Рецензии на произведение «Ментальный крест славянства»

Рецензия на «Ментальный крест славянства» (Геннадий Шалюгин)

Очень интересны Ваши размышления. А фигура героя чеховского рассказа, несомненно, символическая, и в то же время реалистическая до жути.

Успехов Вам.

Вера Вестникова   02.05.2021 17:06     Заявить о нарушении
Рецензия на «Ментальный крест славянства» (Геннадий Шалюгин)

Добрый день, Геннадий Александрович!
Очень интересные размышления, убедительные параллели, ссылки на великих и умозаключения по ментальности славянства. Действительно, менталитет славянства - это "акинфейство", замешанное на неуважении к законам, на вороватости, на извечном стремлении к "халяве". У американца предел мечтаний - т.н. "американская мечта", которая сводиться к некоему набору стандартных материальных благ в виде миллиона баксов на счету, частных владений с бассейном, гаражами для автомобилей, наличие океанской яхты и частного самолёта. При этом, американец надеется на "халяву", разве-что, в виде счастливого лотерейного билета.
Формула нашей "славянской мечты" о "халяве" - это удачно объегорить, украсть, отжать, выгодно распилить и чтобы тебе ничего за это не было. А, дальше всё работает как швейцарские часы. Если есть "бабло", "статус" и "понты" - ты становишься неприкасаемым...
Спасибо. С уважением, Г.К.



Георгий Качаев   22.03.2021 11:39     Заявить о нарушении
Хорошо вы сказали - акинфейство... Может, не все так страшно. Посмотрим на итоги пандемии коронавируса. Спасибо!

Геннадий Шалюгин   23.03.2021 07:27   Заявить о нарушении
Рецензия на «Ментальный крест славянства» (Геннадий Шалюгин)

Слишком печально. Прочитаное навевает грусть и печаль о будущем. А так хочется позитива, предвидения положительного в нашей жизни. Может, с точки зрения науки, исследований истории все верно, но хочется жить и верить в лучшее, а оно все равно есть и будет.

Нина Зародова   22.03.2021 10:59     Заявить о нарушении
Определён новый символ веры пассионарность!
Лев Хазарский

Сегодня на самом верху российской политической власти было заявлено, что мы верим в пассинарность. Ввиду того, что мною, Л.Х., это вопрос концептуально проработан в эссе «О неизбежности закономерного. Алгоритмы Истории» и углублён в статье «Маша и медведь. Феномен нового архетипа», я оставляю за собой право добавить несколько строк в развитие темы.
Итак, что такое пассионарность?
Это избыточная биосоциальная энергия индивида и коллективов, которой хватает не только для личного и видового самосохранения, но и для работы по изменению окружающей среды.
Отметим сразу, пассионарность термин научный. Однако измерять её, как другие виды энергии, мы не можем. Говорить о чём-то, подобном джоулям и ваттам, здесь неуместно. Мы осознаём пассионарность лишь в её внешних характеристиках. Явление это и биологическое, и социальное. То есть пассионарность не подконтрольна воле носителей.
Существует она и в мире животных. Особо ярко это выражено, когда массы леммингов или саранчи покидают насиженные места, чтобы заведомо погибнуть на чужбине. Они подчиняются определённому эволюционному алгоритму. У людей этот выброс избыточной энергии пропускается через призму социальных отношений, но биологический стержень и здесь неумолим.
Когда горстка македонян покорила и ограбила многолюдную персидскую империю, смысла в дальнейших завоеваниях уже не было. Богатств хватало на всех. Вождь завоевателей Александр Великий недолго искал стимулы для экспансии, и приказал все трофеи уничтожить. Он повёл своих соратников завоёвывать Индию, где их ждали новые богатства.
Он был безумцем? Нет, пассионарием!
Отряд Кортеса в триста человек, не имея ни пушек, ни пороха, потерянного при отходе из Теночтитлана, был окружён армией ацтеков в сто тысяч бойцов. Триста испанцев (не путать со спартанцами) перебили всех ацтеков. Испанцы были беспощадны и жестоки, но не это привело к победе. Они обладали пассионарностью, которой не было у ацтеков.
Говоря о пассионарности, мы пытаемся удержаться в рамках материализма, хотя сделать это не так-то просто. Скажем прямо, данный термин широко используется по чисто техническим причинам. Есть сущность в её многочисленных проявлениях, и возникает объективная необходимость эти процессы как-то анализировать.
Приведём два примера.
На заре появления науки химии торжествовала теория флогистона. Речь шла о «сверхтонкой материи», «огненной субстанции», якобы наполняющей все горючие вещества и высвобождающейся из них при горении. В дальнейшем стало ясно, что мир устроен несколько иначе. Но отвергнув флогистон, химики не остановились в развитии.
Аналогичная ситуация сложилась и с эфиром, гипотетической всепроникающей средой, колебания которой проявляют себя как электромагнитные волны. Концепция светоносного эфира получила подробное обоснование в рамках волновой оптики и электромагнитной теории. Он рассматривался также как материальный аналог абсолютного пространства. Расставаться с этой теорией было крайне нелегко. Окончательно её опровергли уже в 20 веке.
Итак, пассионарность, объективное существование которой оказывает влияние на нашу жизнь, может быть помещена где-то на границе науки и религии. В ряду таких категорий, как мемы, эгрегоры, коллективное бессознательное, душа народа. То есть в пассионарность можно или не верить, или верить.
Вот тут-то, как говорится, собака и порылась. Почему именно сейчас идея оглашена на самом высоком государственном уровне? Ведь концепции уже более полувека и появилась она именно в России. Вкратце обрисуем саму суть теории. По тем или иным причинам (рассматривать их пока не будем) на определённой территории население заряжается избытком биосоциальной энергии. Это называется пассионарным толчком. И начинает совершать исторические деяния.
Горстка викингов терроризирует всю Европу. Монголы, словно обезумев, крушат всё на своём пути до Польши и Сирии, до Кореи и Индонезии. То есть пассионарность неожиданно появляется и медленно сгорает в топке этногенеза, являясь источником энергии для грандиозных исторических явлений. Этнос с высокой пассионарностью творит историю, этнос с малой пассионарностью тихо дряхлеет и сходит с исторической арены. Это в лучшем варианте. Скорее всего, его разорвут на куски и добьют более энергичные соседи.
Но это всё чистая теория. Попробуем конкретизировать ситуацию. То есть зададим вопрос «а кто здесь who?». И тут вырисовывается масса моментов, которые не позволяли долгие десятилетия воспринимать эту теорию всерьёз. Появилась она в 60ых годах 20 века. И утверждала, что начиная с 20ых годов 21века Россию ждёт, априорно, детерминированно, невиданный подъём. Ну, просто потому, что она войдёт в возрастную эпоху расцвета. Успех этот предполагался безотносительно к усилиям нации. Как манна с неба.
Но это полдела. На эти же годы прогнозировался полный закат и деградация Коллективного Запада. Ибо русский этнос родился на Куликовом поле в 1380году. А современная Европа, включая метастазы США, Канаду и Австралию, в 843году, в день раздела империи Карла Великого. Европа на полтысячи лет старше, нет, старее России. Соответственно, не только расцвет, но и дряхлость наступит раньше.
Но что мы все видели в действительности?! Большая Россия в форме СССР потихоньку скатывалась в застой, а «цивилизованный мир» шёл от успеха к успеху. А затем наступили 80ые и 90ые годы, и говорить о теории пассионарности стало просто дурным тоном. Развал советской империи воспринимался всеми, включая самих русских, как гибель Русской цивилизации, Русского мира, да и русского этноса в принципе. Коллективный Запад торжествовал, полагая, что соревнование цивилизаций выиграл навечно.
Однако, после Мюнхенской речи президента в 2007году, а особенно весной 2014года, когда словарный запас русского языка пополнился существительным Крымнаш, «цивилизованный мир» осознал, что с похоронами России поторопились.
Санкции, которые предназначались для превращения России в «бензоколонку с разорванной в клочья экономикой» возымели обратное действие. Впервые за всю свою тысячелетнюю историю Россия выиграла у Запада гонку вооружений. Буквально за последние три года Россия обогнала Запад (точнее Золотой Миллиард, ведь сюда мы автоматически относим Японию, Корею и Австралию) и в потребительских технологиях.



Лев Хазарский   13.07.2022 09:36   Заявить о нарушении
Образно говоря, молодая Россия строит атомные реакторы на быстрых нейтронах и ядерно-термоядерные гибридные реакторы, а Коллективный Запад, обменяв христианство на Экологическую религию, закрывает реакторы и сооружает ветряки. Если Дания просто ставит ветряки, то Корея, у которой, в отличие от Японии, никакой Фукусимы не было, готова остановить 17 отлично работающих реакторов и заменить их ветряками.
Это не просто новая религия, и даже не сектантство. Это антисистемное явление на уровне борьбы с вейсманистами-морганистами в СССР в 40ые и 50ые годы. То есть путь в никуда. Последняя зима, когда все солнечные батареи в Германии засыпало снегом, а 30.000 ветряков замерли в безветрие как один, показала, что «ребята не ту жилу качают». Пока они ещё смогли купить электричество, произведённое на атомных станциях во Франции и на угольных в Польше. Но скоро яростные ревнители новой религии исправят «это безобразие».
Немцев всегда заносит в какую-нибудь мистику. То ведьм жгут пачками, то национал-социализм во главе с фюрером строят. Не живётся, как нормальным людям. Пожелаем успехов на этом пути истины и им, и их европейским подопечным. Не сомневаюсь, немцы всех выстроят ровными рядами. Ни поляки не разбегутся, ни румыны.
А у нас свой «православный Фэн-шуй». Пассионарность, как новый символ веры, это не шутки. Это серьёзно и надолго. Конечно, слоган «сегодня Бог крышует Россию» и яснее и привлекательней. Но на уровне государственной политики так прямолинейно нельзя. Конечно, американцы запросто даже на баксах пишут «In God We Trust», показывая, что им можно. И однозначно понимают фразу как «In God we trust, all others pay cash», то есть «Мы верим Богу, остальные платят наличными».
Ну, да и ладно, это всё вчерашний день. На повестке дня другой дискурс. Взяв пассионарность как символ веры, мы говорим себе и миру как о нашей обречённости на успех, так и о предопределённости судьбы «цивилизованного мира». Но кроме «Золотого Миллиарда» на планете ещё семь миллиардов людей. Вспомним и о них. Мы не станем делать из прогнозов предсказания, ограничим полёт фантазии.
Население Нигерии в 1980году составляло 70 миллионов в 2020году 200, а в 2100году будет 800 миллионов. Такие же пропорции по всей Чёрной Африке. Даст ли это взрыв пассионарной энергии, переместится ли центр мировой цивилизации через сто лет на берега Конго и Замбези мы не знаем. Однако исключать этого нельзя.
Спустимся с небес на землю. В наши дни есть три серьёзных игрока на политической сцене, о которых можно говорить в рамках теории пассионарности. Это Россия, Китай, Индия. Умирающий Запад нас не интересует. Мир Ислама и Латинская Америка тоже мало что могут сказать.
Надо заявить чётко и однозначно: и в Китае, и в Индии пассионарность накопленная. Это древние этносы и пассионарных толчков там не было уже давно. Что принципиально отличает эти страны от России. Для пояснения приведём два примера.
В 1492году была открыта Америка, а ровно через четверть века в Германии началась религиозная революция. Религиозные войны между католиками и протестантами шли с 1517 по 1648год, что сократило численность немцев вчетверо. Немцы оказались вне игры. Им не достались ни колонии, ни мировая торговля. Три с половиной века они копили нерастраченную пассионарность, которая вылилась победами Второго и Третьего Рейха. После 1945 года уровень немецкой пассионарности понизился до общеевропейского: кругом мир, дружба, жвачка.
То же самое произошло и в Японии. С 1603 по 1855 год страна пребывала в самоизоляции. Десять поколений самураев не участвовали в боевых действиях. Японию насильно открыли американцы. И японцы как с цепи сорвались. Ускоренная модернизация, ряд победоносных войн. После 1945года технологический рывок. В 1988году первое место в мире по ВВП на душу населения. А затем пассионарность закончилась, и началось тихое спокойное угасание.
Китай от начала первой Опиумной войны, 1840год, и до самых реформ Дэн Сяопина, 1978год, почти полтора столетия находился на грани самоликвидации.
После разгрома индусов в битве при Плесси в 1757году, а особенно после подавления восстания сипаев в 1858году, жителям Индии не оставалось ничего другого, как копить пассионарность. Независимость индийцы не завоевали, а выстрадали в 1947 году. Поэтому на раскачку ушло ещё полвека.
В наши дни Китай и Индия на подъёме. Но можно смело утверждать «их бензобак заправлен далеко не под завязку». Пассионарности хватит не больше, чем немцам и японцам.
Именно осознание реально сложившейся внешнеполитической ситуации позволяет руководству страны сегодня смело поднять на щит, казалось бы, давно забытую теорию пассионарности.

Мы искренно верим, что вышеприведённый анализ является не плодом воспалённого сознания, а объективной оценкой миропорядка.
С пожеланием всего наилучшего читателям, Ваш Л. Х.

Лев Хазарский   13.07.2022 09:37   Заявить о нарушении