Рецензия на «Безопасный секс» (Марина Куновская)

Марина!
Я специально зарегистрировался здесь, чтобы написать этот отзыв.
Мне кажется, что все имеющиеся "рецензии" пока уходят в частности и не говорят главное. А главное - то, что пьеса строится на вполне привлекательном и злободневном социальном допущении: сконструировано такое общество, где безопасный секс изменой не считается, но "опасного" уже почти не практикуют. Почему? Потому что это, по замыслу автора (угадал или нет?) - эквивалент высшей степени доверия. А поскольку в обществе всё меньше доверяют друг другу, здесь такой секс - предел открытости, откровенности.

Не зря герои твердят, что по ощущениям с "резинкой" и без - одно и то же. Это такая авторская заданность, чтобы абстрагироваться от физических ощущений и сосредоточиться на сфере чувств и отношений! (Потому что, из моего собственного личного опыта, с "резинкой" и без - две огромные разницы. Не в пользу резинки, конечно) :-)

Здесь и в других своих произведениях Марина верно улавливает некие базовые модели поведения мужчины в отличие от женщин. Например, здесь "опасного" секса требует именно мужчина. Что ж, мужчины по природе ищут полигамии! А женщине "в этой стране" свойственно всегда искать "полной стабильности и гарантий", поэтому она не готова мужчине этого позволить.
Для нее полное доверие выглядит совершенно иначе -- так, как происходит у Виктории в поездке с Георгием: (обратите внимание, как много у Марины готовых афоризмов!) "Он не воспользовался, и ты обалдела навсегда".

Очень важен для всей драматургии "ролик с актрисой". Этот ролик, во-первых, говорит Алексею, что даже без резинки высшая степень доверия может быть односторонней (это кажется ему подлым). Он, типа, со всей душой, а женщина спланировала по-своему.
Во-вторых, поскольку актриса иностранная, этот ролик говорит Ольге, что за границей у женщины больше вариантов поведения, она в них более свободная. И Ольга решается уехать. Что тоже типично для Беларуси (я о таких женщинах знаю, хотя "иногда они возвращаются").

Так что драматургия очень современная, схвачено многое типичное и типическое... Но что-то мне говорит, что в современной Беларуси такое не поставят... Для нас это, скорее, пьеса для чтения.

(Худруки и режиссёры, конечно, сейчас гонятся за "актуалинкой", которую они почему-то всецело понимают как "постельную" тематику. Это доказывает местачковая распространенность постановок по Диане Балыко. Я пытался смотреть ее "Психоаналитик психоаналитику" - смотрелось очень плоско и пошло, меня затошнило и я после минут 20 ушёл).

Так что спасибо тебе, Марина! Ты смелый, адекватный, ироничный и афористичный автор!

Дмитрий Однокурсный   23.03.2010 12:52     Заявить о нарушении
Дмитрий, спасибо за развернутый отзыв!
Да, можно сказать, что "опасный секс" - символ предельного доверия. А презерватив - образ границы между индивидуальностями. Т.е. здесь, по авторскому замыслу, не только о большей "недоверчивости" современного человека, но и о большем страхе утратить эту индивидуальность. Который, по-моему, одинаково свойственен и мужчинам, и женщинам. Хотя, да, секс без резинки предлагает мужчина. Но не в силу полигамности (по-моему, полигамнее всего в данной истории как раз женщина Ольга), а, скорее, в силу большей уверенности в себе, меньшем уровне этого страха.
А Диану Балыко ставят не только за "постельные сцены". Стоит признать, что ее пьесы лучше учитывают каноны драматургии, ну и продвигать себя она умеет явно лучше, чем я. "Психоаналитика" я, правда, посмотреть так и не удосужилась, но ее первая пьеса, "Белый ангел", говорит о многих важных для современности вещах.
Так что пока все справедливо :). Но, думаю, и мне не вечно писать "пьесы для чтения", и эту уже проще вообразить на сцене, чем большинство предыдущих.
Еще раз спасибо за внимательное чтение! Читателей на "Прозе" очень не хватает, и не только мне.

Марина Куновская   25.03.2010 08:30   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Марина Куновская
Перейти к списку рецензий, написанных автором Дмитрий Однокурсный
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.03.2010