Рецензия на «Глава 2. Как Змей Горыныч к девам смертным летал» (Александр Богаделин)

КОММЕНТАРИИ

1. …поселился в лесу Заповедном Кот Баюн – мурлыка известный.

Среди множества волшебных птиц и зверей Кот Баюн занимает особое место. О многих событиях из жизни духов известно только благодаря его красочным повествованиям.
На смертных мурлыканье Кота навевает непреодолимую дрему, постепенно переходящую в здоровый сон со сновидениями.

2. … и сказ о Змее Горыныче повел.
Баба Яга – излюбленный персонаж русских народных сказок. Однако мало кто знает, что когда-то она была небесной богиней – Ясуней, женой Велеса – бога земной природы.
Оказывается, и на небесах бушуют нешуточные страсти. Встретив властителя подземного мира – Чернобога, Ясуня влюбилась в него. Скрытно, оборачиваясь двумя змеями, любовники встречались на земле. И вскоре богиня снесла четыре яйца, из которых появились на свет трех, шести, девяти и двенадцатиглавые змеи.
Младший – трехглавый уродился самым непутевым, доставляющим массу хлопот и Бабе Яге, и своим братьям. Способность оборачиваться человеком сблизила Горыныча со смертными, что не лучшим образом отразилось на его характере.

3. Шестиглавый Змей горы двигал да землю тряс, девятиглавый – деревья с корнем вырывал да завалы лесные устраивал, а двенадцатиглавый – старший самый, ветрами буйными повелевал.

Братья Змея Горыныча мало соприкасались с людьми напрямую. Они заведовали разрушительными крайностями стихий – землетрясениями, смерчами, наводнениями. И даже не подчинялись богу земной природы – Велесу.

4. … напьется Змей из рек и озер воды немерено и на небе дорогой разноцветной разляжется.

Радугу наши предки представляли в виде змея, который высасывает воду из рек, озер, колодцев и перекачивает ее на небо. Иногда, правда, с водой прихватывались рыбы и лягушки, выпадавшие на землю вместе с дождем.
Считалось, что на концах радуги были подвешены котелки с древними золотыми монетами, а беременная женщина, пройдя под ней, могла сменить пол ребенка.
Радуга всегда считалась символом плодородия и изобилия. Её ласково называли «богатка» и по ширине полос гадали об урожае.

5. Банник сразу в молодце духа летучего признал.

В жизни славян баня всегда занимала очень важное место. В ней не только мылись и парились, но и лечили людей от болезней, принимали роды, оставляли умирающего.
Непререкаемым хозяином бани считался Банник. Этот дух мог оборачиваться человеком, кошкой, собакой, веником и строго следил за соблюдением правил и обрядов. Нельзя, к примеру, топить баню и ходить в нее на праздники, на Святки и особенно в полночь. Мыться в «третий пар» (третью смену), а во «второй пар» мыться одному.

6. Коль лет десяток звона колокольного не слышать, крылья, глядишь, и сами отрастут.

По поверьям славян, летающий змей может происходить и от обычной змеи. Для этого та должна жить в местах, где не слышно ни человеческого голоса, ни церковного звона. И по прошествии сорока (по некоторым версиям – ста) лет, у нее сами собой вырастут крылья.

7. Но решил он зачем-то дочь княжескую с собой прихватить.

Мысли Змея Горыныча не отличались особой оригинальностью. Еще в былине «Добрыня и Змей» зафиксировано похищение им Забавы – племянницы князя Владимира. Правда, тогда он все-таки донес деву до своей пещеры, создав тем самым множество неудобств её освободителям.
Редко, но случалось, когда похищенные царевны влюблялись в своего похитителя (см. например, сказку «Иван – купеческий сын»).

Александр Богаделин   16.10.2009 15:28     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Александр Богаделин
Перейти к списку рецензий, написанных автором Александр Богаделин
Перейти к списку рецензий по разделу за 16.10.2009