Рецензия на «Проза о Прозе и литературе вообще» (Клуб Любителей Нескучной Литерат)
Уважаемые Тихон и Лили! Позвольте у вас в клубе поговорить насчёт вопросов, так ненароком вами затронутых. Для кого пишет писатель? Для себя? Для друзей? Или для издателя? Думаю, что для себя он не пишет никогда. Всегда подразумевается читатель, слушатель. По разным причинам такого на нужный момент может не оказаться, но произведение написано, оно ждет. В годы перестройки многое, написанное «в стол», увидело свет. Вариант «для издателя» заведомо фальшив. Продажен. Сколько издателей – столько и оттенков нужно привнести в произведение. Для газеты «Завтра» героем нужно делать Павку Корчагина (или Морозова), а для «Новой газеты» - поручика Голицына. Само собой, для публикации в «Спид-инфо», нужно будет сосредоточить внимание на сексуальной ориентации господина Голицына и товарища Корчагина. Наверное, прежде чем говорить, для кого пишет писатель, нужно решить, для чего он пишет? Тот, кто не пишет для славы и денег, пишет для счастья. А счастье – это когда тебя понимают. Поэтому рассказ, поэма, песня, написанные «в стол», всё равно ждут своего часа, когда их услышат, прочтут. Поймут. Поэтому, наверное, вариант «для друзей» самый искренний. Высоцкий писал «для друзей», Пушкин. Уже потом, под произведение, можно было подыскивать издателя, эпоху, желать славы и денег. А не наоборот. Но вот, если «для друзей» - говорите вы, то и разослать этим самым друзьям письма и делу конец. Чего, мол, напрягать тысячи потенциальных читателей Прозы, возможно, чисто индивидуальной, штучной белибердой? Но творческий человек по природе вампир. Чем больше душ он растрогает своими песнями, тем больше получит энергетическую подпитку. Поэтому, вкусивши однажды с кем-нибудь радость разделения своего, высказанного на бумаге чувства, творец-автор ищет новую жертву, он хочет, чтобы их было много: клубы, стадионы, страны… Народная любовь – его наркотик. Так за что же осуждать простодушного Васю Пупкина, которому сосед за бутылкой сказал: «Вася, ты – гений!», - и Вася понёс свой роман в «Новый мир», а, когда там не приняли, поместил его на Прозе? Вкусил он ядовитой травки, похвалы-марихуанки, и захотелось повторить, захотелось и дозу увеличить. А каково удержаться от искушения всемирно прославиться начальнику, который на банкете в честь себя, прочитал собственный стишок, чем вызвал восторженную истерику среди подчинённых? Всех, всех принимает Проза. Но ведь приходят сюда все, как в тюрьму, как в зону. Понты, ранги, общественное положение – всё это остаётся там, «на воле». Единственное различие, где как-то можно выделиться – псевдоним. А так – только язык выстраивает иерархию на Прозе. Будь ты там где-нибудь «на воле» хоть членом Пен-клуба, хоть у себя в области или республике Председателем писателей – здесь это каждому «до лампочки», и любой Тихон Хренов может эту величину раскритиковать, не оставив от неё камня на камне. Так что вместе с радостью от опубликования каждый может столкнуться и с такими оценками своего творчества, в которых ни жалости, ни такта, ни приличия. И, что хуже всего, всё это может оказаться правдой! Как, правда и то, что «большинство детективов, триллеров и любвеобильных романов (Которые публикуются, и которые почитываются вашими коллегами по работе, друзьями и товарищами) по исполнению заметно ниже многих и многих текстов нашей Прозы». И вот тут-то Прозе хочется сказать «спасибо». Ведь есть здесь качественные произведения? Есть? Или нет? Я скажу, что есть, но и вы тоже на это ответьте. Я хотел бы услышать, что вы, при всех ваших претензиях и замечаниях к авторам Прозы, считаете всё-таки, что есть тут авторы стоящие. Так вот. Спасибо Прозе вот за что. В российские глухомани из литературы проникает только такая, о которой вы в своей статье говорили. Триллеры, женские романы. Другую развозить по окраинам нерентабельно. И уж, тем более, не увидеть где-нибудь в Тмутаракани книжного развала, где семь тысяч авторов – на выбор. Говорят, среди них один процент – хорошая литература. А это 70 авторов, наших современников. Проза даёт возможность почувствовать пульс этой современной литературной жизни. А вы, критики, акулы пера, помогите читателю. Составьте список этих 70-ти. Который, конечно, может не совпадать с электронными рейтингами, но сделает вам честь, обозначив уровень вашего литературного вкуса. С уважением к вашему нескучному заведению и к вам лично Александръ Дунаенко 21.04.2003 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |