Учёные монахи

Во времена Миларепы монастыри Тибета являлись центрами светского и духовного образования. Монахов учили чтению и письму, соблюдению монастырской дисциплины, умению проводить праздники и совершать различные обряды. Особое внимание уделялось теории буддизма. И в самом конце монахов учили буддийской логике, готовя их к участию в философских диспутах.
Такие диспуты пользовались большой популярностью. И вместе с пользой, которую они несли, развивая в монахе широту взглядов и находчивость, философские диспуты рождали и дух соперничества. Поэтому монахов учили противостоять этому духу, обретая поддержку в сострадании.
В процессе обучения буддийской логике монаха могли, например, спросить: «А цвет цветной?» И если монах отвечал «да», он проигрывал, поскольку слышал в ответ: «Следовательно, зелёный – это белый, а жёлтый – голубой. Цвета цветные!»
Буддийская логика, являясь наукой, опиралась на знания, накопленные людьми. Но там, где эти знания ещё только зарождались, логика была бессильна.

*
Когда слава об отшельнике Миларепе распространилась по всему Тибету, пещеру, где он совершал свои практики, навестили учёные монахи.
Их было двое, совсем ещё молодых. Совершив положенные приветствия, монахи согрелись у огня. И с помощью логики, в которой были сильны, стали доказывать всю несостоятельность того, чему учил Миларепа.
Выслушав монахов, Миларепа согласился со всеми их доводами, направленными против него. А после спросил своих гостей:
– Является ли воздух, окружающий нас, проницаемым?
– Да, воздух является проницаемым, – ответили монахи и заметили: – Какой наивный, однако, вопрос!
Тогда Миларепа попросил монахов сдвинуться с места, и они не смогли. Монахи вросли в своё место, как стебли осоки врастают зимою в лёд.
Это вызвало улыбку учеников Миларепы, пришедших послушать учёных гостей. А монахи уже излагали своё объяснение случившемуся…
– Ты наслал на нас чары, – утверждали они. – Ибо каждому известно, что воздух текуч и проницаем!
Миларепа и с этим согласился. В вопросе, касающемся свойств воздуха, монахи были правы. А чары или господство человека над материей – кто из собравшихся мог эту тайну разгадать?
Миларепа спросил учёных монахов:
– А стены пещеры проницаемы?
– Конечно же, нет, – ответили монахи.
И тогда Миларепа поднялся с камня, на котором сидел, и прошёл сквозь непроницаемую стену.

*
Учителя раннего буддизма писали о том, что логическое мышление не в силах постичь реальность, какой она есть, а язык – правильно её описать.
Реальность неописуема, описанное – нереально.


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию