Рецензии на произведение «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский»

Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

Давно уже привожу эту известную цитату Достоевского применительно к странам бывшего СЭВ. А вот теперь, увы, приходится говорить и об Украине. Кажется даже, что в последнем случае горечь острее и ярче. Всё же Украина была частью плоти и крови России, также как и Белоруссия.

Я там прожил много лет и все характеристики, приведенные в Вашей статье и в комментариях, увы, точны и правильны. Всегда молчал об этом, не желая обвинений в необъективности. Но услышав собственные мысли и ощущения из Ваших уст, с грустью к ним присоединяюсь и разделяю Вашу точку зрения.

С уважением

Виктор Винчел   16.06.2020 10:25     Заявить о нарушении
Благодарю за отзыв, Виктор.
С уважением,

Альберт Иванович Храптович   17.06.2020 08:20   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

"Осталась пока еще маленькая надежда на прозрение украинского народа..."
Надеяться мало. Нужно понимать причины произошедшего с этим народом.
Ведь ничего не случается беспричинно.

А причина в том, что эта общность людей, сложившаяся на территории
современной Украины, ещё не стала подлинно НАРОДОМ. Да, этнически
они близки, но в политическом и культурном аспекте сохраняется
их историческая несовместимость. Это пока ещё народ-химера.
Химера - мифологическое существо,чудовище с несовместимыми чертами.
Этот народ ещё не определился со своей самоиндефикацией.
Сложнейшая задача, поскольку трудно найти в истории более
химерическую общность,просуществовавшую хоть сколько нибудь долго.
В этом процессе вместо того, чтобы все усилия сконцентрировать
на объединении своих внутренних потенций, новоявленная страна
пошла по пути неистового отторжения от своей основной
исторической пуповины, превратив себя в древо с усечёнными корнями.
Разумеется, такое древо не имеет никаких шансов на жизнь.

К тому же мотивы, которыми руководствуется современная Украина в
деле выстраивания взаимоотношений со своим окружением, совершенно
исключает какую-либо свою причастность (славянство) к соседним народам,
опираясь исключительно на прагматизм (как он ими понимается).

Увы, очень туманные перспективы. И ходить им в этом тумане ещё долго.

http://www.proza.ru/2014/08/04/1645 - на эту же тему.

Рада встретить на просторах Прозы думающего, трезвомыслящего,
неравнодушного человека.

Наталья Благушина   31.10.2019 17:51     Заявить о нарушении
Уважаемая Наталья, В Вашей рецензии много смысла и правды. Два момента, на которые хочу обратить внимание.
1. Вы совершенно правы, когда говорите "...общность людей, сложившаяся на территории современной Украины, ещё не стала подлинно НАРОДОМ". Однако, на мой взгляд, не стоило бы говорить: "Это пока ещё народ-химера". Украинцы действительно народ своеобразный. Все они, как и у других народов разные, кто наивен, кто умен, кто честен, кто подлец и так далее. Но общая черта - хитрость. На эту тему есть даже пословица: "Где прошел хохол, там еврею делать нечего". Мало того, там еще и других национальностей, включая русских, полно. Однако, лучше было бы сказать "Страна - химера" или государство. Вот это определение было бы верно на 100%. (Почему - на мой взгляд, понятно, объяснений не требуется).

2. А вот второе Ваше утверждение:"К тому же мотивы, которыми руководствуется современная Украина в деле выстраивания взаимоотношений со своим окружением, совершенно исключает какую-либо свою причастность (славянство) к соседним народам, опираясь исключительно на прагматизм (как он ими понимается)", - на мой взгляд совершенно верно.
И базируется оно именно та том, о чем сказано в п.1. Украинцы в подавляющем своём большинстве, считают себя хитрее, а в их понимании - умнее всех. И, конечно, правыми во всех отношениях. Тем более умнее и хитрее москалей. А уж нацисты-бандеровцы, их молодая поросль, наследники - они из тех настоящих нацистов, о которых у Вас в статье «Реванш? Нет, Победа!». Несчастная, несостоявшаяся еще страна Украина, с глупыми руководителями, (каждый следующий хуже предыдущего, а уж нынешний Зеленский вообще...), еще помучается с ними...

Кстати, прочитал ту Вашу статью еще раз и понял, что в своем отзыве не поблагодарил Вас за то, что потрясающими примерами, документами Вы напомнили многим, кто уже забыл и смотрит на итоги ВОВ другими глазами, что такое была та война.
Пользуясь случаем говорю: СПАСИБО, Наташа!

Альберт Иванович Храптович   01.11.2019 05:35   Заявить о нарушении
Уважаемый Альберт, готова с Вами согласиться в отношении "химеры", но ведь страна - это всегда прежде всего люди и именно их мировоззрения определяют характер страны, который проявляется во взаимоотношениях как внутри страны, так и во вне.
А мировоззрения не складываются одномоментно. На их формирование влияет множество факторов, многие из которых следует искать в глубине истории. Вот именно в непонимании этого и кроется ошибка политиканов, формирующих политику этой траны.

Историческая уникальность Украины всегда состояла в том, что эта территория, благодаря центральному и благоприятному во многих отношениях в Европе местоположению, всегда была конгломератом множества народов. Это уникальный исторический опыт обоюдовыгодных человеческих взаимоотношений, в котором и кроются потенциалы развития. К примеру, Россия всегда в своей истории очень успешно использовала этот потенциал, вытекающий из объединения интересов на поле полиэтничности. Европа, всегда идущая другим путём - разделения интересов по принципу этничности. Разница очевидна - Великая Россия и лоскутное одеяло Европы. Но Украина отказалась от этого пути - сведения химерической природы мировоззрений, формирующих интересы, к высшему интересу - общечеловеческому.

А ведь именно Украина ранее всегда была примером сосуществования. Интересный пример с замечательным писателем Паустовским. Одна его бабка была полька, а вторая и вовсе турчанка, учителя в гимназии были и французы и чехи, в окружении всегда было много еврееев. На вопрос императора Николая 11, посетившего знаменитую киевскую гимназию №1: -"Вы малорос?". гимназист Костя Паустовский ответил - "Да". А человек по духу получился самый что ни на есть русский. В этом и есть суть великой нации, мировоззрение которой всегда выше узкоэтнических интересов. Украина отрубила этот путь к величию, остались только голые претензии на него, ни на чём уже не основанные.

В отношении родовой украинской черты в характере этого народа - хитрости. Именно многовековое существование того этноса, который сегодня себя называет украинцы,
сформировало эту черту. Но хитрый ум - это всё-таки ум, хотя и несколько ущербный. Но когда хитрость настолько очевидна, что вредит самому уму - это уже некое хитрованство, опускающее человека до состояния недоразвитости. С этим было бы легко справиться, ведь ко всей нации пологовно это свойство отнести нельзя - все люди разные. Но сегодня на Украине мы наблюдаем в приложении к украинкому хитрованству приложение другой национальной черты - упрямство, граничащее с настырностью. Вот как характеризуют эту черту в Интернете: "настырность – жуткое месиво из эгоистичности, надоедливости, назойливости и наглости". При отсутствии в окружении сдерживающих факторов этому проявлению адекватным людям трудно противостоять. Что и получило развитие на Украине.

А главная причина в том, что эта новоявленная страна в своей истории не имеет опыта государственного строительства, её новоявленные политики сохраняют местичковое мышление, эгоистическое по своей сути.
Жалко страну, жалко народ. Будем уповать на время, которое лечит все болезни.

Наталья Благушина   01.11.2019 11:55   Заявить о нарушении
поголовно - так правильно

Наталья Благушина   01.11.2019 12:01   Заявить о нарушении
Отличный анализ, Наталья! Вполне годится на отдельную статью.
В конце отзыва у Вас: "...эта новоявленная страна в своей истории не имеет опыта государственного строительства, её новоявленные политики сохраняют местичковое мышление, эгоистическое по своей сути".
Так вот я добавил бы: но изо всех сил тщится казаться великой и не хуже, а лучше других. (О том "Лягушка и вол" http://www.proza.ru/2019/01/25/772).

Альберт Иванович Храптович   01.11.2019 13:48   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

Никто не вернется в лоно России-матушки - Украина сейчас рожает новую нацию. Кажется, они называют себя украми. Пассионарность новорожденных зашкаливает.
В истории нации появлялись и исчезали бесследно. Бог с ними!

Хорошая статья, спасибо!

Нико Галина   23.09.2019 21:27     Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

Моряку на заметку: в последние годы геомагнитный полюс перемещался с большой скоростью, иногда до 55 км/год. В этом месяце впервые за 360 лет магнитный полюс окажется на нулевом меридиане, то есть магнитный компас в Гринвиче будет указывать точно на географический полюс Земли. Смещение магнитного полюса от географического порядка 500 км в сторону Канады.

Чим Самоварр   01.09.2019 05:14     Заявить о нарушении
Спасибо, Чим, за информацию. Мне уже по магнитному компАсу на полюс не ходить, а сыну передам, он на атомном ледоколе "50 лет Победы" ходит помощником капитана.

Альберт Иванович Храптович   01.09.2019 05:31   Заявить о нарушении
Так он это наверняка знает, он же возит туристов на Северный полюс.

Чим Самоварр   01.09.2019 05:40   Заявить о нарушении
Конечно, Чим. С моей стороны это была ирония.

Альберт Иванович Храптович   01.09.2019 09:53   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

Поразительно, как прав оказался Ф.М.Достоевский. Удивительнейший провидец!
Спасибо, Альберт!
С глубочайшим уважением,

Галина Фан Бонн-Дригайло   16.06.2020 10:46     Заявить о нарушении
Да, Галина, иной раз просто поражаешься мудрости наших предков. Вот как мог, например, Константин Леонтьев, еще в 1880-м сказать, что в грядущем веке:
"… "передовое человечество" (здесь у него не зря кавычки, явно ироническая формулировка, А.Х.), ...испытавши… горечь социалистического устройства… должно будет неизбежно впасть в глубочайшее разочарование".

Альберт Иванович Храптович   31.08.2019 05:46   Заявить о нарушении
Да, Альберт, это говорит о том, что люди в принципе не меняются. Психология, потребности почти неизменны на протяжении многих веков.

Галина Фан Бонн-Дригайло   31.08.2019 22:12   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

Прочитал несколько статей и все отзывы. Со всем согласен и рассчитываю на то, что никаких майданов при Путине не случится. А пришел потому, что услышал новые выступления оппозиции. Думаю, Альберт Иванович об этом напишет. Не нашел статей, значит, еще не время. Но нашел несколько о событиях произошедших в прошлом.

Иван Наумов   24.08.2019 20:28     Заявить о нарушении
Да ничего особенного в выступлении нынешней, как Вы изволили выразиться, оппозиции, о чем можно было бы написать, на мой взгляд, нет, Иван.
Кое-что о такой "оппозиции" у меня уже есть http://www.proza.ru/2019/05/18/768 пока добавить нечего.
С благодарностью,

Альберт Иванович Храптович   25.08.2019 11:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

Всё повторяется.
И скоро эти "одуванчики" к земле Российской полетят

Кимма   24.08.2019 17:29     Заявить о нарушении
Уверен, что Вы правы, Кимма.

Альберт Иванович Храптович   25.08.2019 11:41   Заявить о нарушении
"Сужденья черпают из забытых газет, Времен Очакова и покоренья Крыма..."

На современном языке всё это называется иначе - полный провал во внешней политике РФ.

Кирилл Корженко   25.08.2019 20:51   Заявить о нарушении
Корженко, вам самому не смешно?
Вы хотя бы один конкретный пример провала привести можете?
А то, что Трамп предложил вернуть Россию в "Восьмерку", (кстати, Путин еще подумает, стоит ли туда возвращаться. У нас в 20-ке полный порядок), а в ПАСЕ Россию вернули без каки-либо вопросов и ограничений вам ни о чем не говорит?
Скорее и вы налаживайте отношения с Россией, иначе вам и Украине не выжить.

Альберт Иванович Храптович   26.08.2019 04:33   Заявить о нарушении
Да у меня, в общем, нормальные отношения. Два дня тому из Тулы вернулся. В Магадан друзья зовут, на охоту, рыбалку, поработать предлагают в геологоразведке. У нас жизнь не останавливалась. Это вы застряли где-то в 19 веке, с ФМ. Вы ещё Льва Толстого не припомнили, позабыли. Во де грусть тоска "Хаджи Мурат" и вечная война с братским чеченским народом.

Кирилл Корженко   26.08.2019 08:29   Заявить о нарушении
И опять Вы о том, что кто-то застрял. А сами к "Хаджи Мурату". Вы бы лучше посмотрели репортаж о нынешней Чечне по ТВ. Вчера там был очень интересный рассказ об открытии самой большой в мире и невероятно красивой мечети...

Альберт Иванович Храптович   26.08.2019 08:35   Заявить о нарушении
Я работал с лезгинами, они не очень лестно отзываются о Чечне и чеченцах вообще. Говорят, Чечню просто завалили деньгами после войны и чеченцы ведут себя на Кавказе как новоявленные баи.
С таким же успехом Путин мог бы купить и Украину, но, боюсь, рос бюджет уже не потянет.

Кирилл Корженко   26.08.2019 08:50   Заявить о нарушении
Вы со всеми-всеми лезгинами работали? Удивительно!
Я Вам тоже расскажу про лезгинов.
У них гордость невероятная за огромную Великую страну, в которой они живут.
Я с лезгинами дружу.
Чеченцы те менее эмоциональные, но война научила их философии жизни. От Ставрополя до Грозного на машине по великолепной дороге. Безопасно! Красиво! Удивительно!
РФ должна вливать в Чечню деньги после той ужасной войны.
Это правильно по всем законам истории.

Кимма   26.08.2019 10:25   Заявить о нарушении
Мне они тоже понравились и меня они очень-очень любили, представьте себе! Водитель вахтовкилезгин,всякий раз как приезжал за нами в аэропорт место в кабине возле себя держал для меня.Всех начальников отправлял в будку - тут Кириль будет сидеть! :) Во как!

Кирилл Корженко   26.08.2019 12:12   Заявить о нарушении
Кирилл, я живу на Кавказе.
У СССР хороший опыт в построении интернационального общества.
Вот он пока и радует.
А памятники у нас.
Ленин, князь Владимир, Солдат, Ангел с крестом. Это впечатляет.
Точно так же дух захватывает как от соседства минаретов и православных храмов в Казанском Кремле.

Кимма   26.08.2019 13:44   Заявить о нарушении
Кимма, комментарий от Вас, как глоток свежего воздуха для подводника...

Альберт Иванович Храптович   26.08.2019 13:56   Заявить о нарушении
Альберт, когда нацики сносили памятники прошлого, они рубили корни своего древа жизни.
Корженко не может этого не понимать.
Кстати, на Домбае есть одна дорога, там на скале проступает лицо Ленина, так образует узоры тающий снег. Местные показывали.

Кимма   26.08.2019 15:26   Заявить о нарушении
Они о том пока еще не думают, Кимма. Пока там патриотический угар и иллюзии относительно "Запад с нами, Запад нам поможет".

Альберт Иванович Храптович   27.08.2019 05:22   Заявить о нарушении
Кредиты от МВФ - вот это помощь! :))

Кимма   27.08.2019 10:02   Заявить о нарушении
Кириллу Корженко: вы уж делайте трапы с берега на Днепр, у вас они по вашим словам хорошо получаются. И чего это вас приглашают в Россию, ведь она в прошлом веке застряла? Уж лучше скачите в Украине, она же просится в Евросоюз.

Иван Наумов   13.09.2019 16:50   Заявить о нарушении
Не трапы, а дамба. У нас сильный прибрежный северо вост ветер, "суховей" называется, он снесет любой трап.
Я не только по России поездил, средиземку на яхте облазили с друзьями. Там подобные дамбы для стоянок лодок, катеров и яхт на каждом острове есть. В каждом захудалом рыбацком поселке.
Кстати, местные депутаты за эту дамбу на меня в прокуратуру уже с десяток заявлений накатали. ломать стереотипы, что тут Украине, что в России, одинаково тяжело.В России даже труднее. Тут я молча делаю своё дело и на протоколы не обращаю внимание.В России меня даже в местных газетах дерь..ом поливали :) Дело тут не в странах, дело в людях. всегда есть те кто идут против ветра и те кто пытаются плюнуть им в спину.

Кирилл Корженко   14.09.2019 19:49   Заявить о нарушении
Кирилл, да я в этих делах не копенгаген, мне что трапы, что дамбы. Просто, вы когда встреваете в чужие разговоры, думайте, что говорите. Я тоже встрял, но меня подтолкнуло отсутствие логики в ваших рассуждениях.

"Да у меня, в общем, нормальные отношения. Два дня тому из Тулы вернулся. В Магадан друзья зовут, на охоту, рыбалку, поработать предлагают в геологоразведке. У нас жизнь не останавливалась. Это вы застряли где-то в 19 веке, с ФМ. Вы ещё Льва Толстого не припомнили, позабыли. Во де грусть тоска "Хаджи Мурат" и вечная война с братским чеченским народом.

Кирилл Корженко 26.08.2019 08:29.

"У нас жизнь не останавливалась. Это вы застряли где-то в 19 веке, с ФМ."

Где это у вас? Я полагаю, на Украине. А что же вы подчеркиваете, как вас любят в России, предлагают работать в геологоразведке, предлагают рыбачить там-то и там-то. Это где, в России, которая застряла в 19 веке? И собираетесь спорить с Храптовичем, который вдвое вас старше. Но вы быстро учитесь, логические ошибки допустили в начале, а потом не повторяли их. Вот только с чеченцами попали впросак. Кимма живет рядом с чечней, в Ставрополе, я тоже, мой младший брат был в плену у чеченцев. Нет, он не военный и даже не милиционер, а шофер. В перерыве между двумя чеченскими войнами, когда боевики захватили Грозный, где он с "КАМАЗОМ" восстанавливал разрушенное во время 1-й чеченской войны. Он вернулся без ничего, без прав и паспорта, без "камаза", когда пришло время, но и еще без здоровья. Так что нам лучше знать, чего стоит мир с Чечней.


Иван Наумов   18.09.2019 17:42   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

Уважаемый Альберт Храптович, такая прозорливость нашего Фёдора Михайловича вызывает восхищение, - Ну как он мог вперёд предвидеть то, что мы наблюдаем сегодня.

Объяснение я нахожу в словах, - "...такие вещи на свете иначе и происходить не могут".
Такие вещи, это по контексту - высвобождение из под опёки. Отделение сыновей от семьи. Разрыв пуповины, что всегда происходит с болью и кровью.
Здесь человеческая психология, присущая многим.
Свойственная, например, и растениям, отпрыскам дерева, что взойдя из материнского корня, тотчас же начинает развивать собственный корень, всеми веточками устремляясь из-под родной кроны к свободному простору, в направлении чужих отдалённых кушей. И даже наши подростки разве не так же тянутся к чужим, к своим товарищам, их мнение почитая вселенской правдой, а о родителях говорить с ними стесняясь.
Народы - те-же люди, огромные Человеки, состоящие из миллионов индивидуумов и воспроизводящие психологические проблемы каждой личности, огромным хором.
Распад семьи, почти всегда это раздел, отрыв, отход, обида... и моральная компенсация, выражающаяся негативом, вплоть до ненависти.
Но, как бы семья не ветвилась, ветви и отпрыски далеко не расходятся, и пусть даже обособившись, составляют собой всё-же компактную общность, куртину, рощицу. А это значит - волей-неволей принуждены будут взаимодействовать.

"... должны будут пережить целый и длинный период европеизма прежде, чем постигнуть хоть что-нибудь в своем славянском значении и в своем особом славянском призвании в среде человечества".
Это оздоровление естественно и неизбежно. Так что надежда должна только укрепляться.

Владимир Рысинов   24.08.2019 17:01     Заявить о нарушении
Вижу, Вы философ и писатель, Владимир.
Однако кое-что принять не могу. Да, бывает: "Распад семьи, почти всегда это раздел, отрыв, отход, обида... и моральная компенсация, выражающаяся негативом, вплоть до ненависти".
Откуда у Вас такие мысли о семье не знаю. Но уверен в том, что в абсолютном большинстве семей картина другая. Да, дети вырастают, уходят из семьи, но остаются её частицами на всю жизнь, образуя единое целое. Негатив, ненависть... откуда им взяться, если есть между всеми членами семьи взаимопонимание и уважение, я уж не говорю любовь...
Если бы всё было так, как Вы говорите, и государство было бы полно негатива и ненависти. Не позавидовал бы я ни таким семьям, ни государству.

Альберт Иванович Храптович   25.08.2019 11:26   Заявить о нарушении
Средне-арифметическое поведение коллективного "монстра" отличается от индивидуального, изумляет как и средняя зарплата. Это словно - "Свят народ, состоящий из грешников".
"Средне-арифметический" пример развода народной семьи мы видим на действиях всех, когда-то наших, республик - с востока, запада и юга, практически без исключения, правда же? Здесь - именно разводов, а не ответвлений. Да и, читая романы Достоевского, можно заметить - в его временах преимуществовали иные нравы, на которых он скорее всего и основывался.
Что-то вносит в поведение коррективы - тех времён бедность, сегодняшний капитализм, да и обычный пример - стоит из класса выйти учителю, как мирно занимавшиеся уроком детишки, вдруг "взрываются". Разве мы не насмотрелись следствий внезапной свободы в перестроечной России?
Делами людей руководит преимущественно психология, в шевелениях народных, очень замедленных, за сиюминутными действиями едва разглядываемая.
Иного объяснения фантастической прозорливости мне отыскать не удаётся.

Владимир Рысинов   25.08.2019 12:35   Заявить о нарушении
Нет, точно философ. Вместо короткого и точного: умный был человек, видел то, что незаметно для окружающих, много букофф...

Альберт Иванович Храптович   25.08.2019 13:41   Заявить о нарушении
Прозорливость давних наших светочей, заслуживает восхищения, но едва ли в разрешении сегодняшних событий значима и актуальна. Понять причины сегодняшних Украинских метаморфоз важнее и полезнее, ведь и Достоевский в приведённой цитате говорил именно о них.

Владимир Рысинов   25.08.2019 16:39   Заявить о нарушении
Вот это по мне, Владимир. Мысль ясная и точная. Согласен.

Альберт Иванович Храптович   25.08.2019 16:51   Заявить о нарушении
Беда, что приведённый отрывок цитаты, имеет как бы - подвальный, отрицательный горизонт отношения между народами, он повсеместно подхвачен, он везде обсуждается.
А ведь продолжение текста куда интереснее, оно направлено уже выше, там уже строительство соборных стен...
"России надолго достанется тоска и забота мирить их, вразумлять их и даже, может быть, обнажать за них меч при случае. Разумеется, сейчас же представляется вопрос: в чем же тут выгода России, из-за чего Россия билась за них сто лет, жертвовала кровью своей, силами, деньгами? Неужто из-за того, чтобы пожать столько маленькой, смешной ненависти и неблагодарности?.. Для того, чтоб жить высшей жизнью, великой жизнью, светить миру великой, бескорыстной и чистой идеей, воплотить и создать, в конце концов, великий и мощный организм братского союза племен, создать этот организм не политическим насилием, не мечом, а убеждением, примером, любовью, бескорыстием, светом; вознести, наконец, всех малых сих до себя и до поднятия ими материнского ее признания — вот цель России, вот и выгода ее, если хотите. Если нации не будут жить высшими, бескорыстными идеями высшими целями служения человечеству, а только будут служить своим «интересам», то погибнут эти нации, несомненно, окоченеют, обессилят и умрут. А выше целей нет, как те, которые поставить перед собой Россия, служа славянам, бескорыстно и не требуя от них благодарности, служа их нравственному (а не политическому лишь) воссоединению в великое целое». "Чего же мы достигли?..
Результатов странных: главное все на нас в Европе смотрят с насмешкой, а на лучших и бесспорно умных русских в Европе смотрят с высокомерным снисхождением. Не спасла их от этого высокомерного презрения и самая эмиграция из России, то есть уже политическая эмиграция и полное от России отречение. Не хотели европейцы почесть нас за своих ни за что, ни за какие жертвы и ни в каком случае.
Мы у них в пословицу вошли. И чем больше мы им в угоду презирали нашу национальность, тем более презирали они нас самих. Мы виляли перед ними, подобострастно исповедовали наши «европейские» взгляды и убеждения, а они свысока нас не слушали и обыкновенно прибавляли с учтивой усмешкой,.. что мы это у них все «не так поняли».
Как же быть? Стать русскими во-первых и прежде всего. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, тотчас же начнет и нас самих уважать. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Став самими собой, мы наконец получим облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея,.. нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу...
Мы убедимся тогда, что настоящее социальное слово несет в себе никто иной как народ наш,.. в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода заключается, — единение любви, гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле истинного братства, а не гильотиной, не миллионом отрубленных голов...
А, впрочем, неужели и впрямь я хотел кого убедить. Это была шутка. Но — слаб человек: авось прочтет кто-нибудь их подростков, из юного поколения..."
И тут тоже многое узнаваемо.

Владимир Рысинов   25.08.2019 17:41   Заявить о нарушении
Вы абсолютно правы, Владимир. Я читал строки Достоевского и думал - как глубоко понимал
состояние общества Ф.М. Все сказанное им - как будто о сегодняшнем дне.
Не стал пока перегружать написанное. Но имел в виду.
Согласен с Вами"Это оздоровление естественно и неизбежно".

Кое-что было о том в http://www.proza.ru/2018/11/11/357, но мало и не очень четко.

Альберт Иванович Храптович   25.08.2019 18:12   Заявить о нарушении
***Как же быть? Стать русскими во-первых и прежде всего. Стать русским значит перестать презирать народ свой. И как только европеец увидит, что мы начали уважать народ наш и национальность нашу, тотчас же начнет и нас самих уважать. Тогда не отвертывались бы от нас высокомерно, а выслушивали бы нас. Став самими собой, мы наконец получим облик человеческий, а не обезьяний. Мы получим вид свободного существа, а не раба, не лакея,.. нас сочтут тогда за людей, а не за международную обшмыгу...
Мы убедимся тогда, что настоящее социальное слово несет в себе никто иной как народ наш,.. в духе его заключается живая потребность всеединения человеческого, всеединения уже с полным уважением к национальным личностям и к сохранению их, к сохранению полной свободы людей и с указанием, в чем именно эта свобода заключается, — единение любви, гарантированное уже делом, живым примером, потребностью на деле истинного братства, а не гильотиной, не миллионом отрубленных голов...***
***
Существенно, резонно, на злобу дня...
Давно поняла, что нужна ещё одна жизнь,
чтобы прочитать всё заново и с чувством, толком, с расстановкой...

Прошу извинить за "влаз" в вашу беседу...
Понравилось дополнение В.Рысинова,
с ним понятнее точка зрения великого писателя.
Спасибо, Владимир.

Зоя Чепрасова   26.08.2019 06:00   Заявить о нарушении
Зоя, я давно уже пытаюсь "влезть" в Ваше "Почему я не пишу.3" со своей "рецензией", но почему-то не получается. Даже подумал было, что Вы занесли меня в ЧС. Но вот вижу Вы и читаете и отзывы пишете.
Потому попробую вставить здесь:

Я был удивлен, увидев количество полученных Вами, Зоя, "рецензий" на то, что Вы "не пишете". Но теперь всё встало на место.
К сожалению, не записывал так, как Вы, Зоя, кто высказывал яркие, а главное - мудрые мысли о литературе и писателях. Однако к Вашей коллекции могу добавить, (без ссылки на авторов): "Каждый может в жизни написать одну книгу". (К ним с большой натяжкой отношу себя, потому как осилил не книгу, а повесть).
"Любую книжку надо читать, потому как хотя бы одна интересная или просто дельная мысль там есть". (Приблизительно так).
Ну и по поводу Интернета: "Если тебя нет в Интернете, значит тебя вообще нет" (Современное выражение). И потому разделяю Ваши теплые отзывы о "Прозе".
С уважением, А.Х.


Альберт Иванович Храптович   26.08.2019 08:32   Заявить о нарушении
Зоя, спасибо Вам. Действительно, эта часть текста почти нигде не вспоминается, а ведь так нам важна.

Владимир Рысинов   26.08.2019 08:33   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

К сожалению, Ф.М.Д. оказался прав. Как ни горько мне об этом думать. Тем более что имею прямые родственные связи с Болгарией, и знаю, что там есть и те, кто нас уважает и ценит.
Альберт Иванович, исправьте, пожалуйста, описку в дате письма Ф.М.Д.
С уважением, Ю.Б.

Юрий Бахарев   24.08.2019 07:19     Заявить о нарушении
Благодарю, Юрий Иванович, исправляю.

Альберт Иванович Храптович   24.08.2019 07:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Еще о неблагодарности, Ф. М. Достоевский» (Альберт Иванович Храптович)

И да прибудет Россия Окраиной своей с пашнями и заводами, мостами и пароходами, и, самое главное русскими и русинами, русичами и прочими славянскими народами👪! Русский цар👑 не даст в обиду🙆

Юрий Игнатюгин   28.06.2019 12:39     Заявить о нарушении
Так было, Юрий Владиславович, так есть и так будет. Воистину так!

Альберт Иванович Храптович   28.06.2019 13:51   Заявить о нарушении