Рецензия на «23-24. Китайский крестьянин Лю. Нирвана» (Юрий Лучко)

Очень поэтично. И при этом заставляет задуматься.
Ну что ж…
«Кружиться белкой в Колесе Сансары или стать окошком в Стене Мироздания?»
Признаюсь в своем невежестве – мне неясен образ окошка. Но что до первого образа этой фразы…для нас реальна только наша жизнь – только это воплощение, только один оборот колеса. Так что если и крутимся мы белкой, то лишь в колесе социальной машины, а вот именно в колесе Сансары кружиться (или, по-другому говоря, проходить свой жизненный путь) можно очень даже по-разному… Да вот следующая фраза разве не об этом? – «Следовать тенью безликой за Чугунным Мастером Тьмы или стать Маяком Воплощения для слабых израненных душ?»
А отсюда:
«Разницы нет. Дороги никуда не ведут. Лишь круг Сансары. Стремления подобны ветру»
Это точно. Все, вообще говоря, бессмысленно. Но только … с точки зрения природы. Генератором смыслов является человек. Да вот хотя бы можно за Мастером тьмы последовать, а можно найти в себе силы, чтоб проливать свет маяка на слабые израненные души…
Многие просто об этом не задумываются. Варят себе щи и вполне счастливы, что есть что есть. Другим же этого мало. Как выразила эту мысль одна из авторов здесь на Прозе.ру:
«Кому-то не скучно тлеть, считая, что в жизни везет, кому-то мало гореть, печалясь, что тускло живет».
Но насколько полно живет человек с высокими запросами, зависит не только от человека, но и от состояния, в котором он застает современное ему общество.
И если оказывается, что делаешь все от тебя зависящее, но реализовать себя так, как хотелось бы, не получается... "Смирись. Невозможное невозможно" - это действительно мудрый совет... (Кроме эпохи перемен, когда есть еще одна возможность - поучаствовать в гуще событий, внести свой вклад в изменения...)
Вот на такие размышления подвигли меня эти две снежинки… А что скажет автор-буддист? Неужели все по канону? Жизнь смысла не имеет, а смысл всех усилий – лишь выпасть их колеса Сансары?
С уважением, Слава

Афонин Вячеслав   18.02.2012 19:46     Заявить о нарушении
Спасибо за прекрасный отклик, Слава.
Канон истолковывается по разному.Казалось бы-слово чёткое, догматичное.Но его значение расплывается в устах толкователей, в зависимости от того,каким образом они предпочитают понимать написанное.
Я скорее-дзен буддист,чем буддист канонический.
А у дзена есть только один канон-никакого дзена, никакого будды.
Одна из миниатюр называется-Нирвана, хотя в ней неоднократно произносится слово Сансара, а Нирвана даже не упоминается. Видимо, в этом есть некий намек.Наверное он в том, что не стоит никуда стремитьс.,не стоит вырываться из придуманного догматиками порочного круга рождений и перерождений. Нирвана уже здесь,если мы это осознаем.
Есть одна старая буддийская притча.Она длинная и приводить её всю не имеет смысла.
В её конце один человек спрашивает другого-Зависит ли просветлённый от закона рождений и смертей? А второй

Юрий Лучко   18.02.2012 19:48   Заявить о нарушении
человек ему отвечает-Просветленный ЕДИН с этим законом.
Буддизм интересен прежде всего своими практическими аспектами-медитацией, самовоспитанием.А догмы в нем существуют только для того, чтобы народ ходил в храмы и покупал амулеты,а священникам было , что покушать.

Юрий Лучко   18.02.2012 19:51   Заявить о нарушении
Спасибо. Интересно.
Да, в восточной, и особенно индийской, философии, накоплены знания о человеке и практические методики такого уровня, к которому не скоро приблизится западная наука...
С интересом прочитал слова насчет разницы между собственно философией буддизма с ее глубокими мыслями и идеологии на ее основе, используемой зачастую с корыстными целями... Похоже, это со всеми великими идеями так... Философия и идеология буддизма, учение Иисуса и Назарета и идеологии церквей, вот недавно открыл для себя еще: учение К. Маркса и советская идеология...
Сам я с Дзен не знаком. Сначала отпугнула нелестная характеристика одного из героев "Лезвия бритвы" И. Ефремова, потом попался на глаза текст... Ошо пишет, что Дзен парадоксален, Фромм - что это свойство всей восточной философии, но отрывок текста, что мне попался, заставляет думать, что Фромм и Ошо смягчают суждения - ну слишком уж парадоксален, настолько, что задача выбора правильного направления предстает бессмысленной...
Но есть у меня друг, который тоже увлекается философией, и в основном именно дзен-буддизмом... В общем, я вижу, мне не мешает как-нибудь ознакомиться с направлением поближе...

Афонин Вячеслав   18.02.2012 21:42   Заявить о нарушении
Дзэн парадоксален только потому, что он непривычен для понимания:)
Важен только его практический аспект. Дзэн кажется бессмысленным потому, что его адепты находят иные пути познания. Осмысленного вокруг много, но от этого мало толку.Потому как нет уверенности, нет осознанности и приходится верить догмам.Сознание ограничено.Дзэн же. в свою очередб, расширяет сознание. Его методика, коаны и медитации, как бы говорят нам-Хочешь увидеть Бога, или Будду, или себя самого-сходи в гости к Богу.Сходи сам, не слушай, что я тебе говорю.
Как говориться-голодному правильнее будет утолить голод котдетой, чем слушать рассказы сытого о том. как была вкусна эта котлета.
Дзэн -верный способ.Лучше еще не придумали.Эта игра стоит свеч, а результат превосходит все ожидания:)

Юрий Лучко   18.02.2012 21:56   Заявить о нарушении
Спасибо за интересное объяснение. Теперь, действительно, ясно, что противоречивость теории здесь служит своеобразным призывом отвлечься от умозрения и сосредоточиться на практике

Афонин Вячеслав   21.02.2012 20:03   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Юрий Лучко
Перейти к списку рецензий, написанных автором Афонин Вячеслав
Перейти к списку рецензий по разделу за 18.02.2012