Рецензия на «В глубине всякой груди...» (Наталия Глигач)

И сказал Б-г, обращаясь к Моше: „Сделай себе змея и укрепи его на шесте, и будет: всякий ужаленный взглянет на него и выздоровеет“.

И сделал Моше медного змея, и укрепил его на шесте, и было: когда змей жалил человека, тот смотрел на медного змея и выздоравливал». («Бамидбар», 21:6–9)

Роза Левит   03.12.2011 09:03     Заявить о нарушении
Размышления над сокровенными смыслами великой книги

Hеужели изображение может исправить ошибки или спасти умирающего? Изображение, конечно же, нет, а вот смысл, который Тора вкладывает в это, может. Змей на шесте означает ясное, четкое, как бы со стороны, видение причины происходящего. Змеиный яд, попадающий при укусе в человеческий организм, убивает изнутри. Свои собственные пороки, слишком часто кажущиеся такими же мизерными, как объем змеиного яда, действуют аналогично. «Выздоровление» начинается с их видения, осмысления и раскаяния: «Согрешили мы, когда роптали на Б-га и на тебя» («Бамидбар», 21:7). И в этом, на мой взгляд, суть столь сурового наказания.
Увидеть причину собственных несчастий в себе самом очень тяжело и больно. И Тора подчеркивает это, называя ядовитых змей, напавших на сынов Израиля, «ганахашим гасрафим». Глагол «сараф» имеет значение «сжечь», «спалить». Укусы нестерпимо жгли, как муки совести и понимание, что в столь серьезной беде, губящей и себя, и самых близких, ты сам же и повинен. Но в жизни практически каждого наступает момент, когда от этого уже не уйти. Спасительный медный змей был укреплен на шесте, чтобы «сыны Израиля поднимали свои глаза к небу и устремлялись всем сердцем к Творцу и исцелялись». Значит, Тора не только допускает, но и подчеркивает, что для очень многих настоящая вера в Б-га начинается не с получения заповедей, а с раскаяния.
Получается, Моисей, сделав медного змея, выступил в роли целителя. Лекарство, в данной ситуации – противоядие, чтобы обезвредить яд, оно должно быть принято и попасть внутрь. Со словом Всевышнего аналогичная ситуация. Чтобы «обезвредить» порок, оно также должно быть «принято», то есть достичь души и разума, ведь только понимаемое и принимаемое действенно и результативно. Именно поэтому Тора и говорит языком людей.
Ядовитые змеи, смертельно жалящие людей, и спасающий медный змей в руках пророка – всё рядом, всё одновременно, всё с одними и теми же людьми. Такова достоверная картина земного бытия. Из эпизода с ядовитыми змеями следует: только принятое и осознанное действенно и результативно. Поэтому: «Вникай в Тору вновь и вновь, ибо в ней всё; и увидишь в ней истину, и с ней поседеешь и состаришься, и не отклоняйся от нее, ибо ничего лучше нее не дано тебе».

Е. ДЕРЕВЯНЧЕНКО

Роза Левит   03.12.2011 09:04   Заявить о нарушении
Да, все правильно, яд и противоядие идут в ногу. Когда глупцы говорят, что вот же почему Всевышний не уничтожит зло, я рекомендую читать Книгу Книг, где четко сказано - человеку дан выбор! Вся беда в том, что желающих изучать эту Книгу не так уж и много. Хотя все себя приобщают к вере, при этом не желая думать о своей душе.
С увадением, Наталия.

Наталия Глигач   05.12.2011 00:33   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Наталия Глигач
Перейти к списку рецензий, написанных автором Роза Левит
Перейти к списку рецензий по разделу за 03.12.2011