День моей свадьбы

Мне двадцать один год. Судя по фотографиям тех пятидесятых годов, я была симпатичной девушкой. Но сама себе не очень нравилась. Маленького роста, курносая с раскосыми глазами, ну, что хорошего? Но друзей среди мальчиков, а потом и юношей у меня было предостаточно, и не просто друзей. Несколько человек откровенно ухаживали за мной и даже предлагали руку и сердце. Но я их всерьез на воспринимала. Всех, кроме одного. В шестнадцать лет я влюбилась в Сашу Косякина и, как оказалось потом, влюбилась на всю жизнь. Но одно дело влюбиться, а другое – выйти замуж. Почему-то я не могла этого себе представить. Мне казалось: вряд ли. Кто решится взять меня в жены всерьез?

16 ноября 1958 года в воскресенье мы с Сашей пошли в ЗАГС, что помещался тогда на Петровке напротив Столешникова переулка, и подали заявление на регистрацию брака. «Приходите завтра» – сказала, принимая наше заявление, пожилая регистраторша. Завтра, в понедельник? Нет, лучше во вторник, решила я. «Понимаешь, Саша, понедельник вообще тяжелый день, да и у меня в институте много занятий, жалко пропускать. А во вторник у меня всего-то одна пара. Давай распишемся во вторник!» Саша был согласен и на вторник. «Приходите 18 ноября в двенадцать часов и приводите двух свидетелей» – сказала работница ЗАГСа, и мы ушли.

Дома у меня, да и у Саши все родные впали в шоковое состояние, узнав, что через день мы поженимся. Нет, все они понимали, что это случится когда-нибудь, но чтобы вот так сразу... «Мы даже не сможем вам сыграть настоящую свадьбу, на ее подготовку нужно время, – говорила моя мама, – и как же свадебное платье? И где вы вообще будете жить?»

В том 1958 году я с мамой, маминой сестрой Асей и бабушкой жили в восемнадцати-метровой комнате в коммунальной квартире, а семья моего жениха из пяти человек имели две, правда роскошные, комнаты в пятикомнатной квартире, которую до них занимал академик Бакулев в высотном доме у Красных ворот. Но мы ни о чем таком, как где жить и на что жить, и не думали, и не хотели думать. Мы уже пять лет любили друг друга и хотели быть вместе.

«А ты, Саша! Ты что, забыл, что у Ирочки (единственной Сашиной сестры) во вторник 18 ноября день рождения? Зачем же именно в этот день расписываться? – разволновалась его мама. – Хотя, с другой стороны, это вы здорово придумали! В этот день Ира ждет гостей, значит стол у нас будет. Ладно! А уж свадьбу настоящую сыграем под новый 1959 год. Бог с вами!»

Вечером, когда мой жених поехал домой, я задумалась. Неужели все-таки выйду замуж послезавтра? Неужели это произойдет со мной? Подошла к зеркальному шифоньеру. Посмотрела на себя. Поверить не могла.

Утром во вторник я надела свое выходное зеленое шерстяное платье и стала ждать Сашу. Вот уже и одиннадцать часов, а его все нет и нет. И не позвонил даже! Бабушка заметила мое волнение. «Как ты думаешь, бабушка, почему Саши нет?» – спросила я. «Я думаю, – серьезно ответила бабушка, – он передумал. Ты очень много говоришь. Разве можно жить с такой говорушкой?» Я похолодела. Я так и знала. Замуж – это не для меня. «Господи, бабушка, ты это серьезно? Разве так бывает, чтобы в последний момент раздумать?»

«Всякое бывает, – ответила бабушка, – знаешь, как было у тети Шуры, моей племянницы? Она должна была выйти замуж за очень приличного молодого человека, доктора наук. К свадьбе все было готово. Приехали многочисленные родственники, накрыли столы, весь дом в цветах. Невеста ждет. А жениха все нет. Вдруг звонок в дверь – телеграмма. Извини, пишет, дорогая, но я передумал!»

Какой ужас! Я посмотрела на часы. В ЗАГС мы уже опаздывали. И в эту же секунду раздался звонок в дверь. На пороге стоял Саша в праздничном синем костюме, но без цветов. Он виновато посмотрел на меня. Я уже не могла здраво размышлять. Я поняла: все, он передумал! Язык не поворачивался что-то спросить.

– Лена, извини меня, я опоздал. Понимаешь, я стоял в очереди за печенкой в Елисеевском гастрономе. Пожалуйста, прости. Цветы купим по дороге!

Цветы, печенка, я поняла, что схожу с ума.

– Не понимаю, – сказала за меня бабушка, – какая печенка, чья печенка?

– Говяжья, – ответил расстроенный жених. – Понимаете, Евгения Моисеевна, мама решила сегодня к столу сделать печеночный паштет и с утра послала меня в «Елисеевский». Я простоял там четыре часа...

Мы с бабушкой лишились дара речи.

– Так ты не передумал жениться на мне? – глупо спросила я.

– Что ты, что ты, дорогая! Мама меня уже обругала. Видишь, говорит, что стоит огромная очередь, так иди домой... Лена! Пойдем пожалуйста! И цветы купим. И все будет хорошо!

Я скорее надела пальто и мы пошли, вернее, побежали в ЗАГС. Там нас уже давно ждали перепуганные свидетели.

А потом был чудный вечер в кругу родных, нас все поздравляли. Я была счастлива, и в то же время боялась в это счастье поверить. Смотрела на обручальное кольцо на своей руке и все удивлялась. Надо же! Он не передумал! Я вышла замуж. Я теперь жена. Как такое могло случиться со мной?


На это произведение написано 13 рецензий      Написать рецензию