Одуванчики

В детстве все делается и воспринимается по максимуму. Поэтому обильные слезы правнучки, пришедшей домой после школы, перепугали Татьяну Федоровну. Сквозь всхлипы Анюты, она с трудом разобрала, что вчера классный руководитель сказала своим ученикам о том, что на День Победы, а это уже – завтра, они вместе со всей школой будут возлагать цветы к Монументу защитникам Отечества. И что все должны прийти к торжеству обязательно с розой или с гвоздикой в руке.
Утром бабушка, у которой жила Аня, дала девочке деньги на покупку цветка, что та и направилась сделать после уроков. Но, в окрестных цветочных киосках в канун праздника уже закончились штучные розы и гвоздики. Остались лишь пышные и дорогие букеты. Правда, продавцы сказали, что, возможно, к вечеру еще подвезут нужные девочке цветы (спрос на них сегодня большой), но, когда именно это будет – они не знают. Да и подвезут ли еще – вопрос.
Вот почему и плакала семиклассница, страшась того, что все придут утром с цветами и лишь она одна ни с чем.
- А может я тебе герань на подоконнике нарву. Она нынче ох, как обильно цветет! – предложила старушка, но это вызвало еще больший поток слез.
Их остановил прадедушка, который с палочкой в руке вышел на шум из комнаты, где они располагались с супругой. Уяснив суть слез и трагизм ситуации, он неожиданно предложил правнучке послушать его военную историю, имеющую отношение к цветам.
Все так же по инерции всхлипывая, Анюта уселась с ним на диван.
- Вот ты говоришь, что надо непременно к Монументу принести розы или гвоздики. – Георгий Михайлович сделал паузу. – А вот для меня и других бойцов в минувшую войну не было ничего краше, чем полевые цветы. Мы их артистам дарили, которые к нам с концертами приезжали, а также врачам и медсестрам, что нас лечили. И сами ими любовались в перерывах между боями, так как они напоминали о доме и мирной жизни. А для меня особо дороги одуванчики, ну вон те, желтенькие, что неподалеку от нас возле речки растут.
- Знаю, – Аня забыла про слезы. – Они потом пушистые становятся и как парашютики по воздуху летают.
- Точно! – прадедушка даже обрадовался такому пониманию его рассказа. – Ну, так вот слушай дальше. Мы, значит, гоним врага на запад, наступаем, а он – серьезно обороняется. Два дня мы за одну из деревень в Брянской области бились и все – никак. Вроде уже взяли село, а фашисты, как обрушат на нас шквальный огонь и захлебнулась атака. Держались они крепко, так как эта местность, про что нам сказали командиры, имела стратегическое значение.
Началась, значит, очередная наша атака. Приближаемся мы перебежками к селу, злые, готовые вцепиться в врага, так как много наших товарищей было убито и ранено. Бегу и я, стреляя туда, где немцы, вдруг меня бросило куда-то в сторону, и я провалился в темноту. Очнулся, не знаю спустя какое время, в голове шум, в теле боль и слабость, а в глазах – туман. Понял я, что живой, а бой где-то там, куда мы бежали. А тут и зрение начало проясняться. И вижу, что лежу на луговой траве, перед селом такая низина была, а прямо передо мной цветок одуванчика. А подальше – еще несколько. Как они тут выжили, где от разрыва снарядов на земле живого места не было, – неизвестно. Но, цветут и светят вроде, как маленькие солнышки. Смотрю я на них и, вроде, силы прибавляются. И так мне жить захотелось, что я застонал и попытался пошевелиться, не спуская глаз с одуванчика. Позже меня санитары подобрали и вынесли с поля боя. А дальше медсанчасть, операция, госпиталь и снова бои. Но тот одуванчик я до сих пор помню. Так как он меня к жизни звал. Так что внученька ты не горюй по розам и гвоздикам. Тем фронтовикам, чьи фамилии высечены на мемориале, полевые цветы дороже, так как они были с нами в боях. Ты утром сбегаешь на лужайку и нарвешь одуванчиков. Они к тому часу уже успеют раскрыться. А потом положишь их на плиту обелиска.
- Дедушка, а надо мною ребята смеяться не будут? – Анюта настороженно посмотрела на своего старшего родственника.
- А ты им расскажи, как этот на вид неказистый цветок мне в бою помог выжить. И они все поймут, – посоветовал ветеран.
…День Победы гремел военными песнями и маршами оркестров, которые врывались в квартиру в приоткрытое окно. Из-за преклонного возраста Георгий Михайлович и Татьяна Федоровна не пошли в парк к Монументу защитников Отечества, а стали дожидаться свою дочь и правнучку. Те пришли ближе к обеду радостные и возбужденные, наперебой рассказывая, что и как было. Когда этот фонтан эмоций несколько угас, прадедушка с орденами и медалями на пиджаке спросил Анюту про одуванчики и про ребят.
- Ой, дедушка – все так хорошо получилось, – затараторила правнучка. Я еще утром Сереже из моего класса, что от нас неподалеку живет и который тоже не купил розу, про тебя и про одуванчики рассказала. И он их тоже сорвал. И когда мы пришли в школу, учительница нас похвалила за смекалку. А я ей еще про тебя рассказала, и она пожелала тебе здоровья. А когда мы цветы возлагали, то одна женщина, увидев у меня в руке одуванчики, сказала, что они, как солнышко и, значит, весна пришла. Дедушка, я и тебе одуванчики принесла.
Аня вышла в прихожую и вернулась с маленьким желтым букетиком, который протянула прадедушке.
…По щекам Георгия Михайловича покатились две слезинки – слезы памяти.


На это произведение написано 16 рецензий      Написать рецензию