Рецензия на «Пробелы и заблуждения в познании музыки Шумана» (Григорий Ганзбург)

Спасибо, очень интересные мысли. Но, мне кажется, где-то Вы ломитесь в уже открытую (или приоткрытую) дверь. В списке литературы, как я вижу, не упоминаются никакие работы Ольги Лосевой, едва ли не ведущей нашей шуманистки (ученицы Житомирского) - между тем она всегда подчеркивает значение именно поздних сочинений Шумана, в том числе особенно - вокальных, вроде многострадальной "Геновевы" и оратории "Рай и Пери".

Лариса Валентиновна Кириллина   12.06.2012 17:51     Заявить о нарушении
Спасибо за отзыв, уважаемая Лариса Валентиновна! Вы во всём правы. И о Лосевой тоже.
Поскольку людей, пишущих о Шумане на русском языке, считанные единицы, было бы странно делать вид, будто мы друг друга не замечаем. Ссылок на О.Лосеву у меня множество, просто они не в этой части работы. Я на Прозе.ру разделил и дал по частям свои материалы о Шумане, цитаты из Лосевой - в других разделах.
То, что здесь выглядит, как список литературы, в действительности -подстраничные сноски со ссылками на источники цитат. Я технически не справился с задачей, у меня не получилось привязать сноски к номерам примечаний в тексте ("к беде неопытность ведёт").
В моих бумажных публикациях ссылки на О.Лосеву есть в изобилии, например, в статье: Ганзбург Г. Песенный театр Роберта Шумана // Музыкальная академия [Москва]. — 2005. — №1. — С. 106-119. В Интернете можно прочесть более свежий вариант статьи о "пробелах и заблуждениях": http://hansburg.narod.ru/schumann-kursk.htm
Это статья: Ганзбург Г. Изучение позднего творчества Р. Шумана как педагогическая проблема // Музыкально-просветительская работа в прошлом и современности (к 90-летию учреждения Г. Л. Булычевцевым «Народной консерватории» в Курском крае): Материалы международной научно-практической конференции / Гл. ред. М. Л. Космовская. Отв. ред. С. Е. Горлинская, Л. А. Ходыревская. – Курск: Изд. Курск. гос. ун-та, 2010. – С. 131-150.
Что касается того, что ломлюсь в открытую дверь, тоже верно. Работа писалась в середине 70-х годов. Тогда же я общался с Д.В.Житомирским, планировалось, что поступлю к нему в аспирантуру в НИИИ, но это тогда не состоялось и написание моей шумановской диссертации немного затянулось (всего на каких-то тридцать лет и три года). То, что в 70-е гг. выглядело чудачеством (говорить о преимуществах позднего Шумана), то теперь воспринимается как известная вещь, хотя до сих пор и не общепринятая.

Григорий Ганзбург   17.06.2012 17:43   Заявить о нарушении
Л.Я.Левенсон, рассуждая об эволюции жанра сонаты, связанной с ее переходом из камерных жанров в концертные, писал: «Первый почин здесь принадлежит Шуману, назвавшему свою f-moll'ную сонату "концертом без оркестра". Такое же название можно было бы дать и его большой fis-moll'ной сонате». (Левенсон О.Я. В концертной зале: (Музыкальные фельетоны) 1878-1880.-М., 1880.)

Осип Яковлевич (Иосиф Иаков)

Сергей Шрамко   21.12.2014 17:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Григорий Ганзбург
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лариса Валентиновна Кириллина
Перейти к списку рецензий по разделу за 12.06.2012