Рецензия на «МЫ И МИР» (Людмила Ларичева 2)
Здравствуйте, Людмила! Хоть со времени первой публикации Вашей программы прошло немало времени, прежде, чем мне встретилась она в интернете, но хочется поблагодарить Вас за опубликование программы, которая вбирает в себя большой спектр образов, знаний и способов подачи их для детей. Это реальный план объединения теоретических знаний, практических наблюдений и творческой игры. Когда даётся такой широкий спектр самых разных знаний и занятий, то дети проявляют свои способности и симпатии к чему-либо, и можно видеть в каких направлениях им лучше помогать развивать свои таланты. Дети в раннем возрасте, уловив суть явления, способны делать из него далеко идущие выводы, проводя параллели с другими явлениями, и могут делать открытия в неожиданных направлениях, так как у них ещё непредвзятое отношение к явлениям. А паузы между различными теоретическими знаниями, окрашенные музыкой, играми, рисованием, освоением новых инструментов (линейка, циркуль и т. д.) и моделей (глобус и т. п.), мультфильмами и тому подобным (то есть без нагрузки новых теоретических научных представлений), совершенно необходимы для освоения прежде полученных знаний, чтобы дети успевали сознательно и подсознательно синтезировать и делать выводы, наблюдать свойства, т. е. учиться науке, главная цель которой не только объяснить явление, но предсказывать последствия, вытекающие из причин. На это необходимо давать время и вдохновлять на такую творческую работу различной мотивацией, заинтересовывать. Потому что, если не давать времени и не учить искать причины и определять следствия, то получение новых знаний превратится в простое усвоение сказанного, вера в авторитеты без фундамента опыта и сознательного обмысления поступившей новой информации, что приведёт к потере интересных выводов и открытий, которые дети могут делать там, где "хожено-перехожено" взрослыми по привычному пути и где ими не замечено ничего нового и необычного в обычном. Взрослые часто поступают так: тащат за руку за собой своего ребёнка, стремясь как можно быстрее дойти к цели и не обращая внимания на то, что ребёнок может указывать на что-то замеченное им и интересное, высказывая неожиданные параллели и наблюдения. Так теряются открытия и мудрые наблюдения устройства жизни. Организованные паузы так же необходимы в обучении умению учиться, как в музыке. Ещё один важный, как мне видится, нюанс. Рассказывая о созвездиях, строении Солнечной системы, лучше избегать рассказывать с самого начала о мифах. Сначала должна укрепиться в сознании картина мира, реально видимая на небе визуально и с помощью разных помогающих приборов. В мифах отражается мировоззрение древних в сочетании с их бытом и представлениями о справедливости, мести, морали на том культурном уровне, который был в ту эпоху. Моральные накопления общества - это культура, которая достигается не в течение десятилетий, а строится веками. Детям лучше давать образцы лучшей морали с раннего возраста, чтобы они в этом пошли дальше нас, а о древних ошибках и заблуждениях, жестокостях и мести, которых так много в мифах, лучше говорить тогда, когда моральный стержень в ребёнке сформирован и укреплён опытом жизни, когда он может противостоять и возражать подспудным влияниям. Тогда он сам поймёт, что в мифах хорошо, что плохо, не станет недоумевать и не осудит. Это наиболее сложный урок, которому люди учатся всю жизнь и усваивают или не усваивают его вне зависимости от количества теоретических знаний. Одним словом, для маленького человека взрослые мифы - это не подобие сказок, а психологический "груз", неподъёмный по возрасту и по психологической прочности. В тех же мифах есть сюжет про олимпийского чемпиона, который с детства начал с малых грузов, затем носил телёнка, затем подрастающего быка. Так он не надорвался, а укрепился и развил силу. То же и в психологической нагрузке. Это очень важный вопрос, потому что можно много слышать в обществе рассуждений, что ребёнка надо с детства готовить к взрослой жизни, и вместо того, чтобы готовить его, сразу "выливают" все взрослые проблемы на голову неподготовленного. В итоге - множество моральных калек вне зависимости от уровня их образования. Откуда социальные, экологические и другие глобальные проблемы. Знания - это инструмент или оружие, и оно должно быть в руках хорошего стойкого человека. Поэтому мораль, культура не только первостепенны, а жизненно необходимы. Ещё раз большое спасибо за интересные идеи в Вашей программе. Мне они помогут в работе с детьми. Кора Крылова 06.07.2012 13:43 Заявить о нарушении
Перейти на страницу произведения |