Если ты жил в СССР. Купить автомобиль

Окончание
                    Синие Жигули (цвет не мой – не люблю машины синего цвета), которые я приобрёл «по доверенности», оказались несчастливыми во всём!

                    В общем случае «приобретение по доверенности» таило серьёзные проблемы. Не говоря уже о том, что юридически ты не являешься владельцем автомобиля со всеми вытекающими последствиями, и даже при абсолютной честности продавца над тобой повисает необходимость продления доверенности по истечении срока её действия. Что со мной и произошло. Усугублялась проблема ещё тем, что бывший хозяин машины находился не в Ростове, а на Северах и приезжал навестить свою мать только в отпуске продолжительностью в две недели.
                    Когда у меня истёк срок доверенности, продлить её не представлялось возможным, да и незачем. Надо было решать вопрос кардинально и оформлять сделку продажи. Однако встретиться с хозяином я мог только через месяц (по его приезде в отпуск).
                    Но и это ещё не всё… При оформлении законной продажи в комиссионном магазине продавец должен снять с учёта автомобиль в ГАИ Ростова-на-Дону и предъявить его для осмотра на площадке комиссионного магазина, а я, покупатель, был обязан внести в кассу магазина сумму, означенную в договоре с последующим возвратом денег мне после получения их хозяином машины. А это в районе пяти тысяч рублей, учитывая возраст и состояние автомобиля. А если такой суммы нет? У меня не было…
               
                    Неотвратимо наступало время приезда хозяина машины, а я не мог найти деньги. И хоть просил их в долг на десять дней, (после внесения денег в кассу, продавец их мог получить только через три дня, а уж потом вернуть мне), никто не изъявлял желания помочь.
                    Был один потенциальный кредитор из коллег, заведующий соседней кафедрой, но он принял или откровенно глупую, или хитрую позицию. Мол, если я сниму деньги  с книжки, потеряю проценты, на что я ему резонно отвечал, что оплачу их. Тогда он заявил, что с друзей он не может брать проценты, и круг замкнулся. Я был в отчаянии.
                    Помощь пришла нежданно-негаданно. На заседании кафедры, заведующий (я его вывел на своей страничке Проза.ру «Бусинки мои. Байки о Дормидонтове https://proza.ru/2016/10/18/590) задал мне вопрос, а я был весь в думах и пропустил его мимо ушей. После заседания заведующий спросил, что со мной происходит. Я честно рассказал о своей проблеме.
                    Человек он был неоднозначный. Хитрый и предприимчивый. Лаборантов использовал в личных целях, заочники трудились на его даче и т.д. Но он горой стоял за сотрудников и отстаивал их интересы перед ректоратом.
                    Неожиданно он просто ответил мне:
                    - Что ж раньше не сказал? Пойдём со мной, я сниму деньги с книжки, и поезжай. И вот что, возьми-ка ты моих двух аспирантов-вьетнамцев. У них темы по твоему профилю, а то мне некогда ими заниматься.
                    - Хитрец, - подумал я. - по профилю… Да он ничего не соображает по теме, вот и спихнул аспирантов, а деньги за них будет получать сам! Но обрадовался я безмерно. Шут с ним с заведующим и его аспирантами, ведь машина была спасена, и я отправился в Ростов. Однако несчастья с её участием продолжались.
                    Одно хочу сказать тем, кто продолжает мой путь с покупкой авто по доверенности: прочтите мой рассказ. Может быть, он предостережёт вас от опрометчивого поступка*…

                    Хорошо, что со мной в Ростов увязался сын Сергей. Он дружил с сыном Ю.И. Мыцыкова (на фото 2 в коллаже предыдущего очерка).
                    Так случилось, что я глупейшим образом сломал там ногу в районе щиколотки (пятая плюсневая). Стоял на порожке лестницы и разговаривал с другом. Нога соскользнула, и я получил перелом. Юрий Иванович отвёз меня в Ростовскую ЦГБ, правую ногу загипсовали. Как возвращаться, чем нажимать на газ и тормоз? Хорошо, что я научил водить машину сына, хотя он, конечно, не был готов проехать 600 километров! И вот он в десять лет от роду довёз меня до дома в Воронеж! Герой…
                     На этом приключения, связанные с  машиной, не закончились.
                     Я уже писал в предыдущей части, что заснул за рулём и заснул за рулём именно этого автомобиля, «будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса»! Я въехал в зад дедушки тракторов ДТ 54. (https://proza.ru/2015/09/21/451)

                     Машина была искорёжена так же, как и я! Оклемавшись через два месяца, задумался о восстановлении кузова .
 
                     Друзья из ремонтной бригады неодобрительно качали головой. Требовалось менять практически весь передок. Левый лонжерон был смят, не говоря уже о радиаторе, бампере, фартуке… Непременно замена крыши, двери и пр. Увидев машину, Князев «загорелся»:
                     - Ребята, - восторженно заорал он, - у меня есть для нас крыша со стойками, бесплатно. - Он разгрёб завалы мастерской, из которых вытащил искомую крышу с обрезанными посередине стойками.
                     - Ну ладно, - сказал я, осмотрев крышу, - она хоть и требует небольшого ремонта, но поставить её можно. Вот только стойки купим на рынке и приступим.
                     - Не надо покупать, я обрежу стойки Ласточки  (приятели так называли мою синюю машину, памятуя «Синюю птицу» Горького. Оба были большими интеллектуалами) и соединю их с обрезанными стойками этой крыши.
                     Я выразил категорическое несогласие: это нарушало все правила кузовного ремонта. Стойки соединять нельзя. Их надо приварить по заводским крепёжным местам. Если следовать предложению нашего скульптора, места сварки обязательно треснут. Машина ведь не статичная скульптура, а её конструктивные элементы работают в динамике. Тогда разобиженный Князев заявил:
                     - Всё равно машину продавать, а лишние затраты нам ни к чему, а за качественную сварку ручаюсь головой. Прочность обеспечу арматурой. Треснет – не треснет… Ромашка какая-то!
                     После ремонта машину отправили в покраску. Купили на авторынке фирменную финскую и упросили маляра Машку – местную знаменитость по покраске автомобилей – сделать из Ласточки конфетку. Машка поначалу отпиралась, несмотря на предполагаемую высокую оплату. Уж больно много было работы по шпатлёвке и затирке (мы старались произвести как можно меньше замен кузовщины и в основном рихтовали многочисленные дефекты). Шпатлёвки угрохали аж две большие банки! Когда машина вышла, даже Серёга защёлкал языком от восхищения:
                    - Ох, и молодец же Машка, художник! Теперь я продам Ласточку под пение фанфар!
 
                    Зная мои торговые «способности», он взял всё в свои руки. Мне приказал надеть костюм, белую рубашку с галстуком под цвет костюма и не разевать рта, когда будет торговаться, и ничему не удивляться. Я, по его указке, только имел право поддакивать в стиле  Папанова в роли Кисы Воробьянинова: «Да уж… Конечно уж»!

                    Машина вызвала интерес. Она блестела и горела на солнце, как рождественская ёлка. Остался один не устранённый недостаток: не закрывался кран отопителя, и печка добавляла температуры, поджаривая сидящих в салоне. Его оставили «на потом» и, как всегда, забыли. Никому не хотелось корячиться, меняя кран. Он в Жигулях располагался в очень неудобном месте под передней панелью в районе пассажирского сидения, и чтобы его заменить, надо лечь на коврик и в скрюченной позе открутить две гайки на десять и таким же макаром поставить новый кран. Крепление этого чёртова крана являлось конструктивным недостатком, да и сам кран был не доработан, часто выходил из строя.
                    Серёга сказал, что он что-нибудь придумает…

                    Такого цирка я не видел никогда. В Серёге пропал великий артист и режиссёр. Меня при полном параде он усадил рядом с машиной на складной стул, а сам стоял, опёршись на капот. Наконец в толпе возможных покупателей он высмотрел реальную жертву.
               
                    Простоватый мужик из деревни хотел приобрести автомобиль для великовозрастного сына, который тупо крутился и вертелся рядом. Ухватив мужика за рукав рубашки, Серёга стал расхваливать мой автомобиль.
                    Мужик поинтересовался:
                    - Вы хозяин?
                    - Нет, - быстро ответил, Серёга, - хозяин вот он, - и пальцем ткнул в мою сторону.
                    - Профессор! А я его механик и водитель по совместительству.
                    - А-а-а, - протянул мужик и спросил меня:
                    - Мне тут люди сказали, что машина крашеная, а зачем её красили, ведь ей всего три года?
                    Только я открыл рот, как Сергей быстро ответил:
                    -Чего вы у него спрашиваете? Он ни бельмеса в машинах не соображает! Учёный, мать его так… Даже ездить как следует не умеет. Я его вожу и о машине знаю всё. Обслуживаю её уже два года! Машина действительно перекрашивалась: видите ли, профессору цвет не понравился, а в ремонте машина не была. Я только поменял один наконечник и тягу… Ну, клапана ещё регулировал – вот и всё. Один недостаток, - продолжил он, - вчера кран отопителя отказал – он в Жигулях слабое место, а мне некогда было его поставить – на рыбалку ездил. Купить – купил, а поставить не успел. Если хотите, я поставлю немедленно или отдам кран вам – сами поставите. Чё там делать-то? Пустяки! Ключ трубочкой на десять возьмёте и поставите.
                   - А зачем же он продаёт? – мужик недоверчиво кивнул в мою сторону, - машина не старая, перекрасил в желанный цвет и продаёт!
                   - Профессор через неделю уезжает в Китай. Его пригласили там лекции читать. - Сергея понесло… Но он был очень убедителен, как Станиславский и мужик заглотил наживку. Посмотрев на меня, как на заморскую икону, тем не менее, стал торговаться. Сергей заявил, что сам хотел купить этот автомобиль, но денег не хватает. И заломил с мужика восемь тысяч! У меня от такого нахальства глаза чуть не выскочили. Я рассчитывал максимум на шесть и мог бы ещё сбросить!
                   - Вон видишь, глаза профессор выпучил. Не хочет дешевле отдавать. - Серёга был в ударе!
                   На его хамство я пробормотал:
                   - Да уж, конечно уж!
                   Мужик с уважением посмотрел на меня и жалостливо попросил сбавить маненько, хоть рублей пятьсот.
                   На том и договорились. Мужик, отсчитывая приварок, потребовал мой паспорт в залог – сказал, что его так научили подстраховаться.
                   - Наивный человек! – подумал я. Настоящее жульё могло кинуть запросто. И паспорт бы не помог. Заменить его стоит сто рублей.

                   Обмывали мы продажу неделю! Простите, читатель, за моё поведение и обман и не спешите бросать в меня камни, а подумайте, как бы вы сами поступили на моём месте? И только не надо мне морочить голову!

                   Вот так и продавали автомобили в СССР, но недовольных не было! Потом, в девяностые,  стало ещё смешнее и страшнее, но об этом как-нибудь в другой раз.

Примечание:
*В 1971 г. в стране было выдано около 95 тыс. доверенностей на право пользования автомобилем. Несомненно, значительная их часть представляла собой так называемые притворные сделки.
22 сентября 1971 г. Министерство торговли РСФСР утвердило новые Правила комиссионной торговли легковыми автомобилями, обобщившие десятилетний опыт в соответствующей сфере. Владелец получил право указать комиссионному магазину любое лицо, которому хотел бы продать машину (независимо от места его жительства). Однако этот порядок не устранял возможность спекуляции.


На это произведение написана 1 рецензия      Написать рецензию