Двенадцать месяцев - от февраля до февраля

                                     Часть вторая

                           Глава шестая. 13 ноября 1973 года

     Проснулся я как всегда раньше всех. На часы посмотрел – самое начало седьмого. Спал я судя по всему достаточно тяжело, поскольку, проснувшись, не сразу сумел сообразить, где я нахожусь. Только после того, как я, решив по своей привычке вскочить с кровати, ударился головой о потолок каюты, а руками упёрся в металлическое ограждение полки, вспомнил всё, что творилось вчера вечером, когда я с трудом сумел забраться на эту верхотуру. Тогда меня кидало из стороны в сторону, пришлось прикладывать все силы, чтобы не упасть. А сегодня вроде бы лишь слегка покачивает. Так что, шторм оставил нас в покое? Вот с такой надеждой я аккуратно спустился вниз, оделся и выбрался в коридор. Тошнотворного запаха не ощущалось, это меня обрадовало, и я побрёл в сторону выхода на верхнюю палубу. К моему разочарованию дверь по-прежнему была наглухо заперта. Пришлось идти в музсалон. Оказалось, что мы стоим на якоре посредине какого-то большого залива или бухты, неподалеку от берега, достаточно круто поднимающегося вверх. Практически от самой береговой черты там всё было застроено старинными зданиями: доминировал надо всем купол христианской церкви, увенчанный крестом, крепостная стена располагалась с правой стороны, а с левой стояли многоэтажные явно жилые дома с балконами. Всё это подтверждало – мы добрались до Мальты и стоим на рейде её столицы – Ла-Валетты. Сверху казалось, что волнение на море было небольшим, но штилем я это точно не стал бы называть. Но вот и крест на соборе ярко заблестел, значит взошло солнце.

     В противоположном окне виднелось бурлящее море. "Так что, там шторм продолжается, а здесь? - вопрос как возник в моей голове, так и остался без ответа, - ладно потом постараюсь разобраться", - решил я и переключился совсем на другое. Три серых корабля стояли неподалёку от нас. На корме ближайшего к нам виднелся американский флаг. Я их порассматривал немного, но так и не понял, что они тут делают. Американские военные корабли и Средиземное море, как-то одно с другим не вязалось, по крайней мере, мне так показалось. Посмотрел я на них, посмотрел, да в каюту пошёл, пора уже и умыться. Все встали. Внешне лучше всех выглядел Виталий Петрович. Он был всё таким же оживленным со слегка порозовевшими щеками, казалось пытка штормом его нисколько не утомила. Виктор выглядел слегка помятым, как будто он за ночь не выспался, а вот у Вадима видок был тот ещё, любому наблюдательному человеку было ясно, что он всю ночь вагоны с картошкой разгружал или ещё какой подобной непосильной работой занимался.

     В ресторане толпился народ, за прошедшие сутки все оголодали, вот и набросились на еду. Я только к каше приступил, как ко мне за стол присел Дима:

     - Видел на рейде корабли американского 6-ого флота стоят?

     Я на него с удивлением посмотрел:

     - Ты это откуда знаешь? 

     - Ну, я же на нашей военно-морской базе в Алжире служил.  В этом регионе, они всё время пасутся. Я все их суда по силуэтам различаю. Справа Литл Рок стоит, лёгкий крейсер, их флагман. Посерёдке эсминец Конус, а слева – Мэнсфилд. Но это только часть их эскадры. Половина рыщет где-то в других районах Средиземного моря. Мы с ними ещё встретиться можем.

     Я смотрел на него, как на инопланетянина. Надо же по силуэтам американские корабли различать может. "Не так прост этот парень, как он себя нам представил", - подумал я, переводя разговор на другую тему: 
   
     - Дим, а ты не знаешь, почему мы здесь болтаемся, а не заходим в порт?

     - После того, как Мальта обрела независимость, их руководство приняло решение иностранные суда, независимо от того военные они или гражданские в порт не принимать. Пассажиров, то есть нас, будут перевозить на берег катерами. 
 
     И тут же по радио объявили:

     - Первая и девятая группы получить паспорта и подготовиться к выходу на берег.

     Первая это мы, а девятая магаданцы. Здорово получилось, мы вместе с девчатами на экскурсии будем.

     Через несколько минут, получив паспорта, мы столпились перед наклонным трапом, который вёл на вместительный катер с кормовым мальтийским флагом. Надежда, наша групповодша, ещё раз предупредила, чтобы мы не набрасывались на еду во время обеда, который будет на берегу.

     Катер, с виду вроде небольшой, на поверку оказался очень даже вместительным. Туда две группы залезли, а ещё место осталось. Ветер вроде почти утих, солнце на небе сияло, но волнение было достаточно сильным, хотя и без этих острых гребней с мутной пеной, срывающейся с них. Я подумал, что мы сейчас на волны набросимся и самым коротким путём к берегу начнём пробиваться. Но рулевой выбрал совсем другую дорогу. Он начал лавировать между этими беспрестанно катящимися валами так, что мы и вперёд довольно быстро шли и при этом ни в какие волны не врезались. Интересно получилось. С высоты корабля казалось, что волны строго параллельно друг другу на берег накатываются, а на деле всё совсем не так. Они вовсе не связаны между собой. Каждая волна идёт сама по себе, а между ними имеются некие промежутки, в которые наш рулевой и умудрялся вклиниться, не доставляя нам никакого беспокойства. Лавируем себе и лавируем. Ежели в окно не смотреть, ни за что не поймёшь, что по бурлящему морю плывёшь.

     На берегу нас ожидал высокий средних лет с уже начавшими седеть волосами на голове мужчина в сером костюме с такой же шляпой в руке. Это оказался посол Советского Союза в Республике Мальта. Рядом с ним стояло всё руководство нашего круиза – и по-азиатски выглядевший директор и целая кучка так называемых руководителей групп и даже пара мужчин в морской форме. Они о чём-то оживлённо разговаривали, но как только мы к ним приблизились, посол обратился к нам:

     - Здравствуйте, товарищи. Небывалый случай. Второй раз в этом году наши туристы пожаловали в таком количестве – целый круизный корабль.  Как добрались?

     Молодая женщина из магаданской группы чуть ли не на колени перед ним встала:

     - Товарищ посол отправьте меня домой, я этот ужас больше не смогу терпеть. Полтора суток я в туалете просидела и всё это время меня наизнанку выворачивало. Помогите улететь домой.

     - Девушка, девушка, - обратился к ней посол, - давайте договоримся. Вы страну посмотрите, уж коли сюда попасть вам довелось. Маленькое государство, за день вы его много раз можете пешком обойти и всё-всё осмотреть. Но у этого государства такая история богатая, что многие большие позавидовать могут. Кто здесь только за прошедшие века не жил. И финикийцы с греками, и карфагеняне, римляне, византийцы, арабы, позднее норманны, которые даже сюда добирались, ну, и естественно испанцы. Всех перечислить невозможно. Потом его облюбовали пираты и на некоторое, впрочем, довольно продолжительное время, здесь была их столица. Ну, а потом тут обосновались рыцари-иоанниты или госпитальеры, так называемый Мальтийский орден.

     Все собравшиеся вокруг него слушали с большим интересом. Он внимательно осмотрел сгрудившуюся толпу, улыбнулся и уже почти скороговоркой закончил:

     - Ну обо всём этом вам уже рассказали или расскажут ваши гиды. Я ещё только один момент хочу отметить, о котором почему-то у нас не любят упоминать. После того, как Наполеон захватил остров, он орден распустил и мало того запретить не запретил, конечно, но рыцарей сильно прижал. Павел I, который был в то время избран великим магистром Мальтийского ордена решил принять остров под защиту России. Мало того, он объявил Мальту одной из губерний Российской империи и надумал создать здесь нашу военно-морскую базу, с тем чтобы соблюдать интересы России в этом районе. Даже карту такую успели подготовить с Мальтой, окрашенной в Российский цвет. Но тут англичане остров захватили, подняли над ним британский флаг, а потом Павла убили, и его сын от притязаний на этот остров отказался. Ладно, - снова улыбнулся посол, - я вас задерживаю, вон ваши гиды нервничают.

     Мы уже расходиться принялись, но посол на девушку ту, которая всю эту бучу подняла, посмотрел и вновь к ней обратился:    

    - Вот вы погуляйте здесь, осмотритесь, от качки отдохните, а вечером перед отплытием мы с вами этот сложный вопрос решим. Договорились? – и с улыбкой ей руку протянул. 

     Она только головой согласно кивнула и свою группу догонять побежала.

     Я ещё хотел посла послушать, он опять о чём-то рассказывать принялся, но посмотрел, а Надеждин шарфик, где-то уже достаточно высоко по ветру развевался, вот и я за ним побежал. Догнать их смог только наверху. Надежда всех вокруг себя собрала и рассказывала историю Ла-Валетты. Я её уже знал, но слушал прилежно, глядишь, что-нибудь новое узнать смогу. И дождался, оказалось, что Ла-Валетта включена в перечень городов Мирового Культурного наследия. "Здорово, - подумал я, - теперь здесь всё под надёжной охраной находится. Никакие стихийные бедствия разрушить ничего не смогут, а если это и произойдёт, то будет восстановлено, как новенькое, вернее старенькое". Я совсем запутался в этом новеньком-стареньком, махнул рукой и начал внимательно дальше Надежду слушать. Она про мальтийцев принялась рассказывать. Я даже удивился, как я мог это пропустить, когда в библиотеке всё о Мальте читал. Интересно же. Оказывается, мальтийцы – потомки древних финикийцев, которые жили здесь в незапамятные времена. Финикийцы, после того как остров впервые захватили, на нём остались, никто их выгонять не стал, затем стали появляться всё новые и новые племена или, наверное, правильнее сказать народы, и началось языковое и кровное смешение. Вот в течение многих веков и возникла новая нация - невысокая, тёмноволосая, смуглолицая с крупными карими глазами. И язык у них свой, непохожий на языки соседних народов - финикийский, что-то взявший от арабского, что-то от итальянского, ну и по чутку от испанского с французским.   

     Я себе даже представить не мог, что мальтийцев так много в мире живёт – почти три четверти миллиона. Более четырёхсот тысяч живёт на Мальте, около 150 в Австралию подалось, а остальные в Великобритании, Штатах и Канаде обосновались. Во как получилось. Островок, или пусть даже архипелаг это, всё-таки три населённых острова там расположено, совсем небольшой, вот народ и разбежался кто куда, в основном в страны, где с землёй проблем нет.
    Я ещё толком отдышаться не успел, а Надежда всех уже дальше повела. Пришлось и мне за ними следовать. Продолжалась плановая экскурсия. Пересказывать вам её, да и все последующие экскурсии я не буду. Интернет заполонён различными путевыми очерками. Я остановлюсь только на том, что меня удивило, а то и поразило.

     Прямо перед нами оказался один из мальтийских храмов с двумя часовыми башнями, на каждой из которых часы находятся и мало того и те и другие идут. Подобные храмы я на фотографиях видел, но вопросом, зачем там двое часов, не задавался. Надежда эту мою оплошность исправила. Всё очень и очень просто. Вторые часы там не случайно установлены, а с глубоким смыслом. По поверью, злой дух, увидев двое часов, которые разное время показывают, растеряться должен, а потому и не сможет навредить людям. Считается, что дьявол – левша, поэтому чаще всего левые часы показывают неверное время, попросту говоря врут. Вот и на тех часах, что находились на башнях собора, стоящего перед нами, правые часы показывали правильное время, тогда как левые – на несколько часов вперед то ли убежали, а может и отстали, кто разберёт.   

     Мы вошли во дворец Великого магистра. Это было массивное двухэтажное, самое большое здание в городе, построенное из известняка ещё в 16 веке. В длину оно протянулось почти на сотню метров, в ширину было немногим меньше и занимало целый квартал. Неподалёку от входа в сувенирном уголке я заметил Надежду, а неподалёку от неё Людмилу, которая выбрала себе небольшой сувенир – настенный восьмиугольный крест мальтийского ордена. Когда мы к ним подошли, она как раз доставала деньги, чтобы оплатить покупку.

     - Людмил и что эта прелесть стоит? – Виктор был в своём духе, весёлый и шутливый.

     - Чуть больше двадцати долларов.

     - Нормально, только это же почти половина от того, что нам поменяли, - хмыкнул Виктор, а я только головой покачал. Потратить на безделушку такие деньги! Мне это было непонятно.

     - Я с собой немного протащила валюты, - шепнула нам подруга, - мне надо купить сувениры в каждой стране, причём такие, чтобы любому было ясно откуда они привезены. В Турции я купила феску, здесь мальтийский крест. Вот что из Алжира привезти пока не знаю, может Димка что подскажет.

     Но, тут магаданскую группу повели осматривать дворец, и мы были вынуждены расстаться, впрочем, договорившись о встрече там же и в то же самое время. Так Виктор сказал, но мы все поняли где и когда.

     Дворец казавшийся снаружи каким-то безликим, внутри был великолепен. Умели же строить в Средние века. Поразила меня винтовая парадная лестница, очень уж она пологой и длинной была. Оказалось, её построили лишь в конце XIX столетия, а до того там был длинный пандус, чтобы рыцари в железных сапогах могли подниматься на второй этаж. Среди портретов Великих магистров я попытался найти наших российских императоров Павла I и Александра I, но возможно смотрел невнимательно, и их там не увидел. Хотя они должны были бы там находиться, ведь Павел I был Великим магистром, а его сын, отказавшись от этого титула, и даже убрав мальтийский крест из государственного герба Российской империи, оставался тем не менее Протектором Мальты. Возможно этих портретов там никогда и не было, а может их вывезли на родину, и они сейчас находятся в наших государственных музеях. А вот большой портрет Императрицы Екатерины Великой там висел. Государыня подарила его рыцарям ордена в знак высочайшей милости.

     Любопытна история появления на Мальте этого портрета. В 1783 году Россия присоединила к себе Крым. Естественно, что отношения с Османской империей в очередной раз ухудшились. К тому же Екатерина решила для своеобразного равновесия на политической карте мира создать российскую военно-морскую базу на Мальте, а для начала послала туда временного поверенного, который в качестве дипломатического дара с глубоким подсмыслом для турок и привёз туда большой парадный портрет Екатерины Великой в образе Минервы, богини справедливой войны.

     Обошли мы те залы, куда допускали туристов. Не так и много их было. Большая часть дворца занята резиденцией президента страны, к тому же там заседал парламент, а кроме того находились ещё какие-то государственные организации.

     Пешеходная экскурсия по Ла-Валетте подошла к концу и нам предоставили пару часов на самостоятельный осмотр города. К часу дня все должны были собраться, чтобы ехать на обед.

      Мы даже раздумывать не стали куда идти – вперёд на улицу красных фонарей. Указатели, конечно, отсутствовали, но у Димы был какой-то от руки начерченный план. Вот по нему мы и шли. Улочки в Ла-Валетте непривычно узкие. Высунуться из окон напротив и пожать друг другу руки не получится, но сушить бельё на верёвке, натянутой между домами – вполне. Минут пять мы шли, поворачивая то направо, то налево и оказались на длинной и ещё более узкой улице, которую местные жители прозвали весьма образно – кишка. Дома высотой в пять-шесть этажей стояли впритык друг к другу. Для средневековых городов это была привычная картина. Тогда все они были такими – во-первых, легче оборону держать, а во-вторых, в жаркое время суток, там почти везде тень стояла, да и строить проще – строительные леса между двумя домами, уже построенным и новым, укладывали, и вперёд. 

     Картина немного напоминала ту, которая была показана в "Бриллиантовой руке", но в реальности улица была уже, и более обшарпанной, а девицы не стояли у дверей, а сидели там на стульях. Было их немного, человек десять, правильно утро же ещё. Наверное, надеялись на каких-то случайных посетителей. Видок у всех был тот ещё, как после хорошего перепоя. Да и вообще шпаклёвки на них было столько, что вот-вот целыми пластами отваливаться могла начать. Любопытно, что у всех к руке или ноге был привязан ключ. Своеобразный опознавательный знак, что ли? Наталья, которая с нами увязалась, спросила даже:

     - Неужто на таких кто-нибудь западает?

     Дима, который судя по всему, имел очень большой опыт в подобных делах, моментально откликнулся:

     - Разумеется. Мальта большой перевалочный порт. Сюда грузы со всего мира поступают, комплектуются и уходят по конкретным адресам. Бывает, что суда сюда заходящие, домой ранее чем через полгода могут и не попасть. Как мужикам на таких судах быть. Вот в крупных портовых городах такие кварталы или улицы, где как, от величины порта зависит, и имеются.

     Я у Димы тихонько спросил, чтобы до Натальи не донеслось, но она кажется услышала, потому что головой вздёрнула, на нас быстро так посмотрела, да подошла поближе:

     - Сам-то ты в таких местах бывал?

     - Много раз.

     - Ну, и как они? – кивнул я в сторону одной из девиц.

     - Не, я не по этой части. Заразу ещё какую-нибудь подцепишь, да и не нужно мне это. Я не такой горячий, как многие. Могу долго без женщин обходиться.

     Тут уж Вадим вмешался и разговор в общий превратился:

     - А как же ты туда попадал?

     - Начальство меня с собой брало, в качестве переводчика, чтобы я выторговал для них цену повкусней. Знали же, что им и так уступают максимально, нет ещё ниже цену подавай. Жмоты ужасные.

      - Вот ты говоришь, заразу можно подцепить. Что и реальные случаи случались?

     - Лейтенантик из спецотдела один залетел. Надо сказать, поганым человечишкой он был. Вечно всем недовольный, всё критиковал, а сам… - и Дима даже рукой махнул.

      - А почему был? - не выдержала Наташка.

      - Наш командир части, как узнал, что с ним такое дело приключилось, сразу же его на Родину отправил. Ну, а там его быстро от армии "вылечили", хоть у него и "лапа мохнатая" была, - засмеялся Дима, - к слову сказать, у нас почти все блатными были. Что офицеры, что солдаты жили там, как в раю – море, девочки, солнышко светит, фруктов завались, одним словом курорт, при этом денежное довольствие больше, чем дома, да год за полтора идёт, как будто ты в какой-нибудь российской тмутаракани служишь, куда только самолётом можно долететь. 

     Он замолчал и все задумались, по крайней мере, мне так показалось. "За всё то время, что мы торчим на этой улице, ни одного человека здесь не появилось, а девицы на своих местах сидят, других дел у них нет что ли?" - только и успел подумать я, как Дима снова заговорил:

     - Сюда интересно вечером заглянуть, вот тогда и народа будет немало и бары откроются, да и освещение специфическое будет, как будто карнавал здесь проходит. Словом, смех, да песни с плясками, короче весело и шумно. Ладно идти надо, полчаса до назначенного времени осталось.

      Повернули мы и назад неспешно отправились. Набрели на небольшой обувной магазин, заглянули в него. Цены нас поразили своей демократичностью, но мы все без денег были. Пожалели об этом, но делать нечего. Добрались до того форта, который выдержал знаменитую турецкую осаду в 16 веке, посмотрели на бушующее море и пошли дальше. Там уже неподалёку площадка была, где экскурсионные автобусы стояли. Мы их ещё издали увидели и удивились какими они яркими оказались. Верх до середины в жёлтый цвет был окрашен, а ниже розовый в красный переходил. Дверка у автобусов была одна, расположена не в начале или конце, как у нас, а где-то посредине, поближе правда к водителю, да ещё и на левой стороне. Через неё и сам водитель и пассажиры заходили. Мы практически первыми там оказались, хотя народ быстро подтягиваться принялся. Нашли мы свой автобус с цифрой 1 на лобовом стекле и встали в его тени, перекурить. Тут и Надежда подошла, смеётся:

     - Ну, что все злачные места успели обежать?

    - Ну, что вы, разве это можно успеть за то время какое нам выделили? – отпарировал Виктор, - но кое где побывать успели, - он с таким загадочным видом это сказал, что все засмеялись. И, спрашивается, что не смеяться-то. Не качает, погода прекрасная, тепло и лёгкий ветерок приятно так обдувает, красота, да и только.

     Вадим, который вокруг автобуса обходил, вопрос на засыпку задал:

     - Так, что, здесь левостороннее движение что ли?

     - Конечно, - Надежда всё знала, - это же бывшая британская территория, не колония, разумеется, здесь местному населению нечего из земли во благо британской короны добывать, но всё же. Острова стоят на таком месте, что англичане, построив здесь свою военно-морскую базу, могли контролировать всё Средиземноморье. Вот они, уходя, и оставили в наследство левостороннее движение вместе с этими автобусами, чуть ли ещё не довоенной постройки.

     - Да, нет, - поправил её Вадим, - там табличка имеется. Автобус был построен в 1959 году в Бристоле, на Восточном вагоностроительном заводе.

     - Вот видите, значит нам неправильную информацию дали. Я же сама здесь впервые оказалась, да и в других странах по маршруту я ещё нигде не была, так что подобные ошибки могут ещё не раз случаться.

    - А я думала, - сказала какая-то немолодая женщина профессорского вида, - что вот ведь счастливые люди, всю жизнь по заграницам мотаются, всё повидали, обо всём у них своё мнение сложилось.

     - Нет, - улыбнулась Надежда, - я раньше во Внешторге работала и в основном в серьёзные командировки ездила в качестве переводчика, я же синхронистка. Вот вместе с делегациями всякими в англоязычных странах мне и довелось побывать. Правда, в последнее время, как я в Интурист перешла работать, с туристическими группами кое где побывала, но вот сюда первый раз попала. Для нас перед этой командировкой такую учёбу организовали. Желающим, а их много было, никому не запретили на эту учёбу ходить, тем более что занятия в основном по выходным были, ну и иногда вечером в будни, но это редко. А так по субботам и воскресеньям нас собирали, и мы весь день лекции слушали, да на семинарах материал закрепляли. С нами занимались ведущие специалисты из МИДа и Внешторга, а потом мы экзамены сдавали и на всякие каверзные вопросы отвечали. Лучших сюда и послали, - улыбнулась Надежда.

     - Да уж, хороший эксперимент получился, - вмешался какой-то полный мужчина лет пятидесяти со слегка одутловатым лицом, - я в министерстве морского флота работаю в главке, который в том числе и пассажирскими перевозками занимается. Наш круизный флот практически весь зафрахтован крупными западными туристическими фирмами. В основном немцы любят по морям-океанам с географией знакомиться. Деятельность эта сезонная, обычно с апреля по начало октября в круизы ходят. Дальше волнение на море начинается, тут уж не до круизов. Но мы решили продлить навигацию и предоставить возможность нашим людям тоже на мир посмотреть, вот и вышли с таким предложением – организовать ещё два больших круиза специально для советских людей. Нас в ЦК партии поддержали. Первый круиз за день до начала нашего завершился, я в Одессе на морвокзале с начальником Черноморского морского пароходства встречался, он меня провожать приезжал. Так вот он сказал, что первый на "ура" прошёл. Погода, как на заказ всю дорогу стояла. Народ доволен остался, а нам видите, что досталось.

     А, что вы сами на первом не поехали? - раздался чей-то голос.

     - Нам, как и всем другим ведомствам, выделили по два места на каждый круиз, в первый пошёл начальник нашего главка, ну а я его заместитель. Вот так и получилось, - и он отошёл в сторонку, наверное, чтобы ему больше вопросы не задавали.

     Продолжение следует