Рецензии на произведение «Конструктор Алексеев -5»

Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

В 1973 году летом во время первых ходовых испытаний на реке Волга экраноплан «Орлёнок» неудачно задел отмель. Затем пилот включил поддув, и машина сошла на воду, взлетела и без происшествий дошла до базы. Но неудачная посадка на отмель, как потом выяснилось, безследно не прошла. Корпус предсерийного «Орлёнка» был изготовлен из сплава К482Т1 — жёсткого, прочного, но хрупкого. Видимо повредили корпус, в корме пошли трещины, которые не были замечены при внешнем осмотре, а сыграло это только в следующем году.
22-го ноября 1974 года уже на Каспии для Государственной Комиссии проводились показательные полёты первого «Орлёнка». На борт поднялись четыре десятка человек — Ростислав Алексеев, экипаж, специалисты и члены Комиссии. В то утро море было не спокойно, но «Орлёнок» уверенно сделал несколько галсов по 60-80 км. Когда начали отрабатывать взлёт и посадку вдоль и поперёк волны, неожиданно присосало на разбеге кормовую часть экраноплана. Фюзеляж не выдержал нагрузок и дал трещину. Корма вместе с оперением и маршевым двигателем НК-12 с жутким треском обрушилась в море и утонула. Внутрь аппарата хлынула ноябрьская волна. Всё на приборной доске в рубке сразу отключилось, но было слышно — два носовых двигателя НК-8-4 живы и работают. Экипаж замер в смертельном оцепенении, с последней надеждой смотря на Алексеева: «Ты здесь первый после Бога. Спасёшь ли ты нас?»
Первая его команда:
- Двигатели не выключать!
Поднявшись во весь свой гигантский рост, Адмирал открыл верхний люк. Выглянул. Море свистело штормовым холодным ветром, играя седыми гривками волн осеннего каспийского предштормья. Оглянулся назад. Вместо привычного кормового оперения с маршевым двигателем фюзеляж резко обрывался в море. Спасательных средств на всех не хватит, да и вода минут за 15 прикончит и экипаж, и Комиссию в своих ледяных объятиях, но носовые двигатели ещё могут вытащить! Адмирал молча захлопнул люк, сдвинул с кресла пилота и решительно толкнул рукоятки управления двигателями вперёд. Турбины, забирая обороты, переходили на тонкий свист. Ну, кузнецовские лошадки, выносите! Козырьки газовыхлопа опущены на поддув. Экраноплан, почувствовав железную волю генерального конструктора, послушно перебалансировался, задрал вверх изувеченную корму, уводя рваную пробоину подальше от мертвящего холода ноябрьского Каспия. Огромный столб распылённой воды встал над машиной. Движение тяжелораненого аппарата происходило при сильном волнении и опущенном носе. В иллюминаторы кабины били тысячи мелких брызг. Дворники не работали, зеленоватый поток был почти сплошным, казалось, что нос уже нырнул под волну. В кабине потемнело, напряжение людей, наблюдавших борьбу Адмирала со стихией, ставкой в которой были и их жизни, возрастало ежесекундно. Но никто не дал моральной утечки, не запаниковал. По команде Адмирала люди надевали спасательные жилеты, надули плотик, отнесли в корму, преградив доступ воде. А в пронзительно тонком свисте турбин, работавших на предельных оборотах, уже слышалась уверенность в благополучном исходе.
В режиме глиссирования Адмирал ювелирно вёл с трудом управляемый разнотягом носовых двигателей экраноплан к базовой испытательной станции. СОРОК КИЛОМЕТРОВ по штормовому Каспию Алексеев нёс аварийный экраноплан без кормы, руля, маршевого двигателя и электроэнергии практически на своих руках, поставив его на берег — все люди на борту «Орлёнка» оказались в целости и сохранности. Это была уже сверхчеловеческая синергетика, оценить которую мы не в состоянии.

Алексей Николаевич Крылов   15.11.2021 10:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Алексей Николаевич!
С уважением

Людмила Лунина   15.11.2021 15:11   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

Вечера доброго, Людмила.

Увы, но ситуация достаточно распространенная. Межведомственные барьеры, наверное, самое страшное препятствие, с которым доводилось сталкиваться отечественным конструкторам. Нечто похожее испытывали в ряды периодов времени и разработчики космической техники, об этом хорошо написано в книге "Скрытый космос" Н. Каманина.
Ну и бесконечные подковерные игры, свойственные номеклатуре, далекой от любого конструирования - с этим порой невозможно бороться.
Прямолинейный, упорный Алексеев неизбежно оказывался под ударом, особенно в ситуациях, когда никто не хотел брать риски на себя.
Как результат - развитие направления начало хромать на обе ноги, так и не дав нашей армии принципиально новый вид техники.

Увы, но нынешняя система умудрилась (а может это было сделано целенаправленно) взять из советского периода все самое худшее. Да еще и добавить к этому целый ворох новых проблем и искусственных препятствий.

Читаю с большим интересом, хотя многие факты были мне известны и ранее.

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   22.02.2021 21:00     Заявить о нарушении
Спасибо, Сергей! Конечно, всё так. Гений - всегда одиночка. А одиночка всегда беззащитен.
С Праздником Вас!
Пусть исполнятся все Ваши желания!
С уважением.

Людмила Лунина   23.02.2021 13:48   Заявить о нарушении
Доброго дня Вам, Людмила!
От души благодарю Вас за поздравление!

Сергей Макаров Юс   23.02.2021 14:13   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

Людмила, добрый вечер.
Вернулась к произведению - буду дочитывать.
Обидно за талант. Спасибо, что познакомила с ним ближе.
С добрым теплом,

Лариса Малмыгина   17.01.2017 19:31     Заявить о нарушении
С Крещением!

Лариса Малмыгина   17.01.2017 20:33   Заявить о нарушении
Благодарю, Ларочка.
И обида, и гордость охватывают, когда прикасаешься к таким личностям. В них - сила. Не зря же память о нем только крепнет с годами...
С крещенским Сочельником и Крещением, дорогая. Пусть добро и мир царят в твоем доме!

Людмила Лунина   18.01.2017 14:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

Обидно за гениального авиаконструктора, но таков путь великих. Зря Вы, Людмила, не называете фамилий причастных к его травле, тем более что это не тайна. Ну да и бог с ними.

Анна Дудка   28.12.2016 15:55     Заявить о нарушении
Существует столько версий и утверждений о конкретных виновниках! Но главное ведь в том, что зависть, корысть, ненависть - категории вечные. И еще. Он ведь обогнал время. За это и страдал. Шел бы в ногу, все было бы тип-топ. Но разве он мог?
Спасибо, дорогая.

Людмила Лунина   28.12.2016 20:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

Сколько ж тепла вы вкладываете, дорогая Людмила, в эту публикацию...
Но так грустно сознавать...очернительство, казёнщина...живее всех живых.
С искренней благодарностью,

Дина Иванова 2   26.12.2016 11:18     Заявить о нарушении
Добрый вечер, дорогая Дина.
Спасибо сердечное за внимание и понимание.
С признательностью.

Людмила Лунина   26.12.2016 18:28   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

Законы изобретательства динамичны, чиновничьи - статичны.
Поэтому, без крыши сверху, движение тормозится...

Он Ол   26.12.2016 07:12     Заявить о нарушении
Привет, Ол!
Грустная истина, но похоже, вечная...
Спасибо большое.

Людмила Лунина   26.12.2016 18:29   Заявить о нарушении
Рецензия на «Конструктор Алексеев -5» (Людмила Лунина)

Здравствуйте, Людмила. Продолжаю с удовольствием читать. Грустно становится за те времена в которые прошла молодость и невольно сравниваю их с нынешними. О чём напишут наши потомки? Даже близко личностей масштаба сравнимого с теми людьми нет, а уж деяний достойных и подавно. Недавно написал об этом рассказ, понял что ни к чему это и закопал его до светлых времён. А когда они наступят...
С признательностью. Пьер.

Зюлёв Леонтий Михайлович   26.12.2016 06:04     Заявить о нарушении
Спасибо, Пьер.
Я тут нашла публикацию о съемке нового фильма об Алексееве. Стало ещё грустнее. Расскажу в заключительной части.
Не закапывайте, пожалуйста, ваш рассказ, Пьер. Светлые времена ещё когда... А он, я уверена, очень даже к чему.
С благодарностью и уважением.

Людмила Лунина   26.12.2016 18:33   Заявить о нарушении