Юная леди

                               
 Фамилия её Лихая, сама она вовсе не такая - застенчивая, обидчивая, ранимая. Да ешё как ранимая! Но гордая, защиты искать не будет. Ни в какую! Бороться с обидчиком тоже не будет. Вот она, Светлана Лихая, студентка четвёртого курса Тобольского педагогического института, пришла в соседнюю с домом школу на практику. Девушка, с большими, выразительными, открытыми серыми глазами, с красивыми ямочками на шеках, невысокого роста, в кабинете директора школы №24 Кошурникова Бориса Фёдоровича.
-Значит, Светлана Анатольевна? К нам в железнодорожную школу на практику, на целый месяц, значит. Что ж, добро пожаловать! Школа наша новая, открылись только в прошлом,1986, году, первый учебный год.
-Я знаю, что школа новая. Зовите меня просто Светланой Лихой. Никто меня по имени, отчеству не зовёт.
-Теперь будут звать. Учителя, ученики. А где живёте? - прищурив глаза, окинув взглядом с головы до ног ещё совсем не опытную, юную девчушку, одновременно изучая документы студентки, спросил директор.
-Живу рядом со школой, напротив железнодорожного вокзала.
-Это хорошо! Каждый день и даже ночью слышите гудки прибывающих и отъезжающих от нас поездов? Они вам не мешают?- хитро улыбаясь, спросил Борис Фёдорович.
-Привыкли к гудкам. Даже нравятся.
-А семья ваша большая?
-Нет. Я живу с  мамой и бабушкой. Отца нет. Он давно погиб, мне тогда было восемь лет. Он был лётчиком, военнослужащим, даже в лётном училище преподавал. Мало помню, мама много рассказывает о нём.
-Ничего. Мама сильная, воспитывает дочь одна. Значит, хорошая, достойная дочь своей матери. Сейчас,- набирая номер телефона, директор школы Борис Фёдорович обращается к своему заместителю, - Эмилия Михайловна, пожалуйте ко мне в кабинет. Передо мной стоит милая девушка. Я её принял на практику. Передаю Вам, распорядитесь. Русский язык и литература. К сильному, опытному учителю надо бы её. Девчонка-то хорошая, очень уж скромная. Обижать такую нельзя. Учить её надо, нашему мастерству учить.
-Мама, первый день в школу иду как учитель, через три - четыре дня самостоятельные уроки. Очень волнуюсь, даже боюсь. Посоветуй, что бы мне надеть, посолидней и нарядней, как одеваются учителя.
-Светочка, не волнуйся, всё будет хорошо. Насчёт нарядов: ты сама в них разбираешься не хуже меня. Мне вот легче, нарядов не видно: белый халат всё прикроет,- собираясь на работу в поликлинику,- говорит Лариса Петровна Лихая. - Платят только мало, пожалуй, придётся перейти на другую работу.
-Мама, зачем другую работу? Тебе очень к лицу белый халат, и я горжусь тобой, медиком.
-Доченька, ты студентка, денег пока не зарабатываешь. Живём очень скромно. На тебя вон женихи начали заглядываться, наряды нужны. К нефтяникам пойду, рабочей, на котельную. Вроде берут. Там зарплаты больше. Ладно, дочка, удачи тебе. Не волнуйся только. Смелее!
  Первый самостоятельный урок практикантки Светланы Анатольевны. Она очень волнуется - три дня над планом урока сидела, обдумывала каждый этап урока, каждую деталь, как учили в пединституте, записала имена и фамилии учеников по партам, хотя она многих уже запомнила. План Светлана ещё вчера хотела показать руководителю педагогической практики Марине Петровне, но она быстренько пробежалась глазами по листу, заявила:
-Планы писать будете сами, читайте методическую литературу, этому учат в институте. Мне, например, никто не помогал. Учительница русского языка и литературы Марина Петровна, гордая, самоуверенная, молодая женщина, ещё раз взглянула на исписанный лист студентки, представив её учащимся, объявила:
-Я сяду за последнюю парту, но через минут десять уйду, ведите урок без меня, тема лёгкая - "-тся и -ться в глаголах,"разберётесь - завуч к себе вызывает.
Марина Петровна покинула класс ровно через десять минут.. Пятиклассники почувствовали в молоденькой практикантке слабинку и позволили некоторую вольность.
-Светлана Анатольевна, Вы моя соседка. Мы с Вами живём в одном подъезде. Знаете? Будете мне пятёрки ставить! Будете мне помогать! Хорошо?
-С места выкрикивать не надо. Конечно, буду помогать,- успела только ответить - пятиклассники зашумели, загалдели, кто-то привстал, бросил соседу бумажный самолётик.
-Ребята, прекратите шум, успокойтесь! С домашним заданием справились все. Молодцы. Тема сегодняшнего урока записана на доске, откройте учебники, страницу.. - и в класс вбегает Марина Петровна.
-Что? Что за шум? Нельзя на минуту вас оставить! Светлана Анатольевна, что случилось?    
На следующий день Светлана Анатольевна, расстроенная первым несостоящимся уроком, посоветовавшись с мамой и бабушкой, за помощью обратилась к завучу школы. Видит: в кабинете за одним столом сидят две женщины, одну из них, Эмилию Михайловну,  она уже знает. Это она порекомендовала и повела её к Марине Петровне, представила как практикантку.
-Здравствуйте!Эмилия Михайловна, как мне кажется, я не справилась с первым уроком, за него я получила неудовлетворительную оценку. Дети в классе шумят, нет дисциплины. Помогите, не умею...
-Это Марина Петровна такую оценку дала?- спросила завуч.
-Нет, я сама себе такую оценку поставила. Не получается у меня.
-Сейчас Марину Петровну пригласим, до конца перерыва ещё семь минут. Выясним, разберёмся.
Выяснили, быстро разобрались: Марина Петровна отказалась от студентки ввиду большой нагрузки, сказав:
-С пятиклассниками много возни, тетради. Проверяй тут каждую работу. Нет у меня времени планы с ней писать, стаж педагогический небольшой, так что поручите это дело другому, более опытному учителю.
-Хорошо. У меня шестой и девятый классы - уроков мало. Светлана Анатольевна мне поможет в воспитательной работе, поможет в организации внеклассных и внешкольных мероприятий. Так что, - обратилась я к Эмилии Михайловне, своей ровеснице, коллеге, опытному учителю математики, очень умной, порядочной  женщине,- поручите мне эту юную леди.
-Замечательно!- от радости воскликнула Эмилия Михайловна.- Надо же об этом доложить директору. Скажем Борису Фёдоровичу, доложим сейчас же. Девчонки, у меня урок. Я побежала в кабинет, надо подготовиться к математике в девятом классе. Побеседуйте, познакомьтесь. Улыбнувшись обеим, завуч школы нас покинула. Я студентке предложила сесть на стульчик рядом со мной. Впервые мы взглянули друг на друга. Передо мной - юная  леди с открытыми, добрыми-добрыми, большими доверчивыми глазами. Да, она верит в меня, надеется, что со мной ей всё будет хорошо. На моём столе увидела тетрадку с поурочными планами для шестиклассников и девятиклассников, спросила:
-Можно посмотреть?
-Пожалуйста, Светлана Анатольевна! Сегодня у меня два урока: русский в шестом и литература в девятом. Пойдёмте на оба урока, посидите, послушаете.
-Обращайтесь ко мне просто по имени. Я - Светлана Лихая.
-Лихая - фамилия исключительная, звучит здорово! Хорошо, Светлана. И имя красивое, так зовут мою дочь, она пока ученица седьмого класса девятнадцатой школы. В присутствии детей не имею права к Вам так обращаться, Светлана Анатольевна. Привыкайте, будущая коллега.
-Сегодня Вы в шестом классе пишете сочинение о крылатых наших друзьях,- заговорила Светлана.- На уроке с удовольствием поприсутствую. Зарянка- удивительная птичка. Послушайте строки стихотворения:
                                             Зарянкой зовётся она не зря,
                                             Как два огонька и зимой, и летом.
                                             На лбу и груди у неё заря
                                             Горит, не сгорая, багряным цветом...
-Это Эдуард Асадов. Прекрасно!Светлана, всё стихотворение прочитайте перед шестиклассниками.Вот и Ваше первое знакомство с ребятами. Жаль, что Асадова нет в учебной программе, но мы с Вами его включим в девятом как  внеклассное чтение. Интереснейшая биография. Ветеран войны, в мае 1944 года тяжело ранен и навсегда потерял зрение. Уникальные стихи! Вы и другие стихи его знаете?
  Да, Светлана Лихая всего Асадова знала наизусть. Читала стихи на уроках, линейках, на концертах о любви и первом поцелуе, вечной ране, о животном мире, пернатых друзьях. Светлана стихами, знанием литературы обворожила  старшеклассников, и они стали её друзьями. Ребята узнали, что Светлана сама пишет стихи, притом совершенные, понятные, доступные для детей и молодёжи. Она радовалась, в школу бегала, ходила, как на праздник.Читала свои стихи об осени, любимом времени года, о весне, морозной зиме, первой любви, городе нефтяников Нижневартовске, который для неё после Ургенча и Чемкента стал родным.
-Светлана, Вам надо поработать над русским языком, особенно над письмом, орфографией, а по литературе просто молодец, высшая оценка! Спасибо за необыкновенные стихи, - благодарила я, меня поддержали учителя, особенно дети, поздравляя её с окончанием педпрактики, провожая Светлану на учёбу в Тобольск.


На это произведение написано 30 рецензий      Написать рецензию