Пятница XXV века

В кромешной темноте кто-то огромным красным карандашом отчеркнул линию горизонта. Потом показался краешек огненного шара и осветил дом, или скорее домик на опушке леса.
Разом как будто по команде дирижера запели птицы, луч солнца скользнул по лицу Родиона. И он в полусне подумал, что как все-таки хорошо дома, хорошо, что у него отпуск, и как хорошо будет всей семьей пойти за грибами. Он понимал, что это сон, но ему очень не хотелось с ним расставаться и возвращаться к действительности.
А действительность была такова. Родион Крутов находился не на даче, а в миллионах и миллионах километров от нее, на дальнем краю галактики. Звездолет «Валькирия», на котором он служил космонавтом –исследователем потерпел катастрофу в результате столкновения с огромным астероидом. Из всего экипажа звездолета численностью в 97 человек спасся только Родион Крутов, который по счастливой случайности занимался в момент катастрофы профилактическим обслуживаем спасательного «челнока». Челнок, настроенный на внештатные ситуации, мгновенно загерметизировался и катапультировался с гибнущего корабля.
Спустя месяц он доставил Родиона на ближайшую пригодную для жизни человека планету. Перед посадкой челнок несколько раз облетел ее на низкой орбите, произвел блиц-анализ атмосферы, флоры, фауны, провел атрибутацию. Результаты исследования показали, что эта планета вполне пригодна, даже комфортна для жизни человека, что она необитаема и по звездному каталогу ее инвентарный номер Э.Л.346.
Спасательный челнок был рассчитан на полугодовое автономное существование и соответственно после завершения этого срока все его системы жизнеобеспечения вышли из строя. Родион остался один на один с неизвестной планетой.
К счастью не было проблем с едой и водой. На деревьях росли съедобные плоды, в ручьях и озерах было полно рыбы, любопытные непуганые зайцеподобные  животные похоже просто стремились сыграть роль рагу на ужине у Родиона, а черепахи регулярно обеспечивали его свежими яйцами и черепаховым супом.
Но, как говориться, не хлебом единым. Родиона больше всего угнетало одиночество, но он заставлял себя не поддаваться унынию, не паниковать, у него в жизни был лозунг – «Пока действуем - живем, а пока живем – надеемся!» И в соответствии с этим лозунгом он постоянно загружал себя работой, не оставляя себе времени для тяжелых размышлений.
Жить в челноке было тесно, и Родион соорудил из ветвей и огромных листьев, похожих на земные банановые, но значительно больше по размеру пристройку, что-то вроде веранды. Потом он стал строить настоящий дом, со столовой, спальней и кухней. Не хватало только комнаты для гостей, но увы, они не предвиделись.
На эту стройку ушел почти год его жизни. Потом он построил мастерскую, склад и стал облагораживать прилегающую территорию: вырубил кустарник, соорудил цветник, выкопал пруд и обнес «усадьбу» изгородью. Сказать по правде, ему не от кого было отгораживаться, никто не приближался к его дому, но все-таки жить за изгородью было спокойнее, как-то «по-земному».
После того как «усадьба» была более или мене обустроена Родион решил организовать черепашью ферму. К этому делу он подошел по-научному: стал изучать жизнь этих животных, выяснил чем они питаются, где живут и т.д. и т.п. После месяца наблюдений Родион стал настоящим «черепаховедом», а через два месяца в его ферме уже было около двух десятков черепах. Они активно размножались и в избытке обеспечивали своего хозяина мясом и яйцами.
Обустроив свой быт, Родион загрустил. Он понимал, что бесцельное существование сведет его с ума. Надо было что-то придумать!
Он перебирал различные варианты своего «трудоустройства». Подвести ручей к его дому? Но зачем? Построить еще один дом? Но к чему? И он решил вырыть около дома пруд и разводить рыбу.
Со временем у него выработался жесткий распорядок дня. Он вставал рано утром, с восходом солнца, делал зарядку, бежал к ручью (метров 500 от дома) и плавал минут десять.
Потом по дороге домой он заходил в свой «супермаркет» за продуктами. Супермаркетом он называл рощу  рядом с его убежищем в которой он собирал плоды хлебного дерева и срывал несколько гроздей «волосатого» винограда.
После завтрака, с перерывом на обед он занимался своей фермой, своим новым проектом. На сон грядущий он обычно читал. Это «чтение» заключалось в том, что Родион старался вспомнить с начала и до конца содержание прочитанных когда-то книг. Он мысленно погружался в мир литературных героев, переживал вместе с ними основные события, описанные автором. Иногда в конце недели он устраивал для себя концерт, вспоминая, а иногда и исполняя, барабаня и «голося» знакомые мелодии (иногда звери ему подвывали). Иногда он приглашал себя в театр и мысленно пересматривал виденные когда-то спектакли.
Так прошло два года. Уже два года он разговаривал только с собой! Одиночество все больше и больше всего тяготило Родиона.
Его размеренная и привычная жизнь оборвалась внезапно. Однажды, во время утренней пробежки Родион наткнулся на странные следы. Присмотревшись, он понял что они оставлены гусеницами небольшого вездехода. От волнения Родион чуть не потерял сознание! Он не один! На планете есть другие разумные существа?! Бесконечное ужасное, противоестественное для человека одинокое существование закончено! Он готов к встрече, к общению с любым  разумным существом!
Немного успокоившись, Родион стал обдумывать сложившуюся ситуацию. Вернее всего планету посетила научная экспедиция, исследующая другие миры. Даже если она организована не землянами, то все равно разумные существа всегда смогут найти общий язык. Родион стремглав побежал по следам и вскоре увидел маленького, высотой примерно в метр робота, деловито исследующего окружающую территорию.
У него был цилиндрический корпус, усеянный какими-то датчиками и приборами, стоявший на гусеничной тележке, три гибкие руки, шарообразная голова с тремя «глазами» и двумя антеннами в виде двадцати сантиметровых «рожек». Вообще он напоминал чертика из старинных сказок.
Робот каждые двадцать метров останавливался, трогал своими «руками»-щупальцами все предметы вокруг, некоторые подносил у датчику на корпусе, некоторые к «глазам», очевидно, фиксировал в памяти нужные сведения и двигался дальше.
По внешнему виду трудно было определить, имеет ли он земное или инопланетное происхождение. Судя по тому, как робот преодолевал препятствия, ориентировался на местности, рассматривал и анализировал различные находки, было похоже на то, что он предназначался для автономной работы, был способен самостоятельно анализировать ситуацию и вырабатывать рациональные решения, обрабатывать оперативную информацию, ее накапливать и периодически отправлять своим хозяевам.
Понаблюдав за роботом, Родион понял, что он по-прежнему единственный человек на этой планете. Но он не отчаивался. У него появился шанс наладить с помощью робота контакт с его хозяевами, с внешним миром.
- Ну а пока, - подумал он- Робот может стать моим «Пятницей», моим собеседником, моим помощником.
Пытаясь наладить контакт с роботом, Родион встал на его пути. Тот остановился, внимательно осмотрел «препятствие», потом объехал его и продолжил свою работу. Так повторялось несколько раз. Четвертая попытка Родиона привлечь внимание робота была более удачной. На этот раз тот не ограничился визуальным контактом, а после осмотра аккуратно ощупал его своими руками-щупальцами и замер на несколько минут, как бы обрабатывая полученную информацию.
Родион решил, что сейчас самое время вступить с роботом в голосовой контакт. Он рассказал ему о том кто он, откуда и как попал на эту планету. Робот внимательно выслушал его монолог и, очевидно, зафиксировал полученные данные. Потом он опять аккуратно объехал Родиона и продолжил изучать местность.
Оставалась надежда, что робот со временем передаст собранную информацию своим операторам, и послание Родиона дойдет до них. Очевидно, что робот без команды операторов просто не может изменить свое поведение. Родиону оставалось ждать и надеяться!
Некоторое время жизнь Родиона и робота протека независимо друг от друга. Робот все так же деловито обследовал окружающую территорию, а Родион, потерявший надежду вступить с ним в контакт, постепенно вернулся к своим обычным делам.
Так продолжалось пару недель, до тех пор пока робот, обследуя склон метеоритной воронки не попал под камнепад. К счастью, его корпус почти не пострадал, но ходовая тележка была разбита вдребезги, а руки переломлены. Родион неплохо разбирался в роботехнике.Он решил реанимировать аварийного робота. Изучив его конструкцию, Родион убедился, что он явно земного происхождения и является улучшенной моделью стандартного робота-исследователя. Восстановить робот полностью, без специального инструмента, в полевых условиях, было невозможно. Тогда Род решил сделать ему для передвижения упрощенную тележку на колесах, из трех рук восстановить две и главное перепрограммировать его и настроить на обучение и взаимодействие с человеком.
Новый этап в жизни Родиона начался с того, что он дал роботу имя «Пятница», в память о легендарном Робинзоне Крузо. Потом Родион научил «Пятницу» говорить ему утром: «Доброе утро, Род! Как спалось?», а по вечерам: «Спокойной ночи, Род!». На это у него ушло почти два месяца. Потом обучение Пятницы пошло быстрее. Всего за месяц Родион научил его самым простым рабочим операциям: что-то взять, принести, убрать и т.д. Сначала Пятница выполнял их только по команде хозяина, но постепенно стал проявлять инициативу. Представьте радость Родиона, когда как то утром Пятница, не дожидаясь распоряжений Родиона принес к столу на завтрак черепашьи яйца!
Хотя почему он удивился, ведь интеллект данной модели робота был таким же как у пятилетнего ребенка и в нем изначально были заложены способности к обучению и развитию. За двадцать дней он научил Пятницу внимательно слушать его монологи и говорить периодически: «Да, да». Так у Родиона появился собеседник. Правда иногда он поддакивал не к месту, или не по делу удивлялся, но ведь так бывает и в жизни, и при разговоре людей.
Сначала Родиона радовало каждое слово сказанное Пятницей, но вскоре отдельные фразы, произнесенные невпопад, стали его раздражать. Тогда Родион решил разнообразить свое общение с роботом. Он ввел в его память уйму различных забавных историй, множество анекдотов и рассказов об интересных и курьезных случаях. Сначала он выступал в роли Шахерезады из 1001 ночи и наговорил роботу уйму занимательных историй, а потом в роли Шаха выслушивал их в исполнении Пятницы.
Конечно, общение Родиона с Пятницей носило условный характер, конечно, это не могло заменить общение с живым человеком, но в какой-то степени оно позволяло ему забыть о своем одиночестве. С появлением Пятницы жизнь Родиона стала разнообразнее и интереснее.
Однажды, возвращаясь с утренней прогулки, Родион услышал незнакомый голос. Он оцепенел от неожиданности. Сначала он решил, что у него галлюцинации; но голос не умолкал:
- Говорит Земля! Родион Петрович! Родион Петрович!.. Мы получили от робота-исследователя информацию о встрече с тобой! Мы рады твоему спасению!.. Информация с твоей планеты (Э.Л.346) до Земли идет пакетно, шесть месяцев, но это не помешает наши контактам. Мы поможем тебе. К сожалею сейчас, кроме моральной поддержки Земля тебе ничего дать не сможет. Два звездолета межгалактического класса находятся на противоположном крае вселенной, третий только строится, и будем надеяться, что через лет семь он вернет тебя на Землю!
Родион не знал что ему делать. Радоваться?! Огорчаться?! Или просто жить!!
И он составил план действий на ближайшие семь лет: изучение планеты, строительство базы для будущих исследователей и воспитание Пятницы. Не даром его лозунгом было изречение: «Пока действуем- живем, а пока живем – надеемся!».
    Солнце быстро приближалось к горизонту, как будто хотело убежать, спрятаться от надвигающейся тьмы. Ночь разом, без полутонов, накрыла небо черным куполом, усеянным миллиардами ярких звезд.
     Родион спал, и ему снилось, что он на Земле, во Дворце Наций, на торжественной встрече космонавтов. В зале, в первом ряду сидит его семья: жена, две дочки с мужьями и пятеро внуков. Он стоит на трибуне и рассказывает о своей космической одиссее. Рядом с ним стоит Пятница. Он выглядит очень забавно в длинном фраке и больших очках. После каждой фразы Родиона он говорит: да, да, конечно, так и было, так, так. Все смеются и аплодируют.
   Но это был приятный сон, а на самом деле встреча Родиона с Землей, с родными и близкими произойдет лишь через 2906 дней.


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию