Рецензия на «Точка разлома, второй этап - рецензии» (Литературная Критика)

Рецензия на рассказ Т. Денисовой "Нурманнская женка"
Как обычно, не знаешь, с чего начать.

А! Начну, пожалуй, с того, что при первом (невнимательном) прочтении длительное время назад отторгнуло от рассказа – витиеватый сгусток информации, возникший в рассказе, когда Кунот и Лизке наблюдают в бинокль, а ЛГ –у полотна не решается. Помнится, тогда я даже не до конца понял, кто Лизке, кто Надюша?
В общем, вначале о кажущихся недостатках.
Вряд ли Надюша могла заметить человека с биноклем в кустах, не до этого ей, право, было! А вот «квадратную бабу» - ДА! Это в тему намерения.
Рассказ, на мой взгляд, выиграл бы при полной отстраненности параллелей Кунот-,Лизке и героини. Как перемещение камеры по независимым друг от друга кадровым зонам. Так – точнее передастся атмосфера той самой отстраненности и видимого нейтралитета бытия провинциальной Европы.

Теперь, пожалуй, о главном, то есть о силе рассказа и авторском языке.

Вообще я не очень люблю «рецензировать» в верном смысле этого слова, поскольку, как яростный читатель, реагирую исключительно на те невидимые глазом сущности, заключенные в тексте, а уж совсем не на технику, не на стилистику, не на какой иной критерий, по которым оценивается (наверное) текст. То есть мои отклики имеют, скорее, характер эмоционального резонанса с конкретным автором на конкретной волне – той самой, откуда, собственно, и «взят» текст.
По этой причине меня может до сердцебиения восторгнуть то, что по литературным критериям не имеет ни малейшей ценности и наоборот – идеально вышколенная картинка не вызовет ничего, кроме скуки и злобной досады.
Мои «рецензии» - это полная отсебятина и голые эмоции. С той лишь поправкой, что ВСЕ, абсолютно ВСЕ имеет право именоваться литературой, поскольку… не на институтских кафедрах изобретаются законы – какой ей быть, чему соответствовать и т. д.
Что цепляет читателя – то и истина, тому и быть. Что цепляет меня – на то и пишу положительный отзыв.

В рассказе присутствует флер.
Это такое явление, когда при чтении погружаешься настолько сильно в атмосферу места, что даже «видишь» воздух, где все происходит. Как, знаете, у меня одна из излюбленных и интересных тем – местный апокалипсис девяностых на территории постсоветской России. И в хороших – подчеркиваю – ХОРОШИХ кинофильмах зритель видит пустоту, мрак, и… некий туман, что ли. Прозрачно-серую пелену, будто бы даже с легким запахом гари внутри. Собственно, это гений кинематографиста – показать зрителю подобный флер – а он есть не что иное, как субстанция, сотканная и напоенная общим настроем опустошенности, тревоги, неуверенности ни в себе, ни в завтрашнем дне. Она, эта субстанция, и так живет где-то в тонком теле. И… Как вывод – насколько же талантлив автор или режиссер, если подает ее зрителю-читателю.

Так вот, в рассказе Татьяны Денисовой - ФЛЕР! Иной, не как в России девяностых. Тут он фиолетовый с запашком котлеток мещанской кухни. …
Следует, в первую очередь, сказать спасибо автору за честное повествование.
(Вот уже рвется на язык гротеск-бравада «Способное! Развеять!! Миф!!! Предостеречь!!!»)
На самом деле не так – просто – честное. Так как для нежити и не миф это вовсе, для нежити хорошо везде, где лучше кормят, где «жалование» в 1000 у.е. конечно, больше, чем в 300 у.е. и, след., лучше.
И предостерегать никого нет резона. Существа среднего рода (сори, ПОЛА) так и будут ехать и ехать, выходить замуж, бежать, плюясь и спотыкаясь – к тем самым 1000 у.е. минимального «жалования». Прошу прощения за частое употребление этого устаревшего русского обозначения – просто оно, на мой взгляд, очень хорошо передает суть гос. подачек на проживание.
Не надо никого «предостерегать» - туда и дорога. Дышать легче!

Но героиня рассказа – живая русская девочка, которой фиолетово 300 или 1000, зато совсем не чуждо иное, настоящее, если можно так выразиться.
То есть то самое, чего нет и в помине на той территории, куда она попала.

Автор очень хорошо дала понять читателю мотив намерения Надежды – ей совершенно (изначально) до фени была та «жизнь», которая «с ней случилась». А если так – то и расстаться с ней впору. Это тоже по-нашему.

Активно развернутая вечная тема «наших» в Европе…. Нет, опять не так!
Вернее, сказано – «нет никакой темы»! Ее просто «изобрели» кто-то там. Ни для наших в Европе, ни для европейцев у нас, ни для негров в Америке – не никакой там дурацкой темы..
Только одна – без Родины жизни НЕТ, просто нет.
(Если, конечно, та самая ЖИЗНЬ есть еще в тебе, ато есть ты ее не продал-не обменял на что-то-там…)

Русская девочка, вышедшая замуж по любви, абсолютно без видов на «хорошее жалование» мужа. С ней, конечно же, «случилось», она невинной жертвой недомыслия попала в сей фиолетовый (до всего «фиолетовый») флер провинциальной Европы.
Кстати, личное спасибо Татьяне за талантливую зарисовку всего этого. Здесь – то самое место, где я только чувствовал ТО САМОЕ, абсолютно не ведая, как на самом деле. Теперь вот ведаю.

Она, девочка эта, задает сама себе вопрос «Почему у них полные женщины не круглые, а какие-то квадратные?»
Да элементарно, рОдная! Живая природа не терпит прямых углов и ровных линий. А объект, меняющий внутреннюю форму от жизни к нежити, обретает внешний вид противоестественности. Внешнюю видимость для взгляда «тонким телом».
Надюша не знает этого, она только задает вопрос. И в этом ее диалоге с собой показана вся простота, вся прекрасная тонкость души, которая будет сейчас биться за свою Жизнь.

/продолжение в "замечаниях"/

Сергей Казаринов   06.02.2012 00:15     Заявить о нарушении
Самоубийце нечего терять. Если она, героиня, уже «похоронила» себя, но приняла решение все же жить для ребенка… (Да, очень верно решила, не оставлять же человечка этой всеобъемлющей нежити).
…Тогда в ней запросто могут пробудиться силы и, главное, открыться возможности для жесткой битвы с окружающим пространством. Война с единственной целью – вернуться в то место, где она ЖИВА и где она нужна. И – в то место, которое нужно ей – то есть на Родину…
Чтоб не пополнить ряды тех, о которых вещали муж с другом. Знаете, на этом месте рассказа, хоть и было сказано «не много…» все равно пришло на ум:

«..их жалко до слез!
Только весенние воды нахлынут,
И без того они сотнями гибнут…»

Да! А если подумать – ведь и не только ж русские!
Живые – гибнут! Нетрудно вспомнить «451 градус по Фаренгейту» - сказка стала былью…
Сколько сейчас доносится голосов в новостях о социальных катаклизмах в «спокойственной», доброй-старой Европе. Какие монстры там рождаются? Откуда??? Да вот из этого фиолетового царства с частоколом «колючих церквей» Ах! До чего красивая атмосферная метафора – колючая (!) церковь. С дисциплинированными, поющими мессу прихожанами, наблюдающими в трусливый бинокль за диковинкой, «пришедшей из далеких земель», из «страшной», Студеной страны варваров.

Хорошо, что общий поток рассказа не дает усомниться, что ЛГ встала твердой ногой на тропу противостояния. Мы все частенько недомысливаем, все совершаем ошибки. И получаем неминуемую расплату за свои действия. (В случае Надежды «действие» равно «НЕдействию», то есть НЕосознанием поступка отъезда с Родины, НЕзнания того, что может ждать, НЕопытность и простота.)
Ну так что ж – под паровоз ей, что ли?.. Не-е-ет, впереди целая жизнь, тем интереснее.

Последний абзац – великолепен. Бомбардировщики Кунотов-Лизке идут на Белград. Прямиком из «колючих церквей», помолясь. Вах!

Только… Уважаемая Татьяна, не «новые нурманны» это, боже упаси!
Наконец я подобрался к тому месту, где засела моя вторая претензия к отличному произведению. Название!

Норманны, загуливающие на северо-запад Гардарики, немало принесли пользы нашим землям. Доблесть, честь, бесстрашие и… духовная чистота морских этих беспредельных «дьяволов» ничем не уступала Гардским критериям жизни. Напротив – преумножала их. Два наших северных мира в тысячелетней давности эпоху хорошо пересеклись между собой, оставив, на мой взгляд, здоровый след и хорошую память для потомков и их, уже подработанных временем, критериев самосознания, бытия и нравов. Мы хорошо тогда пересеклись с викингами – в нужное время и в нужном месте.

Мне кажется, автор крупно ошиблась, обозначив «новыми нурманнами» то, что мерзотной плесенью покрыла здоровую доселе территорию Европы. Это похоже на то, как порой видят русских из студий западных кинокомпаний… Ну, вы понимаете, мишки по улицам, водка из водопровода и все прочее-подобное.

Так что и Надюша – никакая не нурманнская женка, а безвольная жертва нежити, что прет на Белград.
Я совершенно не силен в политике и не хочу брать на себя ответственность за следующее изложение. Так, версия!
Агрессия НАТО на югославские земли – факт мистический. Такой вот нездоровый интерес, военно-экономический, территориальный и прочая. Да нет, для той «экономики», что имеет мир, земли южных славян вряд ли представляют интерес.
В то же время много слышно, что земли эти с их святынями, пещелами, дольменами, ристалищами – очень энергетичные. Как, собственно, и наша огромная Родина.
И – они реально несут ОПАСНОСТЬ тому фиолетово-котлетному смогу, где жили и живут Куноты, Лизке, мужья и свекрови героини. От славян прет неугасаемая жизнь, что есть здоровое устройство общества, яркие нравственные категории и духовная чистота. Что, как известно, непознанная сила, рискующая посрачить все тепло-плесенное существование мещанского сословия.
То есть тот самый мир, где читают книги, носят детей на руках, кормят грудью, любят до исступленного самопожертвования.
Территория, где способен прижиться даже альтруизм, даже идея о послежизненной награде за доблесть! Где способны на всевозможные «бесчинства» и «безобразия», Мир варваров. «Где любят лечь - так лечь, а рубят – так сплеча. Где речь гудит, как печь, красна и горяча…»
Главная опасность – ПОТЕРЯ. Это уже для «держателей» цивилизации.

Дайте этому народу волю, раскачайте на войну – они воевать-то не очень любят, но если надо… Легко вспомнить, ЧТО победило Германию в сороковые, неужто военная стратегия и полководческие гении СССР?
И что может быть опаснее сплоченной группы людей, ставящих доблесть и красивое действо куда выше, чем страх за собственную жизнь. Даже – ЖИЗНЬ, а не просто потерю комфорта.

Не в этом ли суть нездоровой агрессии НАТО на славянские территории? И не в этом ли причина отношения, которое хлебает Надюша в доме мужа? Нежить… боится, отсюда и ненависть, и агрессия.

Но рассказ-то не об этом, не о вечной битве жизни с нежитью. Все проще – не жить девочкам с русскою душою на чужбине, незачем и пытаться. По другому строится Настоящее, свое, верное, данное предками, незнакомыми с цивилизацией материальных приоритетов. Все остальное – цепляется по ходу вдумчивого прочтения.
Спасибо автору!

Не мудрено, что рецензия на рассказ «Нурманнская женка» получилась длиннее самого рассказа.
Я уже хвалил автора за краткость – в сжатой зарисовке проскользил поток, повлекший за собой такую вот рецензию. Татьяна – молодец – кратко зарисовала и выразила суть, а я по жизни безобразно многословен.
И в этом же огромная ценность рассказа – вызов такого вот эссе на множество тем

Сергей Казаринов   06.02.2012 00:15   Заявить о нарушении
Мне же выводы и автора рассказа Т.Денисовой и автора рецензии С. Казаринова кажутся надуманными и тенденциозными.
Наверное, неправильно напрямую и жестко связывать проблемы молодой женщины с тем, что она "изменила родине", переехав на ПМЖ в Бельгию. Те же самые проблемы: и ссоры с мужем в период беременности и после, и взаимонедопонимание между ей и новоявленными свекром/свекровью могли бы иметь место даже с большей вероятностью, переедь она на другую сторону улицы, а не то, что в другую страну.
Напомню, что по-русски - "в чужой монастырь со своим уставом не ходят".
Притом, что рукоприкладствуют русские мужички чаще. Притом, что защищена русская женщина на родимой стороне много хуже. Нежели гастарбайтерша в европах, где в её распоряжении и в поддержку: закон, общественное мнение, социальные фонды, общественные правозащитные организации...

В рассказе звучит навязчивый рефрен: Европа - это плохо. Хорошо. Пусть плохо. Но вот вопрос: миллионы "наших" туда слиняли, а миллионы мечтают туда слинять. А вот обратного потока, типа как при Екатерине Великой, не наблюдается. Чей-то не едут к нам немцы на жительство. Двести лет назад ехали. А сейчас чей-то наоборот.

В рассказе грозно звучит: те пожалеют, что слиняют на Запад! Или обездуховятся, как Кунот и Лизке. Что пожалеют - весьма сомнительно. Не жалели досель. Да и где скорее обездуховятся - тоже большой вопрос. Вы вокруг оглянитесь, уважаемые. И скажите, где последний раз вы духовность видели? По ТВ? А по какому каналу? Или на паперти церкви, где бомжи побираются.
Бомж - явление исконно русское. Или нет?

Да и параллели с между конформизмом Кунота-Лизке и бомбардировкой Белграда - опасные параллели. Конформизм, вообще-то - равнодушием пахнет. Если прямо его не касается - коформизм пальцем не пошевелит. Белград бомбил не конформизм Кунот-Лизке, а меркантильный интерес тогдашней евро политической элиты.
А западное общество? А Кунот-Лизке? Оно по-разному реагировало. Но реагировало же!

Точь-в-точь как Грозный бомбил меркантильный интерес тогдашней нашей политической элиты. Зато при полном равнодушии общества: так им бандюганам и надо!

Ерин Игорь Геннадьевич   06.02.2012 09:23   Заявить о нарушении
Игерин,
Никакого противоречия!
Сказано же - лица среднего пола прут и прут, и предостерегать их не фига.
Ничего зловещего, там все классно, чисто, сытно. И там им са-а-а-амое место.
Не дай бог удерживать)))

Просто в лом о них говорить, думать и писать. Хочется говорить о наших теплых, любимых славянских девочках.
В общем, тема для дискуссии)))))
Сергей.

Сергей Казаринов   06.02.2012 10:39   Заявить о нарушении
Минуточку.
А че, ситуация, описанная в рассказе, в России не имеет места быть? Очень даже имеет. И пострашнее ещё. Много страшнее.
Так, где-то (запамятовал: в Саратове?) подростки не только со стороны наблюдали, но и снимали на мобилы, как один из них рубил голову таджику-гастарбайтеру...

Ерин Игорь Геннадьевич   06.02.2012 10:50   Заявить о нарушении
Спасибо Сергею Казаринову за развёрнутую, действительно, эмоциональную рецензию.
Прежде всего, необходимо напомнить (предыдущие отзывы), что в рассказе описана реальная ситуация, о которой автору поведала одна близкая приятельница - и она видела человека за кустами. Но это, разумеется, частность.
О "квадрате": очень верное замечание рецензента! восхищаюсь - как это самой не пришло в голову? а ведь читала "Чёрный квадрат" Т. Толстой. )
"Нурманны": много книжек на эту тему, думаю, рецензента и меня впечатлили разные. В примечаниях к рассказу - ссылка на книги Валентина Иванова, уточню: "Повести древних лет", "Русь изначальная", "Русь Великая" - вот этот взгляд на нурманнов я и разделяю. Разумеется, Сергей имеет полное право придерживаться иного.
Не могу принять утверждениe рецензента "Всё - литература!", признаюсь, даже не совсем и понимаю его. )
У всех на памяти многочисленные истории русских женщин, которые рвутся из Франции, Финляндии... домой, пытаются вызволить своих детей. Возможно, иные из нас задаются вопросом: "И чего надо? чего не
живётся-то там?" А вот "чего"! - попытка ответить в этом рассказе. Впрочем, на этом вопросе рецензент останавливается и эмоционально, и достаточно подробно.
Неутихающая боль за Югославию, конечно, присутствует в рассказе, рецензент совершенно прав! Кроме того, "Kошку бьют - невестке намётку дают", пословица. А вот теперь и Ливия... Вообще, налицо фашистское перерождение западной буржуазной демократии, но это к слову.

Думаю, вернусь ещё к этой несомненно талантливой, хотя и несколько сумбурной рецензии - о втором предупреждает и сам рецензент. Здесь пока лишь некоторые основные моменты. А пока - ещё раз искренне благодарю Сергея за внимательное прочтение, критические замечания и интересную рецензию!

Татьяна Денисова 2   06.02.2012 15:05   Заявить о нарушении
Автору Игерин:
Не кажется ли Вам, что эти страшные явления (если правда, - много ведь и "сенсаций") как раз западным ветром и привнесены? Там эти "милые забавы" давно в ходу. Во всяком случае, прежде такого не было, и уж совершенно точно - это совершенно противоположно русской традиционной (народной) этике.
"Умом Россию..." - ударение на словe "умом", а не на слове "Россию"! Cердцем, сердцем надо понимать! Так считали многие из великих, в том числе, Паскаль, который утверждал, что без любви, одним лишь умом совсем ничего нельзя понять...

Татьяна Денисова 2   06.02.2012 15:53   Заявить о нарушении
Т.Денисовой.
Вы пишете рассказ, а не репортаж. Если тема рассказа бездуховность-конформизм зап. европейского (протестанского?; ведь не католического, не так ли?) общества; то в пору вспомнить И.Христа, что он говорил о сучке в глазе соседа и о бревне в своем глазу.

Если тема рассказа - непримиримость западно-европейского (протестантского?) и руссского (православного) менталитетов, то во-первых, ваш вывод спорен. Ибо мы, русские, все-таки больше европейцы, чем азиаты, африканцы или арабы. У нас гораздо больше общего, чем раздельного. У нас практически одни и те же морально-этические ценности. Хотя, разумеется, и разница существенная есть.
А во-вторых, эту разницу менталитетов было бы правильно в рассказе как-то обозначить, а у вас - непонятно. Одного упоминания о семейных склоках явно недостаточно.
А в-третьих, как я понимаю, литература должна содействовать сближению культур, а не наоборот. Политику давайте оставим политикам. Тем более, что они постоянно и много нам о нас врут.

Ерин Игорь Геннадьевич   06.02.2012 16:32   Заявить о нарушении
Игерину:
Жаль, лёгким движением руки Вы Паскаля отбросили - не авторитет? )
Разница-то большая: мы богатые, зап. европейцы нищие, причём заносчивые и вооружённые до зубов. Кроме того, Лермонтов давно пытается нам втолковать: не Запад мы и не Восток, мы - Север, "Севера сыны", и путь у нас свой.
Нет, католическое - но с натяжкой: молодёжи в церквях практически нет, многие закрываются.
Взаимодействие культур: если бы! Вы не представляете, видимо, какое невежество насаждается в народе на Западе - ведь не знают ничего, ни собственной лит-ры, ни истории своей. Кстати, как без политики? такая вот на западе политика оболванивания собственного населения, а теперь, видимо, и у нас нашла применение эта "западная технология", кажется, Россия ведь тоже, следуя за Западом, подписала "Болонскую конвенцию".

Татьяна Денисова 2   06.02.2012 16:54   Заявить о нарушении
Если о культуре. Об упадке западной. И вечно зеленеющей русской.
Конкретно: о литературе нашего времени, времени в котором проживаем.
Так вот. Мои читательские приоритеты:
итальянец Эко, португалец Сарамаго, немец Шлинк, агличане Фаулз, Грин, японец Абэ, американцы Апдайк, Воннегут.
Русских писателей, конечно, тоже читаю. Но погоды в мировой литературе сегодня, признаем, русская литература не делает.

Ерин Игорь Геннадьевич   06.02.2012 17:14   Заявить о нарушении
Мне кажется, Вы меня не слышите и отвечаете самому себе. Где же "зеленеющей"? Вот же я и говорю о "западной технологии". Русской лит-ре живётся несладко, но не потому, что нет достойных, а по другим причинам, на которых останавливаться не буду - слишком далеко уведёт. Вот, недалеко ходить, здесь на сайте: Виктор Мельников, талантливый современный писатель, знаете Вы о нём? Кстати, на его странице есть рассказы о современных поэтах и прозаиках, то, что читала - впечатляет, отличные авторы! Но они, увы, мало известны, насколько я поняла.
Абэ Кобо активно не люблю, из совр. западных: Эрик-Эммануэль Шмитт( с некоторой натяжкой).

Татьяна Денисова 2   06.02.2012 17:50   Заявить о нарушении
Господа-дамы! Не передеритесь без меня, а!!!)))))))))))
Весь в работе, просто вижу, как посты сыпятся-сыпятся, мельком замечаю отд. фразы.
Выскажусь завтра утром!
Я

Сергей Казаринов   06.02.2012 18:17   Заявить о нарушении
Татьяне Денисовой. Нет, я не отклоняюсь от темы. По-прежнему против противопоставления культур. С большой осторожностью отношусь к идее "особого русского пути". Притом, что являюсь большим поклонником Бердяева. Но, как мне кажется, время (возродить православие) ушло. Да, церквей открывается много. Но это - ритуальная сторона. Не духовная.
Молодежи, как наблюдаю, православные ценности чужды. Молодежь растет прагматичная, рационалистическая, циничная, индивидуалистическая - с западным менталитетом. Вот только работать, как немцы или англичане, не хотят...

Ерин Игорь Геннадьевич   06.02.2012 18:45   Заявить о нарушении
Игерину:
И снова скажу: Вы сердцем-то взгляните! У меня от нынешней юности впечатление иное: трудяги! Они другие, конечно, в частности, в отличие от нас в этом возрасте ) к "западным ценностям" относятся - иронически!
С чего взялась эта сказочка об особой любви западных жителей к труду? Да так, как трудятся у нас: и на основной, и на дачном участке, и пенсионеры... нигде на Западе не увидишь (конечно, не от хорошей жизни, но это уже другой вопрос)! Студенты, те да, подрабатывают. Не сидели и предки наши за печкой, а доходили и до Аляски, и до Калифорнии - и это помимо "основной работы" ) Но мне кажется, все мои слова бесполезны, и знаете почему? не идея у Вас, а идея-чувство, по Достоевскому! тут логическое убеждение бессильно, тут только замена одного чувства другим - вывод упомянутого классика ) Таким образом, круг замыкается, вернулись всё к тому же - к сердцу, к любви! к Паскалю )

Татьяна Денисова 2   06.02.2012 21:36   Заявить о нарушении
Здравствуйте все!
Цитата Игерина «…снимали на мобильный, как…»
Да у нас вообще-то и «Булгарию» снимали! И вообще ВСЯ сеть полна этих видео.
Да у нас и Чубайс говорил когда-то «они должны вымереть…»
Да у нас и пенсии на порядок ниже прож. минимума, и детей-матерей никто не поддерживает!
ТАКИЕ вопросы, вполне может статься, в Европе и… кхм,… «лучше поставлены» (даже видео там «меньше»))), разве об этом…

Давайте так – весь мир покрыт ржавчиной.
Цивилизация, что построил хомо, жрет саму себя и самоликвидируется – везде! О причинах сего армагеддона – отдельный разговор, на много томов.
Короче, пока эта сволочь не перемочит друг друга и саму себя, мы живем на этой планете. Как умеем, относимся к тому, что запрограмированно теми ценностями и отношениями, тем «кодексом» жизни, что есть общая составляющая, «среднее арифметическое», что ли, духовных матриц всех трех миллиардов особей деградирующего биол. вида.
Тупой «закон математики» - общий результат, тот, что НАЛИЦО – среднее арифметическое.

Другое дело, КАК жить и ГДЕ жить – вот тут уже и наличествует СВОЙ выбор.
Бежать туда, где лучше кормят или ж позволить себе «роскошь» самому себя покормить, пусть даже и без холистериновых излишков, а жить и быть все ж по душе и по совести, по Настоящим критериям того самого Духа, что непременно ЕСТЬ в заложенном природой.
И – на той территории, где ты люб и нужен.

(Боже-боже, предчувствую материальные, «умные» такие возражения-«да в этой стране никому ты не ну-у-ужен… Вот на западе – там нужны-ы-ы- люди, поэтому там о них и забо-о-о-о-отятся…»)
Да убиться лбом об стену, о какой такой «стране» этот вопрос?
Если о гос-ве, об институте общественного устройства – дык и не думаю я о нем вовсе.
Страна – это корни, страна – это часть тебя, та что под (многотысячелетний слой почвы, «территория») и над (солнечная энергия, ветер). И там – энергия, память, информация о здравости предков и Настоящем предназначении, о духовной матрице того Разума, что реально сапиенсу Подарен… не буду углубляться, богом ли – не- богом)…
…Разум, превращенный тем самым сапиенсом в калькулятор, вырабатывающий 4% своих возможностей (многочисленно подтвержденные процентные данные из разных источников)

Кста, вторая часть «умных» слов – подумать, а ты ли там нужен??? Сдается мне, твой калькулятор-то и «нужен», для преумножения выбранных ценностей. Делаешь во благо кото-там, ну и самому куснуть позволяют мальца))), шоб к конкурентам не сбег, где еще на сотню-другую у.е. больше платят.
А ТЫ – не нужен нигде в том мире, что есть сейчас. Но ТЫ вполне даже нужен тому миру, что дан нам мирозданием. А сможешь ли ты остаться нужным, удержишь ли себя (именно СЕБЯ) на плаву – тут уж твой выбор.
«У нас нет НИЧЕГО, кроме 24 часов в сутки и ПОЛНОЙ свободы выбора»

Вот и бегут обезьяны среднего пола, чтоб «куснуть» посытнее и чувствовать себя «спокойнее». Да разве о них разговор, рассказ Татьяны?

Героиня – не бежала куснуть. Она – просто русская девочка, жертва собственного недомыслия, даже, более того, жертва Настоящего чувства. И ценность рассказа не в той геополитике, что мы тут разводим, а в авторском контексте рассказа – «не жить живому на чужбине».
Есть такая порода людей – они не пассионарны, они не рушат клетки вокруг себя, не имеют глобальных амбиций изменить что-либо в этом мире. НО – они, благодаря своей тонкости, нежности, живой любви и теплоты, способны СОЗДАТЬ хороший мир вокруг себя, в маленьком масштабе.
И – тут вполне можно поспорить – еще неясно, кто более ценен – пассионарные, имморальные «монстры» -разрушители (обожаю их, кстати) или же такие вот мягкие, округлые (да-да, не квадратные) славянские девочки. Думаю, и тем и тем ДАНО прекрасно дополнить друг друга на НАШЕЙ территории.
(Затем, если подумать о «среднем арифметическом», совокупность тех самых «маленьких масштабов», что создают вокруг себя «тихие девочки» и делает КРУПНЫЙ, то есть уже с запросом на менталитет социума).
По идее, если весь мир напоен мерзОтой, то ЛГ Татьяны выбирает не там, где сытнее, а там, где душе уютнее. То есть – подсознательно, неосознанно желая дарить свою сущность все ж своему Настоящему миру, где она (именно ОНА), вполне может статься, и нужна. Поэтому дай Бог ей сил и развития. То, что с ней «случилось», обязано хорошо усилить барышню, придать ей более «воинские» черты. Не вредно!))
«Умом Россию не понять». Ну да, ЧЕМ же понять, калькулятором, что ль, этим?)))) Если им – одни отрицательные числа и вылезут… И говорить не о чем.

И еще - «…где вы видели духовность последний раз?»
А у меня встречный вопрос
А где вы видели бездуховность?
Я вот телек не очень смотрю, может, поэтому и духовности больше вижу.
Живя, работая, общаясь, гуляя по стране, вижу очень много духовности. Она – в простом общении, в книгах, в хорошем кино. Интереснейший, милый и прикольный народ нас окружает! Все со своим вИдением, со своими прибабахами…))). И каждый о чем-то светлом все же по-своему мыслит.
А вот в церквях, в формальном исполнении обряда, во всепоглощающем фарисействе, равно как и в «умных» разговорах – духовности нет и близко. Это уже служение гос-ву, рабство материальных ценностей. Как, собственно, и в телеке.
(Да простит Бог – это говорит истинно верующий человек, вполне признающий учение Иешуа).
Если дискуссия не затухнет, то – до след. утра!
Сергей..

Сергей Казаринов   07.02.2012 07:27   Заявить о нарушении
Браво, Сергей!
Конечно, у нас с Вами тоже идея-чувство, но наша - лучше )) потому - в согласии с Тютчевым, Достоевским и, опять упомяну, Паскалем )
Ваша мысль о "маленьких масштабах" и "социуме" - восхитительна!
А вот ещё, кстати: никому не мешает Анна Фёдоровна? казалось бы, как-то выпирает это имя, с чего она в рассказе? ))

Татьяна Денисова 2   07.02.2012 13:46   Заявить о нарушении
Рад, что солидарны с мрим напалмом, сам иногда его стесняюсь )))
Анна Федоровна... (перечитал еще раз). Знаете, она бы меньше "выпирала", если бы а)та самая прямая речь содержала бы еще другие имена и была более "прямая", то есть более передающая эмоции
или б) А.Ф. упоминалась бы в рассказе еще раз, даже без прямой речи.
Так мне кажется.

А вот Анну Григорьевну - тоже стоит немного расширить. Пару-тройку предложений по теме ее книги.

Во как!
Доп. к литературной стороне уже после рецензии)))
Сергей.

Сергей Казаринов   08.02.2012 13:40   Заявить о нарушении
Cпасибо, Сергей!
Вы правы, о книге Достоевской даже и пыталась, но не получилось: в публицистику уводит, а ведь это уж другой жанр )
АФ - из другого рассказа, зеркального этому: действие в России, тоже Надюша, тоже крестьянка... по надежде автора эти два должны бы, взаимно отражаясь, друг друга пояснять )

Татьяна Денисова 2   08.02.2012 17:18   Заявить о нарушении
Можно мне?))
Меня более всего тронуло и отторгло - человек, равнодушно, но с интересом наблюдавщий несчастную женщину в бинокль. Вот это поведение человека показалось мне ужасающим и возможно подобное поведение способствовало и более широким процессам, приведшим к тем же самолетам, летевшим на Белград.

Татьяна Чехова   10.02.2012 02:40   Заявить о нарушении
Вы совершенно правы, дорогая тёзка, спасибо!


Татьяна Денисова 2   10.02.2012 13:40   Заявить о нарушении
Вот рассуждаем о большом, о политике, а ведь все идет оттуда - из души человеческой, в которой или есть или нет этого божественного инстумента,который дается при рождении - совести. Кто и как им пользуется.
Вот ценность Вашего рассказа, мне представляется именно в этом, что вы в художественной форме еще раз кроме всего прочего подтвердили, что самое страшное - это равнодушие. Думаю, что в этом основное предназначение литературы - будить людей, не давать уснуть их совести, напоминать, что они рождены людьми. Извините, может быть пафосно.)))
С уважением,

Татьяна Чехова   10.02.2012 17:03   Заявить о нарушении
Ещё раз спасибо! А я и не против пафоса ) очень уж надоело постмодернистское хихиканье над всем и вся! пора возвращать "священную серьёзность" (Гёте). Так на мой взгляд )

Татьяна Денисова 2   10.02.2012 17:25   Заявить о нарушении
Согласна и согласна) Спасибо.

Татьяна Чехова   10.02.2012 20:21   Заявить о нарушении
Дамы!
Вы верно мыслите.
Так иногда обожаю проораться!)))

Сергей Казаринов   11.02.2012 15:20   Заявить о нарушении
Люди добрые! в положительном смысле упомянула в полемике Шмитта... но вот, только что прочитала его книжку "La part de l'autre", про Гитлера. Вот и "открыл личико" этот экривен! Нет, никак нельзя довериться "современным западным", нет у меня теперь никого из них, чисто!

Татьяна Денисова 2   18.02.2012 16:14   Заявить о нарушении
:)) Погорячилась, есть: Барабара Фламанд и др.

Татьяна Денисова 2   11.05.2013 12:16   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Литературная Критика
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Казаринов
Перейти к списку рецензий по разделу за 06.02.2012