Рецензии на произведение «Любовь в рассказах И. Бунина»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Доброго дня Вам, Элла Евгеньевна!
Знаете, вопрос нравственности в искусстве - довольно непростая и многогранная вещь. Ведь зачастую творец показывает самые разные стороны человеческой натуры, в том числе и такие, которые уж точно не стоит называть образцом для подражания, а порой и вовсе может вызывать не просто спорные, но даже откровенно негативные ощущения. И как раз именно в деталях, нюансах, оттенках описания не самых лучших мотивов поведения, черт характера, зачастую и просматривается талант автора.
И в этом плане Бунин, тут без дураков, описывает картину, уж простите за образность, просто великолепно, образ читается, словно кадры кинофильма.
Другой вопрос, что зачастую Иван Алексеевич уж очень любит обращаться к весьма специфическим представителям человеческого общества, смотрит на вопросы личных отношений через призму весьма противоречивых чувств, с которыми, чего греха таить, самому читателю, скорее, встречаться не захочется.
И тут соглашусь с Вами в том, что как раз школьникам большинство творений Бунина рекомендовать не стоило бы... Все-таки некоторые неокрепшие умы могут воспринимать эти истории весьма своеобразно. Тут все-таки чтение для людей, уже имеющих какой-никакой, но жизненный опыт. Вот с высоты жизненного опыта смотришь на эти произведения совсем по-другому...
С глубочайшим уважением,
Сергей Макаров Юс 06.09.2023 16:16 Заявить о нарушении
Бунин велик, и я не спорю по этому поводу.
Спорили со мной. В рецензиях уйма негатива.
Надо бы Министерству организовать открытое общероссийское обсуждение, ЧТО ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ.
С уважением,
Элла Лякишева 08.09.2023 08:37 Заявить о нарушении
Непрофессионально оценивать литературные произведения с точки зрения нравственности. Все равно как оценивать поступки литературных героев с точки зрения их полного жизненного правдоподобия. "Не бывает нравственных и безнравственных книг. Все книги делятся на те, что написаны хорошо, и те, что написаны плохо" (О.У). В целом статья пронизана ханжеством и незнанием психологии современной молодёжи (что странно для школьного преподавателя). Никакой Бунин их не испортит в эпоху современных технологий и возможности получать одним кликом "мышки" информацию любой степени откровенности.
И почему у вас Бунин "олицетворяет себя с героинями своих рассказов"? Во-первых, здесь больше подходит глагол "отождествляет", во-вторых, вы не приводите никаких доказательств в пользу этого мнения, - субъективное мнение, в конце концов, тоже требует обоснования.
Екатерина Киппер 17.11.2023 14:09 Заявить о нарушении
Знаю, что вы мало пишете рецензий. поэтому ваше мнение особенно ценно.
ОЧЕНЬ ВО МНОГОМ я не соглашаюсь с вами: и по поводу непрофессиональности, и жизненного правдоподобия, ханжества и незнания психологии школьников. Сомневаюсь, что вы МНОГО работали в школе, ох, сомневаюсь.
Субъективное мнение, по-вашему, требует обоснования? Отнюдь нет!!!! На то оно и субъективное, моё, личное. И в случае несовпадения мнений психологи советуют не спорить до хрипоты и обмороков, но помолчать, разойтись, подумать, может быть.
Может быть...
С уважением,
Элла Лякишева 15.06.2023 22:22 Заявить о нарушении
Можете, конечно, не соглашаться, но психологию школьников вы не знаете (иначе не писали бы такую чушь про "безнравственного Бунина"). Особенно психологию современных школьников. А что касается вашего непрофессионализма - он для меня налицо (говорю это именно как дипломированный филолог). Удивляет, как вы упрощаете предмет (больше того: совершенно его не понимаете).
Всякое мнение требует обоснования, в том числе - субъективное (разве годы преподавания в школе вас этому не научили?)
Ну так помолчите, зачем же вы с шашкой наголо? И с полным отсутствием аргументов.
Думается, следующей вашей реакцией при такой-то эмоциональности будет удаление моей рецензии.
Екатерина Киппер 15.06.2023 22:41 Заявить о нарушении
Первое. Всё более странным кажется мне ваш интерес к непрофессиональному мнению рядовой учительницы...Поясните, о каком профессионализме вы говорите.
Это - профессионализм преподавателя, которому на обсуждение с учениками сути произведения даётся от силы сорок пять минут урока?
Или профессионализм литературного критика, который может посвятить изучению произведения всю жизнь?
Второе.
Цитата:"...психологию школьников вы не знаете (иначе не писали бы такую чушь про "безнравственного Бунина"). Особенно психологию современных школьников".
Отвечаю. Перечитав свою статью, я не нашла в сочетании с фамилией Бунина эпитета "безнравственный". Может, подскажете, где ТАК у меня сказано?
Тема моих размышлений проще - "Можно ли считать Бунина "великим психологом" в изображении любви?" Вывод (мой личный, субъективный) - нет! И далее идут те самые доказательства, которых вы почему-то в упор не заметили.
Третье.
Вы утверждаете, что я не знаю психологии современных школьников. Надеюсь, что моё банальное пояснение вас успокоит. МОЛОДЁЖЬ, как было и много лет назад, как будет и в будущем, - РАЗНАЯ! Вы, в силу каких-то причин, видите лишь одну её сторону, а я вижу и другую. И то, КАКОЙ станет она (молодёжь) зависит не только от интернета, но и от множества других факторов, в том числе и от школьных уроков литературы, истории, обществознания.
В заключение ваши слова:"Ну так помолчите, зачем же вы с шашкой наголо? И с полным отсутствием аргументов. Думается, следующей вашей реакцией при такой-то эмоциональности будет удаление моей рецензии".
Не стОит думать обо мне так плохо, дорогая Екатерина! По-моему, в ваших ответах гораздо больше эмоций, чем у меня. Вы привели в пример красивую фразу Оскара Уайльда - неужели именно он для вас образец литературного критика?
С улыбкой,
Элла Лякишева 16.06.2023 10:15 Заявить о нарушении
Словосочетание "безнравственный Бунин" выражает ваш общий взгляд на тематику бунинских произведений. О чем вы пишете? Почёму полагаете, что его тексты не годятся для изучения в школе? Потому что (перечисляю ваши тезисы) : Бунин пишет об изменах, о чувственной, раскрепощенной любви, неверности и т.д.. Все это общепринято и входит в понятие "безнравственность" (в словарном значении слова). Ведь как вы описываете Олю Мещерскую? "Распущенная, беспечная девочка, стремившаяся поскорее стать женщиной...". Распущенная. А в чем же её распущенность? В том, что вступила в "чувственную связь" с человеком старше своих лет? И что? Такая связь достойна осуждения? Ведь эпитет "распущенная" несет в себе осуждающий оттенок. Это я и назвала ханжеством. А Бунин просто описывал естественную жизнь как она есть, без всякой моральной подкладки.
Дальше. "Чистый понедельник". Вы назвали этот рассказ "странным рассказом о странных чувствах, которые можно назвать страстью, но не любовью". А ведь там именно любовь (как и в "Солнечном ударе"). И борение между предназначением к другой жизни (героиня в конце концов уходит в монастырь, потому что мирская жизнь в её глазах "не имеет цены") и любовью к молодому человеку, любящему ее искренне. И её отречение разбивает ему жизнь (ведь он зовёт замуж свою возлюбленную, уже в душе повенчанную с богом). И это вы назвали странным рассказом? В чем же странность? " Чистый понедельник" - это помимо необыкновенно глубокого образа лирической героини, образованной женщины, которая не выпускает книгу из рук и тоскует по "допетровской Руси"- великолепная экскурсия по старой Москве, по её заброшенным уголкам... Зачатьевский монастырь, кремлевские соборы, дом Грибоедова, который герои ищут по всему городу, могила Чехова с помпезным памятником... Угар трактиров, русские блины, пляски цыган, русский быт, русское веселье - сочные образы прошлого. В изобилии цитируются древнерусские летописи. Рассказ пронизан чувством родины, тоской по её старине,.. и это тоска - самого Бунина (ведь он писал его уже в эмиграции).
А "Кавказ"? Да по этому рассказу можно (и нужно) учиться описывать природу! Тем более - школьникам. Чтобы учились обращать внимание на движение теней, на шум ветра... Это же импрессионизм в слове! Любовная история там - всего лишь предлог для чудеснейших картин природы.
И самое поразительное, что вы пишете, что содержание рассказов Бунина противоречат "нормальным человеческим отношениям". Тут вопрос: понимаете ли вы вообще, что такое нормальные (то есть естественные) человеческие отношения? Я сомневаюсь. Вы, похоже, понимаете только штампы из учебников и ими же мыслите.
Да, молодёжь разная, но она МЕНЯЕТСЯ. И в эпоху интернета (а именно интернет формирует ум сегодняшних подростков) меняется стремительно. Молодежь сегодня - это не молодежь советского времени. Она мыслит по другому, чувствует по другому, рано вступает в сексуальные связи, а значит более зрелая физически (а раскрепощенная физика, в свою очередь, влияет и на ментальность, на отношение к жизни). И им доступно то, что не было доступно подросткам в доинтернетовскую эпоху. В том числе богатейший выбор литературы на любом языке и на любой вкус.
Очень странно, что для вас Оскар Уайльд - классик английской литературы - не образец для литературного критика. Странно, если не сказать больше.
И последнее.. Перечисленные вами рассказы Бунина - они именно для молодых (для школьников, студентов). Потому что вся его лирика пронизана дыханием молодости, свежести, стремлением вдумчиво познавать чувственную природу вещей. И находить для этого меткие, психологически точные, полные чарующей красоты образы. Чем и отличается вся наша классика.
Екатерина Киппер 16.06.2023 13:53 Заявить о нарушении
Екатерина Киппер 16.06.2023 13:54 Заявить о нарушении
Вряд ли мы поймём друг друга, потому что сам подход к этим рассказам Бунина у нас совершенно разный. Вы оцениваете их (как литературный критик) в русле классической литературы, я (как воспитатель, которого вы назвали ханжой) - с точки зрения их влияния на ещё не сформировавшуюся подростковую психику. Вспомните слова О.У.: "Не бывает нравственных и безнравственных книг".
Увы, бывает!!! И ещё как бывает! Одна из последних - "Лето в пионерском галстуке"
Елены Малисовой и Катерины Сильвановой. Неужели вы назовёте эту книгу нравственной и посоветуете прочитать своему сыну или дочери?
Со вздохом,
Элла Лякишева 16.06.2023 18:00 Заявить о нарушении
И вам спасибо, что уделили внимание.
Екатерина Киппер 16.06.2023 19:19 Заявить о нарушении
В каком же классе знакомятся с "Солнечным ударом" и "Тёмными аллеями"?
Может поэтому у нас теперь НОРМА снимать квартиру ребятам сразу после школы, типа, чтобы "унали друг друга".
Здравствуйте, дорогая Элла!
Я тоже не ханжа, но как покатилось у нас всё после РАЗВАЛА, так и летит.
Как бы чудесно не читался Бунин, но рассказал он о супружеской измене и насилии, жутком...
Мы все разные, по-разному воспринимаем многое. Но в школе, В ШКОЛЕ, надо всё-таки преподаватьчеловеческое и доброе.
Доброго здоровья Вам от души!
Добрая Добрая 30.01.2023 23:30 Заявить о нарушении
Но сейчас, по-моему, эти рассказы заменили.
И слава Богу!
Элла Лякишева 31.01.2023 12:31 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Элла!
Мне кажется, что в такой малой форме, как рассказ, невозможно отразить всю глубину такого чувства, как любовь! Правильно говорите о том, что яркая и короткая, как вспышка, это не любовь, а страсть.
Скорее всего, секрет почитания творчества Бунина как раз в его отношении к женщинам и описанию безрассудства, на которое многие в реальной жизни просто не осмелятся.
Ну, а насчёт школьной программы... Пошловатый он для школьников, плохому научит)))
Алёна Сеткевич 16.09.2022 20:41 Заявить о нарушении
Сколько голов - столько и мнений...
Честно скажу: рассказы Бунина мне нравились в юности - до того времени, пока их не включили в школьную программу. Вот тогда я отнеслась к ним, вернее к их нравственной стороне, строже. Не-ет, школьникам ещё рано их читать.)
Со вздохом,
Элла Лякишева 16.09.2022 20:22 Заявить о нарушении
Николай Павлов Юрьевский 11.11.2022 20:03 Заявить о нарушении
Он жил чувствами, о чем думал, о том и писал. Ругать его за это не собираюсь. Но кто же эти произведения пропустил в школьную программу? Тот видно был далек от педагогики...
Иван
Иван Цуприков 18.08.2022 19:18 Заявить о нарушении
Рассказы Бунина о любви - не для детей!
Со вздохом,
Элла Лякишева 18.08.2022 20:18 Заявить о нарушении
Добрый день, Элла! Совершенно с Вами согласна. Я немного читала Бунина. Почему немного? Потому, что он мне не понравился. Вот именно, он мастер описывать мелкие детали, а герои у него какие-то неправдоподобные. Мужчины - пошлые, низкие, бесцветные, не способные на глубокие чувства, а в них почему-то влюбляются хорошенькие девушки, и всё это ни к чему не приводит. От прочтения этого становится грустно и пусто на душе.
С уважением,
Людмила Каштанова 11.08.2022 00:12 Заявить о нарушении
И пусто на душе!
И у меня, Людмила, такое же послевкусие после чтения многих рассказов Бунина.
С уважением,
Элла Лякишева 11.08.2022 17:18 Заявить о нарушении
Здравствуйте, Элла!
О, Бунин - это особая тема.
Многие свои перепитии в личной жизни он и перенёс на страницы своих произведений, щедро одарив своих героев любвеобильностью.
Я даже предполагаю, что он стал предтечей Набокова ("Лолита").
С интересом,
Геннадий Стальнич 04.04.2022 02:12 Заявить о нарушении
Бунин, несомненно, глубок и талантлив.
Но его отношение - вернее, его изображение любовных чувств предназначено для определённого типа характера. Не все читатели такое отношение приемлют.
И, по-моему, это естественно.
С уважением,
Элла Лякишева 04.04.2022 10:24 Заявить о нарушении
Любовь-это нечто необъятное. Бунин же вычленяет из неё то, что ему ближе всего, в юные годы. Порыв страсти. То, что осталось чудным воспоминанием в душе молодого человека. Бунин-романтик и идеалист, и его не переделаешь. Но замуж за него я бы не советовал выходить, мой вам совет. Иначе хлебнёте горюшка.
Андрей Жунин 25.05.2022 18:59 Заявить о нарушении
Конечно, вы правы!
Был ли счастлив Бунин как семьянин? Увы, нет...
Но как писатель он велик. Нельзя не восхищаться его великолепным языком, мастерством литературного стилиста.
С уважением,
Элла Лякишева 25.05.2022 20:57 Заявить о нарушении
Любовь дитя, дитя свободы
Законов всех она сильней
Меня не любишь, но люблю я
Так берегись любви моей!
Не случайно, исполняя эту арию, моя героиня Виктория
(Дон Жуан в юбке) соблазняет солиста балета Клюева.
Не думая при этом - женат он или нет.
Любовь - это стихия, её нельзя рассматривать в координатах семейных ценностей.
Я переосмыслил рассказ Бунина Солнечный удар, перенеся действие в наше время, получился Последний аккорд любви.Только пароход заменил на поезд Ленинград-Москва.
Андрей Жунин 17.11.2021 19:12 Заявить о нарушении
Отвлеклась от "Фортунаты" и прочитала у вас "Последний аккорд любви".
Неплохое продолжение! Но финал всё равно грустный - расставание.
Почему?!!!
Элла Лякишева 17.11.2021 20:37 Заявить о нарушении
Андрей Жунин 17.11.2021 21:59 Заявить о нарушении
Очень интересная и полезная статья!
Спасибо за неё, Элла Евгеньевна!
Я тоже думаю, что сам И.А.Бунин, не познав НАСТОЯЩЕЙ любви, так и не смог показать такую же в своих произведениях... НЕТ там ЛЮБВИ!!!
*
"Современные подростки в этом отношении более продвинуты и многознающи.
Их не удивишь ни пошлостью, ни эротикой...
Но боже! как же сложно вести такой урок с такими учениками!
Не завидую современным учителям, работающим в старших классах.
Со вздохом сочувствия,"... -- Присоединяюсь к Вашему вздоху (уйдя/сбежав из школы 14 лет назад!)! :)
Ольга Благодарёва 16.08.2021 04:42 Заявить о нарушении
Трудно сейчас в школе педагогам, особенно молодым!
С грустью,
Элла Лякишева 19.08.2021 19:57 Заявить о нарушении
*
"Трудно сейчас в школе педагогам, особенно молодым!" -- А может, наоборот: им легче понять друг друга из-за небольшой разницы в возрасте и общности взглядов на современную жизнь, отношения!? 🙄
Ольга Благодарёва 20.08.2021 07:33 Заявить о нарушении
Возможно, вы и правы!)
С уважением,
Элла Лякишева 20.08.2021 10:50 Заявить о нарушении
Спасибо Элла,
Вы заставили меня крепко задуматься над "Тёмными аллеями".
"Народная многовековая мудрость, которую так легко отбросил великий Бунин" ради того, чтобы так восторженно описать страсть. В этом Вы правы. Для школьной программы это не подходит. Хотя вспоминаю как сразу оживлялись ученики на этой теме. Однако у Бунина мы часто видим страшное наказание за легкомысленное увлечение. Однако это наказание скорее эффектно обрамляет саму страсть, придавая ей ещё большую прелесть.
С теплом и уважением,
Владислав Плеханов 10.08.2021 23:28 Заявить о нарушении
А ведь вы ПРАВЫ: у Бунина "наказание скорее эффектно обрамляет саму страсть, придавая ей ещё большую прелесть".
Увлечение - любовь - страсть... Ох, сложноватые для подростков проблемы, и коварные! Здесь столько подводных камней, не каждый учитель справится.
Об этом бы лечше на уроках этики разговаривать...
С благодарностью за отклик,
Элла Лякишева 12.08.2021 22:59 Заявить о нарушении