О стариках, что шли в бой

 История 2. Гулаев Николай Дмитриевич
Часть 1. Буду лётчиком!

     Во время Великой Отечественной войны лётчиков-истребителей характеризовали два основных критерия, по которым можно было оценить качество их тяжёлой и опасной работы в небе. Первый – это коэффициент эффективности боевых вылетов, являющийся отношением количества боевых вылетов к числу одержанных воздушных побед. Важный критерий, не правда ли?

     Однако не каждый раз лётчик взлетал с целью найти и обезвредить врага. Бывали и разведывательные полёты, и сопровождение бомбардировщиков со штурмовиками, да и вылеты самих истребителей на бомбометание или штурмовку наземных целей тоже не являлись редкостью. Поэтому второй критерий, коэффициент эффективности  воздушных боев, показывал, как лётчик умеет вести этот самый бой и сколько боёв ему надо провести, чтобы победить врага. 

     В лётном мире было принято считать асом того летчика, который сумел сбить не менее пяти самолётов противника, при этом машины, уничтоженные на земле или при взлёте, в счёт не входили. А вот лётчики, сумевшие сбить по несколько десятков вражеских самолётов, считались просто суперасами. Среди них постоянно шло гласное или тайное соревнование в мастерстве, заключавшееся не только в числе одержанных побед, но и в их качестве, при этом вышеуказанные критерии имели большое значение. 

     Вряд ли есть лётчик, который смог бы опередить по коэффициентам эффективности дважды Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Гулаева. Судите сами.  Количество вылетов самое минимальное среди великих воздушных асов нашей армии – 250, боёв провел тоже меньше всех – всего 69, а самолетов насбивал – всем на удивление: 57 лично плюс 5 в группе. Коэффициент эффективности у Гулаева самый высокий среди всех лётчиков Второй мировой – 0,82. Для сравнения – А.Покрышкина – 0,38, у И.Кожедуба – 0,51, у лучшего немецкого аса Э.Хартмана – 0,40. А феноменальный рекорд Гулаева – в 42-х боях подряд 42 победы, не будет, наверное, побит никогда.

     Коварной оказалась древнегреческая триединая богиня судьбы Мойра. Она спряла нить судьбы Гулаева с такими выкрутасами, что в советское время о нём старались упоминать пореже. Об Александре Покрышкине и Иване Кожедубе, ставших во время войны трижды Героями Советского Союза, знают практически все, о них и фильмы сняты и книги написаны, и Маршалами они оба стали, а о Николае Гулаеве, который также был  представлен к этой высочайшей награде Родины, знают единицы. Как это получилось, почему Указ о присвоении Гулаеву звания трижды Героя Советского Союза был аннулирован, я постараюсь рассказать в этой статье.

     Николай Гулаев был немного постарше своих товарищей. Родился он в трудную годину для молодой Советской республики – 26 февраля 1918 года в станице Аксайской Черкасского округа Области Войска Донского, что стоит на берегу реки Аксай при впадении её в Дон. Станица оказалась почти в самом центре вооруженной борьбы донских казаков с советской властью. Неизвестно, имел ли его отец, Гулаев Дмитрий Семенович, отношение к казацкому сословию, но то, что мать была урожденной казачкой, да ещё с явной примесью турецкой крови, об этом говорят некоторые авторы. Когда пришёл мир на донскую землю, Николай был ещё совсем маленьким, причём и по возрасту и по росту. Таким невысоким крепышом он остался на всю жизнь. Даже прозвище у него было соответствующее – "Колобок".

     Думается, что детство мальчишки из рабочего предместья казачьей станицы было не такое уж спокойное и безмятежное, драться, наверное, приходилось чаще, чем нам, городским. Вот и прошёл он хорошую школу выживания, научился не отворачиваться, когда бьют в лицо и ни при каких условиях не показывать свою спину противнику.

     Николай учился в семилетней школе и мечтал стать таким же рабочим, как его отец, слесарь завода "Красный Аксай", один из заводских передовиков. Отца он просто боготворил.

     Мальчишка полюбил спорт, особенно плавание, регулярно принимал участие в многочисленных соревнованиях. Это помогло ему освоить науку побеждать. В 1934 году, окончив семилетку, Николай уехал в Ростов-на-Дону, где поступил в ФЗУ. Получив специальное образование, он с 1935 по 1938 год работал слесарем-инструментальщиком на Ростовском заводе "Эмальпосуда". Наверное, всё так бы и закончилось, если бы повальное увлечение авиацией не привело его вместе с друзьями в аэроклуб. Там Николай заболел небом, заболел настолько, что в 1938 году при призыве в армию заявил, что хочет быть лётчиком. Гулаева отправили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Началась беспокойная лётная жизнь.

     Молодой младший лейтенант в декабре 1940 года прибыл в 423-й авиационный полк ПВО. Войну полк встретил под Могилёвом, и приступил к обороне воздушного пространства этого крупного промышленного центра, но Гулаева откомандировали в 13-й запасной истребительный авиационный полк, в город Кузнецк Пензенской области для освоения новых типов самолетов. Затем полк перевели под Горький, где ему поручили привычную работу - противовоздушную оборону. Однако немцы в то время редко бомбили Горький, и опять Гулаеву не удалось повоевать. Потом Гулаева в числе 10-и лучших лётчиков полка направили защищать воздушное пространство Борисоглебска, и лётчику стало казаться, что он всю войну будет находиться вдали от реальных боевых событий. Правда, Гулаева, как опытного лётчика, назначили командиром звена, но от этого возможность участвовать в боях не появилась. Лишь после того, как в августе 1942 года армия Паулюса приблизилась к Сталинграду, часть пилотов их полка, в том числе и Гулаева, перевели на Сталинградский фронт. 

     Ещё под Борисоглебском, на который немцы налетали в основном в ночное время, Гулаев начал учиться воевать в полной темноте, но до конца курс обучения пройти не успел, поэтому под Сталинградом, где армады фашистских бомбардировщиков начинали бомбить город ночью, летать ему не разрешали. Ночью 3 августа 1942 года Гулаев оказался на аэродроме. В это время над Новохопёрском появились немецкие бомбардировщики. Не дожидаясь приказа, Гулаев сел в свой Як-1 и, подбадриваемый авиамеханиками, вылетел на перехват. Была лунная ночь, и, хотя прожектора небо не подсвечивали, Гулаев увидел знакомый силуэт Не-111. Приблизившись на такое расстояние, что видны были отсветы выхлопов вражеского самолета, Гулаев нажал на гашетки. Бомбардировщик начал разваливаться прямо в воздухе, а затем рухнул на землю.

     Когда Гулаев, вернувшись на аэродром, доложил командиру о сбитом самолёте врага, он услышал два исключавших друг друга приказа. Первым на него было наложено взыскание за самовольный взлёт, а вторым он был представлен к награждению орденом Красного Знамени и присвоению ему очередного воинского звания. 16 августа 1942 года в петлицах Гулаева засверкало по два красных кубика.

     Так началась, пожалуй, самая яркая воинская судьба в нашей авиации.

                 Часть 2. Бои и победы, победы, победы…

     После первого немецкого Не-111, сбитого в ночных условиях в первом боевом вылете, Гулаеву удалось в конце августа 1942 года сбить ещё один немецкий самолет, на этот раз Ju-88. В середине октября он был отправлен в тыл на курсы усовершенствования штурманов, по возвращению из которых в конце января 1943 года получил назначение штурманом эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка, с которым уже не расставался до конца своего участия в боевых действиях.

     После Сталинградской битвы, в которой фашисты потерпели сокрушительное поражение, наступило относительное затишье. Обе армии готовились к новому грандиозному столкновению. Полк, в котором служил Гулаев, был отведён с передовой для пополнения и получения новой техники. Только к середине мая 1943 года полк начал свою службу на новом аэродроме Грушка на Белгородском направлении. Руководство Красной армии пыталось ответить на концентрацию в районе предполагаемой битвы немецких полчищ: 1000 самолетов, которые должны были поддержать 4-ю танковую армию генерала Гота и оперативную группу"Кемпф".

     14 мая 1943 года произошла одна из первых стычек. Тройка бомбардировщиков Ju-87, поддерживаемых четырьмя истребителями Me-109, попытались атаковать аэродром Грушка. Гулаев, взлетевший в одиночку на перехват, разогнал свой Як-1 до максимума на небольшой высоте, сделал "горку" и первой же очередью сбил головной Ju-87. После этого немедленно атаковал второй бомбардировщик и подбил его, однако ответный огонь сильно мешал. Наконец, Николаю удалось убить стрелка и зайти фашисту в хвост, но закончились снаряды. Николай пошел на таран. Левым крылом своего Як-1 он срезал правую плоскость Ju-87 и тот рухнул на землю. Несмотря на повреждения своего самолёта, Гулаеву удалось выровнять машину и посадить её практически на передовой. Пехотинцы 52-й стрелковой дивизии на руках вынесли лётчика из кабины, считая, что он ранен, но оказалось, что Николай не получил ни одной царапины. Пилота доставили на машине в часть, где он ни слова не сказал о совершённом подвиге. Через некоторое время поступил рапорт с передовой, в котором было описано всё происшедшее. Командир приказал выделить лётчику другой самолёт и в этот же день он снова поднялся в воздух. За этот подвиг Гулаев был награжден орденом Красного Знамени. 

     Через неделю Гулаев вновь одерживает две победы в одном бою. Сбив Me-109, он догнал и поразил Ju-88. В июне уже старший лейтенант Гулаев в двух боях одержал ещё две победы над Мессерами.

     Курская битва началась 5 июля 1943 года. Этот день стал самым кровопролитным за всю историю Второй Мировой войны. Гулаев, 6 раз вылетавший на прикрытие аэродромов, сумел в этот день одержать сразу 4 победы, сбив по два Me-109 и Ju-88. На следующий день он сбил FW-190, а 7 июля четверка истребителей, ведомая Гулаевым, провела уникальный бой. Атаковав большую группу из 100 самолетов противника, они сбили 4 бомбардировщика и два истребителя, после чего благополучно вернулись на свой аэродром. В этот день звено Гулаева ещё не раз участвовало в воздушных боях, сбив при этом 16 самолетов противника. 12 июля Гулаев был назначен заместителем командира эскадрильи, что он отметил двойной победой – 2 Ju-87 опустил он с небес на землю, при этом один тараном, после чего благополучно приземлился на парашюте.  К этому времени Гулаев выполнил 95 боевых вылетов, лично сбил 15 самолётов противника и 2 в группе, за что был представлен к присвоению звания Героя Советского Союза. В наградном листе написано: "В бой … летает охотно и самолёты противника атакует дерзко, с минимальных дистанций. Среди лётного состава вызывает боевой задор, вдохновляющий на боевые подвиги".

     В середине июля, когда сильно поредевший полк был отведён в тыл на переформирование и переучивание на "Аэрокобры", которые начали поступать по лендлизу из США, в лётной книжке Гулаева значилось, что он совершил 147 посадок на Як-1 и 4 посадки на Як-2.

      Указом Президиума Верховного Совета СССР Гулаев был удостоен звания Героя Советского Союза 28 сентября 1943 года. На состоявшемся по этому случаю в полку митинге он дал слово удвоить число сбитых самолетов, которое к этому времени достигло 27. Свое обещание он выполнил полностью, закончив боевую службу с 55-ю сбитыми самолётами врага.

     Перед вами цитата из статьи Гулаева, опубликованной во фронтовой газете "Крылья победы": "Хоть ты одержал несколько побед, однако не думай, что уже достиг совершенства, стал первоклассным лётчиком-истребителем. Пока ты сидишь и самоуверенно подсчитываешь свои победы, противник обгонит тебя, он найдёт то новое, что по своей самонадеянности упустил ты, и в очередном поединке поймает тебя на хитром маневре". К этому времени Гулаев был прекрасным примером для товарищей, он превратился в творчески мыслящего мастера воздушного боя, посвящающего каждую свободную минуту изучению передового опыта, придумыванию новых приемов, которые могли ему помочь в очередном бою.

     21 октября полк вернулся на передовую на новых самолётах. В первом же боевом вылете на "Аэрокобре" Гулаев сбивает Ju-87, через два дня Ju-87 и Me-109, 26 – Ju-88, 28 – 2 Me-109, а закончил месяц еще двумя победами: были сбиты Ме-109 и модифицированный He-111 с усиленным вооружением и дополнительным бронированием. 

     Следует отметить, что все победы Гулаев одержал при прикрытии наземных войск, аэродромов и переправ, а также во время воздушных разведок и перехватов, а отнюдь не в режиме "свободной охоты", что весьма и весьма показательно.

     Конец 1943 и первые два месяца 1944 годов оказались очень результативными для Гулаева. 12 воздушных побед одержал он за три месяца, в том числе ему удалось сбить два самых ненавистных в нашей армии немецких корректировщика FW-189, в народе прозванных "рамой" за характерный внешний вид. Эти самолеты, несмотря на неказистую внешность, обладая великолепной горизонтальной маневренностью на большой высоте и потрясающей живучестью, с успехом давали отпор нашим истребителям и считались достаточно почётной целью.

     Во время боев под Кировоградом Гулаеву трижды удалось одержать по две победы в одном бою. Вот как это произошло 8 января 1944 года. Четвёрка истребителей, возглавляемая им, прикрывая наземные войска, атаковала около 50-и фашистских бомбардировщиков, сопровождаемых истребителями. Неожиданно выскочив из облаков, наши пилоты за несколько секунд сбили 4 самолёта противника, заставив остальные в панике сбросить бомбы куда попало и повернуть назад. В том бою Гулаеву удалось сбить две машины фрицев.

                Часть 3. Лучший лётчик-снайпер

     В марте 1944 года Герой Советского Союза капитан Гулаев получил отпуск для поездки на родину в станицу Аксайскую, освобожденную от фашистов в феврале 1943 года. Когда он вернулся, друзья не узнали смешливого, всегда готового к шутке комэска. Перед ними стоял хмурый, повзрослевший человек. Конечно, он уже знал, что его мать и сестра живы и здоровы, а отца, которого Николай боготворил, тихого и спокойного слесаря, фашисты повесили.  Но узнать это из писем одно, а услышать рассказы людей, которые всё видели, это совсем другое. 

     После возвращения в часть на задания вылетал не романтик-истребитель, а предельно собранный боевой офицер. Помимо задачи, которую ставило перед пилотами руководство: сопровождение бомбардировщиков со штурмовиками, защита  железнодорожных узлов, переправ, аэродромов, и других жизненно важных объектов, или воздушная разведка в тылу противника, перед собой командир ставил ещё одну задачу: вернуться, сбив минимум один самолет противника.  За первые две недели он сбил 10 фашистов – потрясающая результативность, тем более что 6-х он сбил в двух боях: 18 апреля, выполняя задачу по прикрытию наших пехотинцев, он сбил Ju-87 и Me-109, а 25-го - сразу 4 самолета противника.

     Позже Гулаев часто вспоминал этот бой: "В 15.30 шесть самолетов "Аэрокобра" вылетели под моим командованием на прикрытие наземных войск… Сделав два круга…, я обнаружил группу самолётов… в строю колонны, состоящей из трёх девяток... Выше и сзади шли, по-видимому, с опозданием 8 Me-109. Поравнявшись на встречных курсах, я атаковал двумя парами… с дистанции 150-200 м и сбил один FW-190. При выходе из атаки боевым разворотом вправо я снова атаковал самолет FW-190, который загорелся и отвесным пикированием пошел к земле. Вследствие неожиданности атаки первая девятка потеряла четыре FW-190: два сбил я и по одному лейтенант Букчин, мой ведомый, и старший лейтенант Козлов. Противник, видя горящие самолеты, стал уходить… При развороте один самолет подставил мне живот, я молниеносно открыл огонь и сбил третьего FW-190… При выходе в сторону облачности на меня свалился из облаков один FW-190, подставив свой хвост, в результате чего был сбит… Наша шестерка вернулась на свой аэродром без потерь и существенных повреждений… В этом воздушном бою было сбито 7 FW-190 и 4 Me-109". Бой продолжался всего 4 минуты. При этом была выполнена основная задача: не допустить бомбёжку наших наземных войск.

     Видите, как просто побеждать: все тебе то хвост, то живот подставляют, вроде бей - не хочу. И только поразмыслив немного, понимаешь, что за всей этой видимой простотой стоит высочайшее мастерство, трезвый расчет, молниеносная реакция, фантастическое чутье и военная зрелость.

     Вот, что было написано руководством полка в представлении о награждении летчиков из эскадрильи Гулаева:

"25.05.1944 г. группа ведёт бой против 25  FW-190, сбивает 11, возвращается без потерь. А показательный бой над Западной Украиной, когда его шестерка атаковала 35 вражеских самолетов! За 4 минуты боя сбивает 11, остальных рассеивает, 5 целей уничтожает сам командир".

     30 мая Гулаев сбил пять самолетов противника: Hs-126 (ближний разведчик, очень трудно сбиваемый самолет, прозванный в народе "костыль"), два Me-109, Ju-87 и Ju-88. При этом один из "мессеров" и Ju-88 он сбил в своей излюбленной манере: после смертельной для Ju-88 атаки, он моментально развернул свою "кобру" навстречу атакующему его истребителю. Исход маневра был очевиден. В конце боя Гулаев был серьезно ранен в руку. Потеряв много крови, он довел свой самолет до аэродрома, посадил и только после этого потерял сознание. Это был самый тяжёлый бой для шестерки, ведомой Гулаевым. На свой аэродром вернулся только он один, да и то никакой. Двоим удалось выпрыгнуть с парашютом из горящих самолетов и приземлиться в расположении наших войск, а трое пилотов погибли.

     1 июля 1944 года в госпитале, после операции, он узнал о присвоении ему звания дважды Героя Советского Союза. 

     Однажды утром ровно в 11 часов над нашим аэродромом появился немецкий истребитель. В воздух были подняты самолеты, но фашист, не вступая в бой, улетел. Три дня подряд ровно в 11 часов над нашим аэродромом появлялся этот самолет. На четвертый день Гулаев взлетел в 10.50, поднялся высоко в небо и отошел в сторону солнца, чтобы фашист не смог сразу его заметить.

     Когда большая стрелка часов коснулась цифры 11 , появился немецкий самолет. Гулаев направил свою машину прямо в нос немца. Тот успел в последнюю секунду отвернуть в сторону, но не отступил, а сам бросился в атаку. Началась длительная борьба в вертикальном маневре. Самолеты то взмывали вверх, то пикировали чуть ли не земли. Наконец Гулаев, совершив какой-то хитрый маневр, оказался в хвосте у противника. Огненная лента, вырвавшаяся из пулемета Гулаева, на секунду как бы соединила два самолета, но затем разрисованный немец, с пиковым тузом на боку, рухнул вниз. Над самой землей из горящей машины вывалился человек. С хлопком раскрылся парашют и немецкий летчик опустился в кольцо советских пилотов, ожидавших его на земле. 14 минут продолжался бой, хотя всем показалось, что прошло значительно больше времени.

     Сбитым оказался полковник с четырьмя Железными Крестами на лётной куртке. Немецкий ас признался, что он воевал во многих странах, но сбитым оказался только здесь. Когда по его просьбе пришел победитель, немец очень удивился. Перед ним стоял совсем молодой крепыш.

     Перед отбытием на учебу в Академию, Гулаев попросил дать ему ещё немного времени и три дня подряд 10, 11 и 12 августа 1944 года сбивал по FW-190. Следует подвести некоторые итоги. Гулаев признан самым результативным лётчиком антигитлеровской коалиции: 30 мая 1944 года он сбил 5 самолетов противника, дважды по 4, трижды по 3 и в 6 боях по два фашистских самолета. На его счету 8 двухмоторных бомбардировщиков, три "рамы" - корректировщика, 14 пикировщиков, остальные истребители. Набор характерный для летчиков ПВО, задачей которых было охранять наземные войска, не допуская к ним бомбардировщиков врага. Ну и, конечно, надо всегда помнить его 42 боя подряд, когда он одержал 42 победы.

      Командир эскадрильи, в которой начал свою службу Гулаев, Герой Советского Союза Федор Архипенко писал: "Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание ими наших войск. Был он очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нём порой чувствовался настоящий азарт охотника".

           Часть 4. Летающий бунтарь и народный эпос

   Дважды Герой Советского Союза Николай Дмитриевич Гулаев с раннего детства был волевым целеустремленным парнем с донским бунтарским характером. Он не терпел несправедливости и всегда был готов к дерзким мальчишеским поступкам. Невысокого роста, крепкий, очень подвижный, не зря у него было прозвище "колобок". Это был прирождённый лётчик-истребитель, замечательно вписавшийся в обстановку, сложившуюся в то время на поле брани. Острый ум, прекрасная память, отличное зрение, отменное здоровье, немалая сила, позволяющая выдерживать перегрузки, возникающие в острые моменты воздушного боя, всё это сложившееся в одном человеке, превратило его в великолепного воздушного бойца – супераса, лётчика-легенду.

     Официальной пропаганде нужны люди-легенды, на их примере легче воспитывать новых героев. И вдруг о Гулаеве перестали писать. Свой последний самолет он сбил 12 августа 1944 года, об этом написали и всё. Дальше молчок. Гулаев как бы исчез. Нет, он, конечно, был, продолжал служить, получал очередные воинские звания, командовал всё большими и большими авиационными соединениями, однажды был даже избран депутатом съезда КПСС, но это всё было где-то там, далеко от Москвы. Вот о Покрышкине, Кожедубе, Попкове продолжали писать, снимать фильмы, а о Гулаеве ни-ни.

     Дело дошло до того, что в 2007 году, когда в Ярославле, где служил прославленный генерал, открывали ему мемориальную доску, люди спрашивали: "А кто это такой? Почему не знаем?"

     Почему всё так сложилось, что было причиной явной команды: "Молчать!", не известно. Но было именно так. Однако из памяти людей, воевавших вместе с легендарным лётчиком, знавших его, писавших в военкомате в заявлениях: "Хочу быть таким как…", искоренить это имя невозможно. Поэтому о легенде военной авиации появились легенды, передаваемые изустно. Возможно, что-то было не совсем так, но ведь на пустом месте слухи не появляются. Чтобы слух перерос в легенду, нужны какие бы то ни было, но основания. Итак… 

     Легенда о трижды Герое.

     В середине 1944 года, когда совершенно очевидным стал неминуемый разгром фашистской Германии, в руководстве нашей страны начали прорабатывать сценарий финальной точки Великой Отечественной войны – Парада Победы на Красной площади. Верховный Главнокомандующий, часто обращавшийся к народному творчеству, предложил представить авиацию тремя богатырями: Александром Покрышкиным, Иваном Кожедубом и Николаем Гулаевым.   

     В конце августа 1944 года готовят Указ Президиума Верховного Совета СССР о присуждении Николаю Гулаеву звания трижды Героя Советского Союза, одновременно ряд летчиков награждают второй Золотой Звездой Героя. Указ публикуют в газетах и героев вызывают в Москву. Гулаев прибывает вечером в гостиницу Москва, где для всех награжденных забронированы номера и вместе с друзьями-лётчиками направляется в ресторан поужинать. Однако случилось непредвиденное. Героических лётчиков туда попытались не пустить. Мест нет, им объяснили. Иностранная военная делегация изволивает откушать. Гулаева остановить какому-то швейцару, конечно, не удалось. К его не удивлению, а изумлению предстала непостижимая для воина картина. За столом сидели румынские офицеры.

     Тут надо сделать небольшое пояснение для молодых читателей. С самого начала войны Румыния воевала на стороне германского фашизма. При этом румыны были одними из самых жестоких захватчиков. Как они поизгалялись над жителями оккупированных территорий, так мало кому удалось. В Одессе это хорошо помнят. Но летом 1944 года, после того как Красная Армия была на подступе к Бухаресту, там произошёл государственный переворот. Диктатор Антонеску был свергнут, король Михай сформировал новое правительство, Румыния вышла из коалиции с Германией и вошла в антигитлеровскую коалицию. Вчерашние враги неожиданно стали друзьями.  И вот те, с кем ещё вчера воевал в небе над Бухарестом Николай Гулаев, сидят за столом и смеются прямо ему в глаза.      

     Прославленный воин вспылил: "Как это так, нет мест? Моим врагам есть, а мне, дважды Герою, нет?..."

     На это один из сидевших за столом на чистом русском языке сказал оскорбительную для советского лётчика фразу. 23-х летний герой этого не стерпел и от всей души врезал обидчику по физиономии. Завязалась драка, прибыл военный патруль… Доложили Сталину. Приказ: отправить в часть, аннулировать Указ и забыть о Гулаеве.

     Было или не было, не известно. Историки советской военной авиации молчат, но ведь не со всех ещё документов военной поры снят гриф "секретно". Я склоняюсь к мысли, что всё это было, может не совсем уж так, но было. И Указ о награждении был и его аннулирование тоже было.

     Легенда о свинье в бомболюке.

     Вернулся Гулаев из очередного боевого вылета, ещё одного немца сбил. Все бегут, его поздравляют: "Ты второй Золотой звездой награждён, надо это дело быстренько обмыть. Беда одна, спирта хоть залейся, а закуски нет". "Нет? – спрашивает герой, - так сейчас будет". И, сев в самолёт, куда-то улетел. Оказывается, в полёте он головой во все стороны вертел и на землю тоже поглядывал. И вот увидел он, как там внизу свиньи пасутся. Вот и надумал он свинью на закуску привезти. Ну не воровать же, не подобает советскому летчику, да ещё дважды Герою мародерством заниматься. Нашёл он хозяйку, денег ей много дал, она на радостях соседей позвала, чтобы те помогли хряка в бомболюк погрузить. Большой оказался, еле запихнули. Самолет с трудом взлетел, очень уж животное беспокойно себя вело, самолёт мотало чище, чем в зоне турбулентности, но лётчик очень уж хорошим мастером был. Довел до места и посадил благополучно. Спирта было много, но пьяных не было, закуски было ещё больше. 

     Возможно это и байка, но ведь дыма-то просто так не бывает.

    Легенда о белом медведе.

     Командовал генерал-полковник Гулаев 10-й армией ПВО, дислоцировавшейся в Архангельской области. А он очень охоту уважал. Вот раз решил он на боевых вертолетах на белых медведей поохотиться, да случайно через границу с Норвегией перелетел. Ну, норвеги – те, конечно, ноты протеста и всё такое прочее. Гулаева за это в должности понизили и куда подальше послали служить.   

     Честно говоря, в последнее я совсем не верю, но так говорят.

     Легенда о дружбе с Высоцким.

     Эта история также случилась на севере. Очень уж Гулаеву песни Владимира Семёновича по душе были. А случилась эта история, когда выступления Высоцкого официальной властью, как бы это помягче сказать, не приветствовались. Но, несмотря на протесты обкома партии, да и собственного партийного комитета, Гулаев своей властью пригласил барда в Архангельск и устроил его концерт в гарнизонном Доме офицеров. А Высоцкий в свою очередь несколько песен о лётчиках написал после этой встречи. Предположительно, речь идет о "Песне лётчика" (Их восемь – нас двое…) и "Смерть истребителя" (Я – Як-истребитель).

     Свидетелей этого концерта множество, а вот была ли дружба? Вопрос, конечно, интересный, думается, что дружба не дружба, но близкие, взаимно уважительные отношения наверняка были.

    Много ещё всяких баек о великом лётчике существует, но все всё равно перечислить невозможно. Правда то, что я выше привёл или миф – решайте сами, а я свое мнение уже высказал.

           Часть 5. Война закончилась неожиданно

     Война для дважды Героя Советского Союза Гвардии капитана Гулаева совершенно неожиданно закончилась ещё в начале сентября 1944 года. По решению командования в принудительном порядке он был направлен на учебу. Формально причиной отзыва с фронта одного из лучших истребителей, самого скорострельного и успешного летчика Второй Мировой было желание сберечь прославленного аса, направив его на учебу в Военно-Воздушную инженерную академию имени Н.Е.Жуковского.

     Но, скорее всего его убрали из действующей армии, поскольку были уверены, что до конца войны он ещё столько собьет врагов, что его придется повторно награждать третьей Золотой Звездой Героя Советского Союза. Допустить подобное было нельзя, нашли приемлемый способ убрать неуёмного летчика подальше от передовой. Цифры красноречивы. К сентябрю 1944 года на лицевом счету Гулаева было 57 сбитых фашистских самолетов, у Кожедуба – 47, Покрышкина – 57. Последнему, как командиру дивизии было запрещено принимать активное участие в воздушных боях, но 4 врагов он сбил, Кожедуб успел сбить еще 15 самолетов противника. Сколько успел бы насбивать Гулаев, неизвестно, но вряд ли меньше Покрышкина. А уж за 60 с лишним побед третью Звезду дать пришлось бы обязательно.

     Гулаев учился в Академии до мая 1950 года. Ему, как слушателю Академии в апреле 1945 года было присвоено очередное воинское звание майора, а в мае 1949 года – подполковника.  После окончания Академии Гулаев получил назначение командиром полка, но оказался в Корее, где служил на командно-штабной должности и в боях не участвовал. В 1953 году вернулся на Родину. С 1954 года в течение пяти лет командовал 133-й истребительной дивизией, дислоцировавшейся в Ярославской области, затем был переведен в Ельню на ту же должность.

    В 1956 году Гулаев был делегатом знаменитого ХХ съезда КПСС, на котором был разоблачен так называемый культ личности Сталина. Представляю себе, какие чувства обуревали дважды Героя Советского Союза, который совершал свои подвиги под лозунгом "За Родину! За Сталина! Вперед!"

     В 1960 году уже генерал-майор авиации окончил Военную академию Генерального штаба, причем закончил не абы как, а с Золотой медалью. С 1961 года он командир 2-го корпуса ПВО подо Ржевом, а с 1964 года начинается его десятилетнее командование 10 воздушной армией, расположенной под Архангельском.   В 1972 году Николаю Дмитриевичу было присвоено очередное воинское звание – генерал-полковника. 

     В 1974 году Гулаев был назначен заместителем главнокомандующего войсками ПВО страны по боевой подготовке. Все годы, которые прошли после завершения войны, Гулаев активно летал. Он был одним из первых военачальников, освоивших управление реактивным самолетом, после чего летал на многих типах боевых реактивных машин. Больше всего ему полюбился МиГ-21, на котором он летал вплоть до 1967 года, после чего по приказу Главкома войсками ПВО, Заместителя Министра Обороны СССР маршала П.Ф.Батицкого был отстранен от любых самостоятельных полётов.

     В 1976 году Гулаев был назначен на обидную для него должность помощника командующего войсками Московского округа ПВО по вооружению. В ноябре 1979 года 61-летнего полного сил и абсолютно здорового генерал-полковника отправили в запас.

     До конца своей жизни Николай Дмитриевич Гулаев жил в Москве. Он очень болезненно воспринял отставку, постоянно переживал, что послужило причиной его преждевременной кончины. Умер великий лётчик 27 сентября 1985 года. Похоронен на мемориальном Кунцевском кладбище, филиале Новодевичьего.

    Давайте ещё раз посмотрим на его достижения и мысленно поаплодируем уникальному воздушному бойцу. По официальным данным Николай Дмитриевич Гулаев совершил 250 боевых вылетов, в 69 воздушных боях сбил 57 самолётов противника лично и 3 в группе, в том числе два самолёта тараном. Его рекорд в 42-х подряд воздушных боях сбить 42 самолета противника не будет побит никогда.

     При этом надо учесть: он никогда не ходил в "свободную охоту", он служил в ПВО, поэтому его задачей было не допустить немецкие бомбардировщики до наших позиций, прикрыть наземные цели: аэродромы, переправы, железнодорожные узлы. Надо отметить также, что по воспоминаниям сослуживцев, фактических побед у Гулаева было значительно больше. Он щедро делился ими со своими ведомыми, семейными товарищами, которые посылали деньги своим детям, поскольку за каждую победу платили немалые суммы.

     Ему пришлось сражаться под Сталинградом, Белгородом и на Курской дуге, он принимал участие в освобождении Правобережной Украины, Белоруссии, Польши, Румынии, Чехословакии. За войну он прошел по всем ступенькам лётчицкой карьеры: был рядовым лётчиком, командиром звена, заместителем командира и командиром эскадрильи, штурманом полка, заместителем командира полка.

    Родина по заслугам наградила дважды Героя: два ордена Ленина, орден Октябрьской Революции, четыре ордена Красного Знамени, два ордена Отечественной войны 1-й степени, два ордена Красной Звезды, медалью "За боевые заслуги", многими другими медалями.

     Бронзовый бюст дважды Героя Советского Союза Николая Дмитриевича Гулаева установлен на его родине, в городе Аксай Ростовской области, в Москве и Ярославле на домах, в которых он жил установлены мемориальные доски. Ещё одна мемориальная доска висит на здании штаба  10-й воздушной армии в Архангельске. Имя Гулаева увековечено на стеле Героев в Архангельске.   

     Имя Гулаева носят улица и гимназия в городе Аксай, а также улица и детский оздоровительный лагерь в городе Анапа.


На это произведение написано 7 рецензий      Написать рецензию