Рецензия на «Все вместе» (Пётр Башиев)

Уважаемый автор, рассказ у вас получился слишком большой. На этом сайте никто не любит больших рассказов, не читает повестей и уж тем более романов. Но у меня правило, нельзя писать рецензию, не прочитав рассказа целиком. Я прочитал и должен сказать, что рассказ ваш мне очень понравился. Он получился такой глубокий, вся жизнь в основных моментах человеческая показана. Мне самому очень нравится этот прием. Советую протитать хотя бы "Рок". Но от лирики, перехожу к рецензии.
Рассказ начинается с расставания. И это я бы назвал лейтмотивом. Герой все время в мыслях, курит, пьет, и никого дальше соседки по купе не видит. В этом источник всех его бед, он не прозорлив, невнимателен к жизни, оттого и жены от него ушли. И тут представлен блистательный контраст - проводница. Сей человек с первого взгляда способен определить любого человека, в то время как главный герой не может понять людей, с которыми живет.
Далее в купе герой видит книгу с английским шрифтом и думает, а почему он не родился в Лондоне и здесь сокрыт очень важный знак. Герой не хочет жить здесь и сейчас, бежит от проблем в придуманные миры. Быть членом лондонской банды кончено гораздо легче, чем быть отцом двух семейств.
У вас блестяще показана характерная мужская черта. Мы все время мечемся. Вроде бы и есть женщина, тем паче жена, но все равно чего-то не хватает. Вот и герой женился по молодости, так сказать, не набравшись опыта. И постоянно кружатся в голове мысли: "Что же я теперь всю жизнь должен с ней одной прожить? Вон Васька каждый день баб меняет, а я все около одной трусь". Жена хорошая, готовит, убирает, немного неряшливая, но есть птицы более высокого полета. И в объятия Наташи героя толкнула вовсе не внезапная симпатия, а вот это желание обладания другой женщиной. Тут бы и остановиться. Тем более, что герой сразу заметил в этой новой знакомой черту, которая ему не нравится - она все время ждала какого-то чуда. Такого человека трудно привязать к спокойной семейной жизни. Почему же герой не расстается с ней?
В его характере есть интересная, мужская черта, очевидно привитая ему родителями: он способен брать ответственность на себя за любой свой поступок. Сходил один раз налево и будь добр, одень хомут на шею.
И к чему он пришел? Денег нет, приходится воровать и быть битым. Борьба какая-то странная, как и у половины населения нашей страны. Автор это хорошо чувствует и передает очень точно. В рассказе вообще очень мало слабых мест, что не может не вызывать интерес к его персоне.
Французские писатели ХIХ века очень любили в своих романах показывать гибель борющихся людей наподобие вашего главного героя. Вспомним хотя бы Фантину в "Отверженных" Виктора Гюго. Она вынуждена была стать проституткой, пойти по скользкой дорожке, продавать себя. В каком-то плане и герой рассказа торгует собой, продавая любимые вещи. Для чего, для того, чтобы купить молока и хлеба жене, которая уже, возможно, встречается с толстозадым. По-другому он не может, ведь за спиной ощутимо давит горб ответственности. Герой несет наказание, но в рассказе есть удивительный момент - описание некоего чудища, рожденного в классе между героем и Ольгой. На это чудище, потребовавшее расплаты за любовь между героями, автор хочет положить часть груза ответственности за неудачи героя. Но это все ерунда, никакого чудища на самом деле быть не могло. В своих неудачах виноваты только они сами и виртуальные чудища тут ни при чем.
Ну ладно, оставим это и перейдем к детям. С их матерями у главного героя ничего не вышло. Автор не показывает нам в конце перед его смертью слезных покаяний, они не благодарят его за заботу о них и о детях, не раскаиваются в изменах. Словом, все как и в жизни.
Герой возлагает все надежды на детей и они их оправдывают, они рядом и любят его. Почему? Муж к жене всегда относится с неким потребительством: ты должна меня любить, должна мне готовить, стирать, убирать. Главное слово здесь "должна". А дети? На них ЛЮБЯЩИЙ отец просто смотрит и радуется. Их не надо привязывать к себе "ДОЛЖНА", они итак родные ему.
Человек, возложивший на себя вериги ответственности всю жизнь мечтает лишь об одном - о празднике. Должно же быть в жизни хоть что-то хорошее. Ради этого праздника герой упорно занимается бизнесом, обеспечивает две семьи, которые ему уже не принадлежат. И что же в конце? Праздника хотели, получайте. Только веселиться ему недолго. Однако каков конец? Многие авторы стремятся завершить свой рассказ эффектно. Смерть один из них, но и смерти бывают разные. Можно умереть от пули на дуэли, высосанной из пальца, а можно вот так красиво по-человечески умереть, увидев близкие и родные лица.
Вот этот кусочек счастья на последних часах жизни делает героя счастливым. А счастливым он, привыкший страдать, жить уже не может. Герой сделал свое дело, отстрадал свое и может спокойно умереть.
Что мы имеем в итоге? А имеем мы в итоге длинный рассказ, который стоит читать особенно молодым людям, хотя этого они делать не будут. Чувствуется, что за плечами автора большой багаж жизненного опыта, нет досадных опечаток, отходов в сторону, ненужной трепотни, правда не хватает образности, как художник вы вложили мало красок в свою картину, придав ей такой суровый серый оттенок с редкими просветами.
С уважением,

Аркадий Вингерт   08.06.2009 06:53     Заявить о нарушении
Дорогой Аркадий!
Прежде всего- огромное спасибо за Ваш труд,такую развернутую, подробную рецензию. Вот уж это большая редкость на сайте Проза.ру! Напишу Вам подробнее ближе к концу недели, сейчас что-то очень замотался.

Засим остаюсь Ваш преданный рецензируемый, Петр Шибаев.

Пётр Башиев   09.06.2009 18:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пётр Башиев
Перейти к списку рецензий, написанных автором Аркадий Вингерт
Перейти к списку рецензий по разделу за 08.06.2009