Проектировщик миров

 Глава 5. Глобальные перемены

Мягкий старческий кашель лишь едва коснулся слуха, и Даниил моментально распахнул глаза.
— Ничего себе! Теперь и до Наума дошла очередь!
— Какая ещё очередь? — ворчливо поинтересовался кибермозг.
Услыхав недовольный тон, молодой человек моментально вспомнил, что Наум терпеть не может задавать вопросы. Когда-то Даниил даже спрашивал у Татьяны о такой странности. И девушка пояснила, что если говорить упрощенно, цифровой суперинтеллект стыдится, если находится в неведении чего-либо.
— Прости, ты был занят последнее время, — Даниил мягко улыбнулся, — А процедуру контроля моего возвращения проводили то Рея, то Инга, а то даже и сам Рогов.
— Но сейчас-то ты просто спал.
— Да. Прости. У тебя, видимо, ко мне дело?
— Естественно! Буду я ещё на пустяки размениваться. Так вот, пока ты изволил почивать, произошло немало интересного.
— Ого! Слушаю.
— Ну, во-первых, её величество, спасительница рода человеческого, принцесса Рея снизошла до общения с презренным представителем цифрового племени.

Даниил аж поперхнулся, услыхав столь язвительные слова. Наум же, экономя, вычислительные ресурсы, не стал продолжать в том же духе.
— Увы, расчётные мощности у нас ограничены. В этой связи она благоразумно попросила дать её группе сначала проверить свои варианты спасения.
— Я рад, что ваш конфликт благополучно разрешился.
— Не радуйся раньше времени. Я просмотрел её выкладки.
— И?
— Говоря твоим языком, бредятина. И я бы не стал идти ни какие уступки, если бы группа Реи не обнаружила один очень важный момент. Оказывается, в домене Сергея можно ускорить хронопоток.
— А зачем? — не понимая, нахмурился Даниил.
— Дан, ну ты чего? Это ж просто золотая жила! — Наум моментально сменил старческий голос на полный звенящей молодостью, — Ты что, не понимаешь какие выгоды это сулит?
— О чём ты? Ведь скорость течения времени в домене никак не увеличит наш временной ресурс!
— Конечно! Но не стоит думать только о себе. Это значительно продлит жизнь несчастного пацана.
— Ты думаешь, что подарить ему несколько лишних недель, это выход?
— Вообще-то точные расчёты пока произвести невозможно. Речь вполне может идти и о гораздо больших промежутках времени.
— И тем не менее.
— Как я говорил тебе ранее, вмешательство в структуру домена будет менять воспринимаемую Сергеем реальность. Для тебя важно.
— Для меня? — от услышанного по спине тут же пробежал неприятной холодок.
— Да, Даниил. Ты же в курсе, что Сергей понятия не имеет, что такое пси-сеть. Он родился и воспитывался ещё в эпоху старичка Интернета. По этой причине ты ему гораздо ближе, чем любой из нас.
— И что же вы мне предлагаете?
— Заняться организацией положительных изменений в домене Сергея. При нашем воздействии неизбежно появление тех или иных трансформаций. Они будут как позитивные, так и деструктивные. Твоя задача: усилить первые и ослабить вторые.
— Однако! — вырвалось у Даниила, — Лихо вы меня в новую авантюру втравили.
— Эта авантюра тебе ничем не грозит.
— Неужели?
— Абсолютно! Потому живо дуй во второй корпус исследователей. Там ребятня уже подготовила для тебя несколько сотен придумок для Сергея. Ну, ну! Не кисни! Возможно, ваши труды не пойдут прахом и паренёк ещё не раз вас поблагодарит.

***

Сергей отрешённо ковырял вилкой остывшее рагу. Когда-то любимое блюдо за бесчисленные циклы превратилось в настоящее проклятье. Даже обожаемый привкус лёгкой пригорелости уже давно не казался атрибутом домашней готовки, что мама стряпала на скорую руку, а лишь отдавал узнаваемой горечью, что повторяется из раза в раз.

Мир не менялся. Сергей отлично знал, что сейчас у соседей загудит кран, а спустя двадцать секунд сломанная кукушка в кухонных ходиках попытается прокуковать два раза. После этого щёлкнет дверной замок, и на обед придёт отец. Он в тысячный раз задаст вопрос о делах в школе, потом восхитится вкусом рагу, потом… Всё это Сергей видел множество раз и постоянно пытался что-то изменить. Но события развивались всегда по неизменному сценарию. Сергей вздохнул.

— Как дела в школе?
— Нормально, — уныло прогундосил сын.
— Знаю, что нормально. Сегодня разговаривал с твоей классной.
От услышанного Сергей поперхнулся и поднял на отца полные ужаса глаза.
— Что? Что ты сказал?
Поверить в то, что адская машина, зациклившая мир дала сбой, было нелегко. Сергей смотрел на отца, отчаянно страшась, что новый поворот в жизни может оказаться банальным помешательством. Он даже надавил на глазное яблоко, пытаясь по прочитанной когда-то методике определить, не галлюцинация ли это. Но отец был реален, и он совершенно буднично продолжил:
— Говорил с твоим классным руководителем, — как ни в чём не бывало сообщил отец, — Она советует перевести тебя в новый лицей. В тот, что открылся на месте старого рынка. Там углублённое изучение точных наук и вычислительной техники. Всё, чем ты интересуешься. Ну, так что скажешь?

***

Сергей подул на озябшие пальцы и вновь спрятал ладошки в тонкие износившиеся варежки. Автобус в очередной раз тряхнуло, и колыхнувшаяся толпа ещё сильнее прижала мальчишку к заиндевевшему окну. Он осторожно подышал на обледенелое стекло и попытался разглядеть творящееся снаружи. Но ничего кроме мечущихся в непроглядной темноте снежинок увидеть не удалось.
— Ну, и погода! — просипел укутанный в тулуп краснощёкий старикан, обдав густым ароматом лекарств, — И когда ж такое было? Октябрь ведь на дворе.
— Совсем экологию нарушили, — поддержал женский голос.
Сергей не обратил на это никакого внимания. Все его мысли были устремлены к предстоящему собеседованию с директором лицея. Он ещё сильнее прижал к себе школьный портфель и в который раз попытался представить, что же его ожидает.

Наконец, шипящий динамик прохрипел нужную остановку, и Сергей зажатый пальто, полушубками и пуховиками был вынесен толпой пассажиров на улицу. Моментально сориентировавшись в свете тусклых фонарей, он кинулся к стоявшему на противоположной стороне дороги зданию. Широкое бетонное крыльцо было на удивление почти не занесено снегом, а тяжёлая обитая деревянными планками дверь распахнулась с поразительной лёгкостью. Мальчуган переступил порог и оказался в просторном светлом холле. Отделанный белой мраморной крошкой пол сверкал, освещаемый десятками ярких ламп, а стоявшие по углам гипсовые статуи утопали в цветах, и этим лишь добавляли дворцового антуража.

С трепетом и восхищением Сергей оглядывал непривычный интерьер, когда боковым зрением заметил движущийся в его сторону объект. Вот тут уже было от чего потерять голову. Ведь к потрясённому мальчугану семенил самый настоящий робот. Четырёхногое сверкающее зеркальной полировкой создание было всего полуметрового роста и обладало четырьмя подвижными ногами и двумя руками-манипуляторами. Электронный малыш подбежал вплотную к Сергею и задрал вверх весьма странной формы голову. Находящийся на правом виске объектив моментально задвигался на хитром шарнире, детально изучая пришельца. А через пару секунд из недр робота донёсся жалобный хрип.

От неожиданности мальчишка едва не подскочил. А робот, вторично издав серию кошмарных звуков, замер на месте. Сергей прокрутил в голове эту странную приветственную речь и обнаружил, что в мелодичности хрипов явно угадываются очертания вопросительного предложения.
— Что ж ты хочешь мне сказать?
— Он спрашивает: “Кто ты?” — пояснил ранее незамеченный мальчуган. Он был белобрыс и ниже Сергея на целую голову, но обладал куда более коренастой фигурой.
— Правда? А я ничего не понял.
— Это наши олухи напортачили с речевым синтезатором, — с явным неудовольствием сообщил крепыш, — Сами не умеют нормально программировать, а всё валят на нехватку скорострельности сервера.
— Так у него нет автономности? — тут же смекнул Сергей.
— Угу. Управляется дистанционно. Сервак у нас ого-го какой! — блондин от гордости выпятил грудь, — Собран на базе “Ямала”, хотя проги на него пишут как попало.
— Судя по походке, вестибулярный аппарат решён грамотно.
— А то! Моя работа! — паренёк аж покраснел от удовольствия, — Хотел попробовать свои силы.
— Здорово получилось! — искренне оценил Сергей.
— А ты к нам какими судьбами?
— Меня пригласили на собеседование, — ответил Сергей, с ужасом сознавая, что за болтовнёй совсем забыл о времени.
— Так ты Сергей Ножкин?
— Да.
— А я Олег Шамай. Мне поручили тебя встретить. Вон там за лестницей гардероб.

***

Инга решительно распахнула дверь лаборатории и обнаружила сидящего в полном одиночестве Даниила. Его вид был столь непривычен и жалок, что у девушки тут же пропал весь запал. Она осторожно приблизилась к скрючившемуся в громадном кресле и слегка кашлянула. Но сидящий по-турецки и обхвативший туловище руками молодой человек ничего не ответил. Тогда Инга коснулась плеча, и Даниил медленно повернулся в её сторону.
— Слушаю, — непривычно тихий голос с трудом пробивался через хрипоту.
— Дан, ты чего? Что-то случилось?
— Ничего. Детишки твои вымотали. Даже голос сорвал. Прости, я не слышал как ты вошла.
— Заблокировал аудиоканал? Дан, не делай так больше! Мы все системы погрузили в режим ограниченной функциональности. Потому должны и слышать и видеть всё, что только возможно.
— Да. Прости, — молодой человек кивнул, — Ты чего-то хотела?
— Ну… — протянула Инга, — Я вообще-то пришла отругать тебя.
— Начинай, — промямлил Даниил.
— Уже не хочу.
— Инга, проблемы надо обсуждать. Замалчивание их только усугубит. Так что там у вас?
— Твои нововведения находятся на грани предела восприятия Сергея. Вот какого чёрта ты устроил зиму в начале осени?
— Как ещё можно замаскировать исчезнувшую треть городка? Вероника вообще предложила устроить там войну. Дескать, это значительно подстегнёт когнитивные функции.
— Давай не будем сваливать на бедную девочку! Ты прекрасно знаешь, что она сама тут больше на лечении, чем на обучении.
— Знаю, но идеи других не намного добрее. Ты думаешь, что за полчаса, что дала нам ваша группа, мы смогли бы придумать что-то более приемлемое?
— Ладно. А роботы? Ты считаешь, что человеку начала двадцать первого века привычно такое?
— А вот тут ты не права! — Даниил весело подмигнул девушке, — Это просто шикарная находка. Ты знаешь, что тем роботом управляет местный компьютер “Ямал”?
— Да. И что?
— А то, что мы, во-первых, заинтересуем парня программированием. Причем именно с практической стороны. А во-вторых, попробуем натолкнуть его на построение виртуальной реальности.
— Что? — Инга удивлённо захлопала глазами, — Зачем?
— Затем, чтобы пацану не было дела до ваших разрушительных подвижек в домене. Ну, ещё… — Даниил вздохнул, — я думаю, это ему будет полезно… потом. Если выживет.

***

Уже второй месяц Сергей учился в лицее. Постепенно он перестал удивляться снующим по зданию роботам самых невиданных конструкций. Привык и к вспыхивающим тут и там голографическим дисплеям. А виртуальная реальность, о которой он до этого лишь читал, стала любимым местом пребывания.

Как-то после факультатива, когда Сергей уже переобувался в гардеробе, на него налетел Олег. Несмотря на вечернее время, крепыш полнился энергией. Он тут же деловито поинтересовался:
— Так это ты теперь “Ямал” грузишь?
— И я тоже, — устало ответил Сергей, — А чего? Я ж не занимаю много ресурсов.
— Это пока, — важно заявил лицейский друг и состроил недовольную мину.
— Что значит “пока”? — Сергей застыл, перестав натягивать сапог.
— Вывесили список распределения времени пользования машинным залом. Ты там на первом месте. Не скажешь, чем таким важным занимаешься?
— Чего? — вопрос прозвучал недоверчиво-грубовато.
— Ну, я просто интересуюсь, — Олег тут же стушевался, — Хотел узнать, почему новичку вдруг выдали такой карт-бланш.
— Не знаю. Честно! — выпалил Сергей.
— Да? — Олег озадаченно почесал затылок, — А чем ты занимаешься?
— Математик попросил посмотреть старые работы по виртуальной реальности. Я посмотрел.
— И что? — друг, только что переполненный спесью теперь горел любопытством, — Чего ты там такое напридумал?
— Да, ничего особенного. Просто предложил оптимизировать кое-что. А потом…
— Что? Что потом?
— Рассказал о своих мыслях по поводу функционирования виртуального мира.
— Покажи! А? — взмолился Олег, — Ну, пожалуйста!
— Ладно. Завтра покажу, — и Сергей наклонился к сапогу.
Но Олег не желал ждать да завтра и силой поволок товарища в компьютерный класс.

***

Лев с наслаждением растворился в информационном поле Наума. Громадные потоки данных текли сквозь него, органично вплетаясь в само естество представителя цивилизации полевой формы. Здесь не было смоделированного тела и совершенно непривычного разделения на материю и сознание. Не было вездесущей гравитации, вяжущей атмосферы и прочих ограничивающих человеческое существование факторов. Лев с непередаваемым восторгом купался в родной стихии, перебирая спектры сигналов, как вернувшийся с чужбины теряет голову от ароматов Родины…

— Лев, ну что там нового?
Физик разочарованно разлепил веки, вновь ощутив себя в реальности хомо сапиенсов. Но предаваться бесплодной грусти не было времени. Лев глянул на Даниила, затем резко сел и заговорил:
— Нового много. Даже слишком!
— Слишком? — нахмурился Даниил, — Что ты хочешь этим сказать?
— А вот послушай. Наум подбрасывает Сергею всё больше и больше технологий. Честно говоря, я думал, что тут какая-то ошибка. Ведь перенасыщение информацией должно было неизбежно повредить разум парнишки.
— Что ты такое говоришь? — Даниил состроил гримасу полную недоверия.
— Что есть, то и говорю. Мне действительно сперва стало страшно за мальчонку. Даже суперинтеллект может ошибиться. А учитывая, что Наум сейчас так нагружен… — Лев лишь грустно покачал головой.
— Ну, а Сергей?
— Он, на удивление, в порядке. Сам не могу ничего понять. Я подробно посмотрел, как он адаптируется в программировании новых реальностей.
— И?
— И не поверил своим глазам! Тут самим впору впасть в безумие, глядя на его успехи, — Лев восхищённо цокнул языком, — Я заглянул в область анализа. Оказалось, что Наум куда сильнее расчётного загружен оценкой жизнеспособности Серёгиных творений. И самое интересное то, что его миры скоро, очень скоро будут неотличимы от реальности.


На это произведение написаны 2 рецензии      Написать рецензию