Возмутительная книга

Галина Щекина: литературный дневник

Странная, необычная книга вышла у Ирины Балашовой - «Города и страны». Странная не в смысле жанра. Путевые заметки люди, конечно пишут. Так как они много и лихо путешествуют. Но мы видим, как те же люди перестают просто художественные книги читать. Не то что документальные. Вообще перестают. А тут такое.
Поэтому я восклицаю: Ирина Борисовна? Безумству храбрых поем мы славу (цитата).
Надо отметить, что это не путевые заметки обывателя, а путевые зметки искусствоведа. Это совешенно обезоруживает. У меня текут слезы: я вспоминаю как мы с сыном учили в школе предмет МХК. Вот он описывал соборы и потом кричал из прихожей.,не попадая в рукав парадного пиджака - а теперь диктуй мне мое мнение. Вот кому пригодилас бы эта книга. Те люди. которые лишены росмкоши путешествоваь,будут целовать эту книгу.
Эта книга - страшное оружие в борьбе с равнодушием. Многие наши дорогие соотечественники ратерянно стоят перед храмами, скульптурами и картинами в немой тоске и молчании. Они же ничего не чувствуют. А положено. А когда прочтешь как тоит перед картинами наша героиня, поневоле усомнишься – нормальна ли я сама, когда ничего не чувствую? Книга Балашовой задает благородную норму поведения читателям. Любить искусство – блпгородная норма. Естественная как воздух. Многие об этом удачно забыли.
Рассказы Ирины Борисовны подобны любовным серенадам, но но не по отношению к людям. а к картинам и архитектуре.
В Дрезденской галерее путашественница видела «Девушку читающую письмо» Ян Веермена Дельфтского. И вступила в почти интимный немой разговор снею, можно сказать – они шептались…а позже заметила яблоки, они бросились ей в глаза как живые - ШИРОКИЕ МАЗКИ ЛЕПИЛИ КРУТЫЕ БОКА. Тут я совешенно деморализована, уверенно вижу что талант средневекового художника заставил работать другой талант словесный талан Балашовой.(Даже мне так не написать.) И мы с вами к тому причастны.
Отдельно надо говорить про итальянские страницы. У не там есть место, где здания. Шептаться с собором проблематично.
Но здесь другое воздействие –пространство. Цитата: «Когда встанешь в центр собора, тебя зтягивает космическая воронка».
Балашова не просто обозначает эпоху и автора. Она находит сильные чувственные выражения»снова цитата): «Я присела спокойно. Не двигаясь и долг-долго пила это небесное наслаждение»(рядом с картинами Бальдовинетти и Фра Беато).
Примеры можно приводить без конца. Но тут главное не фактология. Мне кажется главное – напомнить людям о наслаждеии искусством. Да. Конечно. Это знание. История. Материльная культура. Но то очем нна пишет – наслаждение и попытка его вернуть.Такая задача у этой книги.





Другие статьи в литературном дневнике: