О стариках, что шли в бой

                   Часть 1. Как все это начиналось

     Родился будущий дважды Герой Советского Союза, второй по результативности ас антигитлеровской коалиции, Григорий Речкалов 9 февраля 1920 года в деревне Худяково Ирбитского уезда Пермской губернии (ныне посёлок Зайково Ирбитского района Свердловской области, расположенный почти в 200-х километрах от областного центра). Глава семейства крестьянин Андрей Алексеевич Речкалов служил в Первую Мировую войну солдатом, мать была простой уральской крестьянкой. Сведений о детстве Григория практически нет. Известно, что учиться он начал в Зайковской школе, но после того как семья перебралась поближе к Свердловску в Бобровку (ныне поселок Бобровское), Григорий продолжил учёбу в школе, которая была в рядом расположенном посёлке Большой Исток.

     Уже в 14 лет он начал работать электромонтёром на мельзаводе. Ничто не предполагало, что Григорий станет лётчиком. Он мечтал стать металлургом и даже пошёл учиться в ФЗУ Верх-Исетского металлургического завода, но его затащили в кружок планеристов и будущий металлург пропал, небо затащило его к себе. Всё свободное от работы время он с увлечением занимался планеризмом. Следующий шаг был очевидным, Григорий поступил в Свердловский аэроклуб, а когда подошёл призывной возраст, его направили по комсомольской путёвке в Пермскую военную школу лётчиков, которую он окончил в 1939 году. 

     В звании сержанта Речкалов был распределён в 55-й истребительный авиаполк, который только начал формироваться на Украине, поблизости от города Кировограда. Именно с этим полком он прошёл всю войну. В то время полк укомплектовали  уже устаревшими моделями самолётов конструкции ОКБ Поликарпова: УТИ-4 (учебный), И-15 бис и И-16 ("ишачок", как его называли у нас, "крыса", так его звали немцы, или "муха" – в Республиканской Испании). Полк переводили из одной авиационной бригады в другую. Он перелетал то в Киев, то в Одессу, но после присоединения к Советскому Союзу Бессарабии с Северной Буковиной обрёл постоянную дислокацию на окраине города Бельцы. В Молдавии полк начал перевооружение на новые типы истребителей и только в эскадрилье, где служил Речкалов, остались устаревшие И-153. Там же в 55-ом авиаполку судьбе было угодно связать двух замечательных лётчиков: Покрышкина и Речкалова.

    21 июня 1941 года молодой лётчик был направлен в Одессу на врачебно-лётную комиссию, результат которой мог бы поставить жирную точку в его лётчицкой судьбе: у него обнаружили дальтонизм. Наверняка это была далеко не первая комиссия, ведь и в армию его призвали, и в авиашколу приняли да и при направлении в авиаполк медосмотр должен был быть, нигде ничего не нашли, а тут на тебе – дальтонизм и естественный запрет на полёты.

     На следующий день, узнав, что началась война, добрался Григорий до своего аэродрома и пошёл к начальнику штаба полка на доклад. Тот только отмахнулся, мол, сам видишь, что делается, а то, что цвета путаешь, то это ерунда, воевать сможешь и чужой самолёт от своего отличишь. Речкалов получил срочное задание, он должен был доставить в округ важные документы, после чего включился в боевую работу. Летать он начал на истребителе И-153 "Чайка" с синим номером 13 на хвосте. Это была старая модель отечественного биплана, снятого уже с производства, которая по всем законам не могла противостоять немецким истребителям. Последние были настолько современней, что казались из совсем другой жизни. В самый первый день Григорий шесть раз поднимался в воздух, штурмовал вражеские войска. На следующий день боевых вылетов уже было семь, а первую победу Речкалов одержал 26 июня, сбив реактивным снарядом фашистский истребитель Ме-109 из той самой другой жизни. Оказалось, при желании это вполне можно делать. Впоследствии Речкалов часто шутил, что номер его самолета "13" оказался несчастливым для врагов.

    Вскоре Речкалов чуть не погиб, у И-153 при взлете оборвался шатун и самолет потерпел аварию. Каким-то чудом лётчик уцелел. Речкалова пересадили на И-16. Это была уже более приличная машина – моноплан, правда фюзеляж у него был выполнен из клеёной фанеры, обклеенной полотном, а затем многократно покрытой авиационным лаком, но внешне очень даже похожий на цельнометаллический. 

     В первый месяц войны, хотя основной задачей полка было сопровождение бомбардировщиков, Григорию, получившему звание младший лейтенант, удалось одержать ещё две победы:  27 июня он сбил немецкий ближний разведчик-корректировщик Hs-126, а 11 июля Ju-88, многоцелевой самолёт Люфтваффе.

     Последний бой показал, что при правильной тактике можно с успехом противостоять хорошо обученному и оснащённому более современной техникой врагу. Двенадцать "юнкерсов" летели бомбить Кишинев. Три советских допотопных самолёта врезались в их строй, вынудили сбросить бомбы на головы собственных солдат и позорно бежать, оставив догорать сбитый Речкаловым "лаптёжник" в чистом поле. 

     26 июля 1941 года во время сопровождения штурмовиков самолёт Речкалова был обстрелян, лётчику, тяжело раненному в голову и ногу, удалось дотянуть до аэродрома, откуда его на санитарной машине отправили в госпиталь. Отлежав в госпиталях несколько месяцев и перенеся три серьезных операции, Речкалов попросился обратно в небо. Врачи долго не давали "добро", но уступили настойчивому парню. Его выписали, разрешив летать только в тылу и на лёгких самолётах.

     В лётной школе, куда он получил назначение, были только У-2. Речкалов отправился в штаб ВВС округа. Командующий, к которому удалось пробиться настырному лётчику, послал его в запасной полк, где шло переучивание на "ЛаГГи" и "Яки". Григорий освоил Як-1, после чего начал писать рапорты с просьбой направить его на фронт, и получать отказы, отказы, отказы. Наверное, настойчивый парень всё же добился бы своего, но тут новая беда – "ожил" осколок в правой ноге, который не удалили в первых операциях. Снова госпиталь, снова операция. Выписавшись из госпиталя, Речкалов прибыл в запасной полк и попросился в отпуск на родину. Командир полка долго не раздумывал, куда, мол, можно на костылях сбежать, и отпустил.

     Григорий поехал домой, но через пару дней с костылем в руках отправился в сторону Ростова-на-Дону, где шли жаркие бои, в которых участвовал и его родной полк, ставший к тому времени 16-м гвардейским (16 ГвИАП). На фронте, куда Григорий прибыл 30 марта 1942 года, он быстро освоился, нога, не заживавшая в тылу, каким-то чудом перестала болеть. Он изучил боевой опыт, которым овладели его товарищи, освоил все новые тактические приёмы воздушного боя и уже на Як-1 с успехом начал сражаться с врагами. Сотню боевых вылетов совершил молодой лётчик, в основном на штурмовку живой силы противника. Уничтожалось все подряд: колонны автомобилей, железнодорожные составы, артиллерийские орудия, танки, пехота, склады. Пришлось провести и 20 воздушных боёв, в которых он сбил ещё 6 фашистских самолётов, из них 5 Ме-109 лично, а один FW-189 в группе. За боевые успехи Речкалов был представлен к ордену Красного Знамени, который получил в конце декабря 1942 года.

      Полк был отведён в тыл для переучивания на новые американские самолёты "Аэрокобры".  Начинался новый этап в карьере военного лётчика с позывным РГА.

                   Часть 2. Везёт тому, кто везёт

    В конце 1942 года полк, в котором служил молодой, но уже хорошо зарекомендовавший себя боевой лётчик Речкалов, имевший на лицевом счету почти десяток сбитых самолётов врага, отозвали с фронта на доукомплектование и перевооружение на американские истребители Р-39 "Аэрокобра". В начале апреля 1943 года полк вернули на фронт, и он оказался в самой гуще боёв за Кубань. В те солнечные весенние деньки в небе десятками носились свои и чужие самолёты. В первом бою, состоявшемся 11 апреля над станицей Крымская, Речкалов и Покрышкин сбили по одному Ме-109. На следующий день на фюзеляже самолёта Речкалова появилась еще одна звёздочка, был сбит очередной Ме-109. 
 
     Позднее Речкалов вспоминал: "Не было ни одного вылета, чтобы мы не вели бой. Вначале фашисты действовали нахально. Выскочит группа, навалится, смотришь, то один, то другой наш самолёт, загоревшись, летит к земле. Но мы быстро разгадали тактику фашистских лётчиков и стали применять новые приёмы: ходить парами, а не звеньями, лучше использовать для связи и наведения радио, эшелонировать группы самолётов, так называемой "этажеркой". Именно в эти дни в нашем полку родился "соколиный удар", разработанный Александром Ивановичем Покрышкиным". Григорий Речкалов служил в то время в эскадрильи Покрышкина и был его верным помощником.

     Надо пояснить читателю, что имел в виду Речкалов, говоря о "соколином ударе". Для этого рассмотрим один из боёв, проведенных Григорием в кубанском небе. Восьмёрка наших истребителей летела высоко в небе, сопровождая группу штурмовиков, направлявшихся атаковать немецкие позиции. Внезапно появилась большая группа немецких истребителей (6 Ме-109 и 10 Ме-110). Не заметив высоко в небе самолёты прикрытия, немцы ринулись в атаку на наши штурмовики. В этот момент из поднебесья в крутом пике им на головы буквально свалились советские истребители. Огненные трассы рвали немецкие самолёты. Используя высокую скорость, набранную в пикировании, наши истребители, проведя атаку, вновь взмывали вверх, чтобы снова и снова пикировать на фашистов. Потеряв несколько машин, немцы вынуждены были ретироваться. В этом и заключался "соколиный удар". В тот день 21 апреля 1943 года это был уже второй подобный бой. Григорию Речкалову удалось сбить тогда два фашистских Ме-109.

     Вскоре Речкалову было присвоено воинское звание старший лейтенант, и он стал командиром звена в эскадрилье капитана Покрышкина.

     Ожесточённые бои продолжались, на землю летели сбитые фашисты. Обычно Григорий летал ведущим пары в группе Покрышкина. В течение апреля Речкалов пополнил свой счет семью Ме-109 и одним Ju-88, а в конце мая ещё десятью самолётами (9 Ме-109 и 1Ju-87), при этом однажды он сбил три вражеских машины, а в трех боевых вылетах сбивал по два немецких истребителя. В боях Речкалов сформулировал основную заповедь лётчика-истребителя, которую он повторял многократно: "Обнаруживай противника первым. С атакой не спеши - выжди момент. Атакуй наверняка, с близкой дистанции, одной очередью".

     24 мая 1943 года Речкалову было присвоено звание Героя Советского Союза.

     От многих лётчиков, воевавших вместе с ним, Речкалова отличала быстрота принятия решения, а также стремление довести до победы каждый начатый бой. Образцом его действий можно считать бой, произошедший летом 1943 года в районе реки Молочной. Восьмерка истребителей занималась патрулированием, прикрывая наши наземные войска. Истекало время, отведенное на патрулирование, и Речкалов ожидал прибытия смены. Именно в это время внизу появилось около 50 "юнкерсов", прикрываемых двумя звеньями истребителей. Речкалов принимает решение разделить свою группу на две четверки, одной атаковать бомбардировщики, вторая должна была связать истребители. Четверка "Яков", стреляя буквально в упор, промчалась через строй "юнкерсов". Речкалов и Клубов сбили по одному немцу, разрушив их строй, после чего сделав боевой разворот, стремительно поднялись вверх и снова с высоты атаковали фашистские самолеты. Пикируя, Речкалов сбил еще один "юнкерс". Фашисты в беспорядке сбросили тяжеленный бомбовой груз, и стали разворачиваться,  пытаясь оторваться от русских и уйти назад. Воспользовавшись паникой в их рядах, Речкалову удалось поджечь ещё один бомбардировщик противника. Всё это время вторая наша четверка вела упорный бой с "мессерами". Жердеву удалось сбить ведущего немецкой группы, после чего те стремительно ретировались. В этом скоротечном бою советские лётчики уничтожили пять "юнкерсов" и один "мессер", при этом Речкалов записал на свой счет три победы. Но самое главное, немецким бомбардировщикам не удалось долететь до позиций наших наземных войск. Семь минут длился этот бой, а летчикам показалось, что они провели в схватке целую вечность. 

     За этот бой Речкалов был удостоен ордена Александра Невского с формулировкой: "За успешные победы в бою с превосходящими силами противника".

     Осенью 1943 года полку Покрышкина разрешили "охоту над морем", на которую он отрядил самых лучших лётчиков-снайперов. Естественно, что их число попал и Речкалов. Это было самое любимое занятие аса. Он поднимался на максимальную высоту, порядка 6 тысяч метров, и, используя свое острое зрение, высматривал самолёты противника, после чего стремительно их атаковал. В одном из таких вылетов ему удалось сбить три самолета – два Ju-52 и летающую лодку "Савойя".

       1 июля 1944 года гвардии капитану Речкалову за 415 боевых вылетов, 112 воздушных боёв, 48 личных и 6 групповых побед было присвоено звание дважды Героя Советского Союза.

     Боевая жизнь преподносит множество сюрпризов её участникам. Однажды ещё осенью 1942 года Речкалова послали разыскать фашистский бронепоезд, сильно досаждавший нашим наземным войскам. Маневренный, хорошо замаскированный, он стремительно передвигался по железнодорожным артериям, возникая на разных участках передовой. Речкалову каким-то одному ему ведомым путем удалось засечь фашистское чудовище. Были вызваны штурмовики, превратившие его в груду металлолома. "Илы" уже направились домой, когда примчалась шестерка "мессеров", мгновенно вступившая в бой с тремя советскими истребителями. Речкалову удалось одного сбить, но сам он был сильно ранен в ногу. Теряя сознание, лётчик направил самолет к земле. "МиГ" не врезался в землю, а, сильно потеряв скорость, скользнул по пологому склону и упал во вражеские окопы. Вот там Речкалов окончательно потерял сознание. Очнулся он, когда его на носилках несли свои. "Понимаешь, два дня торчим под этой высоткой, никак не можем её взять. А тут ты, врезался в их окопы, они и посыпались, теперь мы держим господствующую высоту", - объяснили Речкалову пехотинцы.

     Можно сказать, что это просто везение, но ведь известно, везёт тому, кто везёт. А вот этим Речкалов отличался в течение всей войны. Последние бои прославленный лётчик провел над Берлином в апреле 1945 года.

     Всего он совершил 450 боевых вылетов и провёл 122 воздушных боя. Данные о сбитых им вражеских самолётах несколько разнятся. Ранее считалось, что он одержал 56 личных побед и сбил 6 самолётов в группе. В последнее время документально доказано, что Речкалов лично сбил 61 самолёт, и 4 в группе.

                   Часть 3. Незаслуженно забытый

     Ещё в 1941 году сразу после прибытия Речкалова в 55 ИАП он становится как бы тенью более старшего товарища Покрышкина. Друзьями они не стали, но Покрышкин, полагаясь во всем на Речкалова, всячески его продвигал по службе. Покрышкин стал комэском, Речкалов его заместителем, а после назначения Покрышкина заместителем командира полка Речкалов стал командиром эскадрильи. В 1944 году, когда Покрышкин стал командиром дивизии, Речкалов был назначен командиром полка. И вот тут в их взаимоотношениях что-то произошло, как будто чёрная кошка между ними пробежала.

     По представлению Покрышкина Речкалова снимают с должности, затем снова назначают и, наконец, окончательно снимают и назначают инспектором по технике пилотирования дивизии.  Мотивировано всё это тем, что из-за грубого нарушения приказа произошла трагедия и погибли люди. Покрышкин в своих представлениях описывает Речкалова как умелого, опытного лётчика-истребителя, но при этом увлекающегося и могущего при появившейся возможности увеличить свой личный счет побед, погнаться за каким-либо немцем, бросив товарищей на поле боя. Покрышкин поставил в вину Речкалову гибель одного из лучших лётчиков дивизии Героя Советского Союза капитана Клубова, который разбился при приземлении после тренировочного испытательного полета на Ла-7. Именно после этого Речкалова и перевели на должность инспектора по технике пилотирования, фактически отлучив от неба.

     Некоторые исследователи полагают, что такая метаморфоза произошла после того, как Речкалов, став командиром полка, получил возможность познакомиться с лётными документами ветеранов полка. Что же такое могло быть в этих документах, что так изменило отношение между двумя ведущими лётчиками?

     Предыстория такова. К 27 июлю 1941 года, когда Речкалов был тяжело ранен в ногу, после чего более восьми месяцев находился на лечении и послеоперационной реабилитации, на его личном счету числилось три сбитых самолёта противника. Когда же лётчик вернулся в часть, ему объяснили, что лицевой счёт обнулен у всех лётчиков и надо всё начинать по новой. Произошло это вследствие того, что штаб полка попал в окружение и все документы были уничтожены, чтобы не попасть к врагу.  Тогда в 1942 году всё это не имело никакого значения, победы добывались в бою. Однако из личных дел лётного состава следовало, что у всех остальных пилотов самолёты, сбитые до окружения штаба полка, числятся на их лицевых счетах.

     Вот как обосновал этот факт главный биограф Покрышкина О.Левченко: "Судя по всему, количество боевых вылетов у лётчиков 55-го ИАП после потери документов было восстановлено и внесено в новые лётные книжки по памяти (или путём прикидочных математических расчётов). К тому же количество боевых вылетов никаких особых отличий в то время лётчикам-истребителям не давало, поэтому и имелась возможность восстановить их, как говорится, на глазок".

     Восстановили всем, кроме Речкалова. Возможно, причиной стало долгое отсутствие лётчика, а возможно и то, что каким-то чудесным образом на лицевом счету Покрышкина возникли самолёты один в один совпадающие со сбитыми в 1941 году Речкаловым и по датам, и по моделям. Наверное, Речкалов обратился к своему непосредственному начальнику, которым был Покрышкин, с просьбой объяснить или разобраться, в общем, принять какие-нибудь меры к восстановлению справедливости. Вот тут и начал использоваться административный ресурс. Дальше - больше. Уже после войны Речкалов, используя архивные материалы ЦАМО, не просто предположил, что сбитые им немцы, оказались на счету Покрышкина, а документально это доказал. Что после этого произошло? Да, его просто напросто перестали пускать в архив, вот и все.                           
               
     Что же давали нашему лётчику сбитые самолёты врага? Приказом Ставки Верховного Главнокомандования за № 0299 от 19 августа 1941 года устанавливалась денежная награда лётчикам-истребителям в размере 1000 рублей за каждый сбитый самолёт противника. За три сбитых самолёта летчик представлялся к правительственной награде, за следующие три еще к одной, за десять сбитых самолетов – к званию Героя Советского Союза. Вторая Золотая Звезда вручалась за тридцать одержанных воздушных побед, третья за пятьдесят. Предусматривалось поощрение за боевые вылеты на штурмовку и разведку, а также за уничтожение вражеских железнодорожных эшелонов, танков, живой силы.

    Таким образом, каждый сбитый самолёт противника имел вполне значимый вес и не только в глазах самого лётчика. Григорий Андреевич Речкалов за свой ратный труд и подвиги, совершенные при этом, дважды стал Героем Советского Союза, был награждён орденами Ленина, Красного Знамени (четырежды), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени и Красной Звезды (дважды).   

     В 1949 году на родине Героя был установлен его бюст, на открытии которого он присутствовал.

     Как же сложилась судьба Героя после войны? В 1951 году он окончил Военно-Воздушную академию и командовал 144-й истребительной авиационной Хинганской дивизией на Сахалине. В 1959 году генерал-майора Речкалова   уволили в запас. Было ему в то время всего 39 лет. После завершения воинской службы Григорий Андреевич переехал в Москву, поступил на факультет журналистики МГУ, после чего написал ряд книг, посвященных военной авиации: "В гостях у молодости" (1968), "Дымное небо войны" (1968), "В небе Молдавии" (1979).      

     Следует отметить, что по уверениям родных Речкалова он до конца жизни свое мнение о том, что сбитые им три самолета противника в 1941 году приписаны Покрышкину, не изменил.

     Скончался Григорий Андреевич Речкалов в 1990 году. Похоронить себя он завещал рядом с матерью на кладбище посёлка Бобровский Сысертского городского округа. Вот так и получилось, что один из самых знаменитых советских лётчиков-истребителей покоится на поселковом кладбище рядом с дорогой.   

     Складывается впечатление, что были приложены все силы, чтобы о Речкалове забыли. Дело дошло до того, что открытый силами участников Великой Отечественной войны в Зайково в 1972 году в здании бывшей школы, в которой учился и сам Речкалов, Народный  музей ликвидировали. При этом причину нашли весьма "уважительную" – здание понадобилось сельской милиции. Наконец, после вмешательства Генерального консульства США в Екатеринбурге справедливость была восстановлена. В 2008 году музей вновь открылся. Спросите причём здесь американцы? Дело в том, что в США почитают Речкалова, как самого выдающегося аса Второй мировой войны. Ни один лётчик в мире не одержал столько воздушных побед, летая на американских самолётах, как Речкалов.

    Вот так и получилось, что второй по числу сбитых немецких самолётов советский ас, оказался незаслуженно забытым.


На это произведение написаны 4 рецензии      Написать рецензию