Рецензия на «Большевики в 1918-1921гг воздвигали памятники Иуде» (Борис Романов)

О том, почему памятника Иуде никогда не было в Свияжске, я постарался, на мой взгляд, достаточно аргументировано, изложить здесь:
http://iske-kazaner.livejournal.com/13845.html
К сожалению, у нас привыкли не читать первоисточники, а сразу распространять недостоверные сведения.

Сергей Головин   23.07.2012 15:49     Заявить о нарушении
Сергей, в начале своей статьи вы пишете:
"Что касается доклада С.П.Саначина. Сергей Павлович, как и всегда, был конкретен, предоставил огромный срез информации о событиях 1918 года в Казани и достаточно аргументировано показал возможность пребывания Хеннинга Келера в Казани весной-летом 1918 года и тех событий, которые он описывает в своей книге в отношении Казани. Но с другой стороны, вопрос о памятнике Иуде, по словам самого СП, остался открытым."
Для справки читателям:
С.П. Саначин - главный архитектор проектов Центра разработки генплана Казани.

Далее в своей статье вы пытаетесь доказать, что вся глава "Красный сад" (в одноименной книге) - это фантазии автора,Хеннинга Келера. На мой взгляд, доказательства ваши слабы, неубедительны.

Я приведу здесь выдержку из своей статьи:
"Большевики НИКОГДА не опровергали эту информацию Х.Келера, о памятнике Иуде. Более того, в первых изданиях сов.энциклопедий этот случай описывался (как "курьез" реализации плана монументальной пропаганды).
http://ondryushka.livejournal.com/54324.html (по этой ссылке - подробный рассказ и обсуждение этой темы)
http://www.krugosvet.ru/enc/istoriya...ANDI_PLAN.html
Ни одного официального (или не официального) опровержения самими большевиками тех лет факта установки памятника Иуде большевиками нет - а ведь книга Г.Келлера получила широкую известность на западе и в Церкви уже в 1922-23гг, и тогда же этот эпизод (с памятником Иуде) был перепечатан во многих газетах и журналах (на английском, французском, русском языках), в церковных изданиях, и в других книгах.
А ведь большевики всегда очень остро реагировали на "вражескую пропаганду", и не только опровергали ее в своих газетах, но и давали в таких случаях интервью иностранным газетам и журналам. И Ленин, и Сталин давали интервью с опровержениями того, что им не нравилось (порой и врали \когда нельзя было проверить их ложь\, но опровергали). А тут уж и сам Троцкий мог бы в 1922\23гг опровергнуть эту информацию, или Луначарский, или хотя бы какой-то совдеповский чиновник, ответственный за план монументальной пропаганды.
А ведь СССР уже стремился в те годы к признанию и установлению дип.отношений со странами Европы - всё же христианской Европы, замечу. И газетные и журнальные статьи в Англии и Франции о памятнике Иуде отнюдь не способствовали признанию СССР. Да и для европейских евреев, в отличие от российских давно ассимилировавшихся в Европе , эта информация (о памятниках Иуде) была "перебором" - она не могла их обрадовать, так как кидала тень на них самих.
Почему же большевики не стали опровергать эту информацию о памятниках Иуде, если она была лживой?
Ответ прост: это была правда, которую в те годы (1920-е) легко можно было проверить, - многие свидетели (и местные жители) этого действа августа 1918 года в Свияжске были живы".


Борис Романов   23.07.2012 17:49   Заявить о нарушении
Что касается памятника комбригу Яну Юдину, который был установлен в Свияжске (за ж\д путями) в августе 1918 года, то этот памятник стоял ещё и в 1961 году - о чём свидетельствует "Постановление СМ ТАССР от 13.01.1961 N 21 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры Татарской АССР"
http://zakon-region3.ru/2/198978/
Само собой разумеется, что в 1918 г. был снесён (местными жителями) другой памятник - а именно памятник Иуде. И не за ж\д путями, а именно там, где описывал Х. Келер.

Борис Романов   23.07.2012 18:22   Заявить о нарушении
Ещё и в 1997 г. каб.мин республики Татарстан упоминал этот объект (могилу комбрига Юдина) в своём Реестре охраны памятников культуры:
http://ru.wikisource.org/wiki/Постановление_Кабинета_Министров_Республики_Татарстан_от_23_июля_1997_г._№_599
А тогда ещё были живы местные свияжские бабушки, которые рассказывали о памятнике Иуде, и о том, что его снесли вскоре после установки.
Так что не проходит версия о том, что памятник Иуде - это, мол, памятник комбригу Юдину.

Борис Романов   23.07.2012 18:38   Заявить о нарушении
Борис!
Я думаю, что в 20-е годы большевики (и Троцкий в особенности - ему было не до этого) вообще не знали о книге Келера (тем более, что на русский язык ее никогда не переводили).
Более того, если уж Вы считаете, что памятник установил Троцкий, то в этом случае он должен был как раз требовать от Келера извинений, почему тот вдруг понизил его с поста Председателя Реввоенсовета до уровня председателя местного Совета "Свиагорода", а памятник известного скульптора Коненкова выдал за произведение безымянного австрийского военнопленного.
И, самое главное, еще раз обратите внимание на текст Келера. Он несколько раз и в данной главе, и в остальной книге указывает, что ехал из Алатыря в Симбирск, т.е. он никоим образом не мог проехать через Свияжск в этом случае. Более того, любой человек, который реально был в Свияжске, никогда не напишет, что там нет достопримечательностей. А в то время, их было еще больше (много церквей было снесено в 30-е годы), не говоря уже об одном из крупнейших в России на тот момент железнодорожном мосте, который аккурат был бы виден с бронепоезда, стоявшего на станции Свияжск.
Что касается памятника Юдину и информации "бабушек", которые видели его установку - то еще раз подчеркиваю, "бабушкам" было тогда 5-10 лет, станция Свияжск (поселок Нижние Вязовые) находится в 12 км от Свияжска, в таком возрасте они вряд ли ходили на станцию, тем более в тот момент в этих местах шли боевые действия и люди старались не выходить далеко из дома. Поэтому установку самого памятника, они, естественно, не видели, а только слышали от взрослых, что на станции установили "памятник какому-то Иудину". Именно этот факт сплелся затем в их сознании с установкой памятника Иуде. Повзрослев, они уже видели могилу Юдина, но не идентифицировали ее как памятник Иуде - в их сознании это уже были разные памятники (тем более, что имя Юдина стало на слуху - железнодорожная станция Красная Горка была переименована в поселок Юдино, которую проезжают все, кто едет со станции Свияжск в Казань).

Сергей Головин   24.07.2012 09:43   Заявить о нарушении
Сергей, - очевидно, что консенсуса мы не найдём. Я считаю ваши доводы слабыми, неубедительными. А некоторые и вовсе алогичными (например, ваши возражения на моё замечание о том, что большевики никогда не оспаривали публикации в Дании, Англии, Франции и Германии об этом памятнике).

Борис Романов   24.07.2012 18:59   Заявить о нарушении
Борис! Вы все-таки книгу Келера прочитайте и побывайте в Свияжске и в Нижних Вязовых. И, я думаю, Вы сразу перестанете поддерживать выдумку Келера.

Сергей Головин   25.07.2012 07:56   Заявить о нарушении
Кстати, вот как оно было в Свияжске, когда туда прибыл Троцкий:
http://ru-history.livejournal.com/3058650.html
Вряд ли ему было до памятника Иуде.

Сергей Головин   25.07.2012 09:55   Заявить о нарушении
Сергей, я свою статью написал после того, как прочитал книгу Х.Келера. В статье есть прямые (гипер)ссылки на его книгу, и перевод его текста с английского там - мой.
Странно, что вы этого не заметили в моей статье.

Борис Романов   25.07.2012 12:56   Заявить о нарушении
Еще одно замечание: Вы приводите ссылку на эмигранта А.Вараксина, который похоже никогда не был в Свияжске (да и вообще, подозреваю, не мог написать подобного). Троцкий, по его словам, сказал: "Сегодня на этом острове, где попы и эксплуататоры всех мастей веками морочили головы трудовому народу"...
Свияжск стал островом только в 1957 году, после затопления поймы Свияги Куйбышевским водохранилищем, когда вода в районе Свияжска поднялась более, чем на 10 метров.

Сергей Головин   26.07.2012 18:15   Заявить о нарушении
Во многих воспоминаниях можно найти какие-то мелкие (а иногда и крупные) неточности - но это вовсе не значит, что события, описанные в этих воспоминания вообще не имели места.

Борис Романов   27.07.2012 13:01   Заявить о нарушении
Неточности неточностям рознь. Назвать Свияжск островом Вараксин в 1923 году не мог ни при каких обстоятельствах. Если бы Фейхтвангер, например, написал в своей книге "Москва 1937", что Сталин принял его на острове Кремль, его бы, я думаю, сочли умалишенным, либо обманщиком, никогда не бывавшим в Москве. А Вараксина, объявившего Свияжск островом, Вы лишь обвиняете в "неточности".
Тоже и с Келером, не увидевшим в Свияжске ничего достойного внимания (ни железнодорожного моста, ни широкой Волги, ни двух монастырей с высокими стенами, ни множества отдельно стоящих церквей).

Сергей Головин   27.07.2012 14:30   Заявить о нарушении
Сергей, вы передёргиваете. Это мелочь (остров вместо полуострова). Оговориься мог сам Троцкий, или Вараксин, или очевидец (не коренной житель тех мест), со слов которого Вараксин записал эту историю в начале 1920-х годов. Наконец,"полуостров" на "остров" могли исправить в редакции современного журнала "Казань", где это было опубликовано недавно. Девочка-корректор в редакции могла это сделать, например.
Честно говоря, мне надоело комментировать ваши мелкие придирки. Все вместе взятые ваши мелкие замечания никак не могут оспорить книгу Х.Келера, брошюру А.Вараксина, да и всю политику большевиков в 1918 году, которая была очевидно яростно богоборческой. Очевидно, что для образованной верхушки большевиков натоящими героями были и Люцифер и Иуда.

Борис Романов   27.07.2012 17:41   Заявить о нарушении
Это совсем не мелкие придирки. Наоборот, это важные замечания,на которые Вы не даете ответа.
То, что Келер никогда не бывал в Свяижске - совершенно очевидно из его описания "Свиягорода". То, что он едет из Алатыря на юг на бронепоезде - в сторону противоположную Свияжску, он подчеркивает в нескольких местах своего повествования. То, что в Свияжске ни среди лиц, возглавлявших городской Совет, ни среди руководителей местного укома не было "лиц еврейской национальности с фабрично-заводской фамилией", тоже известно. Так что Келер либо пишет правду - о том, что он был в каком-то "Свиягороде" на юг от Алатыря, не имевшем никакого отношения к Свияжску, либо откровенно лжет.
А по поводу того, что "полуостров" на "остров" могли исправить в редакции современного журнала "Казань" - это, вообще, пять! :-)
Свияжск никогда не был "полуостровом", потому как располагался не только на территории сегодняшнего острова - бывшего холма, с трех сторон обтекавшегося Свиягой и речкой Щукой с озером Щучьим, но и далеко за их пределами. На этой территории также располагались храмы и жилые постройки Свияжска.

Сергей Головин   06.08.2012 19:18   Заявить о нарушении
О чём вы здесь спорите? Что памятника Иуде не было? Проводите расследования? Напрасно: я видел фотографии того времени и прекрасно помню, как ОН ВЫГЛЯДЕЛ...
Одного только сказать не могу: где именно он был установлен? Мне помнится, что где-то рядом со Свияжском... Или в самом Свияжске...

Читал про "Литературный поезд" Троцкого - и там была эта фотография. Меня тогда поразила безвкусица этого изваяния - что-то мерзкое и грубо сделанное...

Я же лично к Иуде отношусь иначе - он не был тем, кем его обычно считают, проклиная за предательство Христа. На самом деле, судя по писаниям, он был любимым Его учеником - и потому пожертвовал собой - ради того, чтобы сбылись писания...

Но дело вовсе не в том, кем на самом деле был Иуда - дело в другом: кем был Троцкий, ненавидевший Христа и кем были большевики...

Владимир Беспалов   17.01.2015 23:21   Заявить о нарушении
Похоже, Головин - такое же призрачное чудо, каким он выставляет здесь памятник Иуде. На его страничке - НИ ОДНОГО произведения, и только ОДНА рецензия (непонятно на что)... в общем, засланный казачок - видимо, он сам из картавящих троцкистов...

Владимир Беспалов   17.01.2015 23:25   Заявить о нарушении
Владимир, сообщите пожалуйста данные источников, где Вы видели фотографию памятника Иуде. Это очень интересно. Как называлась статьЯ о "лит. поезде" Троцкого, где и когда она была опубликована?

Борис Романов   18.01.2015 13:29   Заявить о нарушении
фото памятника Иуде (очень плохого качества) я нашёл в кипах макулатуры разрушенного дома ещё в советские времена в Хабаровске - и тогда на меня это не произвело никакого впечатления, кроме желания бросить это в огонь...

но это была старая газета - а мне было интересно всё, о чём писали газеты того времени (это, кажется, была кипа газет периода Гражданской войны на Дальнем Востоке)...

тогда мне было немного лет, я был советским школьником, не понимающим ценности этого документа; тем не менее, я долго сохранял эту стопку газет в своём архиве, который, к моему великому сожалению, был позднее утрачен...

фото рисунка статуи Иуды мне показывал ныне покойный художник и поэт, - фотографии старинные, сомнений не вызывали,- на них была статуя в различных ракурсах, - по-видимому, снимки были сделаны кем-то из очевидцев...

меня поразила сама статуя, - что-то демоническое было в самом образе,- но естественно, как и многие, я тогда не поверил (я же был советский атеист) - особенно в то, что большевики молились Иуде; не знал я тогда и легенд о Христе...

и, честно говоря, я считал этого человека немного "с прибабахом в голове" - поэтому и не придал значения его бредням...

но прошли годы - началась Перестройка,- появились скандальные исторические разоблачения - и вот в прессе появились публикации, в том числе о бронепоезде Троцкого...

у меня железная эмоциональная память - особенно на то, что производит сильные впечатления; и когда я увидел в публикациях фото статуи Иуды - вспомнил о том, что знал ранее - поэтому реальность существования этого памятника у меня не вызывает сомнений...

правда, если быть беспристрастным, это был памятник не самому Иуде, - поставлен не в его честь,- но под этим именем он остался в народной памяти, и символизировал суть иудейской власти в России - в лице Троцкого...

про статью о бронепоезде Троцкого пока не могу ничего сказать - возможно, где-то в моих архивах есть выписки из неё, но саму статью (в оригинале) я ищу долго, но пока безуспешно - она мне нужна для работы над поэмой...

Владимир Беспалов   10.03.2015 12:37   Заявить о нарушении
да, статья называлась "Литературный бронепоезд товарища Троцкого" - этим и привлекла сначала моё внимание...

искать её можно в архивах Литературной Газеты или журнала "Огонька" -постперестроечных времён, - так, во всяком случае, я запомнил, но это не точно - в те годы было много самых разнообразных изданий, которых уже нет, - и я уже сам сбился с ног, чтобы её разыскать

Владимир Беспалов   10.03.2015 12:48   Заявить о нарушении
да, и ещё: если мне удастся разыскать фото статуи Иуды, а также вышеупомянутую статью, я обязательно сообщу об этом - и размещу фото в поэме, которую пока ещё не отчался дописать...

Владимир Беспалов   10.03.2015 12:52   Заявить о нарушении
я искал это фото в интернете - но ничего похожего на то, что осталось в памяти, не нашёл...

статуя выглядела так: человек, похожий на Мефистофеля (или Троцкого) высоко задрал лицо к небу - с открытым орущим ртом,- высоко поднявшим руку (кажется, левую) сжатую в кулаке... он как бы грозит небу и проклинает богов...

он не был прямым, а как бы разогнувшимся (но не до конца), а так и стоящий на полусогнутых ногах, и как бы придавленный сверху - это изображение было очень выразительным, но слеплено грубо, как бы мазками Врубеля...

своего рода это был шедевр - и без сомнения,сделан очень талантливым скульптором,- но видно, что наспех (образ потрясающий, но сама статуя мерзкая, отталкивающая и вызывающая отвращение)

поэтому, как я думаю, она не могла быть выполнена на месте установки, а скорее всего была откуда-то привезена - из мастерских этого талантливого скульптора - авторства которого, к сожалению, я не знаю...

и ещё сложилось такое впечатление, что она была сделана по заказу - но не специально для Свияжска (или Козлова), а просто приурочена к событию гибели еврея Яна Юдина - Троцкий же был известным пропагандистом, бронепоезд выполнял не только карательные операции - в составе бронепоезда были Вс. Вишневский и Демьян Бедный (кстати, именно там он и написал свою знаменитую песню "Как родная меня мать провожала" - ему было 18 лет)...

то есть, заказ на изготовление статуи был, скорее всего, сделан заранее - позировал, скорее всего, сам Троцкий,- но это была лишь заготовка из глины, как это обычно делают скульпторы...

возможно, скульптор тоже был среди пассажиров бронепоезда, выполнял пропагандистский заказ Лейбы Бронштейна (Троцкого) - но не довёл замысел до конца - то есть, не сделал отливки в бронзе или же в мраморе...

Троцкий, по-видимому, хотел сделать памятник себе - он же был главой антирелигиозного комитета и главарь жидовско-большевистской пропаганды,- а тут гибель его соплеменника Юдина (с кричащей фамилией)...

не воспользоваться таким случаем Троцкий не мог - вот и установил заготовку статуи революции (то есть, себе) - а народ окрестил этот памятник "статуей Иуды"...

стерпеть такого облома Троцкий бы не смог - и также очень вероятно, что именно поэтому проект так и не был завершён в красной бронзе (как и было задумано) а дискридитовавшую его имя заготовку тихо снесли...

Владимир Беспалов   10.03.2015 13:15   Заявить о нарушении
статуя произвела на меня неизгладимое впечатление... автором её, без сомнения, был не еврей и не большевик - а, скорее всего, православный,- это заметно по тому, что какое чувство она вызывает у нормальных людей (Троцкий к этому, разумеется, был глух, иначе бы не выставил её на всеобщее одобрение, ища сочувствия и понимания у местного населения)

художник выразил своё отвращение к этой идее тем, что показал бесноватого богоборца- с тупым выражением лица и явно еврейским чертами,- именно так, как и должен бы воспринимать эту идею русский иконописец или православный человек...

Владимир Беспалов   10.03.2015 13:22   Заявить о нарушении
в молодости я не понимал значения снимка, сделанного в старой газете - тем не менее, как оказалось - впечатление было настолько всепроникающим и огромным, что не изгладилось в памяти даже по прошествию многих лет... а тогда я этому просто не придавал никакого значения... но, оказалось, это потрясающее произведение вовсе не пролетарского искусства...

нелепо, конечно, сравнивать то, что другие никогда не видели, с Роденом или Микельанжело, - это антииидея, а не идея искусства,- и уж, во всяком случае, она не может быть признана знатоками, как просто надгробный памятник какому-то малоизвестному иудеи и большевистскому комиссару...

так что статуя Иуды действительно предназначалась не в качестве надгробного изваяния - это факт; а если и предназначалась в этом качестве, то никому иному, как самому товарищу Троцкому - который в 20 годы своей судьбы. естественно не знал...

останься он в СССР, и одержи он победу над товарищем Сталиным, - споров бы не было - и я почему-то уверен, что на могиле Троцкого у Кремлёвской стены стоял бы именно этот памятник - названный статуей Иуды...

Владимир Беспалов   10.03.2015 13:38   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Борис Романов
Перейти к списку рецензий, написанных автором Сергей Головин
Перейти к списку рецензий по разделу за 23.07.2012