Рецензии на произведение «Теодицея»

Рецензия на «Теодицея» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Все премудрые богословские теории рассыпаются от двух простых соображений.
1. Если Бог существует, он равен человеку и не более того.
2. Всемогущий якобы Бог не может сделать бывшее небывшим, то есть отменить страдания человека их посмертной компенсацией. И если он не прощает человеку таких невинных проступков как, например, обжорство, то с чего бы человек должен прощать Богу свои страдания?

Владимир Алисов   06.08.2016 21:56     Заявить о нарушении
Простите, но здесь я Ваши тезисы не понял. Почему Бог должен быть равен человеку? И как это - "отменить страдания человека их посмертной компенсацией"?
А насчет того, чтобы мы "прощали" Бога за наши страдания... Вообще-то этого не требуется.

Кстати, где-то я читал, что в мусульманстве есть теория (не ручаюсь за источник), согласно которой Аллах может в каждый момент времени "упразднять" существующий мир и создавать его заново - со всем в нем существующим и со всей нашей памятью и всеми нашими представлениями. Если это так, то это очень наглядный пример всемогущества Бога.

Дмитрий Новиков Винивартана   07.08.2016 02:16   Заявить о нарушении
В религиозности всегда есть элемент рабской психологии. Бог может превосходить человека своим могуществом, но как личность он так же равноправен человеку, как и любой другой человек. Он может запугать наказанием , но не превзойти. Но запугивающий Бог - это не Бог Нового Завета. Вот ветхозаветный Яхве как раз таков - требует крови врагов, истреблять "все, что дышит" и т.п.
Насчет посмертной компенсации у Достоевского: "Есть ли во всем мире существо, которое могло бы и имело право простить? Не хочу гармонии, из-за любви к человечеству не хочу. Я хочу оставаться лучше со страданиями неотомщенными. Лучше уж я останусь при неотомщенном страдании моем и неутоленном негодовании моем, хотя бы я был и неправ. Да и слишком дорого оценили гармонию, не по карману нашему вовсе столько платить за вход".

Владимир Алисов   07.08.2016 12:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Теодицея» (Дмитрий Новиков Винивартана)

Ваши мысли очень интересны, а последняя фраза - даже проявление мудрости. Но от христианства Вы далековаты: на мой взгляд, слишком много в Ваших рассуждений возвеличивания человека и слишком мало - о спасительной роли Христа (Бога, вочеловечившегося в плоть и принявшего страдания ради спасения мира)

Не через свою собственную любовь, но соединяя свою любовь со всеобщей любовью Христа человек приобщается к пространству понимания о том, что другой человек не чужд ему, что другой есть ближний. Именно ближний, а не "ты сам".
И вот тогда, в этом пространстве, а не вообще, и не для всех, страдания другого становятся у него сознательным со-страданием
И потому Христос пострадал во имя спасения мира, что только невинные страдания Бога за благо человечества (никакой человек на этом поприще Его заменить не может) приобретает вселенскую значимость для человеческой любви во всей вселенной

Суть теодицеи в том, что люди, желающие взвалить на Бога ответственность за мировое зло (ведь Он создал мир, и притом всемогущ), по сути, совершают величайшую несправедливость (распиная таким образом Слово в своём сознании)

Что же касается христианской теодицеи, то на мучительный вопрос Достоевского дал ответ христианский мыслитель того же времени Ильин: страдания невинных и временное торжество виновных - есть неизбежное следствие нашего греховного мира. Это и Вы совершенно справедливо изволили заметить
Это следствие Господь и попускает, и по возможности редуцирует

Итак, зло человеческого мира на Земле есть укорененная в нём самость, привнесенная грехом несовершенного живого человека, которому дана воля. Этим Создатель сознательно ограничил своё всемогущество над людьми
Неустанный труд Бога заключается в том, чтобы денно и нощно редуцировать страдания человеческие - из-за своей любви к человеку, из-за сострадания Бог через Христа со-причастен и со-чувствен к морю человеческих бед на Земле
То зло, что мы видим вокруг, есть лишь неизбежный остаток Его усилий



Дмитриев   27.06.2016 09:44     Заявить о нарушении
Благодарю Вас за развернутый комментарий.

Чтобы сразу же «разделаться» в данном случае с моей скромной персоной, скажу, что Вы, пожалуй, правы – я действительно далековат от того, что вот уже около 2-х тысяч лет называют повсеместно христианством. И чем дальше, тем больше чувствую необходимость попытки реконструкции подлинного Христова послания людям (пусть даже только для себя самого и тех, кто мыслит и чувствует аналогично). Это отнюдь не означает желания новой Реформации – упаси Боже! То, что я назвал здесь «реконструкцией», есть, на мой взгляд, необходимость восприятия Писания не «в букве», но «в духе» - по слову апостола – и придания христианству того места в нашей жизни, которое предусматривал для него Спаситель. Чем христианство ныне является в 99,9% случаев, каждый из нас, наверное, знает.

К сожалению, здесь, в комментариях, нам явно недостанет места для исчерпывающего обсуждения этого вопроса. Да и нигде недостанет, ибо требует он предельно внимательного и кропотливого исследования с проработкой каждого термина, каждого понятия. Впрочем, я надеюсь в будущем изложить самое главное в этом отношении в виде небольшой статьи. Если получится – помещу написанное здесь же, на Прозе.ру.

Сейчас же хочу остановиться лишь на одном моменте из Вашего комментария – на ответе Ильина. Увы, не считаю приведенный ответ Достоевскому удовлетворительным и вот почему. Если полагать, что страдания невинных (не условно «невинных», а именно абсолютно невинных, которыми являются совсем маленькие дети) есть неизбежное следствие греховности нашего «падшего» мира, и при том продолжать считать Творца этого мира всемогущим, всезнающим и милосердным, то нам придется признать, что отдельный человек, на самом деле не представляет для Творца той ценности, которую мы все время пытаемся человеку придать, но является лишь некоей промежуточной ступенью, «винтиком» в каком-то неведомом нам «высшем» замысле. Однако вся проповедь Христа говорит об обратном – человек есть главная «ценность» для Бога. И я всегда добавляю к этому – каждый отдельный человек по своей «ценности» равен всему остальному человечеству, более того – всей вообще Вселенной. Только так можно и нужно понимать Христа. Только тогда ясным становится, почему Христос принес Себя в жертву за КАЖДОГО из нас.

Еще раз спасибо Вам за Ваше время и внимание к этой теме.

Д.

Дмитрий Новиков Винивартана   28.06.2016 16:02   Заявить о нарушении
Христос принес Себя в жертву за КАЖДОГО из нас, кто взял свой крест и пошел за Ним

Дмитриев   28.06.2016 16:35   Заявить о нарушении
Дима, да!!

Леонид Истомин   02.05.2017 01:48   Заявить о нарушении