Рецензия на «Мангазея и Туруханье» (Алексей Богословский)

Дорогой Алексей!

Потрясающий очерк. Я эту Мангазею тоже искала. Читала про нее в Туруханском краеведческом музее, там были старые книги, и музей, кстати, был открыт. Говорят, там "работали" Спандарян и вроде как Сталин наведывался. А я прогуливала школу и уходила в музей, думала, что меня не найдут в маленьком поселке (я тогда была штучка городская, меня родители на полгода отправили в ссылку, чтобы я замуж в 9 классе не вышла).

Помню монастырь на Енисее 16 или 17 века, в мое время там был склад - вот вам и вся Мангазея!

Сайт Ваш литературный тоже посетила - у Вас там очень серьезные статьи!

Очень рада знакомству с таким интересным автором,

Милла Синиярви   06.07.2008     Заявить о нарушении
Неточка, вот видите, как хорошо, что Вы не ушли! Я помню тексты в основном, а авторов только после продолжительного общения. Про Мангазею текст для меня новый, а про Высоцкого - я в рецке что-то написала, почувствовала какую-то спекуляцию. Знаете, я решила больше не вмешиваться в разгадку тайн ников прозарушников, мол, кто стоит за псевдонимом и с какой целью. Мы же не видим пищущего, когда он сидит за компом?

Милла Синиярви   07.07.2008 11:22   Заявить о нарушении
Девушки, давайте отойдем от драки. У меня дядя Лева (доктор биологических наук) десятилетиями в Туруханье приезжал в экспедиции. Край весьма своеобразный. Много медведей-шатунов из-за нехватки корма. Так вот, до Тазовской губы оттуда лесами и болотами путь довольно близкий. Раньше эти края изобиловали осетриной, белугой и другими, ценными породами рыб. Соболь жил вплоть до тундры. Пойма рек позволяла держать лошадей, коров, овец и коз. Лошади, завезенные из Поморья, - мезенки - имеют лохматую, густую шерсть и отлично переносят мороз. Если бы воеводы не жадничали... Но точное время начала активного заселения, по-моему, относится к 50-м годам 16-го века. Именно в это время англичане начали активно торговать с поморами, цены на массу изделий упали, и их стало выгодно вести в Сибирь для обмена на пушнину у местных народов. Есть у меня предположение, что ещё до официального "открытия" этих краев, русские купцы и промысловики от Туруханья доходили до нынешней Якутии, поэтому официальное освоение Сибири происходило в столь короткие сроки, раза в четыре быстрее, чем продвижение англичан по лесным районам Канады. Это весьма любопытная тема.

Алексей Богословский   07.07.2008 12:58   Заявить о нарушении
Еще очень интересная тема - заселение Севера и Сибири староверами. Когда я рассказываю, что на территории современной Финляндии до 1917 года было очень много староверов, после которых остались часовни в лесах, мне не верят. Эти самые купцы (вернее, их потомки) - Sidoroff, Wolkoff (у меня есть целый список)поменяли фамилии в 20-30 годы на финские. Староверы по водным путям перемещались по всему Северу, они были отличными торговцами. В Финляндии до сих пор жители помнят "маткарюсса", коробейников. И конечно, староверы спускались по Енисею, вдоль которого сохранилось много староверских поселений (я помню Ворогово, мне рассказывали, что жители стреляли по чужакам, которые выходили на берег).

Милла Синиярви   07.07.2008 13:37   Заявить о нарушении
Север Сибири, да и сама Сибирь заселялись в первую очередь жителями Поморья и бывшего Новгородского Северо-Востока, включая жителей Коми. Раскол произошел несколько позднее - начиная с реформ Никона. Да и тогда ссыльные и раскольники именно из центра России составляли меньшинство мигрантов. А в конце 19-го - начале 20-х веков в Сибирь потянулись люди со всех сторон, включая население Украины. Именно оттого, что мигранты были носителями иных межчеловеческих отношений, сейчас народ из Сибири и Дальнего Востока бежит. Вроде нюансы невелики, а последствия большие. Что касается староверов, то при всей религиозной общности староверы включали самые разные группы населения с разными традициями выживания от самоизоляции до активной купеческой деятельности в центре России. Они также активно мигрировали за границу в Литву, Финляндию, Турцию. О разных традициях выживания свидетельствует факт, что одни группы староверов за границей быстро меняли веру и сливались с местным населением, другие веками сохраняли автономность. С уважением

Алексей Богословский   07.07.2008 16:41   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Алексей Богословский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Милла Синиярви
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.07.2008