Рецензии на произведение «Глупая мудрая сказка»

Рецензия на «Глупая мудрая сказка» (профиль удален)

а Колобок я читала - это космическая сказка. Дед и баба - старые боги,сотворившие землю - колобок.И запустившие ее в полет. На пути землю ждут 3 опасности - катастрофы,которые она проходит без потерь. А впереди нас ждет последняя - лиса и тогда колобку-земле трындец.Вот такая космогония с геофизикой.

Гелена Труфанова 2   01.02.2020 10:30     Заявить о нарушении
остатки старых знаний,возможно еще працивилизаций,которые постепенно стали сказками.Морозко ведь тоже на самом деле сказка об инициации подростков

Гелена Труфанова 2   01.02.2020 13:23   Заявить о нарушении
однако похоже: или инициация или жертвоприношение.ВОзможно не найден не значит не был.Сказки ведь отражали древние ритуалы

Гелена Труфанова 2   01.02.2020 16:40   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глупая мудрая сказка» (профиль удален)

А мне кажется, что курочка-ряба и золотое яичко тут ни причем. Богом было запрограммировано изгнание Адама и Евы из рая. Ведь если бы они там и остались, значит, человечество бы не размножилось, а по аналогии с ним и животный мир. Точно так же предательство Иуды было запрограммировано. Не предай Иуда Христа, тот не взошел бы на Голгофу и не пожертвовал бы жизнью, чтобы спасти человечество.

Иван Наумов   21.12.2019 08:29     Заявить о нарушении
Рецензия на «Глупая мудрая сказка» (профиль удален)

Курочка(искуситель-провокатор) преподнесла деду с бабкой(людям) некий загадочно-драгоценный объект для познания. Стремление(грубые простые воздействия) познать , что сокрыто под "золотой скорлупой", оказались тщетными. "Мышь"(случай) легко и просто вскрыла "ларчик", по всей вероятности содержащий нечто огорчившее людей( типа: истина вам, люди недоступна!). Люди разочаровались, плачут! Тут курочка(искуситель) предложила им довольствоваться малым, простым и не заморачиваться разгадками непостижимых тайн Вселенной.
Урок такой: люди не суйтесь , куда не надо!
С уважением.
Ирина.
Вот шутка-размышление на эту тему:http://www.proza.ru/2017/12/03/1340

Ирина Шатуновская   20.12.2019 10:11     Заявить о нарушении
Курица здесь - невольный провокатор.
Лиса всегда - обманщица.
Волк - глупая сила.

Ирина Шатуновская   20.12.2019 10:49   Заявить о нарушении
Провокация(мед.) - это метод исследования.Например, провокация Манту... Не стоит придавать этому слову всегда негативный социальный оттенок.
Общее значение этого слова - это побуждение к действию

Ирина Шатуновская   20.12.2019 11:03   Заявить о нарушении
Провокация(лат.) - вызов. Проверка на что-то. Взял неандерталец камень и бросил его в зев пещеры незнакомой. Выскочил саблезубый тигр - надо бежать. Не выскочил - можно занимать пещеру самому.
Пример примитивной провокации.
Курочка тоже яйцо золотое не умышлено снесла...
Дева Мария не замышляла Сына божьего родить...
На всё воля чья-то.

Ирина Шатуновская   20.12.2019 15:35   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глупая мудрая сказка» (профиль удален)

А я так понимаю эту сказку.

Курочка снесла золотое яйцо.
Но старик со старухой не знали цену золоту и попытались использовать яйцо привычным образом - приготовить яичницу.

Когда мышь разбила яйцо, они плакали не по золоту, не по испорченному шедевру ювелирного искусства, а по пропавшему омлету.

Курочка поняла, что не надо дарить золото тёмным и убогим людям, не знающим его цену. Им нужен омлет. Потому и обещала им впредь нести только простые яйца.

Отсюда вывод: Не дарите любителю попсы произведения Баха, или Моцарта. Они не оценят. Им нужна простая упса-упса. В общем, не мечите бисер.

Михаил Сидорович   18.12.2019 14:00     Заявить о нарушении
А если представить себе, что живущие в деревне дедушка с бабушкой не знали, кому и где можно продать золото, чтобы купить еду?
Мне вспоминается восточная сказка, как визирь по глупости своей, когда подвернулся шанс загадать желание, велел, чтобы всё, к чему прикасаются его руки, превращалось в золото. Золота стало много, но и еда тоже становилась золотой. Визирь умен от голода.
В мудрой русской сказке речь о том, что всё хорошо в своё время. Это как загадка "Когда ложка дорога?" И ответ "К обеду!"
Дед с бабкой не потому плакали, что яйцо разбилось, они сами его били, хоть и безуспешно, но разбитое яйцо не оставило шанса на то, чтобы употребить его по
назначению, как еду. Курочка-умница сразу это поняла и пообещала исправиться)))

Это не суровая восточная сказка. У бедного визиря не было курочки, потому жадность и осуждается, признаётся смертельной.
Когда старики были бы супер-деловые, сбыли бы и разбитое яйцо, скорлупа ведь золотая. Тогда ещё не было Фаберже и его ювелирного искусства))))

Кузнецова Любовь Алексеевна   19.12.2019 18:28   Заявить о нарушении
Про сковороду и яичницу не писала, извольте заметить. Про омлет тоже. Так что про незнание истории - это Вы погорячились.
Яйцо - это еда, но когда оно упало на пол и разбилось, то, поскольку с пола есть нельзя, значит, пиши, пропало. Вы не чувствуете иронии, потому воспринимаете всё буквально, хотя речь о сказке. А её не стоит расценивать как свидетельство о реальном случае.
Добрая ФЕЯ.

Кузнецова Любовь Алексеевна   19.12.2019 20:36   Заявить о нарушении
Подобных изысканий было и будет! Вот, как пример, не моё, конечно.

http://www.proza.ru/2006/03/27-113

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 00:50   Заявить о нарушении
Можно, я опять встряну?

В горшках отлично запекаются яйца, как раз в разбитом виде. Традиционно омлет не жарили, а именно запекали в русской печке. Кроме того, яйцо применялось в тесте, например, для выпечки блинов. И чтобы смешать яйцо с мукой, яйцо требовалось разбить.

Ничего личного, просто факты.

Когда я писал о пропавшей яичнице, это была шутка, утрирование.

Теперь о товарно-денежных отношений, которых якобы не было на Руси.

Были, причём с незапамятных времён. Великий шёлковый путь шёл от Китая до Волги. А дальше начинался Волжско-балтийский торговый путь. По Волге стругами везли шёлк до Твери, потом сухим путём, до Новгорода, потом по Волхову, Ладожскому озеру и дальше по Неве. А дальше по Балтийскому, Северному морям, через Ламанш, аж до Бискайского залива.

Вот, откуда в шведском языке взялись слова ТОРГ, ПЕЧАТЬ, БЕЗМЕН, ЛОДЬЯ, ШЁЛК?
Именно оттуда.

Попутно везли меха, оружие, а обратным путём соль и драгметаллы.

На руси, до освоения Урала не было ни серебряных, ни золотых рудников. Потому, очень мало своих монет, но полно кладов с персидскими и европейскими монетами. Если не было товарно-денежных отношений, тогда зачем монеты?

Из-за нехватки драгметаллов, русские люди изобрели первые в истории человечества ассигнации - куны. Сначала в качестве денег использовали куньи шкурки. Но от частого перехода из рук в руки, меха портились. Тогда князья стали использовать куньи мордочки с княжеским клеймом. Такое клеймо гарантировало, что по первому требованию предъявителя, эту кунью мордочку обменяют на целую шкурку. Мордочки всё равно для шитья не использовались. И подделать такую ассигнацию было невозможно (объёмную, с отверстиями для глаз и ноздрями).

Сохранилась масса документов об оплате наёмным работникам, аж с пятнадцатого века. Мы знаем даже количество денег платившихся за тот, или иной труд. Так жалование стрельцов - четыре рубля в год. Жалование царских портных - 3 рубля в год, плюс три копейки подённого корма. Подённый корм выплачивался даже за воскресенья и за дни вынужденных простоев. Отдельные категории работников получали аж до семи копеек подённого корма.

Если не было товарно денежных отношений, то куда они эти деньги девали? И чем питались?

И вообще, без товарно-денежных отношений города свыше трёх тысяч населения просто не могут существовать. А ведь были такие крупные города, как Новгород, Тверь, Москва, Киев, Смоленск. В них были десятки и сотни тысяч населения. Прикиньте площадь запашки, чтобы их прокормить, и количество дней ходьбы, чтобы горожанин мог дойти до своего участка. Нет, не могли заниматься земледелием горожане древней Руси. Хлеб покупали.

Карамзин, в "Истории государства Российского" часто упоминает о неурожаях, голоде и заоблачных ценах на хлеб. Откуда взялись цены, если не было товарно-денежных отношений?

Там же упоминается о грабительских процентах у ростовщиков при Святополке Втором, и о законодательном ограничении ростов Владимиром Мономахом.(12 век)

Так, что всё на Руси было, и деньги, и товарно-денежные отношения, и государственные ассигнации, и даже частная банковская система с государственным регулированием. И даже бунты против ростовщиков были. Было и долговое рабство (запродать себя в холопы).

Всё это не имеет отношения к смыслу сказки про курочку Рябу. Просто факты. Киевская Русь была культурной цивилизованной страной, не хуже других стран того времени, а в плане гигиены и чистоты, даже лучше.

Сохранились письма Анны Ярославны - дочери Ярослава Мудрого, которую выдали за французского короля Генриха Первого.

Так вот, Анна жалуется на отсутствие мостовых в Париже, на непролазную грязь, на отсутствие бань, на отсутствие печей. От каминов одна копоть и почти никакого тепла, а местные каменщики настолько тупы, что не способны построить печь даже для королевы. Говорят, что печь это колдовство, уголовное дело.

Вся информация, которую я дал, легко поддаётся проверке. Просто погуглите и узнаете гораздо больше о товарно-денежных отношениях на Руси.

Спасибо за внимание.)))

Михаил Сидорович   20.12.2019 06:37   Заявить о нарушении
Если быть точным, то крепостное право (отмена Юрьева дня) появилась на руси в начале 17го века, при Годунове. А право продажи крепостного человека появилось только в начале 18го века, при Петре.

А до этого, крестьяне были свободными гражданами, субъектами права. Именно они продавали излишки зерна, и на вырученные деньги покупали ремесленные изделия (в основном керамику и железный инструмент, который не могли производить сами). Таким образом, даже самый дремучий крестьянин хотя бы раз в году участвовал в товарно-денежных отношениях.

Неопределённость статуса дедки и бабки говорит нам о глубокой древности сказки, когда, возможно, социальных различий ещё не существовало.

Так, например, в Аркаиме (2 000 лет до нашей эры) все жилища выглядят одинаково. Было примерное имущественное равенство. Мы, конечно не знаем, какой национальности были жители Аркаима. Но раз было общество имущественного равенства у одного народа, значит, вполне могло быть и у славян.

Христианизация же пришла поздно. Первые попытки христианизации по некоторым источникам, в 4м веке нашей эры. Владимирово крещение - в конце десятого века. Окончательное крещение (например, Муром) - в одиннадцатом веке.

Но социальное и имущественное неравенство возникло в незапамятные времена, за сотни, а может быть, за тысячи лет до крещения.

Вот почему, я бы поостерёгся связывать рождение данной сказки с крещением.

Христианство могло повлиять на древний миф, превратив его в сказку. Так, например, если первыми героями этой сказки были бог и богиня, то по понятным причинам, их языческие имена были заменены на абстрактное дед и баба. Такое вполне возможно. (это вторая версия отсутствия указания на статус героев сказки).

Например, вспомните Голубиную книгу. Описывается явно языческий миф о сотворении мира. Мир творится не по слову Божию (как в Библии), а из частей тела Создателя, (как в Риг-веде). Но имя Творца заменено на Сагаоф. Почему?

Гореть на костре народным сказителям не очень хотелось, вот и заменили Род, на Сагаоф... горы - от костей его, моря - от крови его, солнце ясное - от лица его, ветры буйные - от дыхания его... (Сагаофа)

Вполне возможно, что и с курочкой Рябой произошла та же метаморфоза. Должность деда и бабы не указана. (Ну, не хотелось на костёр, за упоминание запрещённых имён птицы Сва, Сварога и Макоши).

А сказочка непростая, тут вы правы. Не могу спорить, ибо ничего определённого не утверждаю. Может так, а может, и не так. Одни догадки и аналогии.

Но ведь у вас тоже догадки. Одна догадка против другой догадки бессильна. На сем предлагаю вам выпить мировую, и остаться при своём мнении.)))

Вот "Статус Крыма" хороший коньяк.

Михаил Сидорович   20.12.2019 09:55   Заявить о нарушении
Во всем соглашусь, кроме мелочей. Именно князь Владимир Святославич подарил своей дружине золотые ложки. Это исторический факт.
Ложки известны были даже голожопым зулусам. Они считали, что твёрдую пищу (мясо, лепёшки) надо брать руками, а жидкую - каша, похлёбки надо есть ложкой.

Тут всё дело в традиции. У узбеков и чукчей своя традиция. У Русских - своя. Не стоит переносить её на русских.

Первое упоминание об индивидуальных ложках относится именно к князю Владимиру. Но это не доказывает, что он первый их изобрёл. Вполне возможно, что деревянные ложки использовались и на несколько тысяч лет раньше. (Попробуйте есть горячую кашу из общего горшка без ложки).

Что касается омлета. Слово заимствовано. Но смешать яйцо с молоком и запечь дело нехитрое, вполне доступное нашим предкам. Только называлось это блюдо яичницей, поскольку готовилось из яиц.

Даже дикие англичане догадались создать пудинг, основа которого яйца, в которые запекалось практически всё, что угодно, от старой недоеденной каши, до мяса, грибов и прочего, что завалялось в кладовой.

Таким образом, технические возможности для приготовления яичницы у наших предков имелись, и отнюдь не доказано, что яичницу не готовили, а только варили яйца.

Археологи находят керамические сковородки, удобные для запекания блюд.

Русскую печку конечно, не станут топить ради одного яйца. Но вполне могут топить ради тепла, а приготовление пищи попутный процесс, раз уж всё равно зимой печку топят, почему бы не запечь в ней кашу, яичницу, курицу?

Русская печь появилась не сразу. С четвёртого века в славянских землянках была печь-каменка. Она представляла собой сооружение в форме усечённого конуса, сложенное из камней, без раствора. Внизу оставлялось устье для подкладывания дров, а на верху было круглое отверстие, в которое ставили горшок, или котёл, или глиняную сковороду. Дым же выходил через щели между камней.

Такая печь не требовала постоянного топления, ибо тепло долго сохранялось в нагретых камнях. Благодаря этому наши предки не дежурили у очага всю ночь, как чукчи, а протапливали печь 3-4 раза в сутки и спокойно спали всю ночь в тепле.
С появлением русской печи, жить стало ещё легче. Её топят два раза в сутки, и она долго хранит тепло.

Конечно, в 19м веке стали делать печи с печными ходами, которые экономили дрова по сравнению с русской печкой в два-три раза. Но это уже другая история.

По сказке понятно, что яйцо старались разбить именно в кулинарных целях. А уж хотела ли бабка приготовить блины, или яичницу, не имеет значения. То, что яйцо пропало, разбившись на полу, тоже совершенно ясно. С пола есть нельзя.

Вот, пожалуй и всё, что можно сказать определённо.

Что же заключается в аллегории золотого яйца, вопрос открытый. Вы считаете, что это Божья благодать? Ваше право. Я бы поостерёгся делать такие однозначные выводы. На мой взгляд, это весьма шаткое предположение.

Михаил Сидорович   20.12.2019 11:48   Заявить о нарушении
Могу согласиться с Любовью Кузнецовой. Возможно, смысл сказки действительно противоположный. Натуральное яйцо - вот истинная ценность, а золото - ложная ценность.

Может оказаться и третья истина.

Это как в даосских притчах, там всегда смыслов несколько. Такой вариант тоже не исключаю.

Михаил Сидорович   20.12.2019 11:52   Заявить о нарушении
Здравствуйте авторы!
"А Вас не смутило, что Любовь Алексеевна предположила, что эти люди могли НЕ ЗНАТЬ куда девать золото?"
А если сопоставить этот вопрос и строки из "Евгения Онегина"?

"...И был глубокий эконом,
ТО есть, умел судить о том,
Как государство богатеет
И чем живёт, и почему
Не нужно золота ему,
Когда простой продукт имеет..."

Я специально написала о сюжете восточной сказки, чтобы ясно стало, что всё хорошо, что уместно. Курица - домашняя птица. От неё польза определённая (не для красоты ведь держат в хозяйстве?) Золотое яйцо в контексте события (для еды) было неуместно. Если яйцо пытались разбить, то чтобы съесть, не иначе. Золотое оно или деревянное, не важно. Важен "простой продукт". Когда упало на пол, съесть яйцо стало невозможно, потому старики и плакали. Курочка-умница пообещала исправиться. Приносить УМЕСТНЫЙ продукт. С тем, чтобы его можно было без труда употребить в пищу.

Что касается "современной сказки", на которую дала ссылку, так там простой стёб, но несколько закамуфлированный. Мы знакомы с автором, лет 10 назад он мне об этой своей публикации рассказывал, потом я прочла. Шутит человек!

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 12:07   Заявить о нарушении
Ещё я сразу написала, "когда старики были бы супер-деловые, сбыли бы и разбитое яйцо, скорлупа ведь золотая", плакать нет причины. Сдали бы как лом. Нет, они плакали от досады! В то время их золото не впечатлило, почему-то. Правильно ли это? Тупые ли они и совсем не практичные? Поберегли бы целым для ювелира Фаберже. Но - мышка "хвостиком махнула", экая неловкая!
.

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 12:18   Заявить о нарушении
Любовь, я вас поддерживаю. Возможно и так.

Михаил Сидорович   20.12.2019 12:22   Заявить о нарушении
В сказке прямо так и написано:"А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко УПАЛО и разбилось". Упасть оно могла на пол, как я понимаю. А Вы как думаете, почему разбилось? От удара хвостика мышки?

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 12:55   Заявить о нарушении
"Разбила сердце мне, покой взяла",- как это в песенке, вполне возможно такое ощущение, что жизнь разбита, например.
Сердце, вообще-то, может реально разбиться, прямо в грудной клетке. Инфарктом это называется, разрыв сердца. Иногда, если помощь подоспела вовремя, возможно излечение.

Ну, допустим, с огромным трудом, но попробуем согласиться, что "Мышь не как простое животное, а как посланника божьего, которое своими магическими действиями способно расколоть целостность дара, что Люди сделать не в состоянии" Отчего же не обрадоваться тому, что получилось то, чего добивались? Почему плачут? Потому, что мышка разбила, а они, как ни старались, не смогли? Плачут от осознания своей слабости? Что это значит?
Я думаю, что сказка проще, чем можно на неё накрутить смыслов. Золото не во всех случаях жизни самое главное. Когда кушать хочется, например. Но даже и в этом случае, "что упало, то пропало".

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 13:48   Заявить о нарушении
"Сказка ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок", как известно. Она для детей. Взрослые вольны трактовать, как им угодно, тут важнее, какой смысл может вынести ребёнок, чему сказка его учит. Как бы Вы сформулировали урок для детей, маленьких, ведь старшим уже её не читают.

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 16:17   Заявить о нарушении
"Дед плачет, баба плачет, а курочка кудкудачет: "Не плачьте, дед и баба!
Снесу я вам другое яичко, не золотое, а простое". Это самый конец сказки.Неужели мышка тоже не понимает, что плачут они от радости, и берётся их утешать обещанием?
Я сказку знаю дословно наизусть.

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 16:27   Заявить о нарушении
Зачем бы мне это - переубеждать кого бы то ни было? Вы слишком хорошо обо мне подумали, что именно такую задачу перед собой я ставила. Мне такое счастье ненадобно вовсе, уверяю Вас. Был обмен мнениями. Вам не понравилось моё мнение, мне - Ваше.
Обещаю, что впредь не зайду на Вашу страницу, а то уж Вы хамить принялись, будто и Слова о полку Игореве не знаю". Хотя не о том речь.

Меня изумил вывод Ужанкова насчёт того, что яйцо было положено на полочку. Это откуда такие исторические свидетельства??? В сказке об этом ничего не говорится. Шутит, видимо!

У меня хорошая память. Знаю наизусть роман в стихах, поэмы и много классических стихотворений, современных тоже. Это просто к сведению, чтобы не были уверенным, что еле-еле сказку осилила, а вот уже подумать о ней - разума не хватило.

Предлагаю более никогда не пересекаться. Я свои выводы и Вас сделала. прощайте.

Кузнецова Любовь Алексеевна   20.12.2019 19:38   Заявить о нарушении
Рецензия на «Глупая мудрая сказка» (профиль удален)

Фига себе!..первое, что вырвалось из башки.
Нада перечитать старые добрые сказки.
Мое поколение на них росло и возможно подсознательно, не вдаваясь так глубоко, шла попытка познания, попытка понять, о чем ведали предки...

Елена Рубинина   17.12.2019 17:59     Заявить о нарушении