Рецензия на «Людям нужен Прометей - Антихрист. О М. Горьком» (Диакон Георгий Малков)

"Нет убедительности в поношениях;
и нет истины, где нет любви"
А.С. Пушкин.

Сегодня (28.03.2013г.) по телеканалу "Культура" закончился показ последней серии художественного фильма "Под знаком скорпиона" о жизни и судьбе М.Горького (А. Пешкова). И в этом фильме высказана истинная христианская позиция в отношении оценке жизни человека: человек-писатель греховен и нужно различать в чем его грех и в чем его правда жизни, грех человека, за который человек несет персональную ответственность, нужно обличать, но не осуждать самую потаенную суть человека в его сложном пути жизни, ибо пред Богом все люди грешны и каждый предстанет пред последним Судом в своем грехе... В этом фильме показана истинная трагедия жизни и судьбы человека, человека, который "пошел на сделку" с властью и одновременно же осуждавший эту власть; человека, который думал и заботился более не о себе, а о других, что были притесняемы, гонимы и уничтожаемы разными способами этой бесовской властью. У М.Горького был выбор жизни: остаться навсегда в Европе или возвратиться в советскую Россию. И выбор он сделал. И не нам судить, осуждать человека в его личном, экзистенциальном Выборе, ибо люди не ведают все пути Божии, а потому последнее слово Суда за Всевышним, а не за людьми, ограниченных в своих греховно-человеческих пристрастиях и в своих претензиях на осуждение...

Меня просто поражает пафос автора статьи, будь то она была бы написана в конце 19-го века, или в первой половине 20-го или тогда, когда написана (в начале 21-го века). Ничего не изменилось бы, ибо пафос остался бы таким же: как пафос на уничижение человека, умаление человеческого достоинства. И что характерно в этом пафосе, а именно, что под таким же пафосом писали и советские борзописцы по приказу властей сверху, или также писали прежде и до сих пор в таком же духе "профанации образа человека" пишут современные западники-либералы (например, И.И.Гарин), хаявшие все "советское" и в культурном плане в том числе. Интересное совпадение!
Интересный пафос, в котором совпадают идейно-исторические позиции и советских большевитских борзописцев, и западников-либералов, и реакционеров-традиционалистов от православия... И вот этот пафос "профанации" есть уже удручающий факт и печальный признак трагедии России как в её историческом пути, так в её современной действительности. Со всех сторон рвут и разрывают Россию на части: хоть большевики, хоть либералы-западники, хоть монархисты-реакционеры, а народ русский как был у разбитого корыта, так и с разбитым корытом и остался до сих пор, русская деревня как была нищая, так и нищая и осталась. Да хоть бы и нищая, ведь, довели до того состояния, что и вообще никакой деревни, никого не останется, пока они решают вопросы свои над привелегией: кто прав, а кто виноват и что делать...

В данной статье "мутный пафос", в котором отражается историческая беда современной России, как наследницы человеческих грехов прошедшего:

"...Заметим также, что Горький был совершенно бесплоден и как писатель-мыслитель, «властитель дум»...
Что ж, кстати, не такой ли именно «утешительной неправдой», не такой ли «ложью жизни» многие литераторы – прихлебатели дьявольски лживого большевизма – и утешали долгие десятилетия наш народ, ввергая его в то жизненно абсолютно ложное и в духовном смысле до предела непотребное состояние, из которого значительная часть нации не может выбраться и доселе?.." (Г.Малков).

Замечательно, что под этими словами подписались бы и западники-либералы, такого типа как Игорь Гарин, уж очень совпадает пафос как в данной статье, так и в статьях И.Гарина, например, о всем советском или о Достоевском, в вину которому приписываются и вменяются всяческие грехи: что был в хороших отношениях с социалистами (Некрасов, Чернышевский, Добролюбов), так же как и что был в хороших отношениях с Победоносцевым и разное другое...

Какая разница для облыжников: Достоевский ли, или Горький? Они найдут "факты", чтобы умалить значение человека. И вот здесь Владимир Набоков ценен всем: и монархистам, и либералам, как настоящий обличитель псевдописателей. Но если судить по Набокову, то в России вообще нет настоящих писателей, талантливых и даровитых от Бога, кроме, конечно, самого Владимира Набокова и близких ему по духу. А все остальные - посредственность и бездари, так вот выходит по Набокову... Но пусть мнения Набокова о других писателях останутся на его совести. Только вот праведен ли его эстетический и исторический суд над другим человеком-писателем? Вот в чем вопрос.

И еще важно сказать, что М.Горький был одним из тех, кто в советской России защищал образ Пушкина от профанов и злоклеветников. Поэтому не нужно однозначно ставить окончательную точку в вопросе человеческого суда над человеком-писателем. Ибо еще не все вопросы освещены и подняты, не всё еще осознано и осмысленно. И возможно истинное осмысление придет тогда, когда в сердцах откроются слова и образ мысли апостола Павла о неисповедимых путях Божиих, как в послании к римлянам. И послание это апостола также вполне можно отнести и как историческое послание к россиянам, которым, как воздух, требуется слово о покоянии, слово покаяния, ибо все мы в непослушании пред Всевышним, как "и кто был советником у Господа?"...

И еще, я хотел бы напомнить, как либералам-западникам, так и монархистам-реакционерам, что М.Горький, как и Достоевский, писал более не о сильных мира сего, к которым и можно как раз отнести и западников, и монархистов, а писал о униженных и оскорбленных... И вот когда Вы будете порочит имя и судить человека, то вспомните слова Иисуса Христа о самих себе, ибо и о вас также сказано: "лицемеры!"...

Бармин Виктор   28.03.2013 23:58     Заявить о нарушении

Перейти на страницу произведения
Перейти к списку рецензий на это произведение
Перейти к списку рецензий, полученных автором Диакон Георгий Малков
Перейти к списку рецензий, написанных автором Бармин Виктор
Перейти к списку рецензий по разделу за 28.03.2013