Рецензии на произведение «Основная ошибка утопистов»

Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

Виталий, здравствуйте!
Здесь смотря, какой смысл вкладывать в слово "равноценность"))) А в природе равноценность имеется, например, деревья: равноценны по значению, но разные по качеству)))

Понравилось!

С уважением,

Владимир Войновский   09.09.2023 15:25     Заявить о нарушении
Рад отклику, Владимир!
)))))

("например, деревья: равноценны по значению, но разные по качеству" ===> хотел спросить, как понять эту мудрёную фразу, потом прочёл свой стих, и понял, что там тоже весьма неясная "замысловатость". :) )

С улыбкой и уважением

Виталий Симоновский   09.09.2023 16:17   Заявить о нарушении
Значение деревьев как раз и определяется их качеством.

Николай Смирнов 4   10.12.2023 06:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

"Счастье, счастье...
Что это слово значит?"

Елизавета Орешкина   12.10.2022 09:28     Заявить о нарушении
Точно не знаю, Елизавета.
Знаю только, что оно весьма мимлётно. Как и вся жизнь.
:)

Виталий Симоновский   12.10.2022 10:14   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

Разрешите вставить пару слов, даже не только на сами стихи, но и на комментарии. Коммунизм и равенство, как мне представляется, не невозможное будущее, а вполне реальное прошлое. Не в том смысле, что советское. Отнюдь)) Коммунизм от слова коммуна - это обычная реальность многих диких племен, которые до сих пор можно встретить там, где нет цивилизации. А в историческом прошлом такой вид совместного выживания был вообще нормой. Можно ли представить большую семью (такую, человек на 40-50), как модель коммуны? Думаю, да. А можно ли экстраполировать такое устройство на большие сообщества людей? Думаю, тоже можно. Если отказаться от того, чтобы чисто автоматически при слове "коммунизм" думать об СССР, а просто подумать о признаках коммунизма, которые можно найти в любом обществе, то получится, что суть его всего лишь СПОСОБНОСТЬ. Способность КОЛЛЕКТИВНО управлять и владеть тем, чем сейчас управляют единолично. Способность эта утрачивается в цивилизации, в больших городах и странах, но становится необходимой реальностью при отдалении от цивилизации.
Вот пример: мужики в нашей богом забытой деревне коллективно строили мосты, чинили дорогу, косили. Так было проще. Тоже было в охоте, большой рыбалке, строительстве дома. Когда это поколение ушло и в деревне стали жить в основном городские, то все эти коллективные работы прекратились. Думаю, только потому что пришли люди уже потерявшие вкус или не знающие опыта коллективизма-коммунизма.

Арчибальд Скайлс   24.03.2020 10:39     Заявить о нарушении
Рад дельному обсуждению темы, Арчибальд!
)))))))
Но Ваши замечания, по сути, сугубо терминологического характера. Что понимать под термином КОММУНИЗМ?
Вы просто предлагаете договориться именовать этим идентификатором то-то и то-то. Какие тут могут быть возражения? Если специалисты (философы, политологи и т.п.) договорятся понимать под этим обозначателем то, что Вы предлагаете, и зафиксируют это в толковых словарях и справочниках, то всё ОК. Но, как известно, под этим идентификатором договорились понимать нечто иное...

С уважением

Виталий Симоновский   24.03.2020 10:50   Заявить о нарушении
Да-да! Именно. Когда писал Вам, сам споткнулся об это. Что в точных науках все пользуются определениями точными и неизменными. А, как речь заходит о гуманитарных науках, то получается винегрет. Политология - одни понятия, социология - другие, а психология - третьи. Словно специально, чтобы невозможно было договориться. Да точно, специально. А ведь с этой унификации понятий и нужно начать ПРЕЖДЕ, чем вообще что-либо обсуждать. "Мое" понимание просто и в том, что надо представить себе любое сообщество, как некий коллектив, который вынужден решать какие-то задачи. Коллектив состоящий из индивидуумов, каждый из которых в этих общих задачах будет участвовать, если общие задачи включают его индивидуальные. Итог тоже прост, хоть и схематичен. Даже примитивен но от того проще и понимаемый: мне нужен кто-то еще (1 человек или много), чтобы решить задачу, которую один не могу решить или могу, но не эффективно, а коллективу нужен я, чтобы решить Наши общие задачи. Там и только там, где мы находим этот симбиоз - мы в коллективизме. Там, где не находим - индивидуалисты. А вот золотая середина между индивидуальным и коллективным... Ну, тут копий много сломано))

Арчибальд Скайлс   24.03.2020 11:21   Заявить о нарушении
Полностью согласен с Вами!
Я сам технарь-математик, и меня мутит от разнобоя в понимании и употреблении тех или иных терминов в области гуманитарных наук и изящной словесности. Но, мне кажется, здесь возможно навести хоть какой-нибудь порядок.
Однако у гуманитарщиков котелки, к сожалению, устроены как-то по-другому.
:)

С улыбкой

Виталий Симоновский   24.03.2020 12:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

Несбыточные мечты – это химеры*

Химера третья – коммунизм.
Так просто всё и всем понятно –
Очередной тот философский «изм»,
Даст он счастье всем и братство.
В него не верим, да и не хотим,
Но так хотелось бы поверить:
Что мы, к нему стремясь и создадим,
И сможем всё и всем отмерить.

химера* - ложная идея, пустой вымысел.

Михаил Палецкий   20.08.2019 21:17     Заявить о нарушении
Спасибо за экспромт-комментарий, Михаил Вадимович!
)))))
Важно заметить, что эта химера была эффективным рычагом для захвата невиданной, ничем не ограниченной власти...

С уважением

Виталий Симоновский   20.08.2019 21:48   Заявить о нарушении
Андрей ЛарионовПроверенный эксперт TheQuestion
27443
3 года назад
программист, модератор тем: искусство и культура, религия и вера
Главный (а, возможно, и единственный) минус коммунизма в том, что он невозможен. Невозможно его построить.

Нет рабочей модели его построения.

Можно пофантазировать, что он вдруг по волшебству мог бы наступить везде сразу одновременно и мгновенно.

Но нет и рабочей модели его функционирования.

Коммунизм это прекрасная утопия родившаяся во времена, когда люди поверили в науку. Подумали, что при идеальной организации общества возможно получить такие результаты в экономике, что будет можно организовать идеально справедливое ("каждому по труду"), а потом и идеально доброе? (не подберу слова, но "каждому по потребностям") общество. Тогда наука начала давать возможность преобразовывать труд, появились фабрики, разные машины, ткацкие станки, паровозы. Люди были под впечатлением потрясающе возросшей благодаря науке производительности труда.

А чтобы организовать такое общество надо воспитать людей. Тогда в науке был популярен взгляд, что дети это табула раса -- чистая доска. Что на ней напишешь, как воспитаешь, то и получится.

Для организации общества (труда) и для воспитания людей наиболее эффективным казалось организовать коммуны.

Всё это катализировалось тем, что люди видели огромные несправедливости вокруг. Условия существования были страшными. Это сейчас постепенно забывается, но полезно помнить и, хотя бы, почитать Гюго, Достоевского, Короленко, Диккенса.

Сейчас несправедливость воспринимается часто как нечто неизбежное. Но есть один момент, который забыт или люди не понимают. Религия не только примиряла людей с существующим положением вещей. Это только желавшим примириться она дает и такую возможность. Христианство принятое Европой и взорвавшее общество в момент изобретения книгопечатания (у нас было) дало множеству людей идею того, что справедливость это не только возможно, но и то, что должно быть.

Я очень люблю вот эти стихи Беранже:

Сен-Симон все свое достоянье
Сокровенной мечте посвятил.
Стариком он поддержки просил,
Чтобы общества дряхлое зданье
На основах иных возвести, -
И угас, одинокий, забытый,
Сознавая, что путь, им открытый,
Человечество мог бы спасти.
«Подыми свою голову смело! -
Звал к народу Фурье. - Разделись
На фаланги и дружно трудись
В общем круге для общего дела.
Обновленная вся, брачный пир
Отпирует земля с небесами, -
И та сила, что движет мирами,
Человечеству даст вечный мир».
Равноправность в общественном строе
Анфантен слабой женщине дал.
Нам смешон и его идеал.
Это были безумцы - все трое!
Господа! Если к правде святой
Мир дороги найти не умеет -
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
По безумным блуждая дорогам,
Нам безумец открыл Новый Свет;
Нам безумец дал Новый завет -
Ибо этот безумец был богом.
Если б завтра земли нашей путь
Осветить наше солнце забыло -
Завтра ж целый бы мир осветила
Мысль безумца какого-нибудь!
http://www.world-art.ru/lyric/lyric.php?id=17218

Есть множество препятствий построению утопии )

Я считаю принципиальными --

ограниченность научно-технического прогресса,
ограниченность ресурсов,
люди не являются чистыми досками (грубо говоря -- всегда будут рождаться и талантливые альтруисты и талантливые эгоисты),
проблемы конкуренции -- пока одни будут дружно трудиться, другие на них нападут и плоды заберут. это проще чем тоже трудиться. а если к труду добавить ещё и труды по обороне, то надорвешься, так как оборона, в конечном счете, заберет все силы. природа экспериментировала сотни миллионов лет, но защиты от хищников нет. хищничество всегда будет, оно всегда отчасти выгодно.
Кстати, иногда задают (на нашем сайте тоже) вопрос -- почему коммунисты ополчились на христианство. Есть множество причин. Но одна важная причина в том, что христианство подразумевает один важный момент. Невозможность построения коммунизма (изобильного общества) на земле. Причина -- в первых главах Библии рассказано, что результатом выбора Адама и Ева явилось такое разрушение, такое проклятие земли, что рождать она будет не сытные булки, а рождать будет тернии, хлеб будет добываться в поте и крови.

Михаил Палецкий   23.08.2019 05:23   Заявить о нарушении
Очень интересный текст, Михаил Вадимович!
)))))
С признательностью
Ваш

Виталий Симоновский   23.08.2019 07:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

Практики социализма далеко не были утопистами. Ещё какими практиками они были.

Владимир Прозоров   25.10.2018 21:13     Заявить о нарушении
Дык и "практический социализм" отнюдь не был социализмом!
😨😨😨

Виталий Симоновский   25.10.2018 21:34   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

Этой темы мы с Вами, Виталий, уже касались.
Замечательно сконцентрирована её суть!
С интересом и уважением

Марина Клименченко   19.05.2017 06:18     Заявить о нарушении
Да, Марина. Как выразилась одна на этом портале автор-читательница, я на этой теме (точнее, на теме порочности попытки "построения" коммунизма) слегка зациклился.
:)

С улыбкой и уважением

Виталий Симоновский   19.05.2017 08:21   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

На Вас напали, как я полагаю, молодые авторы, при этом, незаслуженно. Сообщу вам, что я в СССР получил однажды зарплату -1250 рублей. Это сегодня надо умножить на 15. Итого - 62500 рублей. Но и эта сумма должна умножаться на два.
Короче, я при СССР жил превосходно, хотя был рядовым художником. 110 рублей я никогда не получал. Эта сумма меня бы сильно расстроила! Сегодня я получаю пенсию 12500 рублей. Автобус стоит до садоогорода 20 рублей. Но жить вполне можно.
Так что, я не вижу разницы между тем и этим миром в России. Но я поражаюсь
тому ужасу, что творится в(на) Украине. Просто поражаюсь! На такие гривны
жить просто нельзя!
С теплом!!!!

Валерий Мухачев   16.03.2016 11:13     Заявить о нарушении
После окончания вуза у меня был оклад 110 рублей. После защиты диссертации в 1970 году вышел постепенно на зарплаты порядка 400. Что делать, ежели Бог таланту не дал - лошадку не могу нарисовать путём!
☺☺☺
Но тут, Валерий надо иметь в виду бывший тогда тотальный дефицит на всё, кромешные очереди, "мясные электрички" в Москву, тотальное хамство ("понаехали!"), всяческое коммуняцкое лицемерие...

С уважением и улыбкой

Виталий Симоновский   16.03.2016 14:11   Заявить о нарушении
С этим я полностью согласен. Получая триста рублей в месяц, я кормил родственников своей жены. Купить всё-равно было нечего!

Валерий Мухачев   16.03.2016 15:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Основная ошибка утопистов» (Виталий Симоновский)

Дайте ответ на вашу загадку: В чём, когда и какие утописты "...насильно блюли равноценность ..."?.

Владимир Подволоцкий   25.02.2016 21:14     Заявить о нарушении
Имелись в виду построители "развитого социализма" на основе идеологии марксизма-ленинизма, в основу которой легло недопущение частной собственности на средства производства и радикальное ограничение вознаграждений за результаты деятельности людей незаурядных. Несостоятельность этой идеологии (я намеренно не называю её наукой, ибо она к науке не относится) доказана - дальше некуда как убедительно. От "лагеря" осталась одна Северная Корея.

Процитирую кое-что из книг А.А. Зиновьева, он об этом сказал лучше.

«Общеизвестно, например, что в советском обществе жизненный уровень много ниже, чем в западных странах, имеет место хронический дефицит продуктов питания, коррупция и пьянство, низкие производительность труда и дисциплина.»
«Неизбежным следствием освобождения людей от собственности на средства деятельности является отношение к ним как к чему-то чужому, как к своего рода явлениям природы. Отсюда – бесхозяйственность, порча вещей, воровство, небрежность, отсутствие стремления к накоплению и к сохранению накопленных общественных богатств и другие отрицательные явления.»
«Руководители стремятся изобразить свои личные интересы как интересы руководимых коллективов и использовать последние в своих личных интересах. Если они что-то делают в интересах коллективов, то это есть лишь одно из средств достижения их личных целей. Руководитель, хорошо организовавший дело, иногда имеет больше шансов на карьеру. Но чаще карьера бывает успешной за счёт кажущихся, а не действительных успехов коллектива. Отсюда – очковтирательство, дезинформация, намеренный обман. Поэтому в системе руководства складывается гангстерский тип сознания и поведения.»
«Опыт же показал, что не изобилие, а крайняя бедность является наиболее адекватной реализацией марксистского идеала. Приближением к идеалу безденежного общества является карточная система, нормированное распределение предметов потребления, закрытые распределители, армия, тюрьмы, лагеря, натуральный обмен.»

Виталий Симоновский   25.02.2016 21:37   Заявить о нарушении
Вы считаете, что сегодняшняя система в России, допускающая наличие нескольких сотен долларовых миллиардеров и огромную армию коррупционеров имеет преимущества перед режимом, существовавшем в СССР до Горбачёвской разрушительной перестройки, устранившей государственную собственность на основные природные и производственные ресурсы.

Владимир Подволоцкий   25.02.2016 22:49   Заявить о нарушении
Нет, не так, Владимир. Не считаю. Не имеет преимуществ. Даже хуже. Потому что то, что получилось, никакого отношения к современной западной цивилизации не имеет. Получился чудовищный "синтез" всего худшего, что было свойственно "развитому социализму" и дикому капитализму 19-го века.
Происходит очень неправильная, на мой взгляд, интерпретация явлений на постсоветских территориях.Здесь возникла отнюдь не западная цивилизация, а чудовищная пародия на неё. С одной стороны, полное отсутствие подлинного судопроизводства, а только имитация оного, как это было при "развитом социализме". С другой -- тотальная коррупция и беззаконный захват средств производства олигархами и руководство ими в духе максимального обогащения. Отсутствие у трудящихся навыков борьбы за свои права, за достойную зарплату. Люди как получали примерно раз в 10 меньшую зарплату (как это было при социализме) , так и получают. Олигархи используют "привычку" бывших советских людей получать чрезвычайно низкие зарплаты для своего сказочно быстрого обогащения, которому могут только позавидовать западные владельцы средств производства. В связи со всё же исчезновением железного занавеса на постсоветское пространство пошли товары из Запада, при чём по преимуществу худшего качества, те, которые там просто не пропустят никогда надлежащие службы контроля и защиты прав потребителя. То же по линии кино, где , руководствуясь соображениями выгоды, продают в основном дешёвку, которую на Западе "хавают" не лучшие слои населения. Все недостатки Запада, которые просто не могут не быть в реальном мире, российской пропагандой всячески выпячиваются, создавая крайне искажённую картину. Например, проблема "геев". Да пустяковый вопрос, который на Западе интересует, в основном, только геев. Всячески раздувается, создаётся образ гнилого Запада. А Россия -- носитель нравственности. И т.д.
С уважением

Виталий Симоновский   26.02.2016 09:02   Заявить о нарушении
Как много букв! Это обьяснение смысла стиха? Тогда теряется смысл написания. Все мысли можно думать. Но не обязательно все рифмовать.

Елена Ханина   07.03.2016 12:50   Заявить о нарушении
Я в 1975 году работал старшим радиотехником с окладом 110 руб. на предприятии, участвовавшем в создании первого в мире спутника Земли, а затем в создании первого космического аппарата, на котором совершил свой полёт первый в мире космонавт Юрий Гагарин.

В те годы проезд на трамвае стоил 3 коп, на троллейбусе - 4 коп, на автобусе – 5 коп.
( Эти стоимости билетов подтверждаются в интернете на сайте -
http://www.besed.ru/cgi-bin/view_arh.pl?f=01600.out&p=23).

Сегодня в Москве билет на одноразовый проезд в автобусе стоит 50 руб., то есть цена билета возросла в 1000 раз. Если бы сохранилось соотношение цен на билеты и оклада старшего техника, то на предприятии, занимающемся сегодня разработкой космических систем - старший техник должен был бы иметь оклад в 110 тысяч руб. А реально этот специалист сегодня получает лишь 10 – 15 тысяч руб.

Итак, зарплата старшего радиотехника упала в 10 раз по сравнению с зарплатой во времена существования СССР.

Владимир Подволоцкий   07.03.2016 20:13   Заявить о нарушении
Ну тогда конечно. Только стихи спасут!

Елена Ханина   07.03.2016 20:24   Заявить о нарушении
Это знает млад и стар:
от стихов худой навар!
☺☺☺

Виталий Симоновский   07.03.2016 20:33   Заявить о нарушении
Зато на душе легко!

Елена Ханина   07.03.2016 21:16   Заявить о нарушении
Это самаглавна!:)

Виталий Симоновский   07.03.2016 21:19   Заявить о нарушении