Рецензия на «Катастрофа» (Metaphor)

Уважаемый methathor,
Конечно, про измены писано-переписано, и про реальные, и про воображаемые (про вторые, обычно получается лучше – роман Стриндберга «Слово безумца в свою защиту», фильм Бунюэля «Он», а про реальные, порою, что-то типа «Эдички»...)

Но главное в искусстве – не о чем, а как, - это мы все знаем.

Как же написали Вы:
1) Таня пришла раньше, молча курит, не отзывается (значит, что-то не так.)
2) Стряхнула пепел, бросила короткий взгляд на Пашу (явно чувствует себя виноватой)
3) Через три строки – «… - Таня усмехнулась, снова глянула на мужа». (Тут уж никаких сомнений – измена).
Сначала я подумал: молодчага, Метафор, просто здорово, что он сумел быстро, сжато, диалогами и краткой характеристикой действий персонажей, дать понять читателю о том, о чем, некоторые мужья, бывает, не догадываются до самого Заката Всего.
Ну, думаю, а дальше...
А дальше – нелепые, школярские сравнения с авиакатастрофой, словно писано для детей. Вот, детки, говорит Мариванна, измена – это катастрофа! Усвойте, детки, сразу, это для вас дядя написал, чтобы выросли честными и супругам не изменяли.
А способ, каким узнал герой об измене... Есть масса анекдотов, куда более оригинальных.
Признаться, ждал, все же ждал, какого-то необычного поворота. Ну, как (пример, может кому-то не ахти) у А. Кристи. Типа, вот, с самого начала читатель понял, что изменила, далее ищет во всем доказательств сего, а тут раз! – оказывается интрига совершенно в ином!
Ан нет! Тягомотное описание сотни раз виденных всеми кадров авиакатастрофы, и банальнейший телефонный звонок, прозривший мужа.

Вывод: подтекстом владеете не хуже Э. Гемингвея, а дальше – уровень какой-нибудь «Селесты», чтобы рядовой читатель, способный к постижению немудреной истины, в конце хлопал в ладошки: « Я так и знал, я так и знал – она ему изменила!»

Извините, metaphor, но мое мнение – начали за здравие... et cetera

С уважением,

Александр В.Руденко   21.08.2001     Заявить о нарушении
Такая серьезная, критическая рецензия - уже большая радость)
Уважаемый Александр!
Сразу поблпгодарю вас за те плюсики, которые вы мне выставили в своей ведомости). Теперь попробую оправдать минусики.
Сразу скажу: далеко не все понимают, что это рассказ про измену. Даже после моей редакции, в которой я этот план сделал отчетливее. Увы, но это так. Меня самого это удивило. Теперь же я думаю, что это и хорошо. Лично я порой не рад, что иногда замечаю в людях этот план подтекстов. Люди очень часто противоречивы. И даже когда они говорят А, их подтекст говорит прямо противоположное, думаю, иногда проще этого не видеть. Теперь я думаю, что этот рассказ не совсем про измену. Это явная для вас и для меня подоплека, но на самом деле мы с вами лишь увидили то, что нас волнует. Это рассказ про катастрофу, которая всегда рядом с человеком, в мешке с сахаром, в пустом холодильнике, в стоящем рядом с домом автомобиле... Понимаете? Часть этих катастроф мы делаем сами, когда изменяем друг другу, но понять это можно только когда поймешь: наша жизнь - это не сюжет развлектального рассказика, относящегося к искусству "литературному". Наша жизнь это всегда чудо, каждый миг и в ней нет места для подтекстов, обманов, умалчиваний, попыток жить против совести ради удобства какого-то. Герой давно должен был решить все эти вопросы, а не прятаться как страус от очевидных (вам и нам и ему) вещей. Тоже и героиня. Она ведь просто страдала от неловкости происходящего, но в следующий раз все повторит при случае. И все это на фоне простой и ясной трагедии про людей, которые больше не могут прояснить свою жизнь.
Школярство? Может быть и так, но я не литератор и не занимаюсь созданием произведений искусства. Я просто выражаю свои мысли и эмоции.

С уважением,

Metaphor   22.08.2001 10:29   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Metaphor
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр В.Руденко
Перейти к списку рецензий по разделу за 21.08.2001