Рецензии на произведение «Любовь в рассказах И. Бунина»

Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Доброго дня Вам, Элла Евгеньевна!

Знаете, вопрос нравственности в искусстве - довольно непростая и многогранная вещь. Ведь зачастую творец показывает самые разные стороны человеческой натуры, в том числе и такие, которые уж точно не стоит называть образцом для подражания, а порой и вовсе может вызывать не просто спорные, но даже откровенно негативные ощущения. И как раз именно в деталях, нюансах, оттенках описания не самых лучших мотивов поведения, черт характера, зачастую и просматривается талант автора.
И в этом плане Бунин, тут без дураков, описывает картину, уж простите за образность, просто великолепно, образ читается, словно кадры кинофильма.
Другой вопрос, что зачастую Иван Алексеевич уж очень любит обращаться к весьма специфическим представителям человеческого общества, смотрит на вопросы личных отношений через призму весьма противоречивых чувств, с которыми, чего греха таить, самому читателю, скорее, встречаться не захочется.
И тут соглашусь с Вами в том, что как раз школьникам большинство творений Бунина рекомендовать не стоило бы... Все-таки некоторые неокрепшие умы могут воспринимать эти истории весьма своеобразно. Тут все-таки чтение для людей, уже имеющих какой-никакой, но жизненный опыт. Вот с высоты жизненного опыта смотришь на эти произведения совсем по-другому...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   06.09.2023 16:16     Заявить о нарушении
Да, Сергей!
Бунин велик, и я не спорю по этому поводу.
Спорили со мной. В рецензиях уйма негатива.
Надо бы Министерству организовать открытое общероссийское обсуждение, ЧТО ИЗУЧАТЬ В ШКОЛЕ.
С уважением,

Элла Лякишева   08.09.2023 08:37   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Непрофессионально оценивать литературные произведения с точки зрения нравственности. Все равно как оценивать поступки литературных героев с точки зрения их полного жизненного правдоподобия. "Не бывает нравственных и безнравственных книг. Все книги делятся на те, что написаны хорошо, и те, что написаны плохо" (О.У). В целом статья пронизана ханжеством и незнанием психологии современной молодёжи (что странно для школьного преподавателя). Никакой Бунин их не испортит в эпоху современных технологий и возможности получать одним кликом "мышки" информацию любой степени откровенности.
И почему у вас Бунин "олицетворяет себя с героинями своих рассказов"? Во-первых, здесь больше подходит глагол "отождествляет", во-вторых, вы не приводите никаких доказательств в пользу этого мнения, - субъективное мнение, в конце концов, тоже требует обоснования.

Екатерина Киппер   17.11.2023 14:09     Заявить о нарушении
Благодарю за рецензию, Екатерина!
Знаю, что вы мало пишете рецензий. поэтому ваше мнение особенно ценно.
ОЧЕНЬ ВО МНОГОМ я не соглашаюсь с вами: и по поводу непрофессиональности, и жизненного правдоподобия, ханжества и незнания психологии школьников. Сомневаюсь, что вы МНОГО работали в школе, ох, сомневаюсь.
Субъективное мнение, по-вашему, требует обоснования? Отнюдь нет!!!! На то оно и субъективное, моё, личное. И в случае несовпадения мнений психологи советуют не спорить до хрипоты и обмороков, но помолчать, разойтись, подумать, может быть.
Может быть...
С уважением,


Элла Лякишева   15.06.2023 22:22   Заявить о нарушении
Моё мнение - это моё мнение (и не больше). И своё мнение я выражаю в зависимости от настроения и свободного времени (больше свободного времени - больше комментариев, соответственно - мнений).
Можете, конечно, не соглашаться, но психологию школьников вы не знаете (иначе не писали бы такую чушь про "безнравственного Бунина"). Особенно психологию современных школьников. А что касается вашего непрофессионализма - он для меня налицо (говорю это именно как дипломированный филолог). Удивляет, как вы упрощаете предмет (больше того: совершенно его не понимаете).
Всякое мнение требует обоснования, в том числе - субъективное (разве годы преподавания в школе вас этому не научили?)
Ну так помолчите, зачем же вы с шашкой наголо? И с полным отсутствием аргументов.
Думается, следующей вашей реакцией при такой-то эмоциональности будет удаление моей рецензии.

Екатерина Киппер   15.06.2023 22:41   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Екатерина!
Первое. Всё более странным кажется мне ваш интерес к непрофессиональному мнению рядовой учительницы...Поясните, о каком профессионализме вы говорите.
Это - профессионализм преподавателя, которому на обсуждение с учениками сути произведения даётся от силы сорок пять минут урока?
Или профессионализм литературного критика, который может посвятить изучению произведения всю жизнь?
Второе.
Цитата:"...психологию школьников вы не знаете (иначе не писали бы такую чушь про "безнравственного Бунина"). Особенно психологию современных школьников".

Отвечаю. Перечитав свою статью, я не нашла в сочетании с фамилией Бунина эпитета "безнравственный". Может, подскажете, где ТАК у меня сказано?
Тема моих размышлений проще - "Можно ли считать Бунина "великим психологом" в изображении любви?" Вывод (мой личный, субъективный) - нет! И далее идут те самые доказательства, которых вы почему-то в упор не заметили.

Третье.
Вы утверждаете, что я не знаю психологии современных школьников. Надеюсь, что моё банальное пояснение вас успокоит. МОЛОДЁЖЬ, как было и много лет назад, как будет и в будущем, - РАЗНАЯ! Вы, в силу каких-то причин, видите лишь одну её сторону, а я вижу и другую. И то, КАКОЙ станет она (молодёжь) зависит не только от интернета, но и от множества других факторов, в том числе и от школьных уроков литературы, истории, обществознания.

В заключение ваши слова:"Ну так помолчите, зачем же вы с шашкой наголо? И с полным отсутствием аргументов. Думается, следующей вашей реакцией при такой-то эмоциональности будет удаление моей рецензии".
Не стОит думать обо мне так плохо, дорогая Екатерина! По-моему, в ваших ответах гораздо больше эмоций, чем у меня. Вы привели в пример красивую фразу Оскара Уайльда - неужели именно он для вас образец литературного критика?
С улыбкой,

Элла Лякишева   16.06.2023 10:15   Заявить о нарушении
У меня нет интереса к вашему "непрофессионализму", я вас не знаю, чтобы вами интересоваться, я прочитала вашу заметку (на большее ваши размышления не тянут) и удивилась ограниченному взгляду на эстетику бунинских рассказов. Именно - на эстетику, которую вы не чувствуете и не понимаете. Да читали ли вы вообще "Чистый понедельник"? "Кавказ" или "Солнечный удар"? Не как школьный учитель, а как читатель - живой, думающий, чувствующий человек? Похоже, нет.
Словосочетание "безнравственный Бунин" выражает ваш общий взгляд на тематику бунинских произведений. О чем вы пишете? Почёму полагаете, что его тексты не годятся для изучения в школе? Потому что (перечисляю ваши тезисы) : Бунин пишет об изменах, о чувственной, раскрепощенной любви, неверности и т.д.. Все это общепринято и входит в понятие "безнравственность" (в словарном значении слова). Ведь как вы описываете Олю Мещерскую? "Распущенная, беспечная девочка, стремившаяся поскорее стать женщиной...". Распущенная. А в чем же её распущенность? В том, что вступила в "чувственную связь" с человеком старше своих лет? И что? Такая связь достойна осуждения? Ведь эпитет "распущенная" несет в себе осуждающий оттенок. Это я и назвала ханжеством. А Бунин просто описывал естественную жизнь как она есть, без всякой моральной подкладки.
Дальше. "Чистый понедельник". Вы назвали этот рассказ "странным рассказом о странных чувствах, которые можно назвать страстью, но не любовью". А ведь там именно любовь (как и в "Солнечном ударе"). И борение между предназначением к другой жизни (героиня в конце концов уходит в монастырь, потому что мирская жизнь в её глазах "не имеет цены") и любовью к молодому человеку, любящему ее искренне. И её отречение разбивает ему жизнь (ведь он зовёт замуж свою возлюбленную, уже в душе повенчанную с богом). И это вы назвали странным рассказом? В чем же странность? " Чистый понедельник" - это помимо необыкновенно глубокого образа лирической героини, образованной женщины, которая не выпускает книгу из рук и тоскует по "допетровской Руси"- великолепная экскурсия по старой Москве, по её заброшенным уголкам... Зачатьевский монастырь, кремлевские соборы, дом Грибоедова, который герои ищут по всему городу, могила Чехова с помпезным памятником... Угар трактиров, русские блины, пляски цыган, русский быт, русское веселье - сочные образы прошлого. В изобилии цитируются древнерусские летописи. Рассказ пронизан чувством родины, тоской по её старине,.. и это тоска - самого Бунина (ведь он писал его уже в эмиграции).
А "Кавказ"? Да по этому рассказу можно (и нужно) учиться описывать природу! Тем более - школьникам. Чтобы учились обращать внимание на движение теней, на шум ветра... Это же импрессионизм в слове! Любовная история там - всего лишь предлог для чудеснейших картин природы.
И самое поразительное, что вы пишете, что содержание рассказов Бунина противоречат "нормальным человеческим отношениям". Тут вопрос: понимаете ли вы вообще, что такое нормальные (то есть естественные) человеческие отношения? Я сомневаюсь. Вы, похоже, понимаете только штампы из учебников и ими же мыслите.
Да, молодёжь разная, но она МЕНЯЕТСЯ. И в эпоху интернета (а именно интернет формирует ум сегодняшних подростков) меняется стремительно. Молодежь сегодня - это не молодежь советского времени. Она мыслит по другому, чувствует по другому, рано вступает в сексуальные связи, а значит более зрелая физически (а раскрепощенная физика, в свою очередь, влияет и на ментальность, на отношение к жизни). И им доступно то, что не было доступно подросткам в доинтернетовскую эпоху. В том числе богатейший выбор литературы на любом языке и на любой вкус.
Очень странно, что для вас Оскар Уайльд - классик английской литературы - не образец для литературного критика. Странно, если не сказать больше.
И последнее.. Перечисленные вами рассказы Бунина - они именно для молодых (для школьников, студентов). Потому что вся его лирика пронизана дыханием молодости, свежести, стремлением вдумчиво познавать чувственную природу вещей. И находить для этого меткие, психологически точные, полные чарующей красоты образы. Чем и отличается вся наша классика.

Екатерина Киппер   16.06.2023 13:53   Заявить о нарушении
Сообщение получилось объёмным , но и тема обширна.

Екатерина Киппер   16.06.2023 13:54   Заявить о нарушении
Ещё раз благодарю вас, Екатерина, за то, что так много времени уделили моим заметкам, но продолжать эту мини-дискуссию считаю нецелесообразным.
Вряд ли мы поймём друг друга, потому что сам подход к этим рассказам Бунина у нас совершенно разный. Вы оцениваете их (как литературный критик) в русле классической литературы, я (как воспитатель, которого вы назвали ханжой) - с точки зрения их влияния на ещё не сформировавшуюся подростковую психику. Вспомните слова О.У.: "Не бывает нравственных и безнравственных книг".
Увы, бывает!!! И ещё как бывает! Одна из последних - "Лето в пионерском галстуке"
Елены Малисовой и Катерины Сильвановой. Неужели вы назовёте эту книгу нравственной и посоветуете прочитать своему сыну или дочери?
Со вздохом,

Элла Лякишева   16.06.2023 18:00   Заявить о нарушении
Нет, этот роман я не читала. Прочитала сейчас краткое содержание, полистала... язык, конечно, такой же посредственный, как у всех современных литераторов. И тема с заявкой на "либеральную свободу" (которую эти писатели понимают как могут, а могут они плохо и неталантливо). Нет, книгу эту я бы никому не стала советовать. Но есть новелла Цвейга (Смятение чувств) и новелла Томаса Манна (Смерть в Венеции) - также описывающие "любовь, которая себя назвать не смеет" (по выражению Оскара Уайльда) , там выдающиеся писатели даже "сор земной" превращают в "звездную россыпь"...
И вам спасибо, что уделили внимание.

Екатерина Киппер   16.06.2023 19:19   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

В каком же классе знакомятся с "Солнечным ударом" и "Тёмными аллеями"?
Может поэтому у нас теперь НОРМА снимать квартиру ребятам сразу после школы, типа, чтобы "унали друг друга".
Здравствуйте, дорогая Элла!
Я тоже не ханжа, но как покатилось у нас всё после РАЗВАЛА, так и летит.
Как бы чудесно не читался Бунин, но рассказал он о супружеской измене и насилии, жутком...
Мы все разные, по-разному воспринимаем многое. Но в школе, В ШКОЛЕ, надо всё-таки преподаватьчеловеческое и доброе.
Доброго здоровья Вам от души!

Добрая Добрая   30.01.2023 23:30     Заявить о нарушении
В девятом классе знакомятся, Наташенька.
Но сейчас, по-моему, эти рассказы заменили.
И слава Богу!

Элла Лякишева   31.01.2023 12:31   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Здравствуйте, Элла!
Мне кажется, что в такой малой форме, как рассказ, невозможно отразить всю глубину такого чувства, как любовь! Правильно говорите о том, что яркая и короткая, как вспышка, это не любовь, а страсть.
Скорее всего, секрет почитания творчества Бунина как раз в его отношении к женщинам и описанию безрассудства, на которое многие в реальной жизни просто не осмелятся.
Ну, а насчёт школьной программы... Пошловатый он для школьников, плохому научит)))

Алёна Сеткевич   16.09.2022 20:41     Заявить о нарушении
Ох, милая!
Сколько голов - столько и мнений...
Честно скажу: рассказы Бунина мне нравились в юности - до того времени, пока их не включили в школьную программу. Вот тогда я отнеслась к ним, вернее к их нравственной стороне, строже. Не-ет, школьникам ещё рано их читать.)
Со вздохом,

Элла Лякишева   16.09.2022 20:22   Заявить о нарушении
Солнечный удар Бунина недостойный сын своего отца Никита Михалков экранизироал, якобы, но что за чушь он снял! У Бунина просто показана "случайная ударная любовь", а этот деятель политизировал прозведение писателя, исказив до предела!

Николай Павлов Юрьевский   11.11.2022 20:03   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Он жил чувствами, о чем думал, о том и писал. Ругать его за это не собираюсь. Но кто же эти произведения пропустил в школьную программу? Тот видно был далек от педагогики...
Иван

Иван Цуприков   18.08.2022 19:18     Заявить о нарушении
Вы правы, Иван Валентинович!
Рассказы Бунина о любви - не для детей!
Со вздохом,

Элла Лякишева   18.08.2022 20:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Добрый день, Элла! Совершенно с Вами согласна. Я немного читала Бунина. Почему немного? Потому, что он мне не понравился. Вот именно, он мастер описывать мелкие детали, а герои у него какие-то неправдоподобные. Мужчины - пошлые, низкие, бесцветные, не способные на глубокие чувства, а в них почему-то влюбляются хорошенькие девушки, и всё это ни к чему не приводит. От прочтения этого становится грустно и пусто на душе.
С уважением,

Людмила Каштанова   11.08.2022 00:12     Заявить о нарушении
Грустно!
И пусто на душе!
И у меня, Людмила, такое же послевкусие после чтения многих рассказов Бунина.
С уважением,

Элла Лякишева   11.08.2022 17:18   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Здравствуйте, Элла!
О, Бунин - это особая тема.
Многие свои перепитии в личной жизни он и перенёс на страницы своих произведений, щедро одарив своих героев любвеобильностью.
Я даже предполагаю, что он стал предтечей Набокова ("Лолита").
С интересом,

Геннадий Стальнич   04.04.2022 02:12     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий!
Бунин, несомненно, глубок и талантлив.
Но его отношение - вернее, его изображение любовных чувств предназначено для определённого типа характера. Не все читатели такое отношение приемлют.
И, по-моему, это естественно.
С уважением,

Элла Лякишева   04.04.2022 10:24   Заявить о нарушении
Уважаемая, Элла Евгеньевна. Уверен, что если бы вы возглавляли приёмную комиссию филфака, то абитуриент Бунин(почти Жунин) никогда бы не стал студентом.
Любовь-это нечто необъятное. Бунин же вычленяет из неё то, что ему ближе всего, в юные годы. Порыв страсти. То, что осталось чудным воспоминанием в душе молодого человека. Бунин-романтик и идеалист, и его не переделаешь. Но замуж за него я бы не советовал выходить, мой вам совет. Иначе хлебнёте горюшка.

Андрей Жунин   25.05.2022 18:59   Заявить о нарушении
Спасибо, Андрей!
Конечно, вы правы!
Был ли счастлив Бунин как семьянин? Увы, нет...
Но как писатель он велик. Нельзя не восхищаться его великолепным языком, мастерством литературного стилиста.
С уважением,

Элла Лякишева   25.05.2022 20:57   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Любовь дитя, дитя свободы
Законов всех она сильней
Меня не любишь, но люблю я
Так берегись любви моей!

Не случайно, исполняя эту арию, моя героиня Виктория
(Дон Жуан в юбке) соблазняет солиста балета Клюева.
Не думая при этом - женат он или нет.
Любовь - это стихия, её нельзя рассматривать в координатах семейных ценностей.
Я переосмыслил рассказ Бунина Солнечный удар, перенеся действие в наше время, получился Последний аккорд любви.Только пароход заменил на поезд Ленинград-Москва.

Андрей Жунин   17.11.2021 19:12     Заявить о нарушении
Не спорю, Андрей, вы мастер описания любовных сцен.)
Отвлеклась от "Фортунаты" и прочитала у вас "Последний аккорд любви".
Неплохое продолжение! Но финал всё равно грустный - расставание.
Почему?!!!

Элла Лякишева   17.11.2021 20:37   Заявить о нарушении
Я описывал, почему люди любят. А причин расставаний -- тысячи. У моей героини, например, был жених.

Андрей Жунин   17.11.2021 21:59   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Очень интересная и полезная статья!
Спасибо за неё, Элла Евгеньевна!
Я тоже думаю, что сам И.А.Бунин, не познав НАСТОЯЩЕЙ любви, так и не смог показать такую же в своих произведениях... НЕТ там ЛЮБВИ!!!
*
"Современные подростки в этом отношении более продвинуты и многознающи.
Их не удивишь ни пошлостью, ни эротикой...
Но боже! как же сложно вести такой урок с такими учениками!
Не завидую современным учителям, работающим в старших классах.
Со вздохом сочувствия,"... -- Присоединяюсь к Вашему вздоху (уйдя/сбежав из школы 14 лет назад!)! :)

Ольга Благодарёва   16.08.2021 04:42     Заявить о нарушении
Да уж, дорогая Ольга, современные подростки не чета прежним. Каждый год добавляет молодому поколение знаний. И ничем их не удивишь - это точно. Порой они продвинуты в вопросах любви больше, чем учитель.
Трудно сейчас в школе педагогам, особенно молодым!
С грустью,

Элла Лякишева   19.08.2021 19:57   Заявить о нарушении
"Порой они продвинуты в вопросах любви больше, чем учитель." -- Думаю, не в любви, а в сексе! 😉🤣
*
"Трудно сейчас в школе педагогам, особенно молодым!" -- А может, наоборот: им легче понять друг друга из-за небольшой разницы в возрасте и общности взглядов на современную жизнь, отношения!? 🙄

Ольга Благодарёва   20.08.2021 07:33   Заявить о нарушении
Надо поду-умать, Ольга!
Возможно, вы и правы!)
С уважением,

Элла Лякишева   20.08.2021 10:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Любовь в рассказах И. Бунина» (Элла Лякишева)

Спасибо Элла,

Вы заставили меня крепко задуматься над "Тёмными аллеями".

"Народная многовековая мудрость, которую так легко отбросил великий Бунин" ради того, чтобы так восторженно описать страсть. В этом Вы правы. Для школьной программы это не подходит. Хотя вспоминаю как сразу оживлялись ученики на этой теме. Однако у Бунина мы часто видим страшное наказание за легкомысленное увлечение. Однако это наказание скорее эффектно обрамляет саму страсть, придавая ей ещё большую прелесть.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   10.08.2021 23:28     Заявить о нарушении
Очень умная ваша рецензия заставили меня вернуться и перечитать Бунина.
А ведь вы ПРАВЫ: у Бунина "наказание скорее эффектно обрамляет саму страсть, придавая ей ещё большую прелесть".
Увлечение - любовь - страсть... Ох, сложноватые для подростков проблемы, и коварные! Здесь столько подводных камней, не каждый учитель справится.
Об этом бы лечше на уроках этики разговаривать...
С благодарностью за отклик,

Элла Лякишева   12.08.2021 22:59   Заявить о нарушении
Точно подмечано, снимаю шляпу.

Андрей Жунин   25.05.2022 19:03   Заявить о нарушении