Рецензии на произведение «Стратфордианцам - о шекспировском вопросе»

Рецензия на «Стратфордианцам - о шекспировском вопросе» (Нина Сапрыгина)

Чарльз Диккенс?
Сальвадор Дали?
Сэр Чарльз Спенсер Чаплин?

Наталья Глубокова   19.09.2021 15:50     Заявить о нарушении
Рецензия на «Стратфордианцам - о шекспировском вопросе» (Нина Сапрыгина)

1. Написал произведения большой художественной ценности
2. Популярные, любимые читателями
3. Работал 20 и более лет
4. Написал много (не менее 8 томов, не считая черновиков)
Это относится ко многим литературным знаменитостям. Лопе де Вега написал пьес во много раз больше, чем Шекспир, но проверку временем подавляющее большинство его творений не прошли. Да и у Шекспира по пальцам можно пересчитать шедевры: Ромео и Джульетта, Отелло, Гамлет, Король Лир, Макбет, Ричард Третий. Насчет черновиков вопрос некорректный. Поищите черновики у Марло, Кида, Бена Джонсона. Насчет популярности вопрос также не слишком корректен. Да, Шекспир был при жизни некоторое время популярен. Но когда ушел на покой, его быстро забыли, и посмертное собрание сочинений не раскупили, оставив его благородных покровителей в накладе. Бен Джонсон не был особенно популярен среди современников, зато хоронить его пришла вся лондонская знать и похоронили его в местном пантеоне (Вестминстерском аббатстве). При этом популярность Бена Джонсона среди придворной знати объясняется умением этого драматурга устраивать костюмированные балы, за что его ценили и ему щедро платили.

5. И занимался коммерческой деятельностью (не путать ПРИБЫЛЬ с гонорарами писателя или платой за другую работу).
У Шекспира на рубеже 80-90 гг. 16 в. появились деньги, заработанные литературным трудом: он работал в качестве актера, драматурга и поэта. К тому же ему оказывал покровительство (деньгами тоже) граф Саутгемптон. Эти деньги Шекспир направил не на "коммерческую деятельность", а на покупку находившегося в аварийном состоянии дома (Нью-Плейс), который потом пришлось долго ремонтировать. Оставшиеся свободные средства вложил в приобретения театрального пая, как и ряд его состоятельных театральных коллег. И получал, как и его коллеги ПРИБЫЛЬ - почему бы и нет? Удивительно, что предприимчивые коллеги Шекспира находили деньги, не обладая его драматургическими талантами. Взаймы давал (как и многие его современники, включая собственного папашу, и не всегда успешно), и брал (на покупку, например, надвратного дома в Лондоне, за который долго расплачивался, и ради погашения которого продал свой театральный пай).
6. Одновременно с литературной деятельностью (те же 20 лет).
Многие его современники тратили заработанные непосильным литературным ремеслом деньги на выпивку, женщин и прочие безобразия. Грин от такой жизни нажил цирроз печени. Бен Джонсон не нажил, но выпить любил. Марло вообще загадочный тип: и пьяница и успешный драматург и шпион и вольнодумец. Но были и такие, кто не пьянствовал и морально не разлагался. К ним можно отнести и Шекспира. Судя по тому немногому, что мы о нем знаем, на приглашения пьющих коллег разделить с ними ночь в кабаке он отвечал отказом. Правда, слыл бабником, но сам же и писал, что "лучше грешным быть, чем грешным слыть".
7. САМ, а не с помощью менеджеров
Опять-таки известно, что сделки свои (например, выкуп десятины, позволивший ему обеспечить на много лет доходом любимую дочь) Шекспир тщательно обдумывал (в том случае - годами) и предварительно консультировался со знающими людьми (сохранилось свидетельство об этом члена городского совета Стратфорда).
8. УСПЕШНО, то есть постоянно получал прибыль, доходы росли.
Не всегда успешно. Например, из-за огораживания Шекспир фактически потерял контроль над частью своих земель, прилегающих к Стратфорду.
Да и прибыль-то он получал за счет владения паем (как и его коллеги-пайщики), а когда театр сгорел, эта прибыль приказала долго жить. Прибыль он, кроме того, получал благодаря сдаче внаем части своего дома в Стратфорде пивовару и адвокату, аренде земель, перешедших ему по завещанию отца, сдаче внаем надвратного дома в Лондоне (уже на склоне лет) и выкупу десятины (причем в оформлении этой сделки ему помогали братья и стратфордский адвокат).
"Может быть, художник, композитор – но одновременно и коммерсант? Не найдёте."
А шпиона, как Марло, найдете? Но давайте вспомним Некрасова, которого его современники называли "аферистом" (на языке того времени - деловым человеком). Фет слыл поэтом с коммерческой жилкой. Да и бизнесмены, в общем, товар штучный.
"Психологи говорят, что художественный и коммерческий талант несовместимы, один мешает другому."
Мало ли что говорят не поименованные "психологи". Да и исключения должны же быть.
"А по рассказам, которые записал Обри спустя менее 50 лет после смерти Шакспера из Стратфорда, отец забрал его из грамматической школы в 13 или 14 лет и отправил работать на скотобойню."
В 1578 году, в соответствии с правилами того времени отец был обязан выложить 5 фунтов за продолжение учебы Вилли. Однако неизвестно, заплатил ли разорившийся экс-олдермен причитающуюся сумму. Биографы Дж. Обри и Н. Роу в один голос уверяют, что подросток в это время бросил школу и стал помогать отцу в мастерской родительского дома на Хенли-стрит, разделывая туши коров и выделывая кожу для перчаток. Так что на скотобойню папаша сынка не посылал - коров разделывали в мастерской при доме, где жили Шекспиры.
"почему земляки изобразили Шакспера жестоким?" Никто жестоким его не изображал (почитайте И. Шайтанова на этот счет, хотя все упертые антистратфордианцы, ничего, кроме своих домыслов не читают). Папаша был по профессии перчаточником (уважаемым человеком, достигшим пика карьеры - должности мэра), разделывал скотину; почему же сыну не помогать отцу? По-вашему, он обязан был говорить: "Фи, папенька, разделывать туши не комильфо. Это же так жестоко. Я рожден не для этого." Шакспером вы его обозвали, следуя Гилилову? У меня есть полемическая статья "Что в имени тебе моем?", где показано, что гилиловская гипотеза произношения имени более, чем спорна.
"Если Шекспир печатал свои пьесы несмотря на то, что гонорар был маленьким, а возможно, печатал за свой счёт, то он был альтруистичным."
Он не печатал, печатали издатели в расчете на прибыль. И если бы вы побольше читали о личности Шекспира, то не строили бы подобных предположений.
А напоследок скажу антистратфордианцам: ни одна ваша версия об "истинном" Шекспире не доказана.

Алексей Аксельрод   24.02.2020 11:15     Заявить о нарушении
Дорогой Алексей, благодарю, что откликнулись и потрудились изложить свои мысли по данному вопросу.
Я много читала о личности Шекспира-Шакспера.Большинство информации о нём - это как раз предположения. Тут главное - что нет связи между личностью коммерсанта и личностью писателя. Где доказательства, что это одно лицо? Фамилии разные, лица на памятнике и на книге разные. О коммерсанте, конечно, можно написать много. Но какая связь между его жизнью и книгами? Там сплошные натяжки.
Хорошо, что Вы упомянули Обри. А то пишут, что первым шекспироведом был Николас Роу. Как раз историю с работой подростка на скотобойне замалчивают. Именно это, если пользоваться Вашими словами, "не комильфо". Хотя Вы не совсем удачно выбрали выражение: вежливость, воспитанность тут не при чём. А при чём жестокость, жёсткость будущего якобы "писателя".
"Удивительно, что предприимчивые коллеги Шекспира находили деньги, не обладая его драматургическими талантами". Как раз это и не удивительно.Это подтверждает слова мои и психологов о том, что коммерческое и литературное дарование несовместимы друг с другом. Длительное время они не могут существовать в одной личности. И человеку приходится сказать себе: "Выбирай-ка ты, дружок, один какой-нибудь кружок". Причём, заметьте, это был не мой пример, а Ваш.
"Да и исключения должны же быть". Пожалуйста, назовите хоть одного человека (или одну женщину). Где они, эти исключения?
На обложках английских изданий Шекспира в 19 веке было написано Shakspeare (без е после K). То есть еще 200 лет назад имя было принято читать как Шэкспиэ, а не Шейкспиэ. Отсюда и русское Шекспир. То есть в 18 веке кто-то попытался привести литературное имя автора в близость к имени стратфордца, чтобы нивелировать различия. А они были.
"А шпиона, как Марло, найдете? Но давайте вспомним Некрасова, которого его современники называли "аферистом" (на языке того времени - деловым человеком). Фет слыл поэтом с коммерческой жилкой". Шпиона найду. Да и Вы найдёте. Для чего Вы отвлекаетесь от темы? Как называли Некрасова - почитайте воспоминания его жены Авдотьи Панаевой или глубокое исследование о нём Корнея Чуковского. Его сделки были в основном неудачны. Он больше в карты выигрывал (это не коммерция). Ипроигрывал тоже. Как издатель журнала, он должен был держаться в некоторых финансовых рамках, чтобы не прогорать. Афанасий Фет,как я уже писала, обладал практическим умом и старался не упустить свою выгоду. Но он был хорошим менеджером своей усадьбы. Не более. То есть поддерживал то, что получил от жены в приданое. За пределами этого небольшого поместья особых коммерческих достижений у поэта не было. А посмотрите, как мал объём написанного Фетом. Три-четыре тома (издано два). У Пушкина 17 томов.
У Обри было сказано, что, по рассказам земляков, отец отец забрал юного Уильяма в возрасте 13-14 лет из школы, чтобы он работал на скотобойне. И когда Уильям вёл на убой очередного телёнка, подросток якобы декламировал стихи. Вот Вам и "не считали жестоким"!
"Он не печатал, печатали издатели в расчете на прибыль". А Вас печатают? Вы в курсе, как издатели договариваются с авторами? Автор не получает ничего? Версия о пиратских изданиях не выдерживает критики,так как в "плохих кварто" другие имена некоторых главных героев. Это были первоначальные авторские редакции. И автор сам менял имена в новых изданиях, если считал нужным.
Есть хорошие доказательства ратлендианской версии помимо книги Гилилова, который осмелился сказать правду о состоянии шекспироведения и о замалчивании противоречий между Бардом и его живым псевдонимом - стратфордским спекулянтом.
Есть и новая информация. Моя книга и моя статья. Может, Вы её уже читаете - здесь же,на моей странице. А упрекать нестратфордианцев (почему "анти"? Стратфорд стоит и здравствует. И пусть!) в некомпетентности не следует. Просто есть круги, которым выгодно оболванивать читателей. Мол,да здравствует коммерция. Традиция стратфордианства давняя. В университет приглашают работать молодых людей, чтобы они читали лекции по программе, утверждённой государством, и, разумеется, не иначе. Поэтому, прочитав тысячи лекций за 20-30 лет о стратфордском Шекспире, не может профессор или доцент ударить себя в грудь и сказать при всех: "Нет, ребята, я был не прав"! И так повсюду в мире. Вот они и продолжают раздувать стратфордца.

Нина Сапрыгина   24.02.2020 14:39   Заявить о нарушении
Алексей Алексеевич, я прочитала Вашу заметку об имени (фамилии) Шекспир. Хочу сказать, что мистификация и путаница была намеренной и удалась. Так я вижу этот вопрос. Если бы не хотели запутать , вариантов написания имени было бы меньше. Я думаю, что за сохранение тайны и за то, что "держал фасон", Шакспер и получил от Саутгемптона 1000 фунтов. За стихи и пьесы столько не платили.

Нина Сапрыгина   24.02.2020 21:17   Заявить о нарушении