Рецензия на «Несбывшееся чудо» (Елена Берег)

Чуть не пропустила твой рассказ, Лена! Ждала и не дожидалась давно - и заглядывать перестала...

Из деталей почему-то больше всего зацепили вросшие в землю выкрошившиеся кирпичи дорожки - настолько зримо!...

Купленное заранее или купленное на празднике, действительно, воспринималось по-разному. Совершенно замечательныйй "растегайчик" или раскидайчик" - (Верно ли я помню название? Да и оно могло быть разным у вас, в Москве, и у нас, в Ленинграде) - мячик на резинке: из опилок, обернутый цветной бумагой, перевязанный сеточкой из ниток, терял свою прелесть дома,после демонстрации. Именно на демонстрации нужно было идти и дергать его за резинку - он отскакивал и пружинил, возвращался к руке. Можно было направлять его в кого-то из друзей, а тот - в тебя. Но тогда резинки могли запутаться и оторваться, был риск. Если же этой игрушке суждено было не порваться, не рассыпаться на демонстрации, то дома её узор уже не казался таким необыкновенным , тускнел в восприятии. Во всяком случае ни играть им дома, ни брать его на следующий праздник не хотелось.
У меня к деньгам было какое-то безразличное отношение. На всю жизнь запомнилось, как взрослой соседке по коммуналке неприятна была моя просьба высыпать из копилки монетки - мне было их интересно посчитать. И интересна была мне чисто арифметическая работа, считала я хорошо, и меня всегда хвалили, я, кажется даже чувствовала, что оказываю этим услугу соседке: ведь она не знает, сколько там денег, а мне совсем не трудно посчитать...
Недавно одна здешняя моя знакомая рассказала, как попробовала почитать своим детям "Мальчик-с-пальчик". Оказывается, жуткая сказочка! Пятилетний ребенок с рыданиями бросился к маме на шею: "А сколько наш папа зарабатывает? У него хватит денег? Он нас в лес не отведет?" Интересно, что ведь мы все прошли через эту сказку. Решение этого обедневшего отца, который не мог прокормить своих детей, и мне казалось дикостью. Но для себя я такой угрозы не чувствовала... По-моему, мне казалось, что в нашей счастливой стране папы не могут бросать своих детей, да и настоящая бедность могла быть до революции и может оставаться только в других странах. По-моему, я была с самого раннего детства уже очень по-советски воспитана...

Скоро увидимся, Лен!
М

Марина Симкина   28.04.2012 23:24     Заявить о нарушении
Маш, тут дело не только в вопросе бедности-богатства, хотя в нашем детстве она стояла исключительно в эпическом плане - "вот до революции...", а практического смысла в нашем восприятии не имела.
Здесь еще другое. Дети нашего поколения, и даже, возможно, поколения наших детей хорошо различали условный план сказочной реальности и безусловную, бытийственную реальность. В середине 20 века грань, когда ребенок начинал это различать, проходила в районе3 с половиной - 4 лет, ну 4 с половиной. В пять уже все все понимали.
А сейчас (даже не сейчас, а уже лет, наверное, 5 назад, поскольку была тогда такая работа у одной моей дипломницы) не все дети даже в третьем классе это различают. А первачков, обладающих этой способностью, почти и нету. Ну есть, есть они, конечно, но их исчезающе мало.
Вот берем сказку "Рукавичка" (если помнишь, это такой украинский вариант "Теремка", не слишком знакомый современным дошкольникам), и пишем, в пару ей, условно "реалистический" рассказец аналогичного объема, с аналогичными героями? как охотник осенью потерял в кустах огромную свою рукавицу, и как лесное зверье ее потихоньку обживало, пока она не порвалась. Реализм, конечно, условный, но для восприятия дошкольника и младшего школьника достаточно убедительный.
И вот большинство ребятишек, когда спрашиваешь, что различает эти две "истории" (это слово использовали), перечисляют тьму мелких деталей (кто рукавицу терял, кого из зверей где не было и т.д.), но не говорят, что одна история - сказка, вымысел, а вторая вполне себе рассказ. И дело тут не в словах "сказка" и "рассказ" (некоторые-то дети их как раз употребляют, потому что) даже при прямом вопросе типа "а как ты думаешь, могла бы такая история случиться на самом деле?" детки говорят "могла" или "не могла" про обе истории разом!
Вот такие дела. Потому дети и воспринимают сказочную реальность как реальность.
До встречи!

Елена Берег   28.04.2012 23:40   Заявить о нарушении
То есть вполне объективный сдвиг в психологии? А почему? Почему перестали дети различать сказку и вымысел? Соответствует ли этому какой-то сдвиг и во взрослой психологии?
Действительно, интересно.
Нас тут неожиданно занесло, в рамках Дома ученых, на семинар "Изучение наследия еврейских мудрецов". Неделя за неделей - начали с Рамбама... Религиозная знакомая на мой вопрос о Рамбаме, что она о нем думает, ответила приблизительно следующее" "Ну, это наше всё!.." А я человек не религиозный, меня интересуют идеи и пооведение человека на фоне обстоятельств его времени. Причем я исхожу из того, что человеческая психология, в общем, не слишком сильно меняется даже за много-много поколений. Я не права? Видимо, так. Интересно будет тебя послушать на эту тему.
М

Марина Симкина   29.04.2012 13:42   Заявить о нарушении
Маш, пишу уже из Москвы.
Жаль, конечно, что не увиделись, но я как представила себя на твоем месте, когда среди всех своих дел надо гнать в другой город и ждать там у моря погоды (в почти буквальном смысле)... Подумала, что, когда будет надо, внешние обстоятельства выстроятся сами и нас сведут очно, а пока и так хорошо.
Насчет почему так происходит. Это как раз очень понятно, особенно применительно к России (а исследования эти все были в России). Дело в том, что у нас очень строго и, в то же время не очень последовательно воспитывают детей, плюс современная бытовая техника. Ну, скажем, телефон с проводами - он же почти тот телефон, какой был у Носова (помнишь - "Мы с Мишкой", как мальчишки устраивали телефон с проволокой из форточки в форточку и выводили цыплят в самодельном инкубаторе?). То есть простая старая техника и вообще домашний быт был постижим для ума почти младенца: котлеты пригорали, носки в тазике прокисали, если не постирать быстро, и ребенок видел воочию причинно-следственные связи, а именно они - основа естественно-научного сознания и мышления.
А мобильник - чем он отличается от сказочных волшебных вещей? И микроволновка, и стиральная машинка, и Тефаль, думающая от нас? Ушли из жизни бытовые дела типа прокручивания мяса через ручную мясорубку. И чем сказку можно отличить?
На Западе, в Штатах и Европе в большинстве семей придерживаются принципа так называемого свободного воспитания, и там ребенок хоть в луже может всласть повозиться, хоть полазить, где ему нравится, полежать на полу, с чем-то возясь. А у нас-то его нарядят - и ходи по струночке, не трогай руками снег и грязь, береги красивую курточку.
Свою лепту вносят памперсы, детские кружечки-непроливайки, нагрудники пластиковые с емкостью для пролитой пищи и т.д. - как получить обратную связь, если, как в рекламе говорится, ему все время "сухо"? Отсюда не только трудности различения сказки и реальности, но и недостаточность опыта собственной активности, и недоразвитие речи. Мало кто из современных даже младших школьников знает, например, что такое щиколотки и запястья. Вот когда они намокали (если толком не засучишь рукава, возясь под краном, или в ботинках залезешь в сугроб) - то все эти слова знали. И не только о щиколотках речь. Я слышала не от одного ребенка, что конюшня - это такой экипаж, а роща - высокая трава. Строят свои собственные теории виде недостаточности опыта.
Так что все это совершенно объяснимо.
Привет!
Лена

Елена Берег   12.05.2012 22:52   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Елена Берег
Перейти к списку рецензий, написанных автором Марина Симкина
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.04.2012