Рецензии на произведение «Достоевский бегство от разума»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Мыслей много, пишу путано, ув. Ritase :)
В разуме столько противоречий, ведь у человека два ума, два разделенных полушария мозга. Вы замечали, что мы, homo sapiens, противоречим себе на каждом шагу. "Да" - утром, "нет" - вечером, "хочу" - сегодня, а завтра "подумаю" и "приму противоположное решение".
Раскольников вполне может быть и мечтателем и убийцей, "с его наполеоновскими мечтами о золотишке". Сонечка Мармеладова - путаной "с золотым сердцем", зачитывающей убийце Евангелие.
Вспомните, "идеал Мадонны и идеал Содома" Свидригайлова. Взаимоисключающие параграфы. Совращение глухонемой девочки и любовь к Дуне Раскольниковой. В нем борется низменное и обожествление ее.
Аристотель, например, не соглашался с Гераклитом по поводу мысли о всеобщности движения и изменения. Взгляды философа из Эфеса противоречили его философии. Гераклит, как оказалось, был очень сложен для ума Аристотеля, - потому что Аристотель логик и движется в горизонтальном направлении, а Гераклит пытался втолкнуть в мир алогичности, в мир мистики ("целое и нецелое, сходящееся и расходящееся, созвучие и разногласие: из всего одно и из одного все" и т.д.) Аристотель в ответ утверждал, что невозможно допустить, "чтобы какая-либо одна и та же вещь существовала и в то же время не существовала".
Я говорю о том, что человеческая природа и природа вещей вообще непредсказуема, не укладывается в законы логики, математики, рассудочности, разумности и даже противоразумности.
У каждого ума свои собственные интерпретации, собственные трюки, шаблоны, детерминированные воспитанием, образованием, образом жизни и т.д.
Стиль Достоевского вызывает у меня восхищение (Набоков - злой завистник). Для меня Ф.М. - Гераклит русской литературы. Диалоги его бесподобны и самобытны. В "Записках из подполья" Достоевский как никто проник в суть проблемы человеческого ума как такового. Он был человеком "буйной плоти", тотален в любви; Поразительно (и он описывал это), что за секунды перед приступами эпилепсии он переживал то, что на Востоке называют "самадхи", состояние, когда ум затихает и растворяется, как дым от погасшей свечи, в Целом.
Не соглашаюсь с ним в одном - с теорией, что спасение человечества в Христе.
Влюбилась в Достоевского в пятнадцать лет, с тех пор любовь не проходит…
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 23:00 Заявить о нарушении
Да, это Аристотель - Спиноза – Вольтер - Рассел против Гераклита – Тертуллиана – Руссо – Хайдеггера; возможно, ориентация в этом смысле – нечто врожденное.
Но как физик я совешенно не могу согласиться с тем, что:
“природа вещей вообще непредсказуема, не укладывается в законы логики, математики, рассудочности, разумности и даже противоразумности”
- мне по работе приходится сталкиваться с кучей вещей, которые очень даже предсказуемы, хотя на первый взгляд этого не скажешь. Я иду в лабораторию, где девочки снимают кривую, у которой один максимум, а не два, и по теории тоже один. Может это, конечно, совпадение... Естественно, есть много вещей, где нет толковой теории, но вещей, где она есть, теперь заметно больше, чем 30 лет тому назад... Поэтому я в целом доверяю рационализму, хотя это в конечном итоге тоже лишь вера; как и вера в его недостаточность.
Ritase 05.10.2018 16:21 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 16:38 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 16:41 Заявить о нарушении
Гуманитарные подходы к пониманию человека со времен Гомера никакого существенного прогресса но мой взгляд не сделали, и ходят кругами по темному предбаннику, наталкиваясь на те же самые грабли. Предбанник, однако, меняется, но в основном не стараниями мудрецов в смысле Гераклита, а благодаря тем, кто его перестраивает... Моя точка зрения - сугубо технарская, на одном сайте ее называют сантехнической...
Ritase 05.10.2018 16:55 Заявить о нарушении
Ritase 05.10.2018 17:07 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 18:19 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 18:44 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 18:57 Заявить о нарушении
Камю - это все-таки "Миф о Сизифе", "Посторонний", "Калигула" и "Чума". Де Сад на мой вкус ужасно зануден как писатель, но как личность интересен, конечно. Казанова (который тоже дрянной стилист) мне нравился больше (при том, что я не разделяю точку зрения обоих).
Ritase 05.10.2018 19:14 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 19:24 Заявить о нарушении
Ritase 05.10.2018 19:35 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 20:00 Заявить о нарушении
Хайдеггер молится на Гераклита - и на Ницше тоже. Вы можете попробовать его лекции о Ницше. Вероятно, он и про Гераклита писал где-то - у него была идея, что чем глубже, тем ближе к истокам - я просто не знаю. "Бытие и время", возможно, не стоит и пытаться - для начала по крайней мере, и если у вас нет навыка. Хотя, если вы одолели философское из Сартра ("Бытие и ничто"), то kein problem.
Ritase 05.10.2018 20:49 Заявить о нарушении
Ritase 05.10.2018 21:05 Заявить о нарушении
Ницше интересовалась еще в ранней юности, но вряд ли понимала все. Больше всего читала его письма. В них и в Ecce Homo он раскрылся для меня, как человек. Читала о нем очень много, но лекции Хайдеггера обошли меня стороной.
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 21:24 Заявить о нарушении
Иванова Екатерина 5 05.10.2018 21:29 Заявить о нарушении
Толстой и Достоевский - это единство и борьба противоположностей. Борьба заочная, потому что оба понимали силу друг друга и уважали, но делали вид что равнодушны и потому не замечали один другого, избегая личных контактов несмотря на то, что их хотели свести. Как Лев и Тигр, которые проживают на разных территориях и стараются не пересекаться.
Единство их понятно: оба были гуманистами и жаждали установления справедливости через Евангелие.
Оба страдали комплексами. Один всю жизнь стеснялся своего высокого имущественного положения и в конце концов перед самой смертью ушёл, наконец, как принц Гаутама из дворца (будущий Будда).
У другого, напротив, были комплексы нищего человека, разочаровавшегося после казни петрашевцев в революционном преобразовании и стремившегося (после каторги и солдатчины) вылезти из грязи в князи.
Первый был духовно и физически здоров, любил природу, охоту, лошадей и т.д. Второй болезен, страдал эпилепсией и нездоровыми страстями (в частности - игроманией). К природе был, судя по отсутствию хоть одного восторженного описания, совершенно равнодушен.
Первого почти перестали читать. И авторитет его поддерживается больше благодаря прежним понятиям. Проповедуемые им идеалы самосовершенствования сейчас большинству кажутся наивными и даже смешными.
Второй остаётся востребованным и поныне. Мир чистогана победил. Сопутствующие ему пороки требуют авторитетного обоснования и оправдания. Бескомпромиссная категоричность Толстого уже неуместна. Резиновая философия Достоевского же вписывается в нынешние реалии и даёт шанс радоваться жизни без угрызений совести.
Толпа предпочла Варавву, оставив Христа умирать на кресте.
Рияд Рязанов 11.03.2018 05:55 Заявить о нарушении
Что не читают, не совсем верно, полагаю. Я ради любопытства глянул статистику с сайта Мошкова — читавших Войну и мир раза в полтора больше, чем Братьев Карамазовых, и в обоих случаях от первой части до последней добирается около половины. У Толстого, правда, оценка читателей ниже (что бы это ни значило). И вопрос не столько в количестве читателей, сколько в их качестве. Что на уровне официоза Толстого сейчас не любят, не особенно удивительно, учитывая его взаимоотношения с церковью.
Писатель и пророк — все-таки разные вещи, хотя в России любят смешивать.
Толпа все равно читает Кукольника, Пикуля или Гарри Поттера. А сейчас и тех не читает.
Но в среднем я с Вашим мнением вполне согласен, хотя так уж делить на черное/белое не стал бы.
Ritase 11.03.2018 07:36 Заявить о нарушении
Достоевский не знал полицейской жизни,
без согласия дворника,
никого Нельзя убить ,в квартале,
советской полиции,
да и постсоветской тем более,
далековато до Опыта жандармов,
и Специалистов третьего отделения...!!
послушай их царь,
и не было бы Сенатской Площади.
Хранитель Хаоса 17.02.2018 20:50 Заявить о нарушении
Ritase 18.02.2018 02:11 Заявить о нарушении
затем создавали,под другими названиями,
деваться просто Некуда..!!!
для чего создан ,Комитет Госбезопасности(?)
а потому как НЕ умеют ...править.
Спецслужбы не дают-править Правильно.
Хранитель Хаоса 18.02.2018 07:13 Заявить о нарушении
Убейте, не верю - что вы читали Мышкина и Ставрогина сами, а не по Бахтину.
"Пока страдаю - я существую!" - гл.постулат Дост. А "пытаются отказаться от разума, чтоб не страдать" - у Олби, в "Кто боится Вирджинии Вульф?"
И остальное, цитируя Мышкина, "говорят много, и всё не о том..."
Без обид?
Анна Юнгер 16.02.2018 19:10 Заявить о нарушении
Олби не читал и не смотрел.
Мышкина и Ставрогина читал сам ("Бесов" даже пару раз, хотя из чистого мазохизма), Бахтина проглядел мельком.
"Пока страдаю, существую" - типично мазохистская фраза - человеку нравится страдать. Он любит это делать за неимением лучшего, но если бы мог страдать поменьше, а радоваться своему страданию побольше, то не отказался бы.
Страдалец, просаживающий деньги, которые должен, в рулетку - Вам это не кажется неким парадоксом?
Говорят всегда не о том.
Ritase 16.02.2018 19:33 Заявить о нарушении
Только грешника и любят больше. Скажут: "Я плохой, а тот-то вон ещё хуже!" И вздохнут облегчённо, облобызают, денег дадут... Чтоб не занять его место! А безгрешного распнут!
Это по Достоевскому.
Анна Юнгер 16.02.2018 19:50 Заявить о нарушении
Вообще-то есть что-то вроде деления Толстой/Достоевский. Это как кошка/собака. Обоих любит мало кто. И два стиля договориться могут редко.
Ritase 16.02.2018 19:58 Заявить о нарушении
Статья интересная, спасибо.
Да, Ф.М. не из тех авторов, кто с помощью (формальной) логики последовательно обосновывает некую концепцию. Напротив, он постоянно ломает привычную логику, смело вводит парадоксы, делает неожиданные и эффектные выводы. Вот этот его адогматизм мышления и производит на читателя какое-то освобождающее действие. Причём оно ещё усиливается самим его литературным стилем -- необычным, нестандартным построением фраз (он ломает и грамматику).
Эйнштейн сказал: "Достоевский даёт мне больше, чем любой мыслитель, больше, чем Гаусс". Думаю, дело именно в этом: Ф.М. помогает освободить мышление от догм и трафаретов.
С уважением,
Леввер 16.09.2017 17:17 Заявить о нарушении
Да, адогматизм мышления, умение видеть что действительно видно - несомненно. Художников, кстати, специально учат рисовать не так, как кажется, а как есть. Если человек рисует как видит, у него получается средневековая картина без перспективы и теней. Но у Достоевского, как мне кажется, с умением видеть связано еще и очень сильное желание избежать выводов из увиденного, свернуть в конце куда-нибудь в удобную банальность. Так что с одной стороны он толкает от догм, а с другой - к догмам.
Ritase 16.09.2017 17:35 Заявить о нарушении
Леввер 17.09.2017 09:41 Заявить о нарушении