Рецензии на произведение «Сюрприз для Гражданина космоса-1»
Показывать в виде списка | Развернуть сообщения
Именно - поток сознания и ценен в этом произведении.
Тот, кто хоть когда-то был близок к Краю Неба...
Тот поймёт.
Остальное - вторично.
С уважением,
Краузе Фердинанд Терентьевич 05.10.2020 13:56 Заявить о нарушении
Пиротехъник 05.10.2020 16:20 Заявить о нарушении
Во-первых, хочется поздравить автора с тем, что это - действительно почти рассказ. Почти - потому что воспринимается данный поток сознания рассказом раза так с пятого... но, тем не менее, по прочтении понимаешь, что это все-таки действительно некое повествование-воспоминание автора о поразившем его необычном опыте.
Рассматривая произведение с такой точки зрения, хочется спросить автора о цели, с которой был написан данный текст. Выражение эмоций, передача экзистенциального опыта, предложение к читателю разделить этот опыт, либо что-то еще? Рассказ написан настолько сумбурно, что определить, какую цель в итоге преследовал автор, невозможно. Постоянная апелляция к читателю (Вы не поверите!) позволяет предположить, что автору все же хотелось разделить с читателем некий опыт и свои эмоции по этому поводу. Однако возникает вопрос - а готов ли читатель делить такой опыт с автором? Какие-либо выводы из пережитого опыта в тексте отсутствуют: что в итоге почувствовал герой? Какой опыт извлек из этого полета? Готов ли герой повторить этот опыт, или ему хватило одного раза? Извлек ли герой из полета какие-то уроки?
"Вы точно не поверите! Придумал, как повысить тягу авиатурбин. Летать на гиперзвуке там, где до сих пор «не можно». СлабО?
Ещё скажу. Теперь поверите. Обычно «граждан космоса» тихонько ненавидят. В особенности, хвастунов. На всякий случай. Мало ли чего.
Великий космос!"
О чем это? Что хотел сказать автор? Придумал, как повысить тягу авиатурбин - и? Внедрил где-то? Или положил "в стол"?
Ну и насчет ненависти к "гражданам космоса" - также непонятно, что автор имел в виду. Чему должен поверить или не поверить читатель? Что значит - "на всякий случай"?
Начало текста как бы апеллирует к понятию "гражданин космоса" - при этом неясно, что сам автор имеет в виду под данным словосочетанием, и почему сам себя считает таковым. Явно, что для героя быть "гражданином космоса" - повод для гордости. Но, опять-таки, неясно, что он имеет в виду под этим понятием, и почему это для него так важно.
Даже в том случае, если в данном тексте герой равен автору, а общая канва текста намекает на автобиографичность, понятно, и то с натяжкой, это будет разве что для тех, кто неплохо знает автора. Всем остальным остается только гадать, с чем связано подобное отношение.
При этом следует учесть, что изначальное значение слова "космос" не являлось обозначением именно межзвездного пространства. Греческое "космос" - это обитаемый мир, гармоничный и упорядоченный, целое, рожденное из хаоса. "Человек космоса" - человек, живущий в гармонии со всем миром, не противоречащий ему. В этом смысле понятие "гражданин космоса" звучит, мягко сказать, нелепо, поскольку, опять-таки, слово "гражданин" родилось в Греции и означало принадлежность к определенному полису - городу. Гражданин - человек, принадлежащий к постоянному населению государства, и обладающий совокупностью прав и обязанностей. В том же смысле, который придается этому понятию в тексте - это свобода от всех прав и обязанностей, т.е. - первородный хаос.
Общее впечатление от текста - это эмоции, эмоции и еще раз эмоции. Смысловая канва здесь явно вторична. В принципе, если заменить в сюжете полет на, например, прыжки с парашютом, ничего особо не поменяется. Страдания юного Вертера, пардон, героя, останутся теми же самыми.
Да и сами эмоции вызывают сомнения. Весь полет герой занимается исключительно тем, что страдает по поводу того, как он будет выглядеть в глазах подруги. Простите, но хочется воскликнуть, как великий Станиславский: не верю! Как только герой оказывается в кабине самолета, хоть и тренажера, все его мысли совершенно точно будут только о полете. На всякое разное "слабО" и "опозорюсь" ни душевных, ни физических сил просто не хватит. Восторг от полета, уже после того, как взлетел - да, страх и паника от происходящего - да, а вот мысли "как я буду выглядеть" - однозначно нет. Особенно при выполнении фигур высшего пилотажа.
И кстати - я никогда не поверю, что человека, впервые севшего за штурвал самолета, пусть даже и в тренажере, особенно - впервые посетившего этот тренажер, допустят до выполнения фигур высшего пилотажа. Есть еще и здоровье посетителя, особенно - если перегрузки в тренажере моделируются и соответствуют реальным. Неподготовленный человек запросто может получить при перегрузках инсульт или инфаркт. Ни один ресторан или развлекательный центр на такой риск просто не пойдет. Это очень большая ответственность. Вот тут прямо совсем "не верю!".
Опять-таки, особенности авторского написания (не стиля, поскольку такой "стиль" свидетельствует, скорее, об отсутствии навыков повествования) - короткие рубленые фразы, капс, многократные повторения - все это - авторская беспомощность и неумение работать с текстом.
Сюда же - искажения: "пущай", "веСЧи" - то, что было бы допустимо в прямой речи, например, для создания образа персонажа, как у Шолохова, к примеру, разговаривают казаки, однако совершенно неприемлемо в авторском тексте. Так же, как и употребление слэнга/арго: все то же "лепить горбатого", "отходняк", "дык", "лажанул малехо" - все это - суррогаты, употребленные от неумения выразить мысль литературным языком.
Очень мало описаний, конкретики, которая помогла бы читателю погрузиться в атмосферу места действия. Совершенно не описаны ни ресторан, ни тренажер. Если читатель не бывал в указанном месте, то и представить себе не сможет. Было бы неплохо добавить конкретики в описание мест действия: что как выглядит, какие звуки вокруг, запахи, другие люди - пусть кратко, но выразительно, так, чтобы одна фраза давала бы понятие о месте действия и окружении.
Практически в каждом абзаце повторы фраз "вы не поверите", "слабО" и "опозорюсь" очень быстро набивают оскомину. Хочется побыстрее пролистнуть и не вчитываться, или лично прибить героя, чтоб не мучился.
"Однажды видел фильм, горбатый «Боинг» в одиночку посадила стюардесса." - фильм американский, называется "Аэроплан". Строго говоря, стюардесса там была не одна - там был еще и пилот, страдающий комплексом неполноценности, который, собственно, и посадил самолет, а вся роль стюардессы свелась к надуванию автопилота (резиновая кукла) и повторению слов летчика и команд диспетчера. Так что - некорректно.
"Грешные святые" - оксюморон. В свете постоянных восклицаний героя про "Пресвятую Богоматерь" и в целом святых в контексте апелляции к ним - совершенно неуместный.
"Что делать? Ехать за сюрпризом! Вы не поверите. В Москву. С Кузбасса. Самолётом. Влёгкую. На выходные. И... женатый(!) Не писаны законы для сюрпризов." - вот про "женатого" - совершенно лишнее. Текст не про это, а моральный облик героя портит моментально.
"в бодрящем красноморском феврале." - вот это хорошо. Побольше бы таких образов.
Вообще, если это рассказ-воспоминание - то при определенной проработке он будет достаточно хорош. Если текст подразумевает некое "фантдопущение" - то на данный момент его тут нет. Еще раз повторю: хотелось бы увидеть какое-то развитие героя в результате пережитого опыта. Может быть, герой понял летчиков, которые летают не только на боевых, но и на гражданских самолетах с ответственностью за сотни пассажиров. Может быть - прочувствовал, понял и оценил красоту полета. Может быть, еще что-то. Но нечто в мировоззрении героя должно было однозначно сдвинуться.
Да и в течение самого полета переживания героя вряд ли должны сводиться исключительно к собственной персоне. Может быть, сидя в СУ-27, пусть и тренажере, ему удалось прочувствовать ощущения того парня, который подорвал себя, чтобы не попасть в плен к террористам, с криком "за пацанов"?
Об этом знает только автор.
Юлия Рей 25.09.2020 00:15 Заявить о нарушении
"Гражданин космоса" ... А почему бы и нет?
Это человек, приверженный порядку и красоте всего мира, а не отдельного социума.
Кстати, у меня к вам личный вопрос. Зачем героям извлекать уроки из пережитого, если их всё равно ждёт смерть? Какой смысл быть гражданином социума, если все граждане умирают? Зачем им уроки, какой в них смысл?
Алла Динова 25.09.2020 07:47 Заявить о нарушении
Я отвечу на рецензию на днях, щас у меня трансфер по Якутии.
Пиротехъник 25.09.2020 08:03 Заявить о нарушении
Юлия Рей 25.09.2020 08:03 Заявить о нарушении
Пиротехъник 25.09.2020 08:07 Заявить о нарушении
А вот выражение эмоций... подкачало. Сильно.
Юлия Рей 25.09.2020 08:12 Заявить о нарушении
Зачем человеку развитие, если в итоге он исчезает навсегда? Зачем ему двигаться и развиваться, если впереди смерть?
Алла Динова 25.09.2020 08:34 Заявить о нарушении
Юлия Рей 25.09.2020 08:41 Заявить о нарушении
Алла Динова 25.09.2020 09:07 Заявить о нарушении
Юлия Рей 25.09.2020 11:49 Заявить о нарушении
Человек вечен, если он космичен. Только вечность имеет смысл, только "граждане космоса" несут в себе смысл. Остальные - это шлак.
Алла Динова 25.09.2020 13:11 Заявить о нарушении
Яхты - только космические!
Человек должен пахнуть ЗВЁЗДАМИ.
У человека огненная природа, не верь сумеречным людям!
Всё остальное - шлак.
Великий космос!
Полёт нормальный.
Йес!
Пиротехъник 25.09.2020 15:25 Заявить о нарушении
Насколько я не люблю классическую литературу, но реально научиться писать можно, только если изучить предыдущий опыт.
Юлия Рей 25.09.2020 17:29 Заявить о нарушении
Пиротехъник 25.09.2020 18:43 Заявить о нарушении
Итак, я саморефлексирую по ходу замечаний и ответов.
1. «Во-первых, … воспринимается данный поток сознания рассказом раза так с пятого... но, тем не менее, по прочтении понимаешь, что это все-таки действительно некое повествование-воспоминание автора о поразившем его необычном опыте».
2. Вот тут думал, думал… Действительно. Уже понимаю, что добрая половина читателей отсеется сразу. На дворе – Железный век Кали юги, не те чакры, корм не в коней. Собсссно, изначально и рассчитывал на меньшую половину. Из которой, вероятно, ещё 50-70% попросту не въедет в контекст, поленится… Ну что тут поделаешь. Есть ли конструктивные идеи? Проблема ещё в том, что мой кураж попросту не работает, коли писать «как правильно». Мне это неинтересно. Хотя писать академические отчёты я умею – по роду своей деятельности. В т.ч. и отчёты о непроделанной работе. (СлабО?)
К счастью, некоторым мой текст «заходит»-таки; в рецках есть таких пара-тройка. Но даже если останется 10 или 5%, то трудился я не напрасно. Да даже если 1-2%. (А судя по отзывам, въехавших читателей более 10%, сейчас подсчитал.)
3. Извлек ли герой из полета какие-то уроки? Конечно. Об этом весь текст и подзаголовки глав. Пусть сам я не формулирую выводы, предоставляю это сделать читателю, в меру его сознания, к чему он готов. Неужели ошибся?
4. Апелляция рефреном «вы не поверите» должна способствовать невербальному диалогу с читателем и, кроме того, заставляет примерить ситуацию на себя. Та же функция и у штатных рефренов («скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»). Близки к этому и рефрены про святых, Богоматерь и юродивых – ещё и для преемственности мировоззренческих картин, и как подтрунивание над догматами… Мне ли такое пояснять. По-моему, идея оправдана. Или нет?
5. Определение «Гражданин космоса» не нуждается в пояснении, особенно, в институте современной культурологии. («И когда самый маленький улыбнётся зажигающимся звёздам, скажет: «Здравствуйте, братья!» – утвердится в дерзании привета путь Вселенной» /Агни Йога/.)
Ещё в 19-м веке Чернышевский создал образ «Нового человека» в «Что делать». Лермонтов писал про Печорина… Наступил 21-й век. «Новый человек» забыт, редуцирован до «грамотного потребителя», а о космической Миссии феномена человека рассуждать могут только лохи. Грустно всё. Вам не противно жить?
6. «Хочется спросить автора о цели, с которой был написан данный текст».
Помилосердствуйте! Цель хотя бы – уникальный опыт. Многие из наших знакомых летали на авиаСимуляторе? Такое может быть НЕИНТЕРЕСНО? Помню, в школе зубрили монолог Катерины «Почему люди не летают». Уже отсюда следует, что летать (по крайней мере, в СССР) было ИНТЕРЕСНО. Это очевиднейшая мотивация сапиенсов - по замыслу Природы. Л Е Т А Т Ь. Сколько книг, песен, фильмов… Это целый эпический пласт в самом фундаменте природы сапиенсов. Глупо это обсуждать. На всякий случай, скажу, что ЛЕТАТЬ интересно не только на атмосферных аппаратах, но и на космических (вдруг это непонятно). «Человек вначале робко выйдет за пределы Земной атмосферы, а затем завоюет всё околосолнечное пространство». Летать – невыразимо на порядки круче, чем ползать по твёрдой 2-мерной поверхности, доля которых во Вселенной исчезающе ничтожна. Ни к чему это обсуждать.
Но это не самоцель текста, есть и другие. По вектору космической компоненты не убиенной до конца души Мечтателей. Расширение мировоззрения, взгляд на ловушки социума из системы космических ценностей (интересно же вИдение Мира чудаками, сумасшедшими, маньяками и пр.), пакет легкоусваиваемой (хоть и неполной) информации по пилотированию атмосферных аппаратов, любовная интрига, межличностная психология, возможные пути выхода на магические возможности человеческого аппарата, юмор и самоирония вплоть до сарказма, всякие эксклюзивные ништяки типа «Казалось, бесконечно длится Испытание, как светогод пути на топливе химическом», «дискотека до 5 утра, всё включено, однажды лютой ядерной зимой» и пр., в т.ч. окюмороны, космические загрузы, куражи, логические тупики, новые идеи, непрерывные попытки решения Вечных вопросов… От монолога Катерины «Почему люди не летают» здесь парсеки духовной эволюции космического Начала человека.
"Рождённый ползать сесть не может.
Ходить не может и летать...
Но пусть нас это не тревожит -
Ему на это наплевать."
/А.Потапова, 1990-е гг./
7. «Постоянная апелляция к читателю (Вы не поверите!)…»
Этим я хотел «раскачать сознание» всегда ленящихся читателей, чтобы примерить на себя ситуации, переживаемые ЛГ (литературным героем). На мой взгляд, приём более срабатывает-таки, чем не срабатывает. Или ошибаюсь?
8. «…короткие рубленые фразы, капс, многократные повторения - все это - авторская беспомощность и неумение работать с текстом. Сюда же - искажения: "пущай", "веСЧи".
Упссс! Не сомневаюсь, что могу писать без «притурахов», нормальным литературным языком. Странно, что есть сомнения(!) Но я считаю, что с дозированными «притурахами» текст КРУЧЕ, чем совсем без них. Ошибаюсь? Ей-ей, я и сейчас бы написал с «притурахами» выпускной экзамен хоть в школе, хоть в ВУЗе, хоть в диссертации, хоть в монографии. Хотя бы потому, что так «ниЗЗя». Там и другие причины есть, но что «ниЗЗя» - в первую голову. Правила необходимо знать, чтобы правильно их нарушать. Или неправильно, но – круче. А вот нарушать – уж это обязательно! А иначе зачем нужны Правила? Разве может быть по-другому? Я Фантастику читаю, знаю.
9. «…я никогда не поверю, что человека, впервые севшего за штурвал самолета, пусть даже и в тренажере, особенно - впервые посетившего этот тренажер, допустят до выполнения фигур высшего пилотажа… Вот тут прямо совсем "не верю!".
Напрасно. Рассказ документальный, 100%. Я лишь художественно описал произошедшие события, возможно ближе к оригиналу. (Учитесь, женщины, КАКИЕ нужно делать сюрпризы любимым мужчинам!)
В неподвижной кабине физически невозможно получить перегрузки (или невесомость), можно лишь имитировать поля ускорения – наддувом отсеков пневмокостюма или покачиванием Симулятора. (Моя кабина была неподвижной, устаревшей.) Есть такой детский аттракцион с 3D-очками, так там кресло отклоняется, эффект присутствия в виртуальной реальности забористее (видел в Крыму).
10. Описаний места происшествия действительно маловато, всё моё внимание – на внутренние переживания, я всё равно не запомнил ни фига, да это и не принципиально.
Фильм со Стюардессой в Боинге-747 – «Турбулентность», 1998 г., не «Аэроплан», 1980 г. Вставил в текст.
Пилот, подорвавший себя с криком «За пацанов!», чтобы не попасть в плен к террористам, не столько герой, сколько не дурак. Умирать придётся всё равно – либо красиво, либо кошмарно.
11. То, что за Сюрпризом «в Москву», «на выходные» «влёгкую» да ещё «женатый» - факт (у меня рассказ-быль). Его можно оценивать по-разному, конечно. Особенно, не зная в состояние вопроса. Но кто бросит камень первым? Подобный опыт, кстати, может быть получен, как правило, ВОПРЕКИ, а не БЛАГОДАРЯ. Новое требует различных жертв, мораль здесь обычно вторична, первична – нравственная система устремлённого в неизвестное Зас(л)анца.
12. Наконец, самое шокирующее (и обидное, кстати) для меня – «поток сознания», каковым читателю кажется мировосприятие ЛГ. Сейчас я точно знаю, что ТАК кажется не всем. Однако бОльшая половина зубров словесности воспримет мой «Сюрприз-1» именно как «поток сознания». Я думал, думал. Пришёл к выводу, что здесь ничего не поделаешь. «Люди, всю жизнь придерживающиеся неверных моделей, со временем их не меняют, так и умирают вместе с ними». Вся история сапиенсов двигалась и движется именно такими противоречиями Старого и Нового. Что тут поделаешь…
Человек должен пахнуть ЗВЁЗДАМИ.
Пиротехъник 26.09.2020 18:17 Заявить о нарушении
1 Посадить самолёт...Смотрите воздушные приключения. Укатайка. Там первые аэропланы. Один пытается управлять по книге...
2 Похоже...Но...Мечта...
Поправкин 27.09.2019 12:58 Заявить о нарушении
Никто не понял ни фига. Здесь философия ГРАЖДАНИНА КОСМОСА!
Пиротехъник 12.04.2019 19:14 Заявить о нарушении
Интересный рассказ, легко читается.
Эмоционально, красочно.
Хороший сюрприз получился для "гражданина
космоса".Понравилось.
Валентина Сенчукова 12.04.2019 16:45 Заявить о нарушении
Поеду если в командировку вскорости, напишу продолжение. Здесь - не катит...
Пиротехъник 12.04.2019 19:08 Заявить о нарушении
Андрюша, - раз ты уж совсем забыл описать ваш совместный полёт с подругой...
пора тебе читать "Рассказы Вельзевула своему внуку"!
А сказ писан милым восхитительным слогом и мемуарен во устремлении Души...
Андрей - со-причастия к межгалактическим полётам Вельзевула, запротоколированным
Георгием Гурджиевым!
Юлиус Гольштейн Анандамурти 22.03.2019 11:55 Заявить о нарушении
Но не возможности! Всё далее и более я разрываюсь на неумные дела. Рассказ я этот написал в Якутии, в командировке. И жду, когда поеду снова. Дописать...
Иначе НЕВОЗМОЖНО.
Пиротехъник 22.03.2019 12:12 Заявить о нарушении
и считаешь достаточной высотой стратосферу?!.
Юлиус Гольштейн Анандамурти 22.03.2019 20:14 Заявить о нарушении
Я - маленький хвастун и фантазёр.
Пиротехъник 23.03.2019 08:59 Заявить о нарушении
Андрей, я ничего не понял. Что за тренажер, на нем реально летают или просто одевают очки, он вибрирует и создается иллюзия полета? Правда, я почти сорок лет ездил на авто, но это же в реале. А как летать на тренажере да еще по ресторану хоть убей, не пойму.
Иван Наумов 18.03.2019 18:40 Заявить о нарушении
Рассказываю.
СУ - сверхзвуковой истребитель. Если тренажёр будет летать с такой скоростью, то это будет тоже "истребитель"!
Поэтому тренажёр - только кабина "СУ". Она не летает. Для имитации перегрузок надувается пневмокостюм в соответствующих местах. Порой сильно надувается, больно. Вместо остекления кабины - мониторы, на которых отображается окружающее пространство в зависимости от положения самолёта в виртуальном пространстве. Самолётом можно управлять так же, как и в реале. Ощущение рулёжки, взлёта, полёта и посадки для меня были 100%-но реальными.
В авиатренажёрах сегодня тренируют не только военных лётчиков, но и гражданских пилотов. Вообще-то, насколько помню, тренажёры - весьма дорогие изделия.
Пиротехъник 18.03.2019 19:07 Заявить о нарушении
Пошёл звонить!
Пиротехъник 18.03.2019 19:14 Заявить о нарушении
Пиротехъник 18.03.2019 19:35 Заявить о нарушении
Другое название авиатренажёров - "авиасимулятор". Или они чем-то отличаются, я не в курсе.
Пиротехъник 19.03.2019 04:49 Заявить о нарушении
Ну просто очень понравилось!
Браво, гражданин космоса!!!
Андрей Евсеенко 17.03.2019 13:04 Заявить о нарушении
Пишу 2-ю часть...
Пиротехъник 18.03.2019 07:57 Заявить о нарушении
Андрей, прочитала с большим интересом, но можно совет... Вы могли бы выложить рассказ по несколько глав, больше бы откликов было и короче сама публикация - на прозе не любят длинные вещи.(
Я профан в части космоса и самолётов, а потому всё восприняла серьёзно, даже переживала за героя.
Гораздо хуже ситуация, где Вы чуть не утонули в Красном море.... представляю. И как Вы держались эти 3 часа?
Доброго Вам дня!
Лариса Малмыгина 17.03.2019 09:05 Заявить о нарушении
Про Красное море (смертельный заныр) я уже писал пару лет назад, - "Кораллы самых южных отелей Египта".
Вы умеете управлять мотоциклом?
С истребителем уместна аналогия.
Вам отдадут ключи от байка, инструктор - сзади, и ты поедешь до автодрома "немного покрутиться"?
У меня у самого возникают вопросы к своему рассказу.
Нужно писать про Шри-Ланку 3-ю часть, где я ходил по раскалённым углям большого костра, пока они уже не стали потухать. Из бледнолицых больше не ходил НИКТО. Я подвожу деваху или парня, - на, смотри! Иду. Перехожу костёр туда-сюда. Говорю - "давай вместе"... "НЕ-ееее!!"
Вообще, хоть кто-нибудь мне верит?
Хорошо бы снова уехать в командировку.
Пиротехъник 18.03.2019 12:14 Заявить о нарушении
Ни мотоциклом, ни машиной управлять не умею, техника - не моё.
Пишите продолжение!
Лариса Малмыгина 18.03.2019 12:33 Заявить о нарушении
А мне-то - ПИСАТЬ!
Пиротехъник 18.03.2019 12:42 Заявить о нарушении