Рецензии на произведение «В. Серов. Мика Морозов»

Рецензия на «В. Серов. Мика Морозов» (Геннадий Мартынов)

Уважаемый Геннадий,
Признавая Ваш талант рассказчика, возникают сомнения в реальности описываемых Вами исторических событий. Если все это просто художественный вымысел, - ну и ладно. Но я столкнулся с тем, что по интернету гуляет эта выдуманная (Вами -?) история смерти М.М.Морозова. Откуда эта история и есть ли какие-либо документальные подтверждения?

Начать с того, что Вы пишите:"Случилось это 9 мая 1956 года." В Википедии дата смерти М.М.Морозова указана 9 мая 1952г.

Далее, никакого "Совещания промышленников" с участием бывших купеческих российских фамилий в Москве никогда не было, и не подготавливалось. С 3 по 12 апреля 1952 года в Москве состоялось международное экономическое совещание СССР и стран СЭВ в противовес торговой экспансии США и стран Общего Рынка в Европе. По датам нестыковочка. И страны СЭВ (кто еще помнит, что это такое) никак не являются наследниками купеческого богатства Царской России.

Далее. А.Микоян в эти времена был в опале: он возражал Сталину, был против депортации Чеченцев и Ингушей. За это его сместили со всех министерских постов. Вряд ли бы ему доверили тогда организацию международного экономического форума.

"К концу 1940-х годов Микоян, наряду с Молотовым, оказался в угрожающем положении из-за готовившейся Иосифом Сталиным новой «чистки». Показания против Анастаса Микояна выбивались у обвиняемых по делу «Еврейского антифашистского комитета».

В 1949 году Микоян был снят с поста министра внешней торговли, а в 1952 году Иосиф Сталин обрушился на него с нападками на пленуме ЦК после XIX съезда, он и Молотов были подвергнуты уничтожительной критике" (Википедия).

И напоследок ( но не последнее). М.М.Морозов был Профессор МГУ и ГИТИСа (с 1935), выступал с лекциями на английском языке по истории английской литературы в разных московских вузах. Член совета и президиума Всероссийского театрального общества (с 1946), старший научный сотрудник Института истории искусств Академии наук СССР (с 1947). Многие годы являлся главным редактором советского англоязычного журнала "News" (чисто пропагандистское партийное издание). Издавал книги. Вряд ли он был бедным (по советским меркам того времени: Зарплата профессора 1950г - 3000-5000р. Высококвалифицированный рабочий 1500-3000р. Директор завода -2000р. Секретарь райкома партии - от 1500р. Учитель,врач 800-1000р.) и таким уж обделенным человеком, как Вы его описываете. Да и вообще, такие должности - особенно главного редактора англоязычного издания "Ньюс", - во всесоветские времена были чисто КГБисткие должности, если вообще не ГБистская номенклатура... утверждали на такие должности КГБ и ЦК Партии.

Извините за столь подробные комментарии, но просто я столкнулся с тем, что некоторые люди рассказывают эту историю как реальный исторический факт. Я лично не верю, уж извините. Поэтому хочется знать источник такой информации. Пока что, все это на уровне: "а вот мой сосед рассказывал, когда выпивал на праздники".
Спасибо.

Евгений Ногинский   04.05.2019 19:23     Заявить о нарушении
Ну что ж, сердечное спасибо за ваш отклик и особенное спасибо за внимательное прочтение моей статьи. Спасибо и за то, что указали мне на некоторые неточности в рассказе, который Вы назвали не бесталанным. А теперь прочтите пожалуйста мой комментарий к вашему комментарию. И тоже без обид. Да есть конечно одна очень обидная ошибка, я бы назвал её опечаткой. Невольной. Конечно? бедный Мика окончил свой земной путь именно в 1952 году. Ну не в ту кнопку ткнул. Бывает. Я так думаю, что и у вас тоже. Соглашусь также, что не было «Совещание промышленников» в том же году А вот в остальном мне хочется поставить Вам запятую.

Не было Совещания. А что было? А было «Московское международное экономическое совещание». И в нём участвовали отнюдь не только страны – участники Совета экономической взаимопомощи. Вот пожалуйста прочтите:

«Указанное совещание состоялось в Москве в период с 3 по 12 апреля 1952 года. СССР и СЭВ предложили создать в противовес экономико-политической экспансии США общий рынок товаров, услуг и капиталовложений социалистических и развивающихся стран. Всего в работе этого форума участвовали 49 стран, представленных 680 чиновниками, бизнесменами, экспертами. Индия направила 28 человек, Аргентина и Индонезия по 15 человек (это были самые многочисленные и высокопоставленные делегации из несоциалистических стран). Многие союзники США тоже участвовали в этом форуме, представленные главным образом бизнесменами, аналитиками и чиновниками среднего ранга (Великобритания, Франция, Италия, Дания, Норвегия, Канада, Турция, ФРГ, Япония, БЕНИЛЮКС, Бразилия, Саудовская Аравия, Австралия, Либерия). Но и они были уполномочены подписывать документы о торговле и сотрудничестве с другими странами.»

А вот ещё одна цитата для полноты картины:

«Первым председателем этого общества был лорд Бойд Орр, возглавлявший английскую делегацию на Международном экономическом совещании. Акционерное общество заявило, что его целью является «поощрять... и облегчать претворение в жизнь торговых соглашений, которые были заключены в связи с Международным экономическим совещанием в Москве, состоявшемся в 1952 году, и всякие подобные соглашения в будущем. Все доходы и собственность этого общества будут использоваться исключительно для достижения этих целей».

А вот цитата из вашего отклика:
"Далее, никакого "Совещания промышленников" с участием бывших купеческих российских фамилий в Москве никогда не было, и не подготавливалось». А оказывается это не так. Совещание всё-таки было. Вот Вам цитата из другого источника "А встреча с потомками бывших миллионеров царской России, под названием «Совещание промышленников», из-за смерти Сталина состоялась в Кремле только через три года." Оно ,Совещание, состоялось всё же, но без участия Михаила Морозова в силу выше приведённой причины.

А теперь насчёт Микояна. Вот то, что я узнал по этому поводу:
« И тут поинтересовались его социальным статусом и материальным положением. Неожиданно выяснилось, что зарплата профессорская по западным меркам — копеечная, живет Михаил Михайлович в убогой коммунальной квартире, и о простых благах, знакомых любому западному гражданину, не имеет даже представления.
Тут же, в его присутствии Микоян продиктовал своему помощнику перечень того, что необходимо сделать, а именно: обеспечить товарища М.М. Морозова презентабельной одеждой, достойной зарплатой, отдельной обставленной мебелью квартирой — где-нибудь в приличном месте — на Фрунзенской набережной или Кутузовском проспекте, дачей, оборудованной для приёма гостей, личным автомобилем и еще чем-нибудь, что может захотеть Михаил Михайлович.
Буквально ошеломленный всем происходящим Морозов был доставлен домой в чёрном лимузине, чем несказанно удивил соседей и близких, которые еще более были ошарашены его рассказом о предстоящих переменах. Затем Мика лег на диван немного отдохнуть и умер. От пережитого потрясения случился инфаркт. Ему было пятьдесят пять лет» Как Вы понимаете всё вышеописанное я взял не из собственной головы.

И последнее. Вы употребили в своём отклике выражение «Вряд ли». А что это значит? А то, что Вы сами даже ставите под сомнение ваши возражения.Потому как, гогда говорят "вряд ли" - это уже сомнение. Почему же Вы хотите, чтобы Вам поверили другие. Нестыковка. И потом что означает «Я лично не верю». Верить или не верить – это дело каждого из нас. У вас такая точка зрения. Но допустите также, как интеллигентный человек, что есть и другие мнения.

Еще раз выражаю благодарность за развёрнутый отклик. Буду также благодарен, если вы ознакомитесь и с другими моими рассказами о русских художниках. Может Вы и там найдёте какие-нибудь несоответствия. Только надо помнить, что в них идёт речь о живописи, а не о зарплате большого учёного Михаила Морозова, или по-простому Микки.

Геннадий Мартынов   04.05.2019 23:11   Заявить о нарушении
Геннадий, приятно беседовать с умным человеком.
Прочитал еще несколько Ваших рассказов. Без сомнения, как я уже говорил, Вы талантливый рассказчик, и к литературным качествам Ваших рассказов лично у меня претензий нет :)). Но все Ваши рассказы наполнены вот такими, что называется "историческими анекдотами". И мне интересно, откуда Вы черпаете эту информацию. Многое, на мой взгляд, очень недостоверно. Не в том смысле, что автор врёт, а в том, что нет документарного подтверждения сказанному. Ну, например, с тем же М.М.Морозовым. Возможно, я покажусь Вам дотошным занудой, возможно я такой и есть :)), про другие рассказы пока говорить не могу, не погружался в тему, просто прочитал.
Принимая все Ваши замечания, Вы не ответили на мой основной вопрос: откуда у Вас эта информация? Есть какие-то реальные документы? Вы, конечно, не архивный работник, но Вам кто-то же рассказал эту историю? Например, я нигде не обнаружил реально задокументированной попытки не то, что проводить такое Совещание Промышленников, но даже и следов такой идеи. Чистая сплетня московского бомонда. Потом, если Микоян был назначен организатором этого мероприятия, есть хоть какая-то запись этого назначения? Микоян давал приказы по предоставлению льгот М.М.Морозову (в Вашем рассказе). Остались письменные следы этих приказов? Еще раз, увежаемый Геннадий, я не требую от Вас предъявления этих документов. Мне интересно, откуда (от кого) Вы узнали эту историю. Никаких задокументированных следов лично мне обнаружить не удалось. Извините, что загрузил Вас. Всего хорошего.

Евгений Ногинский   05.05.2019 17:42   Заявить о нарушении
Мои рассказы о русских художниках - это ведь не монографии, в которых чуть ли не каждое слово нужно подтверждать соответствующей ссылкой. Да даже и ссылки могут иметь очень сомнительное происхождение. Но все-таки я стараюсь, чтобы всё написанное было приближено к исторической правде максимально. Не всегда это возможно в силу объективных причин.

Вот самый яркий пример. Всем известная картина Репина. И самая жуткая. Убийство царём Грозным своего сына. Но и по сей день серьёзные учёные-историки спорят. Убивал или не убивал. Серьёзные аргументы с обеих сторон. А что делать мне, когда я останавливаюсь с группой иностранцев перед этой картиной? О чём мне рассказывать? Где тут правда? Врать не хочу, но и молчать нельзя. И такое положение не только с этой знаменитой картиной.

Откуда информация? Ну понятно не из головы. Из источников литературных и научных тоже. Я ведь прихожу в Третьяковку не простым посетителем, который начинает фантазировать после случайного визита в музей. Я работаю в этом музее. То есть не только в этом музее, но и в других музеях Москвы. ОТ Московского Кремля до Коломенского с Царицыно. Но Третьяковка - любимый музей. И хожу в него на работу уже считай сорок лет. И понятно, что за эти годы накопилось много чего в голове и в душе, о чём хочется поведать миру. Делаю как умею.

И при этом терпеть не могу язык профессиональный искусствоведа. Это другая профессия. Моё дело донести смысл и душу каждого живописного произведения до моей аудитории. А моя аудитория - это иностранцы. И тут есть своя специфика. Во-первых, - это люди, которые вообще ничего не знают, или почти ничего о нашей живописи, ни о нашей истории. А во-вторых, рамки моего рассказы вынуждено очень сужены. Я ведь не лекцию пришёл им читать. И потому мой рассказ должен быть интересным и лаконичным. Этот же стиль я переношу в то, что пишу. Фраза короткая, но насыщенная эмоцией и смыслом. Но в рассказе написанном я расширяю рамки. Но при этом, конечно, стремлюсь к тому,чтобы живописность не создавалась в ущерб фактической правде. Я ведь не анекдоты рассказываю.Спасибо ещё раз.

Геннадий Мартынов   06.05.2019 09:26   Заявить о нарушении
Рецензия на «В. Серов. Мика Морозов» (Геннадий Мартынов)

Благодарю за подробный и интересный рассказ! Мальчик-просто чудо как хорош!

Таня Минченко   04.05.2016 12:11     Заявить о нарушении
Рецензия на «В. Серов. Мика Морозов» (Геннадий Мартынов)

Мальчик - просто чудный! Вот сидит он, и ещё не знает, что же ждёт его впереди. А мы, благодаря Вам, знаем. Родители считали, что подготовили для него прекрасное будущее. А как на самом деле? Он был так увлечён работой, что, возможно всё остальное, в том числе и быт, были для него мелочи жизни. Возможно, и был счастлив и доволен своей жизнью.
Я сравнила пятилетнего Мики и 50-летнего Михаила Михайловича, пыталась найти сходство. Не очень просматривается, но просматривается.

Спасибо, Геннадий!
С добрыми пожеланиями,

Алевтина Крепинская   28.04.2016 13:13     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Спасибо за добрый отзыв. Ну я думаю есть не только мальчик чудный. А есть ещё не менее чудная девочка.Я не сомневаюсь, что и она вам понравится. Потому что зовут её Девочка с персиками. Разумеется в этом заслуга тоже художника Серова.

Геннадий Мартынов   30.04.2016 19:04   Заявить о нарушении
Рецензия на «В. Серов. Мика Морозов» (Геннадий Мартынов)

Большое Вам спасибо, Геннадий!
Очень интересно! Картина чудесная, и мальчик Мики просто прелесть там!

Всего Вам доброго!

Татьяна Збиглей   27.04.2016 00:17     Заявить о нарушении
Спасибо Татьяна. Да ведь заслуга совсем не моя. Скажем спасибо Валентину Серову. Но ведь у него есть ещё и чудная девочка. Мимо никак нельзя пройти. Потому как зовут её Вера Мамонтова или Девочка с персиками. Вот я и не прошёл. Написал и про неё.

Геннадий Мартынов   30.04.2016 19:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «В. Серов. Мика Морозов» (Геннадий Мартынов)

Добрый день
забрал на флешку
С этого монитора читать тяжело
Большое Вам спасибо
Хорошего Вам дня
Отличного настроения
С уважением Олег

Олег Устинов   26.04.2016 12:47     Заявить о нарушении
Спасибо и вам, Олег.за добрый отклик. Я сейчас как раз описываю другой знаменитый портрет Серова. Самый знаменитый. "Девочка с персиками" Пишу с радостью. Да и как иначе писать об этой девочке. Кстати, и этот портрет был написан всё в том же доме-усадьбе Абрамцево, который мне знаком с самого детства.

Геннадий Мартынов   26.04.2016 14:13   Заявить о нарушении