Битва на Калке

Калка, или Малый Кальчик (длина 38 км, площадь бассейна – 278 кв. км) — небольшая речушка, приток речки Кальчик, протекает в Никольском районе Донецкой обл. (Украина). Кальчик (длина 88 км, площадь бассейна 1263 кв. км, расход воды 3—30 куб. м/с) впадает в реку Кальмиус в 6 км от его устья на территории г. Мариуполь. Кальмиус (длина 209 км, площадь бассейна 5070 кв. км, средняя глубина 2 м, средний расход воды 6,2 куб. м/с) впадает в Азовское море; имел и другие названия — Калка, Кала, «Миюс, которая Кала».

* * *

На этих реках (собственно, одной реке с притоками), названия которых переводятся со славянского, скифского и других языков как «грязь», «черный», «грех», во многом решилась судьба Киевской Руси. Здесь 31 мая 1223 г. состоялась «битва на Калке» — сражение объединенного русско-половецкого войска с передовым отрядом монгольского завоевателя Чингисхана. До сих пор не ясно, на какой именно реке — на Калке, на Кальчике, на Кальмиусе (в летописях упоминаются еще Кална, Калец, Калак, Калок) произошло это событие, и в каком месте — на Каменных могилах, на кургане Могила-Северодвиновка, в селе Гранитном...

Историки, археологи, краеведы называют еще реку Кильчень, приток реки Самары, протекавшую у южной границы Переяславского княжества, или реку Конку в Запорожской обл., ныне впадающую в Каховское водохранилище, на берегах которой были найдены обломки мечей и стрелы XIII в. Разногласие в мнения исследователей вносят и 22 летописи, сохранившие описание «битвы на Калках» — именно так, во множественном числе. Не исключено, что битва происходила на нескольких речках, находящихся недалеко друг от друга. В данном случае важно устойчивое словосочетание «битва на Калке», четко привязанное к самой битве, ставшей тяжким поражением русского войска, и к реке с названием «Калка». То обстоятельство, что не ясно, какая именно река является Калкой, не умаляет величия образа.

Известно, что за сорок лет до названной общенациональной трагедии на этой же реке, носившей название Каяла, произошла еще одна важная битва — 12 мая 1185 г. В «Слове о полку Игореве» говорится о том, как половецкий хан Кончак разбил на Каяле дружину новгород-северского князя Игоря Святославовича и пленил самого князя. Поражение Игоря наглядно показало, что в одиночку, без единения с другими русскими князьями справиться с набегами кочевников не удастся, но этот урок русские князья не усвоили.

В начале XIII в. Русь представляла собой 15 княжеств во главе с князьями из рода Рюрика, находившимися в постоянной вражде друг с другом. У всех князей имелись первоклассные боевые дружины, но они были малочисленные (не более 1000 воинов) и могли выполнять лишь оперативные задачи. Из-за отсутствия согласованности в действиях князей и единого военного командования Русь была не готова к защите от нашествия. И такое нашествие пришло.

Монголы, захватив в начале XIII в. огромную территорию от Желтого до Каспийского моря и покорив многие народы, в 1223 г. напали на своих главных степных врагов — половцев. Половецкий хан Котян Сутоевич бросился за помощью на Русь. Совет князей, опасаясь, что половцы, если их не поддержать, переметнутся к монголам, и полагая, что война с Чингисханом всё равно неизбежна, решил выступить в поход против монголов, поскольку «Лучше нам встретить их на чужой (на половецкой. — В.Л.) земле, нежели на своей».

Полки от Киевского, Смоленского. Галицко-Волынского и Черниговского княжеств и ряда городов возглавили 21 князь. Монголы попытались применить свою излюбленную тактику «разделяй и властвуй»: они предложили русским не вмешиваться в их с половцами войну. Они направили для переговоров 10 послов. Однако князья поступили недостойно — они не только отвергли предложения монголов, но и повелели казнить послов. Согласно Великой Ясе — уложению Чингисхана — такое преступление простить было невозможно. Второе посольство от монголов объявило: «Вы послушали половцев и перебили послов наших; теперь идете на нас, ну так идите; мы вас не трогали: над всеми нами Бог». В этот раз послов отпустили с миром.

Численность рати русских князей и половцев составляла ок. 80 тыс. воинов (по другим данным — от 18 до 153 тыс.). В первом же боевом столкновении передовой отряд монголов демонстративно пустился в бегство. Преследуя врага, русские дружины сильно растянулись по степи. Наконец князья вышли на берег Калки и расположились там лагерем.

На вечернем совете во всей полноте проявились разногласия между вождями похода: Мстислав Галицкий рвался в скорый бой, Мстислав Киевский настаивал на подготовке наступления.

Галицкий князь не стал церемониться с прочими князьями. Не предупредив других князей, он вместе с половцами перешел Калку и сходу ввязался в сражение. Монголы отступили, заманивая русичей вглубь их строя, а сами смяли половцев, занимавших фланги. Степняки побежали, смешав порядок построения русских ратников, еще только начинавших переправу через Калку.

Тем временем дружинники галицкого князя столкнулись с главными силами монголов и оказались в окружении. Не выдержав яростной сечи, галичане обратились в бегство. За ними побежали и только что переправившиеся полки. С высокого холма на другом берегу Калки за разгромом соратников безучастно наблюдал киевский князь. Он и не подумал помочь галичанам. Часть конных монголов бросилась преследовать бежавших пеших воинов. Другая часть осадила лагерь киевлян.

Мстиславу Галицкому удалось оторваться от погони. Он в числе первых прискакал к Днепру, прыгнул в ладью, приказал всем, кто был с ним, порубить другие ладьи, чтобы монголы не смогли преследовать их. Этим князь обрек отставших воинов на верную гибель. Мстислав Киевский после трех дней упорной обороны, будучи отрезанным от воды, вынужден был сдаться. Монголы обещали отпустить всех и не пролить ни капли княжеской крови. Однако все рядовые воины были перебиты, а плененные князья и воеводы были положены связанными под деревянный настил, на котором лучший монгольский полководец темник Субэдэй-багатур сотоварищи устроили пиршество по случаю славной победы. Монголы сдержали слово — они удавили пленников, не пролив ни капли княжеской крови.

Разгром русского войска стал катастрофой. Полегло 9/10 всех русских ратников, в т.ч. 12 князей. Субэдэй собирался совершить набеги на незащищенные русские города, но получив известие, что его обозы с награбленным имуществом захватили булгары, пошел на них, был разбит и вернулся к Чингисхану.

Народный эпос именно с этой битвой связывает гибель русских богатырей, первых защитников земли русской — Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Все летописи скорбят, что поражение было «за грехи наши». Если уж быть точным — за грехи князей. После битвы на Калке Русь не смогла оправиться и противостоять кочевникам, а русские князья не усвоили и этот урок. Они не смогли договориться об объединении против войска хана Батыя, внука Чингисхана, возглавившего общемонгольский поход в Восточную и Центральную Европу и подчинившего себе почти все русские княжества.

В 1380 г. также на реке Калке произошло сражение между золотоордынским темником Мамаем, только-только разгромленным русскими на Куликовом поле, и ханом Золотой Орды Тохтамышем. В ходе сражения значительная часть мамаева войска перешла на сторону Тохтамыша, ведь в отличие от Мамая он был законным ханом из семьи Чингизидов. Итогом этой битвы стали восстановление военно-политического единства Золотой Орды под властью потомков Чингисхана и последовавший затем опустошительный набег на Русь и сожжение Москвы в 1382 г.


На это произведение написано 9 рецензий      Написать рецензию