Рецензия на «Могой-каган» (Павел Великанов)
Прочитала на одном дыхании! В произведении умело перекликаются несколько тем одновременно, не лишено оно и "двойного дна". Автор, ловко пересыпая в ладонях калейдоскоп событий, тонко намекает на грань между добром и злом, предательством и честью, любовью и ненавистью. Путешествуя вместе с автором из степей Бурятии, где прошло детство главного героя и началась завязка сказочной истории,которая, как кажется, могла происходить и в доисторические времена, мы наблюдаем более-менее современный быт этого народа, попадаем в приключения на войне, и, конечно же, любовные истории... С точки зрения каждой из тех женщин,с кем встречался главный герой, это измена, предательство, обман, однако автор заставил читателей отнестись к этому как к вынужденным мерам - первая школьная любовь уехала лечиться от астмы,вторая жила со своим народом, а он не мог оставаться там, третью убили, с четвертой они родили дочь (и как трогательно и трепетно он относился к своей жене), однако нужда заставила его ехать к Ирине и спать с ней, будучи квартирантом... Ни одну свою женщину он не забыл, и он, даже находясь на грани Дня и Ночи интересовался их судьбой... Автор не побрезговал внести политику в свое произведение, демонстрируя свое отношение к власть имущим. Когда главный герой, возмужавший, окрепший в своем решении идти по пути добра, приезжает в Москву, я заново пересмотрела новейшую историю его глазами... Когда Роман пытается разговаривать с обезумевшими людьми(таксистом, подростками), я поняла, что мне импонирует позиция автора в этом вопросе. Оригинальной мне показалась идея "зеркала" - когда должны были встретиться два антипода - живой, естественный и мертвый, променявший свою душу на шелуху... Казалось бы, как это ни парадоксально, мертвый должен был победить - он не чувствует боли, и его останки надежно укрыты в покрытом шипами панцире, в отличие от живого, который, соприкасаясь с его панцирем, истекал кровью. Но (я так и не поняла,откуда взялась эта лайка) собака прокусывает брешь в этом чудовище, и живой змей одерживает победу. Что же так влекло генерала к Роману? И действительно ли виноват генерал в своем выборе? Было два мальчика... У обоих был дар, у обоих был учитель...Но один из них попал к хорошему учителю, а другой - к злому, завистливому и недалекому, который, видимо, так и не понял всю глубину предназначения этого дара... мальчик - будущий генерал, видел правоту учителя в малом, в повседневной жизни - натравил змея на людей и пользуешься всем, что нужно... У него, видимо, даже мысли не возникло, что это можно делать другими путями, а его учитель не был заинтересован в том, чтобы ученик служил добру... Возможно, он просто направил на него все свои нереализованные мечты и желания, как мы иногда, поняв, что упустили свои возможности, пытаемся заставить своих детей не повторять этих ошибок... Мне кажется, его учитель был пуст в душе и несчастен и при всем желании не мог бы научить своего ученика любви и другим человеческим чувствам... потому, что сам этого не умел, а второму мальчику в этом очень сильно повезло, и, мало того, он сам взращивал в себе эти качества. Наличие зеркала - антипода дало прекрасный толчок к его развитию, ведь перед его глазами был прекрасный пример того, каким быть НЕ следует. Жаль только, что генерала наличие Романа не подтолкнуло к тому, чтобы стать человечнее и попытаться оживить свою душу... Все-таки я верю, что иногда это возможно, хотя автор максимально четко показал, что мертвых духом людей можно и нужно лишь убивать... Хотя... сын Хана был приятным исключением, который после визита Романа начал строить храмы и делать активные пожертвования. Этот эпизод, как и последние страницы, когда Роман, в беспамятстве, разговаривает с дорогими ему людьми и получает от них ценные советы, благодаря которым находит в себе силы (и новые цели)для того, чтобы жить дальше и откладывает свидание со Смертью на неопределенный срок, вселяют надежду и оставляют после прочтения пряный аромат любви к жизни во всех ее проявлениях... с уважением, Инна Инна Соснина 07.03.2011 20:29 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |