Хорошая статья.https://meduza.io/feature/2015/09/02/katastrofa-na-autsorse
Толпы, несметные толпы людей, как правило, смуглых и плохо одетых, продираются через заграждения из колючей проволоки, прорывают полицейское оцепление на границе, штурмуют вокзалы, захватывают фуры. Репортажи из тихой старой Европы напоминают в последние дни фильм про зомби-апокалипсис или войну миров: вот толпа в Будапеште пытается прорваться к перронам, откуда уходят поезда на Германию, вот другая толпа захватывает грузовики, уходящие в тоннель под Ла-Маншем, а вот еще скопление людей — они тоже забрались в грузовик, идущий в Австрию, задохнулись и умерли, а вот еще десятки мертвых тел — в трюме лодки, направлявшейся из Ливии в Италию. Телевизионные картинки всегда давят на эмоции, но сейчас по нервам бьют даже факты и цифры: никогда со времен Второй мировой на планете не было столько беженцев. Еврокомиссия летом 2015-го насчитала во всем мире 60 миллионов перемещенных лиц, год еще не закончился, а в страны Евросоюза уже въехали 340 тысяч беженцев — это больше, чем за весь прошлый год. Их потоки продолжают увеличиваться и все меньше поддаются регулированию. Чтобы получить стройное объяснение происходящего, достаточно включить любой российский телеканал или открыть комментарии под статьей Ульяны Скойбеды на сайте «Комсомолки»: тут быстро объяснят, кто в этой истории зомби, и в чем причина апокалипсиса. Европе — кирдык, Шенгену — каюк, беженцы с Ближнего Востока вот-вот заполонят тихие парижские (берлинские, стокгольмские) улочки, сожрут все деньги налогоплательщиков, переделают Реймский собор в мечеть и устроят сплошное «шарли эбдо». В Европе паника, жители Гамбурга (Вены, Брюсселя) боятся выходить вечерами на улицу, и нерадостны лица простых парижан. И правильно, сами виноваты — нечего было плясать под дудочку Обамы, сбрасывать Каддафи и устраивать Арабскую весну, полезли в чужой монастырь со своей демократией, так получайте теперь. Поскольку это примерно третий конец Европы, который нам обещают за последние месяцы (предыдущие были связаны с референдумом в Шотландии и греческим кризисом), хотелось бы свериться с исходными данными. Итак: 340 тысяч мигрантов на все европейские страны за восемь месяцев — спору нет, это много. При этом только с начала сирийской войны Иордания приняла у себя 500 тысяч беженцев, Ливан — 1,1 миллиона, Турция — 1,7 миллиона, однако мы как-то не видим репортажей о гуманитарной катастрофе на южной турецкой границе и не читаем текстов Скойбеды о том, что Бейруту — каюк. По числу заявок на получение убежища в странах ЕС на втором месте после воюющей Сирии находятся Сербия и Косово (правда, сирийцам этот статус выдают в подавляющем большинстве, а сербов, напротив, по большей части заворачивают). Большинство мигрантов, прибывающих по морю в Италию, — беженцы из Эритреи (где никакого Каддафи никто не свергал). Далеко не все мигранты получают в итоге вид на жительство: та же Германия принимает у себя всего 40% от числа желающих получить статус беженца. Даже от нынешнего плохо контролируемого кризиса Греция и Италия страдают в гораздо большей степени, чем благополучная центральная Европа. Все мигранты, въехавшие в Европу за 2014-й, составляют примерно 0,03% от общего населения стран ЕС. Одним словом, с мигрантами все плохо — но есть в мире места, где дела еще хуже. Арабская весна виновата в этой ситуации не в большей степени, чем общее разделение планеты на богатый Север и бедный Юг, люди бегут в Европу не для того, чтобы устраивать ИГИЛ («Исламское государство» признано на территории России экстремистской организацией и запрещено — прим. «Медузы»), а скорее наоборот, чтобы спастись от ИГИЛа. В общем, кризис тяжел, но не фатален. И тем не менее: когда Ангела Меркель говорит, что ситуация с мигрантами ставит под вопрос ключевые европейские идеалы — она понимает, что говорит. Дело не только в том, что европейские страны не могут договориться друг с другом по формальным оргвопросам — где должны рассматриваться заявки на получение убежища, как перераспределить потоки мигрантов, кто, сколько и за какое время должен этих мигрантов у себя принять — Европа не может договориться на ценностном уровне. Мигранты показывают билеты на поезд в Германию на вокзале в Будапеште, сентябрь 2015 года Фото: Petr David Josek / AP / Scanpix Собственно, смотреть на историю с мигрантами можно с разных углов, и непонятно, какая из этих точек зрения (и в какой стране) окажется определяющей. Есть угол бытовой: мигранты — это прежде всего опасность, они несут с собой чуждые обычаи и культуру, в их среде процветает преступность, а то и терроризм, с ними просто не хочется жить рядом. Есть разрез экономический: Европа стремительно стареет, ей нужны рабочие руки, и это не обязательно должны быть физики-ядерщики и специалисты по IT — должен же кто-то улицы убирать и дежурить ночью на автозаправках, причем за небольшие деньги, эти неквалифицированные рабочие места и должны заполнить мигранты. Есть подход общецивилизационный: Европа в ответе за весь крещеный и некрещеный мир, если где-то на головы людей падают бомбы (и тем более, если людей убивают за их веру или цвет кожи), этих людей надо спасать. И есть, собственно, христианский взгляд на вещи — предписывающий помочь страждущему, приютить бездомного, возлюбить ближнего (и даже дальнего), как самого себя. Европа долго пыталась следовать срединному, умеренно-прагматическому пути — к примеру, без малого миллиард евро был потрачен на организацию лагерей беженцев в граничащих с Сирией странах — но гуманитарная катастрофа приобретает такой масштаб, когда выносить ее на аутсорс становится невозможно. Надо что-то решать, и разница ценностных подходов оказывается в этой ситуации непреодолимой. Как вернее сохранить свою идентичность — отгораживаясь от чужих четырехметровым забором (как это пытается делать Венгрия) или принимая их к себя и пытаясь в себе растворить? Традиционные европейские ценности — это стандартный набор бытовых, поведенческих и гастрономических привычек, или готовность помочь людям, убегающим от войны, даже ценой уничтожения этих привычек? Что тяжелее на метафизических весах — слезинка задохнувшегося в грузовике ребенка или кровь убитого парижского карикатуриста?
*** Подобный дискурс происходил на БиБиСи несколько дней тому назад. Попытка переосмысления миграции как двоякого процесса, обновления. © Copyright: Укрната Киевская, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|