Рецензии на произведение «Слово о полку... Рек Боян и ходы на...»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Очень интересно и профессионально!!! Спасибо, уважаемая Мара!!!
Игорь Тычинин 16.12.2022 19:25 Заявить о нарушении
У вас: "до этого были невмы (была и более древняя буквенная нотация), немвы-крюки известны..." и т.д.
Так как всё же верно?
С любопытством.
Евгений Пекки 05.12.2022 13:40 Заявить о нарушении
Мара Рушева 05.12.2022 16:12 Заявить о нарушении
Евгений Пекки 05.12.2022 17:11 Заявить о нарушении
Ваши исследования поражают глубиною знания предмета, необъятной эрудицией, неутомимым трудолюбием исследователя. В то же время вы вдохновляете на создание произведений в жанре "мифологической прозы". ЗОЛОТО КОЛЧАКА, -эпос, который вы побудили меня не только собрать из руин разрозненных черновиков, но и продолжить -к вашим исследовательско читательским услугам.Рад знакомству с таким искушённым интеллектом и иследователем мифа.
Юрий Николаевич Горбачев 2 23.12.2021 07:14 Заявить о нарушении
Мара!
В этом месте ваша опорная точка - песнь, пение.
. Но осмысление самой музыки в то время ещё только начиналось.
И занялась этим Италия. Музыканты делают пометки на нотах на итальянском языке.
. Боян и Автор Слова ещё не знали нотной грамоты.
Стихоподобное (ритм, рифма) как-то развивалось и пелось.
Гусли уже были.
Самые первые музинструменты - барабаны для плясок и в походах. РожкИ - для охоты и призывов.
В Слове - только гусли.
Станислав Сахаров 14.12.2018 07:27 Заявить о нарушении
Инструмент Бояна в текстах не назван, предположительно – несмычковые гусли. В профессиональных средах имеется своя принятая терминология и свой сленг (жаргон, арго), в песенно-поэтическом мире также свои каноны.
Домонгольская Русь не была замкнутой системой, о развитой музыкально-певческой культуре свидетельствуют летописи, фрески, археологические находки. Музыкально-певческие ходы существовали в европейском мире в оформленном терминологически образе уже во второй половине VI в., то есть: ранее – были в оборотах как некие приёмы подачи материала, но без соответствующего термина.
Ноты появились на Западе в XI в., до этого были невмы (была и более древняя буквенная нотация), немвы-крюки известны в Древней Руси. Учиться петь и играть на инструментах можно было и без нотации, пением и игрой на гуслях передавались всяческие образы (веселье лукоморское, печаль, усыпление врагов, призыв предков и т.д.)...
Мара Рушева 14.12.2018 17:42 Заявить о нарушении
Мара Рушева 16.12.2018 15:23 Заявить о нарушении
Я вижу это так :
"Молвил бы так о ходах Святославлевых Боян как сказал об Олеге-когане с укоризною его любимец - старенький Ян - песнотворец с давнего времени Ярослава : ... ".
Автор напоминает о походах Святослава на половцев. Которые были недовольны им. Что и отразилось в мутном СНЕ его. Ян прожил 90 лет.
Станислав Сахаров 16.12.2018 21:50 Заявить о нарушении
Ян Вышатич, сын Вышаты-воеводы и отец Варлаама, был киевским тысяцким и собеседником игумена Феодосия. Именно так он вошёл в историю. Представлять Яна Вышатича Бояном (Баяном), вошедшим в историю сказителем, песнопевцем и музыкантом с мощным воздействием на слушателей, вроде бы оснований нет, но всё же А.Ф.Вельтман в 1842 г. выдвинул эту версию. В этом веке украинский краевед-историк Л. Настенко-Капалет, сделала вывод, что Янь, который умер в 1106 году в возрасте 90 лет, не мог быть ни сыном Вышаты, ни внуком Остромира, ни вообще «потомком Добрыни». Она считает, что земля Бояна, упомянутая в граффити стены Св. Софии, принадлежит Яну, ученику Феодосия, чьё имя Боян было скрыто в летописи («Тайна Вещего Бояна. Факты, исследования, гипотезы, 2005// день: day.kiev.ua). Систему доказательств понять, однако, сложно.
Мара Рушева 17.12.2018 08:32 Заявить о нарушении
1. Простейший музинструмент - трубочка одуванчика. Только сплюснуть один конец и потом дуть с этого конца. = Моё детство и детство человечества...
.Рожки (рОжки, рожкИ превратились в дудочки, свирели, флейты)
2. Почему-то я могу понять ваши рассуждения. Даже, если они за пока пределами моих понятий.
А вы уклоняетесь... Это заметил и Юрий Рассказов.
Говорим на разных языках...
3. Мы вообще чем здесь занимаемся?
Только показать себя?
Научно-популярности не замечено.
Но я пытаюсь ( пытался) довести рассуждения до школьников (хотя бы).
В пединституте мне разрешили провести пару часов. Прошло хорошо. Но моё
отличается от установок...
Станислав Сахаров 18.12.2018 04:29 Заявить о нарушении
Мара А., к сожалению, Вы некритичны прежде всего в цитировании СПИ. Ваша опорная версия из Екатерининской копии (одна из рабочих копий ДО публикации): "Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣсно творца стараго времени". В первом издании было "Рекъ Боянъ и ходы на Святъславля пѣстворца стараго времени Ярославля".
Довольно очевидно, что "песнотворец" - это гиперкоррекция командой Мусина (он сам там мало что делал) непонимаемого "пестворец". "Творец псов" бессмысленно, а "творец песен" очень даже красиво. Тем более, что отсюда легко придумать имя этому "песнетворцу" из бессмысленного сочетания слов: ходы на - Ходына.
Если Вы поддерживаете "песнотворца", то (1) отдельного слова "ход" у Вас быть не может. И (2) по смыслу, что тогда "РЕК... ходы НА Святославля"? Перевод текста Вы не даете.
На самом деле все гораздо проще, если тупо следовать древнерусской грамматике (а это не делали даже ни Лихачев, ни Зализняк!) и увязывать смыслы этого конкретного предложения с системой смыслов во всем СПИ. А это не делал никто (т.к. никто целостно не анализировал произведение с точки зрения поэтики). И Вы тоже произвольно выдергиваете одно словцо, не задумываясь даже о словоделении, и по своим интересам приписываете ему музыковедческий смысл.
Но не буду толковать детали, сразу покажу результат, перевод:
Рек (зарек, красочно описал и припечатал той поговоркой, которая идёт следом) Боян и ходына Святославовы (дв.ч.: два ходына, два похода Святославова), песетворцев (боречей, опричников) старого времени Ярославова...
Юрий Рассказов 27.03.2018 19:22 Заявить о нарушении
Мара Рушева 30.03.2018 08:39 Заявить о нарушении
Я понимаю, Вы просто не хотите разговаривать. Что ж
Ю.Р.
Юрий Рассказов 04.04.2018 09:00 Заявить о нарушении
Мара Рушева 07.04.2018 20:50 Заявить о нарушении
Вы по-прежнему не хотите заметить аграмматичность и бессмысленность своей фразы "рёк ходы на двух песнотворцев".
Даю перевод, подчёркивая конструкцию: Сказал (как перфект) ходы (обращения к) на кого-то. Сказал ходы - это тавтологическое сочетание, возможное только как профессиональный жаргон музыкантов (а в СПИ везде виртуозный литературный стиль, вне зависимости от возможного музыкального сопровождения). Сказал на кого-то - невозможное сочетание (можно указать или наговаривать на кого-то, но это совсем к другому оперу). Сказать на певцов, музыкантов - делать пародии на них, что ли? Точно так же невозможно и "ходы на".
Полагаю, что Вы мыслите, например: "повторил ходы к певцам". Но это значит просто переписать текст.
Юрий Рассказов 08.04.2018 10:00 Заявить о нарушении
Мара Рушева 08.04.2018 11:55 Заявить о нарушении
"Терминология музыкантов" и есть часть профессионального жаргона.
Ити на вы - конечно, в отношении этого местоимения не употребляется сейчас форма В.п. неод., но сама модель стандартна (кушать крабы). Грамматика древнерусского, написано в любом учебнике, уже к 11 в. пришла ко всем современным формам (при этом, наряду с ними на ПИСЬМЕ применялись и архаичные - в разных стилевых целях).
При чтении текста нельзя исходить из уловки, что язык вообще может меняться и поэтому тут же править читаемый текст, чтобы он соответствовал вашей установке (ожиданию смысла). Так именно делали исторические переписчики, от самого Автора Слова до Лихачева и - в меньшей степени - Зализняка. Нужно исходить из установки, что текст правилен и, не меняя его, просто осознать забытый, неизвестный смысл сказанного. А это можно сделать только при системном осмыслении смыслов всего целого произведения. Та фраза, которую мы обсуждали, является итогом десятка моментов с самого начала, где эти смысловые мотивы звучали и нарастали (боречь, походы Святослава, песетворцы старого времени усобиц, восстанавливаю смыслы: с притороченными песьими головами - с песьими тороками - с тороками-мешками для сбора монет-пенязей).
Удивительно тут лишь то, что на протяжении сотен лет чтения СПИ лингвисты никак не дойдут до того, чтобы не править текст в угоду своему плохому знанию эпохи.
Юрий Рассказов 09.04.2018 09:34 Заявить о нарушении