Чурбан

Слушайте, детки, сказ про Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке…
Когда-то, давным-давно, в лесу преогромном росло Древо могучее. Пришло время, и спилил его Хозяин леса, на пользу людям, и порубил на семью великую – Чурбанов. Каждого из Чурбанов к какому-нибудь делу пристроил: кто-то с радостью пошёл на Ложки-кормилицы, кому-то повезло – на Балалайку-веселуху, кто-то без охоты – на Табурет-поджопник, а кто-то – просто на Дрова-без-прикрас…
А вот один из Чурбанов озадачил Хозяина! И был это – Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке: снизу – ветка огрызком завёрнута, словно ухо оттопырено, сверху – выемка от сучка отпавшего, словно глазок.
Подивился Хозяин:
– Ишь, как Природа над тобой позабавилась! Ну, и к чему тебя пристроить?..
– Да, я такой! Индивидуальность! – выпятил Чурбан бочок заскорузлый, – Не такой, как моё убогое семейство! А потому, сам себе Дело найду.
– Воля твоя, – ухмыльнулся Хозяин и отбросил Чурбан в сторону.
Обрадовался Чурбан, что «свободен!», и по свету покатил...

Долго ли, скоро ли… Докатил Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке до славного города Рязани и прямиком – к бондарю, говорит тому:
– Бондарь-бондарь! Хочу «покрышкой» стать на бочонок твой. Только смотри – на самый лучший! «Покрышкой» на бочонок мёду-пьяного или кадки-погрибницы. Вишь, какой я замечательный?
– Ну-ну! – отвечает Бондарь, – не думаю, что сгодишься… Как так, да вот так! Станешь ты «покрышкой для бочонка мёду-пьяного» – будешь своим «ухом» пьяные разговоры подслушивать и дурному научишься... Станешь «покрышкой для кадки-погрибницы» – будешь «глазком» моргать да подмигивать! А у нас в Рязани грибы с глазами, и так боязно – их едят, а они глядят! Кто же захочет ещё и покрышку глазастую иметь?
– Твоя, правда! – согласился Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке, да и покатил дальше…

Докатил до Града-волшебного, что «порт пяти морей»! А там – люди всё глазастые, но немало и подслеповатых. Явился Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке к Мастеру-искусному, и говорит ему:
– Мастер-мастер, решил я стать «Трубою-поДзорною»! Вишь, у меня глазок имеется, мореходам стану путь указывать!
Отвечает ему Мастер искусный:
– Сможешь ты стать лишь трубою-поЗорною: смотришь не вперёд, а назад! Куда же поплывут мореходы премудрые?..
– Ну и пусть! – Чурбан не расстроился, – Где-то ждёт меня «Предназначение Великое», знать найду себе дело не хуже, а мастера – получше!
И покатил дальше…

Прикатил Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке во Дворец Старцев-глуховатых и говорит Мастеру местному:
– Мастер-мастер, хочу стать «Трубою-слухательной» для какого-никакого Старца-мудрого!
А Мастер ему:
– Много ли слышно ухом «на пятке»?
– Что Мне надобно – всё слышу!
– А коли не всё?.. Поймёшь ли правильно? Передашь ли верно?
– Подууумаешь… Не моё это, пререкаться со всяким…– разобиделся Чурбан, дверью кованной хлопнул и на площадь выкатился, а там народу видимо-невидимо…

– Вот моё место! – решил Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке и подкатил к самому Главному, на ветру осипшему, и говорит:
– Вижу я глазком своим прозорливым, что умаялся ты, истину народу вдалбливая. Слышу я ухом своим внимательным, что охрип от натуги нескончаемой. А потому готов тебе послужить – «Рупором-глошатым» воплотиться!
Удивился Главный, на ветру осипший:
– Но и ты – безголосый! Слышишь то, что от пяток отскакивает. Видишь то, что прошло и никому не надобно. Не тебе, убогому, народу толковать да втолковывать!

И обиделся Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке на весь белый Свет, его индивидуальность по достоинству не оценивший. Пораскинул тем, чего у чурбанов не бывает – вроде как мозгами, и решил на родину воротиться: «Замучу с Чурбанами Дело-семейное – пусть они на меня, жизнью битого, поработаю!» Но и здесь – не судьба! Все Чурбаны уже к делу пристроены, родная поляна пуста, даже щепки повыметины...
Загрустил Чурбан-с-ухом-на-пятке-глазком-на-затылке не на шутку и забрался под лопух раскидистый: глазок-на-затылке от ясно-солнышка листом прикрыл, ухо-на-пятке в травку шелковую засунул. Лежит, о своём Предназначении раздумывает. Вот уж год и второй лежит в лопухах, что у помойки, в компании червей да улиток. Уж и гнить начал с бочка потихоньку... Если вдруг кому-нибудь такой раскрасавец надобен – заберите! А то всё спотыкаюсь…


На это произведение написаны 3 рецензии      Написать рецензию