Рецензии на произведение «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени»

Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

Дорогой Виктор! После прочтения Вашей талантливой работы захотелось написать, как читала этот роман ( у Горького все части названы повестью)я. Читала Клима Самгина в очень зрелом возрасте. А так как Горький был всегда один из любимых писателей, то к тому времени я прочитала уже много, не беру смелости сказать, что все. Много смотрела в театре. "Дети солнца" в Ярославском драмтеатре смотрела несколько раз.
А вот роман " Жизнь Клима Самгина" читала мучительно долго: то уставала от него просто физически и откладывала, то бросала чтение с желанием не продолжать его дальше. Но раз за разом возвращалась, пока не дочитала до конца, до того конца, на котором остановился автор.
А потом и многосерийный фильм смотрела уже с критическим взглядом на все.
Спасибо, Виктор, за то, что дали толчок в моей памяти и " сподвигли" на этот отзыв.

С благодарностью,

Анна Алексеевна Золотовская   25.07.2018 10:38     Заявить о нарушении
Дорогая Анна!

СПАСИБО за рецензию с номером года моего окончания ЛГУ.

"Клим Самгин" играл важную роль и в мировоззрении одного из моих героев - http://www.proza.ru/2005/01/23-138

Виктор Улин   25.07.2018 10:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

В сущности дело тут сводится к простому: русский интеллигент это — всегда, в первую очередь, именно критик, а не самостоятельный творец; Луна, светящая отражённым солнечным светом, а не самоё Солнце.
Именно за полную некомпетентость в деле создания собственного света и ненавидел критиков и интеллигентов dr. J. P. Göbbels:
«Критик должен быть готов в любой момент по первому требованию заступить на место критикуемого и исполнять его обязанности профессионально, исчерпывающе и компетентно; в противном случае критика становится наглой, самодовлеющей силой и превращается в тормоз на пути культурного прогресса».
Что ж, елей здесь, как говорится, вполне по мощам.

С уважением и теплом,..

Андрей Ракоши-Шулецкий   10.05.2018 17:12     Заявить о нарушении
СОВЕРШЕННО ВЕРНО, дорогой Андрей!

Виктор Улин   10.05.2018 16:23   Заявить о нарушении
Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

Вот вы пишете: "Это началось с художественных проповедей розовощекого херувима, русско-французского барина Ивана Сергеевича, мужественно призывавшего из Лозанны помнить о благе российского мужика и отказываться от естественной любви, разрушая государственные устои.
Затем на арену вышел целый сонм литературных импотентов: бесконечные белинские, писаревы и чернышевские..."
Очень современно.
Иван Сергеевич - это Тургенев, как я понимаю?
Не знал, что Виссарион Григорьевич "вышел на арену" после Тургенева.
Ещё не знал, что он из Лозанны о чём-то призывал... Лозанна вроде как в Швейцарии, а я думал, что Иван Сергеевич в основном в Германских землях да во Франции жил...
Виссариона Григорьевича Белинского вы срезали и припечатали... Но, честно говоря, вы пишете намного хуже, чем Белинский. О прочем умолчу.

Андрей Иванович Ляпчев   06.05.2018 11:16     Заявить о нарушении
Спасибо за искреннюю реакцию.

Виктор Улин   06.05.2018 11:32   Заявить о нарушении
Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

"... ни холоден, ни горяч...", ваша интерпретация данного выражения неверна, правильнее будет: холоден - умственное восприятие; горяч - чувственное....

Глеб Навин   05.05.2018 12:40     Заявить о нарушении
Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

Уважаемый Виктор, с огромным удовольствием прочитал ваш аналитический очерк о знаменитом романе М.Горького. Полностью поддерживаю суть изложенного вами.

Некоторая статистика, дополняемая изложенное вами, приведена и на моих страничках.

1. В РЕЙТИНГЕ-73. «Российский роман XX века» обсуждаемый роман входит в тройку лучших.

1. «Тихий Дон». М.Шолохов
2. «Петербург». А.Белый
3. «Жизнь Клима Самгина». М.Горький

2. В качестве романа, охватывающего большие периоды времени указан здесь: http://www.proza.ru/2016/10/26/981

3. В качестве многотомных романов-эпопей указан здесь: http://www.proza.ru/2016/10/26/976

Спасибо большое и всего вам доброго, -

Евгений Говсиевич   05.05.2018 11:54     Заявить о нарушении
Дорогой Евгений!

СПАСИБО за оценку моей контрольной работы для спецсеминара по А.М. Горькому - рад, что Вас не увела в сторону от мысли радикальная обложка (одна из тех, которые я делаю в хулиганском стремлении привлечь читателя любым способом).

Горький ВЕЧЕН, "Клим Самгин" будет в числе лучших всегда.

(Этот роман, кстати, был любимым у моего аутогенного летчика Отто Грейфера - http://www.proza.ru/2005/01/23-138)

Виктор Улин   05.05.2018 12:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

Клима Самгина читала в ранней молодости. Помню, что роман произвёл на меня большое впечатление. Я поняла, что человек может быть разным :сильным и слабым, порядочным и мелким. .. Горький сумел это показать. Не побоялся
рассказать о сути человеческой души, разобрал её по винтику. И я поняла, что М.Горький - большой талант. Но по прочтении остался на душе осадок. . .

Светлана Смирнова   05.05.2018 00:14     Заявить о нарушении
По прочтении ЛЮБОГО сильного произведения в душе остается осадок.
Потому что такова сама жизнь.

Спасибо, Светочка!

Виктор Улин   05.05.2018 05:39   Заявить о нарушении
Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

Первый шаг к познанию глубин романа Горького автором сделан. Обращение к текстам Священного Писания в качестве аргументов оправдано. Для самого Горького Священное Писание всегда оставалось центром его художественного мира. Его позиция - позиция Иова, бросающего упреки Богу. В "Детстве" это присутствует непосредственно. В "Самгине" - опосредованно."Кто всю жизнь ставит меня свидетелем мучительно тяжелых сцен, событий?» – думает Самгин во время восстания 1905 года. Он чувствует себя марионеткой,шахматной фигурой, переставляемой с клетки на клетку, испытывает "злобу на кого-то». При всей подчеркнутой дистанцированности Горького от своего героя, здесь слышатся и отголоски и пешковского "Не хочу!"(см.: "ИЗЛОЖЕНИЕ ФАКТОВ И ДУМ, ОТ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КОТОРЫХ ОТСОХЛИ ЛУЧШИЕ КУСКИ МОЕГО СЕРДЦА"). "Самгин" - это ревизия всей жизни Горького и всего написанного им. Своеобразный суд над самим собой. Его портреты революционеров- участников революции 1905 года беспощадны."...Это не мораль, а, так сказать, система биосоциальной гигиены", - говорит о морали большевиков Макаров (один из героев романа, несущий горьковские автобиографические черты). А вот автопортрет, изображение себя в качестве одного из действующих лиц (Самгин приходит на квартиру Горького, где прячется поп Гапон):"Рыжеусый стоял солдатски прямо, прижавшись плечом к стене, в оскаленных его зубах торчала незажженная папироса; у него лицо человека, который может укусить, и казалось, что он воткнул в зубы себе папиросу только для того, чтоб не закричать на попа". Или еще одна картина, ярко отражающая оценочную позицию автора: "На письменном столе лежал бикфордов шнур, в соседней комнате носатый брюнет рассказывал каким то кавказцам о японской шимозе, а человек с красивым, но неподвижным лицом, похожий на расстриженного попа, прочитав записку Гогина, командовал:
– Поезжайте на Самотеку… Спросите товарища Черта.
Самгин шел к товарищу Черту, мысленно усмехаясь:
«Черт! Играют, как дети». Вся деятельность революционеров изображается как бессмысленная игра."Что защищает эта баррикада",- задает вопрос рационалист Самгин по поводу нелепого сооружения под его окнами:"Неестественна высокая и довольно плотная стена хлама, отслужившего людям. Особенно лезло в глаза распоротое брюхо дивана, откуда торчали пружины и клочья набивки. К спинке дивана прикреплена палка половой щетки, и на ней треплется красный флаг". Однако игра эта далеко не безобидна. Она оборачивается кровавым кошмаром. Охваченная революционным воодушевлением, порхающая как птичка, стремящаяся помочь всем умилительная энтузиастка Любаша Сомова насмерть ранит в живот остановившего ее дружинника,который умирает в муках, а впоследствии одобряет расстрел одного из членов революционной ячейки только за подозрение в слабодушии. Товарищ Яков без сантиментов санкционирует убийство свидетелей. Павел Басинский пишет:"вдохновение часто осеняет Горького перед лицом зла». В своей книге о Горьком критик предваряет Страшный Суд, умело подбирая факты для обвинительного заключения. Басинский находит в переписке Горького жестокие, убийственные замечания: "Итак — началась русская революция, мой друг, — писал он Е. П. Пешковой, — с чем тебя искренно и серьезно поздравляю. Убитые — да не смущают — история перекрашивается в новые цвета только кровью". Но с этим обвинительным заключением нельзя до конца согласиться. Надо принять во внимание "Самгина", где Горький, хотя и косвенно, в завуалированной форме,вершит суд над самим собой...

Борис Бобылев   03.05.2018 15:46     Заявить о нарушении
Дорогой Борис!
Я РАД, что эта небольшая работа 1993 года (времен оголтелого антигорьковского разгула!) вызвала такую глубокую рецензию.
СПАСИБО!

Виктор Улин   03.05.2018 17:13   Заявить о нарушении
Отдаю должное Вашей чуткости. В 1993 году я, скорее, воспринимал "Самгина" достаточно стандартно: "А был ли мальчик?". Кстати, сегодня это тоже звучит весьма злободневно. Читаю в СМИ: " " А был ли химический мальчик?". Вообще, это формула тотального сомнения: был ли мальчик, была ли вся эта "допотопная" Россия? (Варвара спрашивает Самгина: «Ты никогда не чувствовал себя допотопным?».), был ли сам Горький, были ли все мы?

Борис Бобылев   03.05.2018 20:44   Заявить о нарушении
Дорогой Борис!
Вот в этой повести (http://www.proza.ru/2005/01/23-138 ) мой аутогенный главный герой всю жизнь перечитывает "Клима Самгина"

Виктор Улин   03.05.2018 21:08   Заявить о нарушении
Виктор,
нав, знаете, КОГО имел ввиду Горький, пиша свой роман.
Я его читала, хотя он написан чудовищным языком.
Над собой он суд не вершит. Слишком самовлюблен и захвален, писал его в СССР, вернувшись из Италии.

Нина Тур   04.05.2018 07:33   Заявить о нарушении
Вы правильно все поняли, Нина!

Хотя Горький был велик.
И я уважаю его хотя бы за то, что он написал в разговоре двух купцов...
Здесь цитировать опасаюсь, цитата в моей повести "Танара" в устах аутогенного героя.

Виктор Улин   04.05.2018 09:53   Заявить о нарушении
Судить о художественном произведении на основании фактов из жизни писателя, его морального облика - безнадежное, лишенное объясняющей силы занятие. Пушкин, Достоевский, с точки зрения морали, были настоящими чудовищами. В том-то и секрет художественного творчества, что оно являет нам нереализованные часто в жизни глубины духа человека. "Когда б вы знали, из какого сора..." Все мои суждения о романе Горького основаны на его тексте. Это единственно правильный путь - судить автора, по законам, признаваемым им над собой. Конечно, чтобы понять эти законы, надо не раз прочитать текст "вдоль" и "поперек", попытавшись, насколько это возможно освободиться от предрассудков и предсуждений, от власти ярлыков, загораживающих нам путь к пониманию великих произведений искусства. "Жизнь Клима Самгина" относится к таким великим произведениям и стоит в ряду с "Поисками утраченного времени" Пруста, "Человеком без свойств" Музиля, произведениями Кафки, Джойса, Фолкнера.

Борис Бобылев   04.05.2018 09:58   Заявить о нарушении
Борис,
обзывать Пушкина и тем паче Достоевского чудовищами - Вы что?

Нина Тур   04.05.2018 10:51   Заявить о нарушении
"судить автора, по законам, признаваемым им над собой. "

Вот эта зажеванная цитата - только б не из уст профессора!

Нина Тур   04.05.2018 12:11   Заявить о нарушении
Переходить на личности - не лучший способ аргументации :)

Борис Бобылев   04.05.2018 12:21   Заявить о нарушении
Где Вы увидели переход на личности? То, что Вы о себе написали: профессор? Это оскорбление?

Нина Тур   04.05.2018 12:24   Заявить о нарушении
Ребята!
Давайте жить ДРУЖНО!

Виктор Улин   04.05.2018 14:06   Заявить о нарушении
Что касается "чудовищного языка" в "Самгине", то это впечатление, как мне кажется, результат эффекта обманутого ожидания. Ждут реализма, а тут сплошные смещения, все плывет, мерцает и зыблется. Немыслимые преувеличения, смещения перспективы. Многое сближает язык Горького в "Самгине" с авангардизмом (см.: Борисова Л.М., Белова Е.Авангардное в поэтике «Жизни Клима Самгина» М. Горького .// Русская речь, 2017, №1-2). Есть черты экспрессионизма. Одни портреты чего только стоят.
"Опустив нижнюю губу, верхнюю она подняла и смотрела на меня зелёными зубами…»; «Потом пришла маленькая старушка, горбатая, с огромным ртом до ушей; нижняя челюсть у неё тряслась, рот был открыт, как у рыбы, и в него через верхнюю губу заглядывал острый нос...Мне показалось, что это пришла бабушкина смерть" (это из «Детства»)

"Его лицо, надутое, как воздушный пузырь, казалось освещенным изнутри красным огнем, а уши были лиловые, точно у пьяницы; глаза, узенькие, как два тире, изучали Варвару. С нелепой быстротой он бросал в рот себе бисквиты, сверкал чиненными золотом зубами и пил содовую воду, подливая в нее херес".

"Сзади его стоял широкоплечий, высокий человек с большим, голым черепом и круглым лицом без бороды, без усов. Лицо масляно лоснилось и надуто, как у больного водянкой, маленькие глаза светились где то посредине его, слишком близко к ноздрям широкого носа, а рот был большой и без губ, как будто прорезан ножом".

"Круглое, красное, точно у новорожденного, лицо дяди сияло восторженными улыбками. Рождаясь на пухлых губах, улыбки эти расширяли ноздри тупого носа, вздували щеки и, прикрыв младенчески маленькие глазки неуловимого цвета, блестели на лбу и на отшлифованной, розовой коже черепа. Это было странно видеть, казалось, что все лицо дяди Хрисанфа, скользя вверх, может очутиться на затылке, а на месте лица останется слепой, круглый кусок красной кожи".

"Он стал уродливее. Поредевшие встрепанные волосы обнажали бугроватый череп; лысина, увеличив лоб, притиснув глазницы, сделала глаза меньше, острее; белки приняли металлический блеск ртути, покрылись тонким рисунком красных жилок, зрачки потеряли форму, точно зазубрились, и стали еще более непослушны, а под глазами вспухли синеватые подушечки, и нос опустился к толстым губам".

Борис Бобылев   05.05.2018 00:00   Заявить о нарушении
Рецензия на «4 курс. Жизнь Клима Самгина сквозь призму времени» (Виктор Улин)

Написано интересно и хорошим слогом, но заметно проглядывается юношеский максимализм с характерной для этого возраста категоричностью суждений. Такое уж у нас свойство. И в 40 лет и старше остаёмся мальчиками.
Как и у литераторов предреволюционной эпохи, создавших на мой взгляд пусть и тенденциозные, но гениальные в художественном смысле произведения, которые можно с тревожным наслаждением перечитывать и сейчас.

Горького невозможно смешать с грязью. Для этого он слишком велик. Всем художникам свойственно плутать и заблуждаться, но это только помогает им приближаться к истине в своих произведениях - гораздо зримей и понятней для читающих, чем учёным философам в своих трактатах, которые постигают либо очень узкий круг любознательных людей, либо по принуждению студенты в учебных заведениях.

Что касается обличения его в фальши и лицемерии в последний период жизни... Надо учитывать фактор возраста и болезни туберкулёзом плюс изолированностью его от реалий жизни. Он уже не бродил по России с босяками. И писал только о былом, досоветском. Лично я не знаю ни одного его произведения, воспевающего Советскую власть.
У Алексея Толстого тоже такого не могу вспомнить. Всё равно присутствует какой-то внутренний надрыв, как, например, в "Гадюке" или "Голубых городах". Потому что он прежде всего большой художник, хоть и оголтелый эпикуреец.

Рияд Рязанов   03.05.2018 06:26     Заявить о нарушении
Дорогой Рияд!
БОЛЬШОЕ СПАСИБО за столь глубокий разбор моей старой контрольной работы!
Горький именно ВЕЛИК.
Хотя во времена написания той работы его смешивали грязью (все совпадало и с тем, что улицу Горького репереименовали в Тверскую, город Горький - в НН, и т.д.).
Я сохранил ауру той работы, где пытался хоть как-то защитить А.М.

Виктор Улин   03.05.2018 07:01   Заявить о нарушении