Рецензия на «Иисус на троне» (Андрей Охоцимский)

Мне всё-таки кажется, что Иисус и трон - несколько несовместимые понятия. С самого начала Иисус отвергает любое указание на свое владычество: "Ты Царь Иудейский? Иисус сказал: ты говоришь." (Матф.,27:11, Лк. 23:3) "Ты Царь Иудейский? Царстство мое не от мира сего" (Ин.23:33,36). Нигде не упоминания о том, что Иисус идентифицировал себя Царем (владельцем трона). Наоборот, он всячески открещивается от такого предположения. И сама миссионерская деятельность, сама философия Иисуса - это перенос акцента земного владычества (власти одного над другим) на владычество Небесное. В этом контексте трон не вписывается в общую философскую парадигму Иисуса, и тем более не иллюстрирует ни одно из его концепций. Трон в этой парадигме - лишний элемент, не носящий смысловой нагрузки. Он наоборот, разрушает концептуальную целостность философии Иисуса.

Абдуджабор Абдуджалилов   09.01.2013 22:58     Заявить о нарушении
Спасибо за замечания. Хотя я не уверен, что Вы прочитали мой очерк. Я ведь примерно об этом же и пишу: что трон обозначал Его как Бога, а не земного царя. В Библии Бог часто в видениях оказывается на троне (престоле). Я же об этом написал, в конце.

Андрей Охоцимский   11.01.2013 00:01   Заявить о нарушении
Андрей, добрый вечер,
Очерк ваш я читал, читал внимательно, как, впрочем, и другие Ваши вещи.
Я в принципе не согласен с самой постановкой вопроса, даже если трон - это средство личностной концептуализации Иисуса. Мне кажется, личность Иисуса и так "самодостаточна", ему не нужна излишняя атрибутика.
Вот что я имел в виду.

Абдуджабор Абдуджалилов   11.01.2013 23:53   Заявить о нарушении
Я пишу как историк иконографии, а не как проповедник. Я ведь не веду разговор с позиций как правильно понимать Иисуса, а как нет. Мне такой разговор может быть и интересен, но в качестве отдельной темы. К данному очерку он отношения не имеет. Это же чисто историческое производение. Мне даже не важно, считаю ли я сам трон лишним или нет, важно то, что тысячелетняя традиция признавала и до сих пор признает его не лишним, связывая его именно с Небесным владычеством Иисуса.

Андрей Охоцимский   12.01.2013 00:31   Заявить о нарушении
Мне всё-таки кажется, что Иисус и трон - несколько несовместимые понятия.
------------
Почему же нет?

Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится. (Дан. 7:13–14)

И сказал Сидящий на престоле: се, творю все новое. И говорит мне: напиши; ибо слова сии истинны и верны. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой. (Откр. 21:5-6)

Что Царство не от мира сего для христианина не новость; говорить, что образное выражение истины что-то разрушает -- преувеличение. Единственно соглашусь, что созерцание такового может быть вредно для неподготовленного ума, и то не для всякого; иным и Священное Писание "помогает" укореняться в невежестве; напр., якобы Бог поощряет убийство (вероотступников), ожесточает сердца (правителей), не осуждает грехов (содомских), т.д.

Еще вот что скажу. Для одного, икона -- несоответствие философской парадигме (пусть даже в контексте), для другого -- многогранной личности Христа, или еще что-то в этом роде. Скажем, что и горный пейзаж нелепо, потому что природа разнообразней?

В начале было Слово
Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть
И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины (Ин. 1:1,3,14)

Что за "концептуальная целостность философии Иисуса"? Непонятно.

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. (Ин. 1:1)

В какую "общую философскую парадигму" не вписывается трон -- символ вседержительства? Непонятно.

Нередко, мне кажется, проблемы начинаются как раз с философских парадигм, которые начинают "подтачивать" целостность откровения.

Южный Максим   10.03.2016 08:49   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Андрей Охоцимский
Перейти к списку рецензий, написанных автором Абдуджабор Абдуджалилов
Перейти к списку рецензий по разделу за 09.01.2013