Рецензии на произведение «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?»

Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Вечера доброго Вам, Элла Евгеньевна!

Знаете, а вот тут соглашусь с Вами на все сто процентов.
Есть определенная когорта людей искусства, неважно какого, литературы ли или музыки, безусловно талантливых по сути своей. Однако, после соприкосновения с их творчеством почему-то постоянно возникает желание пойти и помыть руки.
Не зря, наверное, в народе бытует поговорка - "Свинья везде грязь найдет. Да, в жизни нашей страны имелось немало ее самых приятных моментов, и можно найти далеко не самые красивые стороны жизни...
Но, когда человек с огромнейшим вдохновением, с каким-то внутренним сладострастием обсасывает, уж прошу прощения за термин, исключительно негативные стороны жизни, возникает ощущение, что человек сознательно не видит и не желает видеть ничего, кроме грязи.
Кстати, соглашусь с Вашим мнением и по поводу Ерофеева - его знаменитая "как бы поэма" вызывает порой тошнотворные ощущения.
Ну, а что касается Довлатова, знаете, по-моему, итог его "метаний" закономерен.
Буквально вчера читал у Захара Прилепина письмо Довлатова из США.
http://avatars.dzeninfra.ru/get-zen_brief/11206474/pub_64f43e2e6012d610b7ff3c7f_64f43e362cbe7778450f8f98/scale_2400
Интересно, читали это письмо нынешние почитатели Довлатова?!
С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   05.09.2023 20:58     Заявить о нарушении
"Однако, после соприкосновения с их творчеством почему-то постоянно возникает желание пойти и помыть руки."

Никогда не интересовался ни творчеством, ни личностью Довлатова. Но ваши суждения привели меня к мысли сравнить творчество советского писателя Ю. Германа (лауреата Сталинской премии) и его сына кинорежиссера А. Германа. Судя по тем работам обоих мастеров, которые мне известны, у отца и сына абсолютно разное восприятие жизни. Если грубо - во взгляде отца на жизнь, как мне кажется, преобладает позитив, а у сына - какая-то серость, обыденность, приземленность и стремление копаться в отбросах (его экранизацию "Трудно быть богом" я не смог досмотреть из-за тошнотворной реакции на увиденное). По-видимому, есть определенный тип человека, видящего вокруг себя только плохое, грязное. Творчество таких людей, по-моему, находит отклик среди тех, кто воспринимает действительность аналогичным образом.

Алексей Аксельрод   06.09.2023 09:41   Заявить о нарушении
Добрый день, друзья мои!
Спасибо, Сергей Юрьевич, за рецензию! Знаю, что вы не отвечаете на "вклин", но, если по делу, то я непременно отвечаю. Согласна с Алексеем полностью в характеристике отношения к жизни и творчеству отца и сына Германов. У отца - позитив, несмотря на трудности жизни его героев. Обожаю его трилогию о Володе Устинове.
А фильмы сына... нет, не понимаю я их.
С уважением,

Элла Лякишева   06.09.2023 15:54   Заявить о нарушении
Доброго дня, Алексей!

Знаете, во многом соглашусь с Вашим наблюдением по поводу творчества двух поколений - Юрия и Алексея Германа.
Знаете, у Юрия Павловича почти в каждом творении присутствует вера в человека, в лучшее, что в нас во всех есть. Он словно живет, стремясь постоянно выйти на солнце, на простор.
Увы, у сына такого на наблюдается в принципе, тут складывается впечатление, что человек вечно живет в пасмурном дне, наполненном моросью и такими же персонажами.
Честно скажу, не могу назвать себя знатоком Довлатова, пришлось кое-что почитать по "настоятельному совету" знакомых. И ощущения были странные, с отсылкой в детские воспоминания.
Знаете, квартал, где я провел школьные годы, в целом состоял из довольно новых зданий, построенных в основном в конце 60-х, начале 70-х. Но, в одном из углов еще сохранились два двухэтажных строения полу-барачного типа, выстроенные непосредственно перед войной. Контингент жителей там был весьма специфический, большинство приличных людей постарались оттуда съехать. А вот немало из оставшихся даже противились переезду, впрочем, такие любители "ночных посиделок" и мелкого гоп-стопа редко когда хотят чего-то светлого и нового. Честно скажу, даже мы - мальчишки, старались обходить эти бараки стороной.
Так вот, когда читал Довлатова, почему-то перед глазами все время вставал дворик, где стояли эти строения и местные жители. Ощущение, мягко говоря, не самые позитивные. И вроде бы умом я понимал (читал уже в тридцатилетнем возрасте), что написано, ну как бы сказать, весьма достойно, но вот моральное чувство было таким, как будто соприкасаешься с грязью.
Видимо, это и в самом деле, такое состояние души.

С уважением,

Сергей Макаров Юс   06.09.2023 15:54   Заявить о нарушении
Доброго дня Вам, Элла Евгеньевна!

Знаете, в данном случае не ответить на комментарий было просто невозможно, да и вообще стараюсь отвечать тем людям, кто занимает конструктивную позицию. А в случае с Алексеем он очень четко уловил суть и моральный посыл моего отзыва, я целиком и полностью с ним согласен.
Сам в свое время с некоторым удивлением и недоумением смотрел на творения Германа-сына, хорошо зная многие работы Германа отца. Смотрел и... ровным счетом ничего не понимал... Видимо, иной раз природа отдыхает на детях и в морально-этическом плане.

А не отвечая я обыкновенно только таким "затычкам в каждой бочке", как Огнев или иногда просто не знаю, как реагировать на замечания "большого знатока женской натуры" Жунина, хотя читаю его произведения порой с большим интересом...

С глубочайшим уважением,

Сергей Макаров Юс   06.09.2023 16:06   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Здравствуйте, Элла!
Всегда скептически относилась к тем, кто уехал из страны и оттуда (из-за бугра) поливал её грязью. С отвращением отношусь к тем, кто не уехал и поносит Родину-матушку на чем свет стоит.
А грязи всегда и везде хватает, кто ведь на чем заостряет внимание. Но уж смаковать аморальные подробности - извращение.
Согласна, что литература должна нести доброе, светлое, вечное.
Но внешние данные Довлатова могу положительно оценить)) (

Спасибо Вам за честность и стойкость убеждениям!

Алёна Сеткевич   28.06.2023 14:19     Заявить о нарушении
Спасибо, Алёнушка, что не забываешь - заглядываешь в гости!
А когда будет двадцать первая глава, а?
Со вздохом,

Элла Лякишева   29.06.2023 22:01   Заявить о нарушении
Сегодня приступила к корректировке того кусочка, что уже успела написать, но не была удовлетворена.
С понедельника в отпуске. Думаю, тогда и доведу до ума.
Спасибо, что ждёте окончание повести!

Алёна Сеткевич   29.06.2023 22:55   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Здравствуйте, дорогая Элла!
В то же время и мне довелось познакомиться с прои автора. В 90-е действительно "вывалили" на страну поток печатных откровений. Многое тогда разрешили, к чему это привело мы все знаем и, увы, с этим живём.
Честно, не знаю, в каком месте "Заповедника" автор попадает под категорию "величайший". Равно, как и за "Москва-Петушки" славят частенько другого автора.
Оба - несчастные люди...
В одном соглашусь с автором "Заповедника" (и ещё небольших сборничков): Мир - его заокеанский мир - уже тогда сошёл с ума.
Доброго Вам всего, здоровья и мира!

Добрая Добрая   24.01.2023 18:55     Заявить о нарушении
Спасибо, Наташенька!
Мы с тобой одинаково судим об этих писателях.
С теплом и любовью,

Элла Лякишева   25.01.2023 23:50   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Элла Евгеньевна!
Читаю и полностью разделаю Ваши чувства. Ситуация с Сергеем Довлатовым (не читала его, признаюсь честно) прямо копия моей ситуации с Виктором Пелевиным с его "Тайными видами на гору Фудзи" (в прошлом году вышла вторая часть сего "шыдевра") - там тоже был мат, сама идея хоть и интересна, но изложена настолько топорно, что хоть плач. Мне всё думалось, что если бы эту же затею взял в разработку писатель с обширным духовым и эзотерическим опытом (некий симбиоз мистика Свами Даши и Серафима Саровского, к примеру), то вот тогда книга вышла бы ну просто выше всех похвал.

В интернете на "Тайные виды..." была масса положительных отзывов, ярые фанаты просто рубаху на грудях рвали в экстазе.

Поэтому в обоих случаях просто умелый пиар имени автора, где не его книги, а именно умелая их маркетинговая раскрутка сделали Довлатова неким таким классиком современности.

Жаль тех читателей, кто испытал шок при прочтении и пожалел о зря потраченных деньгах.

Благодарю за отзыв, Элла Евгеньевна, буду знать.

Марина Шатерова   24.08.2022 14:59     Заявить о нарушении
Дорогая Марина!
Ни Пелевин, ни Сорокин не нравятся мне.
Очень удивлена была, прочитав в "Московской саге" Аксёнова нецензурные фразы.
Типичная грязь - больше ни с чем и не сравню матерные слова.
Со вздохом,

Элла Лякишева   24.08.2022 19:36   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Здравствуйте, Элла!
Я открыл для себя Довлатова в начале нулевых.
Мне понравилось, как он пишет.
Ирония, стиль повествования, ощущение реальности происходящего.
Я часто бываю в том районе, где он жил. Спустя буквально год после его смерти, здесь поселилась большая община бухарских евреев. Сколько бы он мог написать ещё, какая была бы тема!
А если бы он вернулся в Россию или СССР, то думаю, что своей сатирой мог бы затмить и самого Жванецкого.
Мне повезло - удалось пообщаться с людьми, которые лично знали Довлатова.Сложный у него был характер. Но человеком он был искренним, честным и хлебосольным.И при этом злоупотреблял алкоголем.
Сейчас в Квинсе (один из пяти административных районов Нью Йорка) в районе 108-й стрит, открыта мемориальная табличка с надписью "Довлатов сквер".
Больше всего у него мне нравится "Соло на ундервуде: Записные книжки".
С интересом,

Геннадий Стальнич   02.04.2022 20:00     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Геннадий! Благодарю за рецензию!
Очень рассердились на меня за эту публикацию некоторые поклонники Довлатова.)
Слава Богу, вы человек разумный и понимаете, что вкусы и пристрастия у всех разные. Мне, наверное, не повезло, что первой книгой Довлатова мне попалась именно эта повесть - "Заповедник". И я на автора очень "обиделась"! Совершенно не совпали наши впечатления о людях ... И в душе укрепился образ этакого (извините) алкаша и амбициозного аристократа. Наверное, был Довлатов не совсем таким, но... В общем, вы меня поняли. Постараюсь прочитать его Записные книжки. Уверена, там бездна остроумия...
С улыбкой,

Элла Лякишева   02.04.2022 20:36   Заявить о нарушении
Понимаю Вас, Элла.
А он по натуре простой был.
Сложная личная жизнь.
Дочь свою просто обожал.
Он в Америке тоже помыкался.
Двое партнёров его "кинули" с изданием газеты.
"Чемодан" - хороший роман.
Кстати,в адрес России он никогда не позволял себе желчи.
Скрытая тоска была.
Судя по всему, он Питер очень любил.
И Эстония ему нравилась.
Я смотрел художественный фильм "Довлатов". Ощущение безнадёги очень точно передано на мой взгляд.

Геннадий Стальнич   02.04.2022 20:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

С интересом прочитал ваше мнение, Элла Евгеньевна. Субъективное, но честное и откровенное. Можно и спорить, и возражать. Но я не буду, просто поверю вашему педантичному читательскому вкусу. Вы умеете своё мнение внятно формулировать и аргументировать, а это уже немало. Очень важно в искусстве иметь свой собственный вкус, а не плыть в тренде. У вас это получается.

Сергей Кузнецов 20   02.02.2022 20:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Серёжа!
Откровенно и честно - что может быть правильнее? Так и живу.
Тренды приходят и уходят, а нравственность должна оставаться для новых поколений неколебимой! Я - за нравственность в литературе!
С улыбкой,

Элла Лякишева   03.02.2022 19:10   Заявить о нарушении
Лучше и не скажешь... истинно так!

Сергей Кузнецов 20   03.02.2022 20:08   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Добрый день, Элла! Спасибо за эту интересную статью о С.Довлатове. Читать его не не читала, но слышать слышала. А после того, что Вы о нем написали, и читать не захочу. Действительно, кто только не пытается сейчас лезть в великие писатели, а в душе чернота и грязь.
Всего наилучшего!
С уважением,

Людмила Каштанова   05.01.2022 05:56     Заявить о нарушении
Дорогая Людмила!
Не зря говорят:"На вкус на цвет товарищей нет!"
С улыбкой,
С Рождеством вас, Людмила!

Элла Лякишева   07.01.2022 11:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Спасибо за дискуссию, которая разгорелась после вашей статьи, и хотя Довлатова не читал, но теперь имею представление о его творчестве. Мрачные страницы есть и у Короленко и у Зощенко. Главное, не смаковать их.

Андрей Жунин   02.12.2021 23:49     Заявить о нарушении
Многие, Андрей, пытались меня переубедить, называя Довлатова отличным писателем.
Дескать, он отражал ПРАВДУ жизни!
Но ведь, по сути, у многих-многих правда СВОЯ. Правдой они называют то, что им лично нравится. А вкусы у всех разнятся...


Элла Лякишева   03.12.2021 19:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Ну, вот, Элла, изменяю своей привычке и пишу отклики чуть ли не на каждый ваш текст!)) "Цепляет" - и хочется поспорить, за что, надеюсь, вы на меня не в обиде.
"Вот почему всегда ценила и сейчас ценю именно ту литературу, которая вносит в человеческую душу зёрна ДОБРА и СВЕТА", - вот слова настоящего учителя!
Но беда в том, что жизнь часто протекает и без добра, и без света. Должен ли писатель изображать ее именно таковой? У меня нет сомнения - должен! Что Довлатов делает мастерски, и (я думаю, с этим вы не станете спорить) очень остроумно.
Когда читал о ваших впечатлениях от посещения Пушкинского заповедника, вспомнил один анекдот. Мужчина умер, и ему предлагают выбрать ад или рай. Показывают ад: там веселье, вино, женщины. Выбрал ад. Но на следующий день увидел другую картину: истязания и постоянный труд. "Как же так? Ведь вчера было другое," - говорит он. А ему ответили: "Вчера ты был на экскурсии, а сегодня приехал на ПМЖ".
Я это к тому, что Довлатов в заповеднике тоже был на ПМЖ. Он лишь показал жизнь без прикрас. И вы наверняка такую жизнь тоже видели - не могли не видеть! И у Ерофеева она показана такой же.
А на вопрос "Борис Алиханов – маска или автопортрет Сергея Довлатова?" лично у меня сомнений нет - автопортрет. Если вы читали "Зону" Довлатова, то должны помнить, что у рассказчика та же фамилия - Алиханов. Вряд ли это случайно.
Извините, если чем-то нечаянно вас обидел. Честное слово, у меня не было такого желания! Я лишь тоже, как и вы, высказал свое мнение.

Олег Поливода   16.11.2021 20:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Олег, за такую объёмную рецензию!
За ваши размышления - не менее искренняя благодарность, хотя с некоторыми я активно не согласна.) Но спорить НЕ БУДУ. считаю, что каждый читатель имеет право на собственное мнение! Лишь одну мысль опровергаю. Вы пишете, что я такую жизнь тоже видела - не могла не видеть! А ВОТ И НЕ ВИДЕЛА. Ни алкашей, ни чиновников, ни тупых девиц не было в Пушкинском Заповеднике! НЕ БЫЛО! В каких закоулках их нашёл Давлатов - и представить не могу.
И Ерофеев тоже ни в коей мере для меня не пример, но лишь апофеоз пьянства!
Знаете, Олег, на мой взгляд Жизнь (или Тот, кто стоИт выше Жизни)открывает каждому из нас те страницы, которые отражают его собственные внутренние устремления и мечты (не Творца, а личности))...
"Зону", естественно, тоже читала и тоже не в восторге.
Надеюсь, что я не очень огорчила вас?
Но, пожалуйста, не будем больше о Давлатове.
Есть гораздо более интересные писатели.
С уважением,

Элла Лякишева   17.11.2021 17:42   Заявить о нарушении
Нет, конечно, чем вы могли меня огорчить? У каждого свое мнение, и это хорошо. Хуже, когда все мнения совпадают, есть в этом какая-то червоточина. А писателей интересных действительно много. Если у меня кто спросит о любимом писателе, буду долго перечислять. Причем, это совершенно разные писатели!

Олег Поливода   17.11.2021 18:16   Заявить о нарушении
Рецензия на «Маска или автопортрет Сергея Довлатова?» (Элла Лякишева)

Дорогая Элла!

Понимаю Вас: от литературы мы ждём очищения, катарсиса,
возвышенных чувств и мыслей, которые она должна пробудить.
А на меньшее или худшее мы не согласны!

Поездка с Пушкиногорье осталась для меня светлым воспоминанием на всю жизнь.
Кстати, я была там примерно в то же время, что и Вы.

Спасибо Вам за смелость, откровенность и искренность!
Очень ценные и нечастые качества литератора...

Желаю здоровья и жду продолжения прогулок с Пушкиным...

Елена Бетнер   24.06.2021 15:00     Заявить о нарушении
Леночка!
Я была откровенной до предела!
Спасибо за понимание, дорогая!

Элла Лякишева   26.06.2021 15:53   Заявить о нарушении