Рецензия на «Петр Сысоев - Второй фронт» (Река Времени)

«Эти мгновения войны и мира»

Сысоев П.В. Второй фронт: Повесть в новеллах, рассказы. – Воронеж: Река Времени, 2008. – 64 с. (Воронежские писатели: ХХI век)

«Человек родился, впервые глотнул земной воздух – и заорал! Появился еще один мир. Каков он?.. Только время способно ответить на этот вопрос. Великое и неумолимое время. Да ещё Господь, и люди, с которыми начинает жизнь маленький человечек…»

Повесть в новеллах «Эти мгновения войны и мира» Петра Сысоева не нова для воронежского читателя. Когда-то в молодёжной газете всё было опубликовано. А потом пришла мысль объединить все небольшие рассказики в одну повесть, по времени охватившую период от раннего детства до ранней юности её героя, Павлика. Конечно же, повесть автобиографична, и в Павлике, вполне возможно, воплощён сам автор, ведь по дате рождения писателя и возрасту его героя это легко угадывается.

Петр Васильевич Сысоев родился в конце 1937 года в известных по учебникам истории Костёнках. Ему было пять лет, как и герою его повести, Павлику, когда на Дону появились «сувениры» войны. Внимание Павлика и его двенадцатилетнего друга Петьки привлек один из них – оставленная при отступлении танкетка, которая своими гусеницами застряла на берегу, даже внутри ещё не исчез запах пороха, который «никогда не спутаешь с соломенным или кизяковым»... Мальчишкам только того и надо, как порыскать в поисках чего-то ценного для их мальчишеского хозяйства.

Новелла «Танкетка» по трагичности сюжета, пожалуй, самая сильная в книге, к ней нельзя относиться равнодушно из-за почти осязаемого ужаса, который читатель испытывает вместе с Петькой, идущим под конвоем к обрыву, где росла старая груша. Впереди обрыв, мальчуган остановился... «Солдат вскинул приклад к плечу, а ствол с чёрным кругом и мушкой над ним направил прямо в лоб Петьке. Тот непроизвольно дёрнулся, закрыл ладонями глаза, лоб и немного щёки, и совершенно спокойно подумал: «Он что, сбесился? В меня целится…– И только тут его будто кто ударил по сердцу. – Да ведь это расстрел!» Руки сами собой отвалились от лица и повисли никому не нужные по бокам. По всему телу и по ногам всё быстрее и быстрее растекалось что-то знобко-вяжущее, осклизлое и будто липкое. И от этого исчезли плоть и кости, а реальным, осязаемым становились только мозг и глаза, а кожа на голове и сама голова, как и тело, и все косточки деревенели, деревенели, будто уже остывая».

Наверное, достаточно сильных ощущений и от одного этого сюжета. Но писатель рассказывает и другие истории из детства, прочтя которые начинаешь думать, что все мальчишки сделаны из особого теста, в котором намешано столько соли, перца и пороху, что не понятно, как из них потом вырастают отроки, способные на первые нежные чувства.

Если в первой новелле, Павлик – это карапуз, которому отец принёс в подарок трёхколёсный «лисапет», то в последнем рассказе «Марина» перед нами пятнадцатилетний взрослый юноша. У него зарождается чувство симпатии к девочке, случайно встреченной им в опустевших дворах селения, которое должны снести. Павлик неловко прыгает и получает перелом ноги. Он попадает в больницу, а почти незнакомая девочка Марина навещает его. И рассказ словно перерастает в повесть о первой любви. Не обязательно ведь, это должна быть длинная повесть. Достаточно и одной полулирической, полугрустной истории, которую рассказал автор. Ведь Сысоеву здесь удается передать те волнующие подростка Павлика первые светлые чувства. И возможно, что это волнение сокрыто в последней фразе новеллы «Марина»: «И отвернулся к окну, за которым белой пеной из цветов покрывалась огромная крона черёмухи…» Ведь до этого Павлик ничего подобного не замечал. И писатель торопится опустить занавес: «На том и закончилось детство Павлика. Автор». Потому, что зародившееся уже новое чувство у нашего мальчика – это начало совсем иного периода в жизни человека.

Помимо названной повести в новеллах, в книгу вошли ещё два рассказа. Один из них – «Открытие» словно продолжает развивать сюжет последней из повести новеллы. Только здесь всё меняется местами: теперь уже внимание и поддержка нужны больной девушке.

«Таня очень исхудала, я её едва узнал. Пожимаю её холодную узкую ладонь... Про себя отмечаю, как сухи и безжизненны её пальцы. Потом вижу, что в лице живыми у неё остались только глаза. Неприятный озноб от мысли, что передо мною почти мертвец, сводит мне кожу». Такой находит свою одноклассницу герой рассказа, Георгий. И теперь уже светлые чувства – Тани к нему – делают чудо: смертельно больная девушка начинает выздоравливать, она, словно рождается заново. Сысоев опять, будто намеренно, не использует слово «любовь». Видно, у писателя к нему особое почитание. Но он мастерски описывает состояние подростков, затронутых этим возвышающим и окрыляющим чувством.

И совсем уж не лирикой веет от рассказа «Второй фронт», давшем заглавие всей книге. Паренёк, оставшийся без родителей, голодный, грязный, завшивевший попадает на «большую землю». Хотя и нет оккупантов, но народ живёт бедно, в нужде и лишениях. И никто не хочет приютить у себя мальчика. И вроде бы у всех – весомые доводы, и вроде бы всех можно понять... Но живая душа мальчонки тоже ищет приюта. Как решить эту далеко не простую задачу? Можно ли преступить ту нравственную роковую грань, когда за ней – бездушие? Ответы писателя обнадёживают...

На сегодняшний день книга Петра Сысоева «Второй фронт» - одна из последних, выпущенных в серии «Воронежские писатели: ХХI век». Напомню, что десять книг вышли под единым логотипом серии. Это: «Княжна Джаваха» Ю. Гончарова, «Одинокое счастье» В. Попова, «Вознесение» И. Евсеенко, «Свет на земле» В. Будакова, «След» Е. Новичихина, «Год сорок седьмой» Л. Артёменко, «Второй фронт» П. Сысоева и три сборника – «Первая веха», «Имена и книги», «Современный литературный процесс и творчество воронежских писателей». Не хочется ставить точку. Но обстоятельства таковы, что издавать книги становится всё труднее и дороже. Правда – это другая тема, всем давно поднадоевшая. А эти десять книг можно взять в библиотеке и почитать, и лично составить себе представление о состоянии современной воронежской литературы, правда, далеко не полное и далеко не обо всей...

Екатерина Мосина, ответственный редактор серии книг «Воронежские писатели: ХХI век»

Катерина Мос   15.03.2011 05:37     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Река Времени
Перейти к списку рецензий, написанных автором Катерина Мос
Перейти к списку рецензий по разделу за 15.03.2011