Рецензия на «БК. Это все не то...» (Пространство Текста)

Аналитично, лаконично, аргументированно. ☺ Это я - о критике повести.

Что касается повести, то, на мой взгляд, сама главная проблема её заключается в том, что у неё нет концепции. Тема заявлена, как повесть о Питере и Трубе. То есть, в двух словах, должны быть в наличии и по определению ☺ - 1. город на Неве и 2. уличные музыканты. Но, как оказалось, всё не так. Тема повести - смерть юной девушки на фоне городских пейзажей. А все эти музыканты и их трубы - этот так, незначительный, дополнительный антураж. ☺ Поэтому и героев мы не видим. Их нет.

Хорошо, согласимся с утверждением, что главная тема повести - Смерть. Каким образом раскрывается эта тема? Что мы поняли про Смерть? Может быть, то, что лучше встречать Смерть в Петербурге, неопознанной бродяжкой, красиво, на фоне дырявых крыш и шпилей соборов, чем в кругу семьи, в далеком сибирском городке? Или Росси не хотела огорчить мать? Или она хотела вернуться, но не успела этого сделать? Или ей вообще не свойственно это - иметь родной дом? Дом - это начало всех начал. Дети всегда рисуют домик, солнышко, окно, дверь, трубу. Это заложено в человеке на генетическом уровне. Как, скажите на милость, жить БЕЗ дома? Вот что страшно, если принять во внимание факт, что существование Росси вне родного дома полно драйва. Или есть оправдание - Питер? Лучше в Питере в притоне, чем дома в Сибири на чистой простыни? НО и этого не прозвучало. В итоге - в повести вроде как заявлено много разных тем, полутем и намеков на тему, но нет самой главной темы.

Естественно, что по прочтении, кстати, прочтении трудном, возникает вопрос - и что это было?

Я, во всяком случае, не услышала в повести, как поют эти музыканты в Трубе. Атмосферы города нет. Лишь наивная девушка, смертельно больная и сбежавшая из дома, как оказалась, тусуется тут и там. И думает, что все эти люди - хорошие, они не сделали ей зла. И слава богу, конечно. Но тогда получается, что и Чикатило - хороший, ведь нам лично или своим соседям по парадной он тоже не сделал ничего плохого.

Лора Маркова   19.02.2013 15:35     Заявить о нарушении
Кажется, тема повести – не Смерть. Жизнь, но короткая.
На Васильевский остров я уйду умирать... Не ушёл, но хотел. Ведь верим, что от чистого сердца хотел?
Трудно отказаться от уюта и дома сознательно. Иногда нас срывает импульс. Только не "крышу" нам, а нас с места комфортной жизни под крылышком. И не всегда это дромомания.
Что-то скрытое в нас иногда знает о нашем будущем задолго до появления в сознании чего-то, доступного осмысливанию и обсуждению. Интуиция? Трудно интуиции верить.
Иногда некоторые верят и кажутся нам странными. Джим Моррисон в песне настаивал: "Люди странные, их лица злы". Это отнеслось бы не к уличным музыкантам, а к прохожим.
Песни музыкантов в повести между делом. Атмосфера города и так знакома горожанам, а кто не учуял, тому не объяснишь.
В некоторых сказках узнаём, "как дурак за счастьем ходил". Росси сходила умереть, только узнала об этом не сразу.
А интуиция... Да, гармонию Города алгеброй не измерить. Ну, никак! И времени глубоко задуматься, научиться философии и обрести мудрость героине повести не дано. Только влюбиться успеть и ощутить ответное чувство.
Выходит, название повести – для отвода глаз.
Пламенно с трибуны о тонких нежностях не сказать. Нам прошептали.

Выходец Из Арройо   19.02.2013 13:56   Заявить о нарушении
Версия номер некст (вторая по счету у Выходца):
"Кажется, тема повести – не Смерть. Жизнь, но короткая."(с)

Мнемозина   19.02.2013 14:29   Заявить о нарушении
Доктора могила не исправит. Про Смерть не хочу ни в каких видах. Только про Жизнь!

Выходец Из Арройо   19.02.2013 14:34   Заявить о нарушении
"Выходит, название повести – для отвода глаз."(с)
В том-то и дело, Сергей, что название нам расшифровала соавтор Александра Созонова и получается, что в названии заложен смысл того, о чем хотели сказать, но не смогли.
Тогда мне непонятна позиция авторов произведения. Насколько мне известно, повесть имела несколько названий, в них есть слова "Питер" и "Труба". Значит, все-таки авторы терялись в догадках, о чем же они написали свою повесть? Понимаете, что хочу сказать? Писали про одно, а получилось другое или получилось - в итоге! - это "другое" при внесении в повесть правок, которые исказили основную идею до такой степени, что многим стало непонятно... Сместились акценты.Кстати, именно смещенные акценты делают повесть скучной(имхо).
И еще. Если вести одну линию, предположим: смерти, так надо было в самом начале об этом как-то заявить. Штрихом каким-нибудь. А то сначала тра-ля-ля...как все круто и здорово и вдруг вклин - опухоль мозга. Вот так - на!

Мнемозина   19.02.2013 14:46   Заявить о нарушении
Вот смотрите, что получается.

Если тема повести - Смерть, как утверждает А.Созонова, и ... - это вовсе не то, что ты думал, но лучше - то получается, что Смерть - это благо, избавление от страданий, от боли. И вообще... круто. ☺

Тогда зачем всё остальное, все эти музыканты и трубы, если Смерть - лучше Жизни. Понимаете, получается, полная ерунда. В таком раскладе нет логики, присущей художественной прозе.

И потом, тема "хорошести" всех, кто был рядом, ещё раз возвращаюсь к этому, не выдерживает никакой критики. Это - милое заблуждение, которое имеет право быть, как в повести, так и в реале, учитывая юный возраст героини. Однако данный постулат звучит в повести со всей серьёзностью, что в какой-то мере претенциозно. Значит, читатель должен сделать вывод, что Росси была так слаба или уязвима или идеальна, что силы зла рассыпались у её ног, словно она - святая. Поэтому, она - особенная. Значит, у неё должна быть какая-то миссия на Земле, а где она? Нет. Это я рассуждаю с точки зрения действия художественных законов, присущих прозе.

Лора Маркова   19.02.2013 15:50   Заявить о нарушении
Всем привет:)

Лора, спасибо:) Хотя, если честно, после твоего эссе мне уже было трудно что-то добавить.

Но я вот что сейчас подумал: возможно, проблема с повестью в том, что у нее чересчур жестко заданная структура. Мы видим постоянное чередование трех форм (условно): дневник - галлюцинация - сказка. И так семь или сколько там раз. Создается впечатление, что автор сама загнала себя в жестку схему, поэтому у нее и не получилось сказать что-то большее, что никак не влезает в рамки. Иначего говоря, давление формы ограничило поле смыслов и обеднило выразительные возможности. Как результат, получилась довольно попсовая песня с обычной песенной структурой: запев - припев - проигрыш.

Всего,

Пространство Текста   19.02.2013 15:58   Заявить о нарушении
Лора пишет:
"Если тема повести - Смерть, как утверждает А.Созонова..."

Утверждение редактора повести по значимости равно утверждению любого рядового читателя. Потому что это, как ни крути, не слово автора. Так что пока мы имеем несколько различных точек зрения на одну вещь.

Мп Статьи   19.02.2013 16:03   Заявить о нарушении
Мэла, я и сама, кстати, это почувствовала, как эта Маска-Смерть выпирает из повести, сводит на нет все остальные мотивы. Получилось, что хотела рассказать про музыкантов, а рассказала о себе,и о каких-то заурядных личностях, не имеющих ни дома, ни работы, ни целей.

Я ещё вот что подумала. Возможно, автор хотел разработать классический сюжет. Знаете, такая вот богемная (?) в представлении автора тусовка, и обязательно печальный конец. Такой доморощенный бедный декаденс. Нет?

Лора Маркова   19.02.2013 16:27   Заявить о нарушении
На мой взгляд, тема смертельной болезни здесь превращает повествование в фарс. Потому что получается, опухоль мозга вызывает у героини искаженное воприятие о реальности. Так и хочется объясниться длинной фразой из названия, мол, это не вовсе не так, как ты думаешь, а гораздо(хуже, лучше, по-другому, вообще не так...выбирай, что хочешь)...Получается, что героине это все только кажется, а на самом деле....А что, кстати, на самом деле?

Мнемозина   19.02.2013 16:38   Заявить о нарушении
На самом деле, Росси в Стране не выученных уроков. ☺

Для читабельности повести, ей нужно отжать от воды, выделить главную тему и расставить акценты там, где следует.

Лора Маркова   19.02.2013 16:47   Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Пространство Текста
Перейти к списку рецензий, написанных автором Лора Маркова
Перейти к списку рецензий по разделу за 19.02.2013