями.

Стелла Мосонжник   05.05.2019 08:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Стелла. Так жить нельзя,- мы отчётливо это чувствуем в последние дни. Так жить нельзя, но министр Штайниц пророчествует такую жизнь на ближайшие тридцать лет, то есть и дети наших внуков будут погибать. И пока мы в междуусобных войнах будем выяснять, кто виноват, мир будет развиваться, а мы вспоминать то время, когда ещё не мелели, были полноводными Кинерет и Мёртвое море, и Израиль представлялся величественным удивлял весь мир и притягивал нас.

Михаил Древин   06.05.2019 07:04   Заявить о нарушении
Не так грустно, Михаил!
Дожди добавили Кинерета, а Штайниц - философ.))
Насчет мира, который развивается, так последнее время, с нашествием мусульманских орд на Европу он тихо деградирует, опустив лапки и пытаясь утверждать, что "все хорошо, прекрасная маркиза" Внуки наших внуков будут погибать, никого не уберечь от той жизни, которая и происходит в борьбе, но точно так же будут погибать и внуки внуков в других частях света, потому что мир меняется. Чудеса бывают, но чудо - это не норма.
У вас получилось дать кусочки мира, который соединен из полярных мировосприятий достаточно искусственным образом, поэтому все это так непрочно и противоречиво. Пока еще мы станем единым народом! А, между тем, это делают уже наши внуки и правнуки - вы это знаете.
Нас вчера знатно отбомбили, но, забавная деталь (если это вообще уместно в такой истории): кадры бомбежки Ашдода были фейковые: это Горловка.)))(там еловые лапы на первом плане)Значит, своих не сумели сделать, значит, не до того было.))))

Стелла Мосонжник   06.05.2019 08:36   Заявить о нарушении
Гораздо лучше получается, когда философы сидят в бочке. А мир действительно развивается, пусть не всегда, как ожидаем. Мир, что не опутан мессианнством и идеологией. Так мне кажется. Всех вам благ и вашим внукам тоже, как и моим!

Михаил Древин   06.05.2019 11:42   Заявить о нарушении
Спасибо за внуков и вам того же.
Но миротворчество - это в современном мире тоже идеология и мессианство, увы. И плоды его - те же.

Стелла Мосонжник   06.05.2019 16:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Уважаемый, Михаил! С интересом прочел Вашу повесть. А также - рецензии на нее. Нетрудно видеть, да Вы и сами это подчеркиваете, что написана она для евреев, и откликаются на нее евреи. Мне трудно, я не еврей. Да и в Израиле я не был. В свое оправдание могу лишь сказать, что у меня жена еврейка, и проблему Израиля мы с ней частенько обсуждаем. Наверное, Вы все описали натурально, и прием "от мерседеса" вполне приемлим, и языком Вы владеете хорошо. Хотя, на мой взгляд, языковых вставок многовато. (Сравните с романами Яна или Семашко.) Но, Вы уж простите, повесть воспринимается почти как документальный репортаж. Оно, конечно, иного мерседес и не мог рассказать, но задача художественной прозы отличается от репортажа. Никого из героев не жалко, никому не сочувствуешь. Увы! Да и нового (уж еще раз простите) ничего не сказано, противостояние всем известно. Не знаю, читали ли Вы Дж. Де Карре, "Маленькая барабанщица"? Та же тема, но - великолепная проза, нам бы всем так писать! Может быть Вам уйти от "лошадиного" взгляда? Думаю, у Вас получится.
Желаю успеха.

Виктор Заводинский   15.12.2016 16:55     Заявить о нарушении
Да, Виктор. Никто мне так планку не поднимал ещё. Я-то думал, что не существует судьи, грознее себя.
Но, здраво и долго рассуждая, понял, что тема для Вас действительно с другой стороны земли. Очень жаль тогда, что Вы не мой читатель. Просто Мир здесь я выбрал своим приоритетом. Просто я не признаю чистого искусства. Искуство обязано воевать! Пушкин и Толстой по своему сизидательному влиянию гораздо мощнее, чем эскадра авианосцев с её разрушиельной силой.
Я поверхностно выбрал у Вас, что обязательно прочитаю. Успехов!


Михаил Древин   16.12.2016 10:37   Заявить о нарушении
Михаил! Еще раз желаю успехов и удач.

Виктор Заводинский   16.12.2016 12:06   Заявить о нарушении
Точно в десятку!Леонид.

Леонид Кимельфельд   08.02.2018 16:41   Заявить о нарушении
Точно. Вдесятку!Леонид.

Леонид Кимельфельд   08.02.2018 16:43   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Здравствуйте, Михаил! С огромным интересом прочла все четыре истории Холстомерса. Читать пришлось долго, вникая в неизвестные мне до того детали жизни и быта двух родственных народов, живущих в тесном соседстве, в отношениях, которые должны быть по сути братскими, а в реальности - крайне враждебными. Очень поучительные истории, побудившие меня к серьезным раздумьям.
Но прежде хочу подчеркнуть удачный литературный прием, избранный вами для описания жизни этих людей - с позиции не человека, который всегда пристрастен, а с позиции стороннего существа, в данном случае - автомобиля (не могу не заметить отлично подобранное ему имя - Холсто-Мерс). Прием этот, конечно не нов, сразу вспоминается знаменитый Холстомер, но в контексте замысла произведения, его главной мысли он работает, как надо.
Евреи и палестинские арабы - очень близки друг к другу - прежде всего, этнически, генетическими своими корнями. И религией - Ислам ведь опирается на ранний иудаизм, а Коран сюжетно (допускаю, что и текстуально) повторяет Ветхозаветные притчи. И даже пророки у обоих народов одни - только выступают под разными именами. И тем не менее, поколениями - враждуют, хотя могли бы жить в мире и в согласии. Но не дают этому внешние силы, подпитывая (и идеологически, и финансово) их рознь.
И вот, читая Вашего Холстомерса, я не могу отделаться от мысли, не являемся ли мы сейчас свидетелями рождения аналогичного конфликта двух других братских народов, уже на другом континенте. Я имею в виду Россию и Украину. Очень много сходного в разжигании серьезной и, похоже, многолетней кровавой вражды двух соседей, этнически и культурно теснейшим образом связанных между собой. И точно так, как в израильско-палестинском конфликте, эта вражда питается внешними силами, в своих интересах. Становится страшно: не будет ли и здесь война поколений?
Вот такие грустные и тревожащие душу мысли навеяла ваша интереснейшая работа. Мне думается, публиковать ее надо не только на Прозе, но и в серьезных изданиях, имеющих массового читателя. Она того заслуживает.
Зеленая кнопка.

Евгения Евтушенко 2   09.10.2016 23:37     Заявить о нарушении
Не буду баловать, Женя, разнообразием - большое спасибо! Художественный жанр требует беспристрастности, поэтому сдерживал себя и старался писать нейтрально.
К сожалению, оставляем конфликт следующим поколениям. Писал, а конфликт, похоже, станет моей темой, для израильтян, но у нас - все пророки! Начинают читать, и срабатывает определитель "свой - чужой". Раз "не одобря мс" - значит левая сволочь и предатель. Узнаёте нотки? - Всё протекает по одинаковым сценариям. Всё - не ново в мире. Вы пишите про связь религий. Я не знаю ваше отношение к вере и боюсь задеть, но для меня - религии не ищут пути добра в мире, а разделяют людей.
Относительно украинских событий: читал на Прозеру отзыв на рассказ не помню кого из грузин - "...Вот между нашими странами военные действия, а я вас читаю с огромным интересом...". Ответ был прекрасный: "Цари приходят и уходят, а народы остаются!" Прекрасный ответ и, к сожалению, прекраснодушный. Но если мы писатели и молчим, не ищем общее, а лишь то, что разделяет, тогда вместо нас говорят пушки.
Женя, ваше пожелание насчёт серьёзных изданий.... Увы! Написать повесть - огромный труд, и чтобы продать его..."Я должен доплачивать деньги?!"
Очень рад общению, отзывам. Я, к сожалению, не умею так их писать. Продолжим чтение и общение, если не против!

Михаил Древин   10.10.2016 22:02   Заявить о нарушении
Михаил,до встречи на страницах Прозы . Творческого вдохновения.
С уважением,Евгения.

Евгения Евтушенко 2   12.10.2016 08:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Сильно написано, Михаил! И- это энциклопедия нашей израильской действительностиш. Постараюсь, чтобы твою книгу прочли мои знакомые, евреи и не евреи, новые американцы, навые немцы, новые канадцы - те, кто нашей сегодняшней жизни не знает . Хорошо бы, чтобы это прочли и ердуны тоже, уехавшие, оставив нас на переднем крае. Сейчас начну твой следующий роман. Валерий

Валерий Хатовский   22.08.2016 18:14     Заявить о нарушении
Спасибо большое,Валерий! Мне очень важно, чтобы читали именно Холстомерса,особено в наших палестинах.А с под съезд,ты уже заметил, уступает Холстомерсу. Еще раз спасибо за отзыв.Успехов

Михаил Древин   23.08.2016 14:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Для начала – всё, что скажу, — только и исключительно моё непросвещённое мнение.

Комплименты Вам не нужны.
Что этот роман – серьёзное произведение не сайтовского уровня, Вы и сами знаете.
Что это еврейская в высоком смысле литература - тоже.

Возникает проблема «целевой аудитории».
Для интересующихся Израилем как «экзотикой» - слишком трагично. Безнадежно.
При всей летящей беглости письма такое погружение в быт и смысл нашей жизни может показаться тяжёлым, густым.
Для меня, израильтянки с очень приличным стажем, всё слишком близко, обнажённо. Беспощадно.
Не знаю, по каким признакам, но где-то с середины я ждала теракта. Не думала только, что Вы взорвёте мерс. Полагала, он доставит шахида к месту.
Я боюсь таких рассказов. Обороняюсь. Завешиваюсь юморком.
А вдруг я не одна такая?!

Михаил, я могла бы искренне расхвалить профессиональную, настоящую прозу, как я её понимаю. Привести особо понравившиеся фразы, напомнившие хасидские притчи и даже еврейские (хорошие!) анекдоты. Просто сказать, что очень нравится язык, стал узнаваемым стиль. Правду говорить легко и приятно.
Но я сознательно решила рискнуть нашим едва начавшимся знакомством и сказать вот это всё, что наболтала.
Впрочем, мужскую жёсткую прозу, наверное, мужчины-то читают другими глазами!

Многочисленных Вам читателей-почитателей и настоящей профессиональной аудитории!
С уважением,

Наталия Шайн-Ткаченко   19.06.2016 20:00     Заявить о нарушении
Наташа! Что рискнула передать своё мнение, что увидела главную болевую точку произведения – это компенсация автору. Это не хвалебки из птичьего мира(кукушки и петуха), это не просто рецензия квалифицированного читателя. Это больше позиция гражданина страна, умного жителя её, постоянно спрашивающего себя: “До каких пор?” и “Как уберечь детей, внуков?”
Я себя спрашивал, стоит ли оттачивать мастерство на этой жуткой теме. В общем-то, на пролившейся крови. И всё же, я не беллетрист. Наоборот, я хочу внимания к теме. И тема требует уровня, пришлось требовать и добиваться его постоянно.
Наташа. Я тоже рискну нашим едва начавшимся знакомством.
Считаю, что мы, два народа, оба, живём в оккупированной стране, оба мучаемся, и оба платим невыносимую цену. Думаю, что девяносто процентов населения выиграют во всех сферах, если будет урегулирование, и оно достижимо.
Поэтому и писал. А проза у меня совсем не профессиональная. Спасибо за толковый отзыв, и надеюсь, – я не оттолкнул?
Спасибо,

Михаил Древин   19.06.2016 20:54   Заявить о нарушении
Ваш текст не позволял предположить, что мы, похоже, на разных полюсах…
Только мне кажется, сайт не годится для политической дискуссии.
Давайте лучше о литературе))

Наталия Шайн-Ткаченко   20.06.2016 09:32   Заявить о нарушении
согласен!

Михаил Древин   20.06.2016 09:54   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Михаил, дочитал до конца и могу сказать свое мнение. Идея замечательная, читать интересно, даже мне, живущему здесь и знакомому со всеми прелестями жизни в Израиле. На стилистические неточности не обращал внимание, поскольку был увлечен сюжетом. Желаю Вам удачи в творчестве и всего самого доброго, а главное - мира. Впрочем, мира я желаю и себе тоже.

Владимир Пастернак   29.12.2015 21:05     Заявить о нарушении
Очень рад отзыву, Владимир. Очень рад, что читать было интересно. В этои произведениии именно идея - моё отношение к прелестям жизни в Израиле - диктовала мне уровень, поднимала планку. Владимир, если всё-таки стилистические неточности рябили глаза, то советы и ссылки на них являются обратными производными этого самого мусора - неточностей, и являются драгоценностями. Спасибо Вам! С Новым годом!

Михаил Древин   29.12.2015 22:56   Заявить о нарушении
Михаил, Вы - талант, прекрасно владеете словом, умело строите сюжет. Есть ненавязчивая идея. Правда, повествование несколько затянуто.Что касается неточностей, так даже знаменитые писатели пользовались услугами редакторов, которые сами писать не могли, но прекрасно устраняли стилистические и смысловые неточности.
Желаю успеха, пишите!

Евгений Каплун   24.04.2016 11:56   Заявить о нарушении
Добрый день, Евгений! Очень рад, что вы продолжаете читать Холстомерс.
Я как раз писал его для израильских читателей, и действительно с идеей, которую вы назвали ненавязчивой. Иногда мне хочется перекрикивать самых крикливых, быть навязчивым. Но, не к сожелению, это уже не литература. Что касается литературы, то и в Израиле автор больше, чем писатель. Моё такое мнение. Евгений, я как раз закончил читать Шумеры Самуэля Крамера.Собственно, познакомился с громадной дотанахской цивилизацией, и Ваш рассказ был очень-очень интересен.
Поздравляю Вас с праздником Свободы, и хочу, чтобы эта Свобода ассоциировалась не только с пресным хлебом. Буду ещё заходить к вам, рад знакомству.

Михаил Древин   24.04.2016 19:17   Заявить о нарушении
Рецензия на «Холстомерс. Четвёртая история автомобиля» (Михаил Древин)

Если честно, Михаил, то насколько впечатлило начало повести, насколько был интерес у меня в процессе чтения, настолько разочаровала концовка.
Идея повести мне понравилась, описание, оригинальность, но, по-моему, нужно ещё Вам поработать над описанием характеров героев Вашей повести.
Всё узнаваемо, может ещё несколько штрихов к описанию того или иного героя, дабы глупость, хитрость, лицемерие читались бы как написанные на лице.
Но дело не в этом.
На мой взгляд, концовка не оригинальна. Всё в Израиле начинается и заканчивается террором, мы жертвы, они-убийцы от рождения. Всё просто и ясно.
Но я всё-таки думаю, что всё гораздо сложнее. Это же Восток.
Пишу так подробно, потому что вижу большой потенциал в Вашем творчестве.

С уважением,

Влад Ривлин   10.09.2015 04:59     Заявить о нарушении
Добрый день, Влад! Ваша оценка, пусть несколько завышеная, но вдохновляет. В основе сюжета не ставил задачу разобраться, кто прав, а кто виноват. Можно ли вообще в чём-то разобраться, предъявляя счета. Я описывал обоюдоострую ненависть, роль религии в её расжигании,и,вообще, в разделении людей. Я старался быть как можно более нейтральнее. Хотя понятно, нам практически невозможно подняться над конфликтом. Четвёртая глава дорога мне тем, что я нашёл (не с первой попытки) соответсвующую музыку в голове(с его позиции) жертвователя, взлетающего в рай.
Ещё раз спасибо за прочтение и за высокую оценку.

Михаил Древин   10.09.2015 22:18   Заявить о нарушении