Рецензии на произведение «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Дорогой Виктор! После прочтения Вашей талантливой работы захотелось написать, как читала этот роман ( у Горького все части названы повестью)я. Читала Клима Самгина в очень зрелом возрасте. А так как Горький был всегда один из любимых писателей, то к тому времени я прочитала уже много, не беру смелости сказать, что все. Много смотрела в театре. "Дети солнца" в Ярославском драмтеатре смотрела несколько раз.
А вот роман " Жизнь Клима Самгина" читала мучительно долго: то уставала от него просто физически и откладывала, то бросала чтение с желанием не продолжать его дальше. Но раз за разом возвращалась, пока не дочитала до конца, до того конца, на котором остановился автор.
А потом и многосерийный фильм смотрела уже с критическим взглядом на все.
Спасибо, Виктор, за то, что дали толчок в моей памяти и " сподвигли" на этот отзыв.
С благодарностью,
Анна Алексеевна Золотовская 25.07.2018 10:38 Заявить о нарушении
СПАСИБО за рецензию с номером года моего окончания ЛГУ.
"Клим Самгин" играл важную роль и в мировоззрении одного из моих героев - http://www.proza.ru/2005/01/23-138
Виктор Улин 25.07.2018 10:53 Заявить о нарушении
В сущности дело тут сводится к простому: русский интеллигент это — всегда, в первую очередь, именно критик, а не самостоятельный творец; Луна, светящая отражённым солнечным светом, а не самоё Солнце.
Именно за полную некомпетентость в деле создания собственного света и ненавидел критиков и интеллигентов dr. J. P. Göbbels:
«Критик должен быть готов в любой момент по первому требованию заступить на место критикуемого и исполнять его обязанности профессионально, исчерпывающе и компетентно; в противном случае критика становится наглой, самодовлеющей силой и превращается в тормоз на пути культурного прогресса».
Что ж, елей здесь, как говорится, вполне по мощам.
С уважением и теплом,..
Андрей Ракоши-Шулецкий 10.05.2018 17:12 Заявить о нарушении
Вот вы пишете: "Это началось с художественных проповедей розовощекого херувима, русско-французского барина Ивана Сергеевича, мужественно призывавшего из Лозанны помнить о благе российского мужика и отказываться от естественной любви, разрушая государственные устои.
Затем на арену вышел целый сонм литературных импотентов: бесконечные белинские, писаревы и чернышевские..."
Очень современно.
Иван Сергеевич - это Тургенев, как я понимаю?
Не знал, что Виссарион Григорьевич "вышел на арену" после Тургенева.
Ещё не знал, что он из Лозанны о чём-то призывал... Лозанна вроде как в Швейцарии, а я думал, что Иван Сергеевич в основном в Германских землях да во Франции жил...
Виссариона Григорьевича Белинского вы срезали и припечатали... Но, честно говоря, вы пишете намного хуже, чем Белинский. О прочем умолчу.
Андрей Иванович Ляпчев 06.05.2018 11:16 Заявить о нарушении
"... ни холоден, ни горяч...", ваша интерпретация данного выражения неверна, правильнее будет: холоден - умственное восприятие; горяч - чувственное....
Глеб Навин 05.05.2018 12:40 Заявить о нарушении
Уважаемый Виктор, с огромным удовольствием прочитал ваш аналитический очерк о знаменитом романе М.Горького. Полностью поддерживаю суть изложенного вами.
Некоторая статистика, дополняемая изложенное вами, приведена и на моих страничках.
1. В РЕЙТИНГЕ-73. «Российский роман XX века» обсуждаемый роман входит в тройку лучших.
1. «Тихий Дон». М.Шолохов
2. «Петербург». А.Белый
3. «Жизнь Клима Самгина». М.Горький
2. В качестве романа, охватывающего большие периоды времени указан здесь: http://www.proza.ru/2016/10/26/981
3. В качестве многотомных романов-эпопей указан здесь: http://www.proza.ru/2016/10/26/976
Спасибо большое и всего вам доброго, -
Евгений Говсиевич 05.05.2018 11:54 Заявить о нарушении
СПАСИБО за оценку моей контрольной работы для спецсеминара по А.М. Горькому - рад, что Вас не увела в сторону от мысли радикальная обложка (одна из тех, которые я делаю в хулиганском стремлении привлечь читателя любым способом).
Горький ВЕЧЕН, "Клим Самгин" будет в числе лучших всегда.
(Этот роман, кстати, был любимым у моего аутогенного летчика Отто Грейфера - http://www.proza.ru/2005/01/23-138)
Виктор Улин 05.05.2018 12:06 Заявить о нарушении
Клима Самгина читала в ранней молодости. Помню, что роман произвёл на меня большое впечатление. Я поняла, что человек может быть разным :сильным и слабым, порядочным и мелким. .. Горький сумел это показать. Не побоялся
рассказать о сути человеческой души, разобрал её по винтику. И я поняла, что М.Горький - большой талант. Но по прочтении остался на душе осадок. . .
Светлана Смирнова 05.05.2018 00:14 Заявить о нарушении
Потому что такова сама жизнь.
Спасибо, Светочка!
Виктор Улин 05.05.2018 05:39 Заявить о нарушении
Первый шаг к познанию глубин романа Горького автором сделан. Обращение к текстам Священного Писания в качестве аргументов оправдано. Для самого Горького Священное Писание всегда оставалось центром его художественного мира. Его позиция - позиция Иова, бросающего упреки Богу. В "Детстве" это присутствует непосредственно. В "Самгине" - опосредованно."Кто всю жизнь ставит меня свидетелем мучительно тяжелых сцен, событий?» – думает Самгин во время восстания 1905 года. Он чувствует себя марионеткой,шахматной фигурой, переставляемой с клетки на клетку, испытывает "злобу на кого-то». При всей подчеркнутой дистанцированности Горького от своего героя, здесь слышатся и отголоски и пешковского "Не хочу!"(см.: "ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ И ДУМ, ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОТОРЫХ ОТСОХЛИ ЛУЧШИЕ КУСКИ МОЕГО СЕРДЦА"). "Самгин" - это ревизия всей жизни Горького и всего написанного им. Своеобразный суд над самим собой. Его портреты революционеров- участников революции 1905 года беспощадны."...Это не мораль, а, так сказать, система биосоциальной гигиены", - говорит о морали большевиков Макаров (один из героев романа, несущий горьковские автобиографические черты). А вот автопортрет, изображение себя в качестве одного из действующих лиц (Самгин приходит на квартиру Горького, где прячется поп Гапон):"Рыжеусый стоял солдатски прямо, прижавшись плечом к стене, в оскаленных его зубах торчала незажженная папироса; у него лицо человека, который может укусить, и казалось, что он воткнул в зубы себе папиросу только для того, чтоб не закричать на попа". Или еще одна картина, ярко отражающая оценочную позицию автора: "На письменном столе лежал бикфордов шнур, в соседней комнате носатый брюнет рассказывал каким то кавказцам о японской шимозе, а человек с красивым, но неподвижным лицом, похожий на расстриженного попа, прочитав записку Гогина, командовал:
– Поезжайте на Самотеку… Спросите товарища Черта.
Самгин шел к товарищу Черту, мысленно усмехаясь:
«Черт! Играют, как дети». Вся деятельность революционеров изображается как бессмысленная игра."Что защищает эта баррикада",- задает вопрос рационалист Самгин по поводу нелепого сооружения под его окнами:"Неестественна высокая и довольно плотная стена хлама, отслужившего людям. Особенно лезло в глаза распоротое брюхо дивана, откуда торчали пружины и клочья набивки. К спинке дивана прикреплена палка половой щетки, и на ней треплется красный флаг". Однако игра эта далеко не безобидна. Она оборачивается кровавым кошмаром. Охваченная революционным воодушевлением, порхающая как птичка, стремящаяся помочь всем умилительная энтузиастка Любаша Сомова насмерть ранит в живот остановившего ее дружинника,который умирает в муках, а впоследствии одобряет расстрел одного из членов революционной ячейки только за подозрение в слабодушии. Товарищ Яков без сантиментов санкционирует убийство свидетелей. Павел Басинский пишет:"вдохновение часто осеняет Горького перед лицом зла». В своей книге о Горьком критик предваряет Страшный Суд, умело подбирая факты для обвинительного заключения. Басинский находит в переписке Горького жестокие, убийственные замечания: "Итак — началась русская революция, мой друг, — писал он Е. П. Пешковой, — с чем тебя искренно и серьезно поздравляю. Убитые — да не смущают — история перекрашивается в новые цвета только кровью". Но с этим обвинительным заключением нельзя до конца согласиться. Надо принять во внимание "Самгина", где Горький, хотя и косвенно, в завуалированной форме,вершит суд над самим собой...
Борис Бобылев 03.05.2018 15:46 Заявить о нарушении
Я РАД, что эта небольшая работа 1993 года (времен оголтелого антигорьковского разгула!) вызвала такую глубокую рецензию.
СПАСИБО!
Виктор Улин 03.05.2018 17:13 Заявить о нарушении
Борис Бобылев 03.05.2018 20:44 Заявить о нарушении
Вот в этой повести (http://www.proza.ru/2005/01/23-138 ) мой аутогенный главный герой всю жизнь перечитывает "Клима Самгина"
Виктор Улин 03.05.2018 21:08 Заявить о нарушении
нав, знаете, КОГО имел ввиду Горький, пиша свой роман.
Я его читала, хотя он написан чудовищным языком.
Над собой он суд не вершит. Слишком самовлюблен и захвален, писал его в СССР, вернувшись из Италии.
Нина Тур 04.05.2018 07:33 Заявить о нарушении
Хотя Горький был велик.
И я уважаю его хотя бы за то, что он написал в разговоре двух купцов...
Здесь цитировать опасаюсь, цитата в моей повести "Танара" в устах аутогенного героя.
Виктор Улин 04.05.2018 09:53 Заявить о нарушении
Борис Бобылев 04.05.2018 09:58 Заявить о нарушении
обзывать Пушкина и тем паче Достоевского чудовищами - Вы что?
Нина Тур 04.05.2018 10:51 Заявить о нарушении
Вот эта зажеванная цитата - только б не из уст профессора!
Нина Тур 04.05.2018 12:11 Заявить о нарушении
Борис Бобылев 04.05.2018 12:21 Заявить о нарушении
Нина Тур 04.05.2018 12:24 Заявить о нарушении
"Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелёными зубами…»; «Потом пришла маленькая старушка, горбатая, с огромным ртом до ушей; нижняя челюсть у неё тряслась, рот был открыт, как у рыбы, и в него через верхнюю губу заглядывал острый нос...Мне показалось, что это пришла бабушкина смерть" (это из «Детства»)
"Его лицо, надутое, как воздушный пузырь, казалось освещенным изнутри красным огнем, а уши были лиловые, точно у пьяницы; глаза, узенькие, как два тире, изучали Варвару. С нелепой быстротой он бросал в рот себе бисквиты, сверкал чиненными золотом зубами и пил содовую воду, подливая в нее херес".
"Сзади его стоял широкоплечий, высокий человек с большим, голым черепом и круглым лицом без бороды, без усов. Лицо масляно лоснилось и надуто, как у больного водянкой, маленькие глаза светились где то посредине его, слишком близко к ноздрям широкого носа, а рот был большой и без губ, как будто прорезан ножом".
"Круглое, красное, точно у новорожденного, лицо дяди сияло восторженными улыбками. Рождаясь на пухлых губах, улыбки эти расширяли ноздри тупого носа, вздували щеки и, прикрыв младенчески маленькие глазки неуловимого цвета, блестели на лбу и на отшлифованной, розовой коже черепа. Это было странно видеть, казалось, что все лицо дяди Хрисанфа, скользя вверх, может очутиться на затылке, а на месте лица останется слепой, круглый кусок красной кожи".
"Он стал уродливее. Поредевшие встрепанные волосы обнажали бугроватый череп; лысина, увеличив лоб, притиснув глазницы, сделала глаза меньше, острее; белки приняли металлический блеск ртути, покрылись тонким рисунком красных жилок, зрачки потеряли форму, точно зазубрились, и стали еще более непослушны, а под глазами вспухли синеватые подушечки, и нос опустился к толстым губам".
Борис Бобылев 05.05.2018 00:00 Заявить о нарушении
Написано интересно и хорошим слогом, но заметно проглядывается юношеский максимализм с характерной для этого возраста категоричностью суждений. Такое уж у нас свойство. И в 40 лет и старше остаёмся мальчиками.
Как и у литераторов предреволюционной эпохи, создавших на мой взгляд пусть и тенденциозные, но гениальные в художественном смысле произведения, которые можно с тревожным наслаждением перечитывать и сейчас.
Горького невозможно смешать с грязью. Для этого он слишком велик. Всем художникам свойственно плутать и заблуждаться, но это только помогает им приближаться к истине в своих произведениях - гораздо зримей и понятней для читающих, чем учёным философам в своих трактатах, которые постигают либо очень узкий круг любознательных людей, либо по принуждению студенты в учебных заведениях.
Что касается обличения его в фальши и лицемерии в последний период жизни... Надо учитывать фактор возраста и болезни туберкулёзом плюс изолированностью его от реалий жизни. Он уже не бродил по России с босяками. И писал только о былом, досоветском. Лично я не знаю ни одного его произведения, воспевающего Советскую власть.
У Алексея Толстого тоже такого не могу вспомнить. Всё равно присутствует какой-то внутренний надрыв, как, например, в "Гадюке" или "Голубых городах". Потому что он прежде всего большой художник, хоть и оголтелый эпикуреец.
Рияд Рязанов 03.05.2018 06:26 Заявить о нарушении
БОЛЬШОЕ СПАСИБО за столь глубокий разбор моей старой контрольной работы!
Горький именно ВЕЛИК.
Хотя во времена написания той работы его смешивали грязью (все совпадало и с тем, что улицу Горького репереименовали в Тверскую, город Горький - в НН, и т.д.).
Я сохранил ауру той работы, где пытался хоть как-то защитить А.М.
Виктор Улин 03.05.2018 07:01 Заявить о нарушении